Автор: Рябинина А.А., старший воспитатель первой квалификационной категории ГБОУ «Детский сад №2385» (г. Москва)
В нашем детском саду идея создания мини-музея появилась в середине 2012 года. Мы решили назвать его мини-музей «Медвежонок».
Тема мини-музея была выбрана с учетом интересов детей и желания самих педагогов. Медвежонок – один из первых сказочных персонажей, с которыми знакомится ребенок (Сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Мишка-Топтыжка» и другие). В фольклоре Медведь не менее популярный персонаж, чем Лисичка-сестричка, Петушок, Курочка. Ему посвящено немало сказок, потешек и песенок. Да и для современных детей медведь – любимый герой. С живым медведем они могут познакомиться в Московском зоопарке. К тому же в любой программе для работы с детьми есть немало материала для детей по знакомству с медведем. Это стихи, загадки, потешки, песенки, народные игры. Мини-музей «Медвежонок» поможет детям поближе познакомиться с темами, которые наиболее понятны и интересны детям от трех до семи лет. И главная мысль: музей обязательно должен быть интерактивным. То есть после экскурсии дети могут играть в нем в разные по тематике игры, трогать экспонаты музея, создавать свой мини-экспонат, не выходя за пределы музея.
Поэтому наш мини-музей – это не только наличие экспонатов по определенной теме, но и продолжительный творческо-образовательный проект, в котором участвуют и педагоги, и дети, и родители
Цели проекта:
1. Донести до участников проекта важность и нужность данной темы.
2. Создать развивающую среду – подобрать материалы, игрушки, атрибуты для детской игровой театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрации и художественную литературу по теме «Знакомьтесь, Медведь».
3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
4. Составить перспективный план работы.
Срок выполнения проекта: бессрочный.
Цель: формирование художественно-познавательных интересов у детей через приобщение к культурному наследию Москвы.
Задачи:
– Расширение кругозора детей;
– Обогащение знаний дошкольников об окружающем мире;
– Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы;
– Формирование у детей представлений о музее;
– Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
– Развитие творческого мышления и воображения;
– Взаимодействие с родителями;
– Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
Актуальность идеи создания:
1. Инновация воспитательно-образовательного пространства (использование новых форм работы).
2. Возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире.
Особенности нашего музея:
1. Участие в создание музея детей и родителей.
2. Каждый ребенок является соавтором, творцом композиции.
3. Каждый ребенок может почувствовать себя экскурсоводом в музее.
4. Использование музея в образовательном процессе при изучении блоков «Животные», «Наш дом – природа», «Что такое музей?». Использование образовательных областей: Познание, Коммуникация. Чтение художественной литературы, Художественное творчество.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- знание детьми особенностей Москвы и ее истории;
- понимание детьми значимости нашего города, как исторической столицы России;
- умение организовать сюжетно-ролевые игры на тему «Экскурсии по Москве»;
- проявление каждым ребёнком уважения к знаменитым людям нашего города.
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно-культурным ценностям, музеям, театрам, памятникам архитектуры.Одна из самых важных задач – научить любить свой город. Поэтому создание мини-музеев в детском саду – это хорошее начало, образовательный процесс будет проходить более интересно и эффективно, если некоторые занятия воспитатели будут организовывать в мини-музее детского сада.
Но необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий, поскольку детям сложно долго стоять на месте. Поэтому даже самый увлекательный рассказ педагога может остаться без внимания.
Целесообразно разбивать информацию на несколько подтем и проводить с детьми беседы-пятиминутки. Но если педагог может удержать внимание детей в достаточной мере, то за один приход в музей можно рассмотреть сразу несколько тем.
Нельзя также забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра, поэтому в каждом уголке музея необходимо организовать уголок самостоятельной деятельности, где у детей есть возможность поиграть. Тема музея сама подскажет, какие могут быть игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, театрализованные игры, дидактические или интеллектуальные.
Если ребята обращают внимание на стенды или экспонаты музея, о которых педагог сегодня не планировал говорить, можно использовать такой ход: «Об этом мы с вами поговорим в следующий раз. Но я предлагаю вам самим внимательно посмотреть и попробовать догадаться, о чем мы будем с вами разговаривать на нашей следующей экскурсии». При этом времени на обсуждение дается совсем немного, воспитатель на вопросы детей не отвечает. Если дети самостоятельно смогли сориентироваться в материале, то при следующем посещении воспитатель может попросить самого активного ребенка взять на себя роль экскурсовода, и ребенок сам расскажет другим ребятам о том, что он понял и узнал.
Если педагог нацелен на развитие объяснительной речи детей, можно предложить им посетить раздел музея вместе с родителями и потом рассказать другим детям о том, что они узнали.
Если рассматривать образовательную область Познание, то занятия в мини-музее можно проводить при изучении блоков «Животные» или «Лес» (с использованием ИКТ).
Темы занятий в мини-музее могут быть самыми разными. Например: «Кто и зачем придумал правила поведения» (в общественных местах, в том числе и в музеях), «Зоопарк», «Музеи родного города», «Знакомство с профессиями: профессия экскурсовод». Сюда же можно включить занятие «Мы идем в музей», где роль экскурсовода выполняет ребенок. Также мы практикуем проведение экскурсий для малышей по мини-музею «Медвежонок».
Реализация проекта и использование мини-музея «Медвежонок» в образовательной деятельности детского сада:
1. Игровая деятельность.
– Сюжетно-ролевые игры «Прогулки по Москве», «Музей», «В картинной галерее».
– Дидактические игры «Достопримечательности Москвы», «Я экскурсовод», «Наш город».
– Строительные игры «Строим Кремль», «Наша улица».
2. Познавательное развитие.
– Серия бесед о музеях, театрах Москвы.
– Занятия: «Третьяковская галерея», «Планета – Земля, страна – Россия, город – Москва», «С чего начинается Родина», «Театр», «Видеоэкскурсии по музеям Москвы».
– Театрализованный досуг «В гости к Медведям».
– Игра-викторина «Что мы знаем о музеях нашего города?».
– Подбор стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок о Москве.
– Просмотр презентаций о музеях Москвы (Дарвинский музей, Музей Космонавтики, Музей сказок «Жили-были», Музей музыкальных инструментов).
Использование мини-музея в образовательном процессе:
Проведение занятий-экскурсий (знакомство с экспонатами музея, рассматривание иллюстраций, игры в уголке свободной деятельности).
Использование музея в интеграции образовательных областей:
Беседы и рассказы о медведях (с использованием ИКТ, презентации), викторины (образовательная область Познание).
Чтение сказок и стихов о медведях, беседы по сюжетным картинкам (образовательная область Развитие речи).
Занятия на тему «Медведи в изобразительном творчестве», создание книжки-малышки с рисунками детей, раскраски (образовательная область Художественное творчество).
Чтение русских народных сказок «Маша и медведь». «Три медведя», «Мужик и медведь» (в обработке Л.Н.Толстого), рассказа В. Бианки «Купание медвежат»; заучивание наизусть стихотворения Н. Григорьевой «В зоопарке», составление письма медвежонку Умке, придумывание продолжения рассказа «Медвежонок заболел», беседы о диких животных, инсценировка сказок (образовательные области Коммуникация и Чтение художественной литературы).
Беседа о народных промыслах (гжель и резьба по дереву), демонстрация деревянных фигурок медведей и гжели в мини-музее, рассказ о работе мастеров-резчиков (образовательная область Художественное творчество).
Использование уголка самостоятельной деятельности:
– проведение с детьми коротких бесед;
– загадывание загадок;
– чтение стихов и рассказов о медведях;
– составление вместе с детьми описательных рассказов о медведях (для старших детей);
– беседы по картинке (для малышей);
– рассматривание книжек;
– чтение детям народных потешек, где присутствует медведь;
– подвижные игры «У медведя во бору», «Мишка, мишка, что ты ешь?», «Белые медведи»;
– дидактические игры (лото, пазлы, шнуровки).
В беседах с детьми нужно обращать внимание на следующее:
– среда обитания белого и бурого медведей;
– чем питаются;
– особенности жизни;
– сходства и различия бурого и белого медведей.
Продуктивная деятельность.
Коллективная работа: панно «Мы москвичи», выставка рисунков «Музеи Москвы», выставка работ «Такие разные медвежата».
Работа с родителями: выставка рисунков «Мой любимый уголок Москвы», выставка «Веселые медвежата» (медвежата, сделанные своими руками из разных материалов), экскурсия по музею.
Также в летний период наш мини-музей открыт для детей из соседних детских садов. Наши педагоги проводят экскурсии, знакомят детей с коллекцией медвежат, проводят занимательные игры в уголке свободной деятельности. Летом 2013 года наш музей посетили дети из двух детских садиков.
Каждый год мы ставим для себя новые задачи по реализации проекта «Дети в музее».
Разделы и экспонаты нашего мини-музея «Медвежонок».
Раздел «Мишки бывают разными»
В нем размещены мишки, сделанные из разных материалов, в том числе самодельные, изображения медвежат, мишка-коврик, мишка-сумочка, мишка-подушка, вязаные медвежата или сделанные из бумаги самими детьми. В каждый экспонат музея вложена любовь и частичка души мастера. Также здесь находится информация о медведях, с которой дети могут познакомиться с помощью «экскурсовода», в роли которого воспитатель или ребенок подготовительной группы. Медвежата здесь очень разные и совсем не похожи друг на друга. Все экспонаты музея можно трогать руками и использовать в процессе проведения занятий.
Раздел «У медведя во бору…»
Лес – стихия этого животного. Здесь он чувствует себя хозяином. В этом разделе собран материал, отражающий образ жизни медведя. Детям показывается видеофильм или фото-презентация о жизни медведя. В конце проводятся подвижные игры, где главный персонаж – медведь.
Раздел «Медведь в народном творчестве»
Здесь представлены фигурки и изображения медведя, сделанные в разных стилях народного творчества, и предметы быта, где использовались изображения медведя, а также деревянные фигурки «хозяина леса». При проведении занятий с детьми в этом разделе используются народные потешки, песенки и загадки про медведей.
На занятиях по изобразительному творчеству дети рисуют медвежат разными способами и с использованием различных материалов, а также разучивают стихи про медведей. Затем все детские работы со стихами оформляются в виде маленьких книжек, которые тоже хранятся в нашем мини-музее.
Раздел «Медведи в творчестве художников»
В нем представлены репродукции картин русских художников, которые изображали на своих полотнах медведей (Шишкин, Васнецов). После рассказа педагога дети работают в «творческих мастерских», изображают медвежат (аппликация, оригами, рисование).
В разделе «Театральный уголок» собраны игрушки настольного и пальчикового театра для сказок «Маша и медведь» и «Три медведя».
Раздел «Уголок сказок»
Здесь можно найти все книжки со сказками и стихами о медведях, в том числе книжки, сделанные руками детей и воспитателей (иллюстрации к любимым сказкам).
Уголок игровой деятельности
Это один из самых интересных разделов нашего мини-музея. Здесь находятся дидактические и настольные игры о медведях, также именно здесь дети могут самостоятельно поиграть с некоторыми экспонатами музея, рассмотреть книжки и иллюстрации.
С 2013-2014 учебного года коллектив нашего детского сада активно занимается созданием еще одного мини-музея – музея декоративно-прикладного творчества «Русские узоры». Эта тема очень интересна одному из наших воспитателей, и она решила создать у себя в группе такой музей.
В музее собраны предметы народного промысла: дымковская игрушка, гжель, хохлома, жост, деревянные игрушки; альбомы с образцами росписи, презентации по дымковской игрушке и гжели, дидактические игры.
Сейчас мы работаем над расширением этого музея и разработкой серии занятий, посвященных народному творчеству, где наш мини-музей будет активно использоваться.
Я считаю, что приобщение маленьких детей к культурным ценностям развивает не только их интеллект, но и нравственность; познавательный интерес и гуманные чувства. Только так маленькому ребенку можно рассказать о том, что такое музей, культурные ценности и привить любить к искусству.
Создание мини-музеев в детском саду и их использование в образовательной деятельности способствует развитию всех перечисленных выше задач. А активное использование мини-музея по теме занятий делает его более необычным и интересным для восприятия детей. Дети могут, не выходя из детского сада, совершить экскурсию, узнать подробно о том, что такое музей и расширить свой кругозор.
В рамках этого проекта мною разработан цикл занятий для детей старшей и подготовительной группы, который воспитатели детского сада используют в образовательной деятельности.