Автор: Бондаренко Наталья Николаевна, воспитатель ГБОУ СОЖ (с. Новокуровка, Хворостянский район, Самарская область)

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Задачи и цели:

1. Расширить и углубить знания детей о великом русском поэте А.С. Пушкине и его творчестве для детей.

2. Совершенствовать выразительность речи.

3. Развивать память и творческое воображение.

4. Испытать чувство восхищения и радость общения со сверстниками и гостями.

Оборудование и материалы: книги А.С. Пушкина, сценические костюмы героев сказок А.С. Пушкина, настенное панно «У лукоморья», листы альбома, акварельные краски, кисточки, салфетки.

Предварительная работа:

Чтение детям произведений А.С. Пушкина.

Этическая беседа на тему «Сказка – ложь, да в ней намек».

Заучивание стихов А. С. Пушкина.

Драматизация отрывков сказок А.С. Пушкина.

Подготовка оборудования.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята и дорогие гости! Сегодня мы с вами совершим путешествие по сказкам А. С. Пушкина, побываем в сказочной стране под названием «Лукоморье».

Первый ребенок: Мы расскажем вам, почему А.С. Пушкин так любил русские народные сказки и почему он хотел, чтобы его сказки были похожи на народные.

Второй ребенок: Когда А.С. Пушкин был совсем маленьким и все его звали просто Саша, у него была нянюшка – простая крестьянка, которую звали Арина Родионовна Матвеева. Маленький Саша очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала няня. Ему очень нравились напевные слова, которыми говорила его нянюшка.

Третий ребенок: В то время в дворянских семьях было модно говорить по-французски, а русский язык считался грубым. Но, слушая сказки и песни своей няни, юный поэт понимал, что нет на свете языка более красивого, чем русский.

Четвертый ребенок: Когда А. С. Пушкин стал взрослым, он старался показать всю красоту русского языка. Поэт писал свои стихи простым языком, который был понятен всем – и бедным, и богатым, и маленьким, и взрослым. Поэтому А. С. Пушкина и называют народным поэтом.

Воспитатель: Что ж, начнем! Предлагаю вам первый конкурс.

Конкурс 1. «Угадай сказку»

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

(«Сказка о царе Салтане»)

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе!

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется!

(«Сказка о золотом петушке»)

Конкурс 2. Иллюстрируем сказку А.С.Пушкина

Дети делятся на пары, каждой паре даются листы альбома, краски и карандаши. Вместе дети иллюстрируют одну из сказок А. С. Пушкина.

Конкурс 3. «Игра в рифмы»

Воспитатель: Все сказки А. С. Пушкина написаны стихами. Сейчас я предлагаю вам подобрать рифмы к словам. Поиграем в рифмы!

Ложка – кошка, плошка, мошка.

Совет – ответ, привет, рассвет.

Палка – галка, скалка, скакалка

Кот – плот, кашалот, бегемот.

Кружка – подружка, клюшка.

Роза – береза, заноза.

Конкурс 4. «Знаете ли вы?»

Воспитатель: Мы с ребятами так много узнали об А. С. Пушкине. А знаете ли вы?

– Как звали няню А. С. Пушкина? (Арина Родионовна Матвеева.)

– Где родился А. С. Пушкин? (В Москве.)

– Что больше всего любил делать маленький Саша? (Очень любил читать, рассказывать стихи наизусть.)

– Какие предметы в лицее он не любил? (Арифметику.)

– Кто научил А. С. Пушкина русской грамоте? (Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал.)

Конкурс 5. «Домашнее задание»

Дети инсценируют отрывки из сказок А. С. Пушкина.

Ребенок:

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

Балда:

Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?

Ребенок: Поп ему в ответ.

Поп:

Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где мне найти такого

Служителя не слишком дорогого?

Ребенок: Балда говорит:

Балда:

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть мне давай вареную полбу.

Ребенок:

Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь розь,

Да понадеялся на русский авось.

Ребенок: Поп говорит Балде:

Поп:

Ладно, не будет нам обоим накладно.

Поживи-ка на моем подворье,

Окажи своё усердие и проворье.

Воспитатель: Из какой сказки эти герои? Чем закончилась сказка? Давайте посмотрим еще один отрывок.

Автор:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод –

Пришел невод с одной тиной,

Он в другой раз закинул невод –

Пришел невод с травою морскою,

В третий раз закинул он невод –

Пришел невод с одной рыбкой,

С не простой рыбкой – золотою.

Как взмолилась золотая рыбка,

Голосом молвит человеческим:

Золотая рыбка:

Отпусти ты, старче, меня в синее море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь.

Автор:

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он золотую рыбку

И сказал ей ласковое слово:

Старик:

Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.

Автор:

Воротился старик ко старухе,

Рассказывает ей великое чудо.

Старик:

Я поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка.

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась,

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с неё выкуп,

Так пустил её в синее море.

Автор: Старуха старика забранила.

Старуха:

Дурачина, ты, простофиля!

Не умел ты взять выкуп с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось.

Воспитатель: Герои какой сказки А. С. Пушкина были у нас в гостях?

Автор:

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркалом своим

Перемолвилася с ним:

Царица:

Я ль, скажи мне, всех милее

Всех румяней и белее?

Автор:

Что же зеркальце в ответ?

Зеркало:

Ты прекрасна – спору нет,

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

Автор:

Как царевна отпрыгнет,

Да как ручкой замахнет,

Да по зеркалу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!

Царица:

Ах ты, мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло!

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

Но скажи: как можно ей,

Быть во всем меня милей?

Признавайся: всех я краше?

Обойди все царство наше,

Хоть весь мир, мне равной нет.

Так ли?

Автор:

Зеркальце в ответ:

Зеркало:

А царевна все ж милее,

Все ж румяней и белее.

Воспитатель: Узнали сказку? Назовите нам.

Первый ребенок:

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Второй ребенок:

Там, на неведомых дорожках,

Следы невиданных зверей;

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Третий ребенок:

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя.

Там в облаках, перед народом,

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

Четвертый ребенок:

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит.

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет.

Там русский дух, там Русью пахнет!

Пятый ребенок:

И я там был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый,

Под ним сидел и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

(Раздается стук и в группу входит ребенок в костюме Петушка.)

Петушок: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости! Я Петушок – Золотой гребешок из сказки А. С. Пушкина. Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: А что случилось?

Петушок: Я услышал, как дети читают стихотворение А.С. Пушкина, и хоть я и живу в его сказке, но многие слова в этом стихотворении мне непонятны. Объясните мне их, пожалуйста! Ну вот, например, что такое Лукоморье?

Дети: Это старинное русское слово, так когда-то наши предки называли морской залив, бухту.

Петушок: Это я понял. А вот что такое темница? И что значит «царевна тужит»?

Дети: Темница – это тюрьма, а тужить значит печалиться.

Петушок: Но мне все-таки неясно, почему поэт употреблял эти слова. Написал бы понятно: тюрьма, печалиться, морской берег.

Воспитатель: Ребята, почему А. С. Пушкин употреблял именно эти слова?

Дети: Он писал сказки о Древней Руси, поэтому и употреблял старинные слова.

Петушок: Спасибо, ребята, я много узнал о А.С. Пушкине. Мне уже пора возвращаться в свою сказку.

Воспитатель: Ну что ж, праздник наш закончился. Как мы с вами интересно время провели!

Дети: Досвидания!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить