Конспект НОД в старшей группе «Как автомобиль появился в нашей жизни»

Авторы: Третьякова Ольга Александровна, Чиданова Ирина Владимировна, воспитатели МДОУ Детский сад «Журавлёнок» (г. Надым)

Программное содержание:

Обучающие задачи:

— учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания при составлении описательного рассказа с помощью алгоритма;

— учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающей жизни;

— формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;

— формировать способ действий в ситуации затруднения.

Развивающие задачи:

— закрепить представление детей о разнообразии транспортных средств;

— активизировать словарь по теме «Наземный транспорт»;

— закреплять умение правильно называть транспортные средства, их назначение и функцию;

— расширять знания детей об истории изобретения первого автомобиля как транспортного средства, облегчающего деятельность человека;

— развивать любознательность, находчивость, смекалку;

— поддерживать интерес к речевой деятельности, используя ИКТ.

Воспитательные задачи:

— побуждать детей интересоваться окружающим предметным миром;

— воспитывать наблюдательность, умение слушать, действовать по инструкции, работать в команде;

— воспитывать уважение к профессиям взрослых, работающих на транспорте.

Ход занятия:

I. Введение в ситуацию

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у меня хорошее настроение, и я хочу поделиться им с вами. Хотите? Тогда ловите! Чтобы сохранить хорошее настроение на весь день положите его в кармашки.

Ребята, я хочу у вас спросить: кому из вас знакомо слово «коллекционер»? Что оно означает? (Дети выдвигают свои версии, предположения.)

Воспитатель: Верно, коллекционер – это человек, который чем-то увлечен, собирает коллекцию из тех или иных вещей. А вы коллекционируете что-нибудь? Значит, вас можно назвать коллекционерами. Хотите посмотреть, какие бывают коллекции? (Свечи, солдатики, кактусы, игрушки из киндер-сюрприза.) Давайте посмотрим на волшебный экран.

На экране 4 – 8 слайды.

Воспитатель: Вот видите, какие разнообразные коллекции? Мой сын коллекционирует машинки, вот они (показ). К какому виду транспорта они относятся? (Наземный транспорт.) Сегодня утром он спросил: «Как автомобиль появился в нашей жизни?» А я не смогла на его вопрос ответить и подумала, может быть, вы мне сможете помочь? Хотите помочь?

Дети: Да.

Воспитатель: Сможете?

Дети: Да.

II. Актуализация знаний

Воспитатель: Кто знает, как автомобиль появился в нашей жизни? Какие у вас есть предположения? (Дети рассуждают.)

Затруднение в ситуации

(Создать мотивационную ситуацию для получения ответа на поставленный вопрос.)

Фиксация затруднения

Воспитатель: Сколько у нас много версий и предположений. А какая из них верная? Смогли ли мы найти точный и правильный ответ? (Нет.)

Выявление причины

Воспитатель: Почему? (Нет доказательства.)

III. Постановка образовательной цели

Воспитатель: Что будем делать? (Варианты детей.)

Воспитатель: Верно, если мы что-то не знаем, то можем спросить у того, кто это знает. У кого спросим? (Выясняется, что спросить не у кого.) Как быть? (Дети думают, высказывают предположения.)

Воспитатель: Можно догадаться самим.

IV. «Открытие» нового знания

Воспитатель: Давайте вместе поразмышляем. Нам поможет волшебный экран. Как вы думаете, давно ли существует автомобиль? (Ответы детей: Да.) Предлагаю отправиться в далекое прошлое.

На экране 9 – 16 слайды.

Воспитатель: Лошадь это не только красивое животное, но и первый помощник человека. Верно? Докажите.

Воспитатель: Хороша ли была телега? (Дети отвечают.) В чем были недостатки? (Дети рассуждают.) Со временем человек придумал кареты…

Воспитатель: Прошло много времени, и человек изобрел автомобиль. Хотите посмотреть, как он выглядел?

Воспитатель: Нравится вам такой автомобиль? Как вы думаете, удобный он был? Быстро можно было ездить на нем? (Дети высказывают свои предположения.)

Воспитатель: Конечно, у такого автомобиля были недостатки… И вот мы видим современный автомобиль (его достоинства). Посмотрите, какой длинный и интересный путь нам пришлось пройти: от первого транспортного средства – лошади, до современного автомобиля.

Воспитатель: На какой вопрос мы искали ответ? Ответили на вопрос? (Да.) Что нам помогло? (Наша любознательность, смекалка, волшебный экран времени.)

V. Совместная деятельность педагога и детей

Воспитатель: Да, ребята, молодцы! И «экран времени» нам очень помог. Спасибо ему за это. А теперь давайте вернемся к нашей коллекции. Какие виды транспорта вы видите? (Легковой автомобиль, грузовик, трактор.) Как можно назвать этот транспорт, одним словом? (Наземный транспорт.)

Воспитатель: Есть ли в коллекции транспорт специального назначения? (Дети рассматривают, уточняют.)

Воспитатель: Правильно. Это машина «скорой помощи». Какие еще вы знаете машины специального назначения? А можете узнать машину по ее сигналу?

Дидактическая игра «Чей сигнал?»

Цель: развивать слуховое внимание, закрепить название транспорта, его функцию и назначение.

Воспитатель: Кто управляет транспортом? Кто приводит его в движение? (Человек.) Давайте вспомним и назовем профессии людей, которые управляют транспортом. Я начну, а вы продолжите.

Игровое упражнение «Кто чем управляет?»

Цель: уточнить профессии людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта.

Автобусом и троллейбусом управляет водитель.

Такси – таксист.

Поездом – машинист.

Трамваем – вагоновожатый.

Мотоциклом – мотоциклист.

Велосипедом – велосипедист.

Бульдозером – бульдозерист.

Воспитатель: Вернемся к коллекции. Как называется вот эта машина? (Бетономешалка.) А что она делает? (Мешает бетон.) Интересно, как называется машина, которая поливает дорогу?

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Цель: учить словообразованию по способу слияния двух основ; уточнить название, функцию машины; развивать внимание, активную мыслительную деятельность.

Мешает бетон – бетономешалка.

Поливает дорогу – поливальная машина.

Снег убирает – снегоуборочная машина.

Молоко возит – молоковоз.

Бензин возит – бензовоз.

Воду возит – водовозка.

Асфальт укладывает – асфальтоукладчик.

Воспитатель: Сегодня мы говорим о наземном транспорте, а какой вид транспорта вы еще знаете? (Водный, воздушный.) Верно. Предлагаю отдохнуть.

VI. Подвижная игра «Море, небо, дорога» (физкультминутка)

Цель: узнать особенности движения разных транспортных средств; уметь ориентироваться в пространстве; быть внимательным, действовать по сигналу.

Словесная инструкция: При слове «море» дети изображают лодку, имитируя движение по волнам. Слово «дорога» означает езду на автомобиле, «небо» – движение самолета. А услышав «рельсы», дети встают друг за другом и изображают движение поезда.

(После игры дети садятся.)

Воспитатель: Сейчас мы разделимся на пары. Теперь вы напарники и будете помогать друг другу. Согласны? Я предлагаю вам рассказать о транспорте все, что вы о нем знаете. Нам снова будет помогать волшебный экран.

VII. Составление описательного рассказа о транспорте

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, автомобиль это хорошо или плохо?

Дидактическая игра «Хорошо – плохо»

Цель: развивать логическое воображение; расширять словарь.

Воспитатель: Например, чем хорош грузовой транспорт? (Можно перевозить разные тяжелые грузы.)

Воспитатель: Что в нем плохого? (От него много шума, когда едет, портит воздух выхлопными газами, нельзя возить людей.) А почему? (Нет места для пассажиров и ремней безопасности.) Молодцы!

Воспитатель: Что вы скажете о пассажирском транспорте? Что в нем хорошего? (Много людей, можно наблюдать из окна за красивым меняющимся пейзажем.)

Воспитатель: А чем он плох? (Тяжело путешествовать: устает спина, читать нельзя, нет спального места, туалета нет, не на всех есть кондиционер.)

Воспитатель: Да, есть и положительные, и отрицательные стороны. Но без транспорта нам не обойтись. А если мы хотим сохранить свое здоровье, что тогда делать? (Ходить пешком, ездить на велосипеде.)

VIII. Рефлексия деятельности

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? (О транспорте.) Что мы о нем узнали нового? (Как появился.) С каким новым словом познакомились? (Коллекционер.) Как много интересного сможет узнать мой сын, собирая коллекцию разных машинок. Вам бы хотелось что-нибудь коллекционировать и узнавать новое? Что бы мы могли коллекционировать в группе? Спасибо вам, ребята, за работу.

Приложение. Презентация.

Как автомобиль появился в нашей жизни
Как автомобиль появился в нашей жизни
Как автомобиль появился в нашей жизни
Как автомобиль появился в нашей жизни
Как автомобиль появился в нашей жизни
Как автомобиль появился в нашей жизни
Как автомобиль появился в нашей жизни
Как автомобиль появился в нашей жизни
Как автомобиль появился в нашей жизни
Как автомобиль появился в нашей жизни
Как автомобиль появился в нашей жизни
Как автомобиль появился в нашей жизни
Как автомобиль появился в нашей жизни
Как автомобиль появился в нашей жизни

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *