Автор: Татьяна Александровна Плишкина, заместитель заведующей по УВР МДОУ «Д/с №71 о.в.» (г. Магнитогорск).
Актуальность темы:
Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. К сожалению, мы слишком часто видим по телевизору и читаем в газетах объявления о пропаже детей и другие неприятные случаи, виновниками которых становятся незнакомые люди. Ребенка может обидеть каждый, но мы в состоянии защитить его от подобных вещей. Малыша нужно учить поменьше общаться с незнакомцами, держаться от них подальше. Если в семье есть маленький ребенок, хочется дать ему все самое лучшее, обезопасить его от всех дурных влияний внешнего мира. И неприятности подстерегают вас там, где вы меньше всего их ждете. Чужие дяди и тети с плохими намерениями могут подстерегать детишек в любом возрасте. Необходимо сделать так, чтобы ребенок не попался на удочку незнакомца.
Постановка проблемы:
Работая в детском саду, замечаешь, что дети не могут принимать самостоятельно решения, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, поэтому эта проблема настолько актуальна, что послужила нам основанием для выбора данной темы.
Цель проекта: Расширить представления детей об опасностях, исходящих от человека; выработка алгоритма поведения в конфликтной ситуации.
Задачи проекта:
Формировать потребность в здоровом образе жизни, позволяющем сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности;
Подготовить детей к встрече с различными опасными жизненными ситуациями;
Помочь ребенку осознать свою самостоятельность в поведении;
Содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;
Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных итуациях, проявлять сочувствие, взаимопомощь;
Стимулировать развитие интереса к проблеме собственной безопасности;
Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;
Обогащать речь дошкольников с помощью произведений художественной литературы;
Развивать способности к исследовательской деятельности:
- определение задач, исходя из поставленной проблемы;
-планирование этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами;
- умение выбрать материал и способ действия;
- умение аргументировать свой выбор.
Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач.
Ожидаемые результаты:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей: способности к определению задач на основе поставленной проблемы, умения планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
Формирование интереса к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми;
Проявление умения правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице и дома, когда остаются одни;
Проявление способности ориентироваться на нормы и правила в жизни общества, осознание важности и необходимости гуманного и бережного отношения к родной земле, окружающему миру,
Принимают активное участие в общественно значимых мероприятиях, полезных делах;
Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности.
Этап. Разработка проекта.
Донести до участников проекта важность данной темы;
Определение и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
Анализ проблемы: что уже есть, что нужно сделать, к кому обратится за помощью, в каких источниках можно найти информацию;
Создание банка идей и предложений;
Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса.
Этап. Выполнение проекта.
№ п/п |
Образовательная область |
Формы организации детской деятельности |
Задачи |
1. |
Здоровье |
Познавательное занятие «Я и другие люди» |
Формировать знания детей о социально благоприятных взаимоотношениях людей. Учить понимать, что приятная внешность и добрые намерения человека могут не совпадать. |
2. |
Физическая культура |
Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие».
«Волк и гуси» «Мы медведя испугались» «Волк во рву» «Похитители и настойчивые ребята» «Смелые мышки» «Охотники и зайцы» «Кот и мыши»
«Лиса в курятнике»
«Зайцы и волк»
«Наседка и цыплята»
«Хитрая лиса»
«Пойдем в гости»
«Цыплята и лиса»
Игровые упражнения «Незнакомец», «Попади в цель», «Юные спасатели»
|
Содействовать гармоничному физическому развитию детей Накапливать и обогащать двигательный опыт, добиваясь осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов упражнений Развивать у детей быстроту движений. Добиваться правильного ответа на соответствующие слова соблюдения правил игры. Воспитание смелого поведения в опасных ситуациях Осознание собственных, мышечных и эмоциональных ощущений, снятие напряжения, страха Учить управлять своим поведением
Учить детей убегать в определенное место, не сталкиваясь друг с другом. Учить внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом. Учить ориентироваться в пространстве, находить свое место. Учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожным и внимательным; приучать действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им. Учить детей быть внимательными, замечать изменения в поведении других детей. Упражнять детей в убегании и увертывании. Развивать умение детей ориентироваться в пространстве; упражнять в совместных действиях. Учить детей убегать в определенное место. Развивать ответную реакцию на сигнал.
Развивать умение ориентироваться в пространстве и быстроту.
|
3. |
Безопасность |
Беседа: «С кем ты приходишь в детский сад?», «Беседуем с незнакомыми людьми», «Как себя вести с незнакомыми людьми на улице, в транспорте, дома»
«Когда ты дома один»
«Если тебя обидели»
«Как вызвать полицию? Что такое служба «02»?»
«Ты остался дома один, а в дверь постучали»
«Как вести себя на улице, если ты потерялся»
«Если тебе угрожает опасность»
«Кто нас защищает»
Рассматривание и обсуждение иллюстраций на тему: «Если ты один дома», «Опасные ситуации в общении с людьми на улице»
Просмотр мультфильмов: «Один дома», «Правила безопасного поведения, когда ребенок один дома» http://azbez.com/node/1574 «Уроки осторожности тетушки Совы»: «Незнакомцы», http://usovi.ru/portals/index.php |
1. Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). 2.Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. 3. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (сказка «Колобок»)
Убедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята из сказки «Волк и семеро козлят», способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения. Объяснить детям, как важно доверять своих родным, и при необходимости рассказывав им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности и их защищенности со стороны близких.
Учить правильно вызывать полицию по телефону, называть свой адрес
Обучать детей правильному, безопасному поведению; развивать у детей чувство осторожности, смелость и находчивость при появлении опасности.
Упражнять в правильном поведении, с кем общаться в сложной ситуации.
Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, при контакте с опасными людьми на улице, дома. Формировать представление о том, к кому можно обратиться в случае опасности, как позвать на помощь.
|
4. |
Социализация |
Дидактические игры: «Так и не так»
«Потеряшка»
«Безопасно - опасно» «Собери картинку»
«Найти и обезвредить», «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Кому что нужно», «Внимание-опасность!»,
Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Кафе»
«Приходите в гости к нам»
«Люди добрые, люди злые»
|
Учить различать опасные для жизни ситуации от безопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности Активизировать и актуализировать знания детей о себе (фамилия, имя, домашний адрес, телефон) Учить определять опасные и безопасные ситуации
Научить детей разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность.
Научить правильно реагировать на «опасные» ситуации: уметь звать на помощь, обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого. Дать детям понять, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям. Воспитывать бдительность, осторожность, дисциплину. Расширять знания о семье, о родных. Развивать умение играть по правилам.
Познакомить детей с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми, углубляет знания о том, какие люди представляют опасность. В игровой тренинг включали разного рода “уговоры”, привлекательные обещания. |
5. |
Познание |
Экскурсия в библиотеку: «Свой и чужой человек»
|
Расширять и закреплять у детей знаний о правилах безопасного поведения, воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. |
6. |
Коммуникация |
Беседы: Кто нас окружает
Что такое хорошо и что такое плохо
Игры: «Свой, чужой, знакомый», «Доскажи словечко». |
Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними.
Формировать представления о хороших и плохих поступках, поведении. Умение правильно оценивать себя и ситуацию, в которой оказался. Обогатить и активизировать словарь.
|
8. |
Чтение художественной литературы |
Чтение русских народных сказок «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и леса», «Маша и медведь», «Лиса в заячьей шкуре»
Чтение С. Михалкова «Дядя Степа милиционер», С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», Ш. Перро «Красная шапочка», Е. Васильева «Чтобы не было беды - делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности» |
Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге. Учить выражать свое понимание содержания и смысла произведения, описанных в нем событий. Формировать безопасное отношение, через сказочные ситуации. Учить анализировать произведение, выделяя в нем моменты безопасного поведения и деятельности. Учить аргументировать свои ответы. Закреплять представления детей об опасности общения с незнакомцами.
|
9. |
Художественное творчество |
Рисование «Свои и чужие люди»
|
Развивать творческие способности. Формировать более точное понимание того, кто является «своим» и «чужим». |
10. |
Музыка |
Игры – драматизации: «Колобок», «Петушок – золотой гребешок», «Как неразлучные друзья дом охраняли» (А. Иванов) |
Упражнять детей в способах действия в потенциально опасных ситуациях через принятие на себя определенной роли. |
Взаимодействие с родителями:
Совместное с детьми создание альбомов «Моя безопасность».
Оформление папки – передвижки «Научите детей общению с незнакомыми людьми», «Как вести себя в случае нападения», «Личная безопасность в доме».
Консультация «Ребенок и чужие люди».
Оценка результатов проекта:
В ходе реализации совместного проекта «Ребенок и чужие люди» достигнуты определённые результаты:
Создана предметно-развивающая среда, картотека для знакомства детей с правилами безопасного поведения.
Сформированы устойчивые знания и интерес к своей безопасности;
Значительно повысилась самостоятельная активность детей;
Улучшился микроклимат в группе, сближение детей в результате коллективного сотрудничества всех участников образовательного процесса;
Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных мероприятия.
Этап. Презентация проекта.
Альбомы «Моя безопасность».
Книги самоделки «Как избежать неприятностей».
Создание детской газеты «Безопасность дошкольника».