Поиск по сайту

Автор: Неустроева Юлия Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №6» (г. Лысьва)

Сроки реализации проекта: с 10-го по 24-е февраля 2011 года.

Выбор темы проекта

Тема выбрана не случайно. Впереди нас ожидало празднование 23-го февраля, к которому уже начали готовиться на музыкальном занятии. Мы обсудили тему на групповом сборе. Мотивацией послужила выставка книг и раскрасок в уголке книги, которая заинтересовала, в основном мальчишек, ещё с раннего утра.

Обсуждение велось по следующим вопросам:

– Дети, к какому празднику мы готовимся? Что делаем? Кто отмечает День защитников Отечества и почему? Как к нему готовятся люди? А мы с вами? (Ответы детей.)

Далее использовала способ «Модель трёх вопросов»:

– Дети, что мы знаем об армии? Что такое армия? Кто служит в армии?

– Что вы хотите узнать про армию? А про людей, которые служат в армии? Про технику? Про рода войск в армии? (Ответы детей, записанные на лист.)

– Кто заметил, что у нас в группе появилось что-то новое? А ещё я принесла вам замечательную книгу, она так и называется «Армия». Вам интересно узнать о разных людях, служивших в армии?

– Что сделать, чтобы получить ответы на ваши вопросы?

Выяснили, что можно найти информацию в книгах, в энциклопедиях, в Интернете; спросить у папы, дедушки, у военного. Можно еще посмотреть запись трансляции парада, передачи об армии и подумать самому.

Заранее я подготовила трех ребят: мы с ними рассмотрели книги в уголке, поговорили о том, служили ли их папы и дедушки в армии, что они об этом знают, что ещё хотели бы узнать. В итоге во время группового сбора они мне помогали. «Мальчики, я слышала ваш разговор о боевых машинах, вы знаете столько видов! Может, вы расскажите о них всем детям?».

«Модель трёх вопросов» мы вывесили в раздевалке, чтобы родители познакомились с темой проекта, с тем, что интересует их детей.

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

Армия – это солдаты и боевая техника. (Маша)

Армия нужна для защиты страны. (Кирилл)

В армии есть техника: машины, вертолеты, танки, корабли. (Соня)

Кто придумал праздник День защитника Отечества? (Лиана)

Какие в армии войска и зачем так много родов войск? (Илья)

Почему корабль не тонет? (Никита)

В каких родах войск служили папы детей нашей группы? (Лиза)

Спросить у взрослых, самим подумать или спросить у родителей.

Прочитать в энциклопедии или посмотреть в Интернете, спросить у взрослых, посмотреть передачу «Армейский магазин».

Спросить у взрослых, самому подумать.

Спросить у родителей.

Какие возникают проблемы?

Проблемы: соизмерение желаний ребенка и его возможностей, активизация малоактивных детей, поддержание интереса к своему вопросу.

После сбора предложила детям рассмотреть книги в уголке, подумать, как нам помогут наши уголки-центры в группе, что мы сможем сделать в рамках проекта, как поздравить наших пап и дедушек.

Планирование

Вечером мы приступили к планированию деятельности. Использовала план «Паутинка».

Смысл и ценность плана:

План помогает спланировать деятельность по проекту на перспективу, помочь детям организовать самостоятельную деятельность, при этом можно задействовать все существующие в группе уголки, придать осмысленность действиям детей, стимулировать их активность и инициативу.

Моя задача: не заставить, а помочь ребёнку сделать выбор и спланировать свою самостоятельную деятельность в уголках группы или дома; создать условия для стимулирования активности ребёнка.

Мы обсудили следующие вопросы:

Какую мы выбрали тему для проекта?

Мы сейчас составим план нашей деятельности. Напоминаю, какие центры (уголки) есть у нас в группе, как они обозначены на листе бумаги.

Давайте вспомним, что мы хотели узнать об армии (лист с вопросами детей). Зачитываю по порядку, и разбираем с детьми каждый вопрос:

1) Как ты это узнаешь? Кто тебе поможет?

2) В каком уголке ты это будешь делать? С кем? Тебе нужны помощники или ты сделаешь это один?

3) Сколько тебе нужно времени, чтобы выполнить весь план?

Мы только учимся планировать. В процессе планирования возникают проблемы и у меня, и у детей.

Проблемы планирования:

- Детям трудно выбрать себе конкретное дело;

- Дети пока ещё не до конца понимают, как реализовать задуманное и подобрать себе материалы самостоятельно;

- Сложно определить срок, поэтому обговаривали ближайшие сроки (сегодня, завтра);

- Сложность в последовательности действий (например, что сначала: строить корабль, делать бескозырки, составлять чертёж или играть в игру «военный корабль»?);

- Заинтересовать детей в тех или иных центрах (например, похвала «Я видела, как здорово ты строишь дома из кубиков, а не хочешь ли ты заняться постройкой корабля?»);

- Сложность в определении ценности продукта: «Для чего тебе нужен этот рисунок (поделка)? Где ты будешь это использовать?»;

Каждое утро мы вспоминали, к какому празднику готовимся. На видном месте план. Обсуждали, что мы сделаем именно сегодня по нашему плану. План написан от руки (стимул к чтению).

Доброе утро!

Сегодня: снег, пятница.

8.25 – гимнастика в зале.

8.40 – завтрак.

9.00 – групповой сбор.

Тема проекта «Армия»

Мы выбираем:

Маша – Ц.и., изготавливать бескозырки. Саша – Ц.и., лепить боевую технику. Ярослав – Ц.с., строить военный корабль.

 


Какие интересные дела мы с вами уже выполнили?

Сначала обсуждаем общие дела: Что предлагаете сделать сегодня? Что нам для этого нужно? Какие материалы понадобятся?

Затем конкретные дела в Центрах активности: Кто сегодня работает в уголке рисования? Над чем ты сегодня будешь работать? Что нужно добавить в Центр? Тебе нужны помощники? Как вы распределите работу?

В соответствии с планом готовим с детьми и родителями развивающую среду:

Принесла энциклопедии, подобрала иллюстрации. Дети принесли книги об армии, раскраски. Собрали фотографии пап, служивших в армии. Родители принесли все необходимое для изготовления подарков для пап – кружек из соленого теста. Подобрала схемы постройки различных сооружений, чтобы дети могли на них ориентироваться при рисовании схемы военного корабля. Подобрали с детьми различные материалы для экспериментирования (детали из пластмассы, пластик с отверстиями, железо, дерево). Совместно с детьми подбирали материалы для изготовления корабля (строитель, деревянная опора, сиденья попросили в группе № ___, «нос» корабля). Родители принесли на выставку форму и альбом моряка. В родительском уголке подготовила информацию об истории происхождения военной техники.

Содержание (краткое описание работы в Центрах активности)

Центр книги:

- Оформила выставку книг об армии;

- Подобрали с детьми иллюстрации на военную тему, альбомы, принесли энциклопедии;

- Рассматривали разную технику, составили коллаж на тему «Военная техника»;

- Составляли рассказы о своих папах, отслуживших в армии;

- Учили стихи об армии;

- Читали рассказы о чести и доблести воинской службы в России;

- Читали о разнообразии родов войск в армии, о людях, служивших в этих войсках;

- Рассматривали альбомы пап, отслуживших в армии.

Центр искусства:

- Раскрашивали книги-раскраски «Военная техника»;

- Рисовали и делали аппликацию;

- Изготавливали схему для строительства корабля, рупор, бинокли, бескозырки;

- Нарисовали поздравительные открытки папам;

- Оформили фотогазету «Вот какие наши папы»;

- Коллаж «23 февраля»;

- Мальчики слепили боевую технику и солдат;

- Все дети в совместной деятельности сделали подарки папам – кружки из соленого теста;

- Девочки сделали мальчикам поздравительные открытки (налепы).

Центр движения:

- Дети четко маршировали под музыку, мальчики отжимались, проползали под лавкой, тренировались в меткости (игра «Дартц», мешочки с песком).

Центр экспериментирования:

Для работы в этом Центре использовались предметы из пластмассы, пластик с отверстиями, железо разных размеров и дерево разной толщины.

Деятельность детей:

- Провели опыт «Тонет – не тонет», чтобы ответить на вопрос «почему корабль не тонет?», в ходе опыта наблюдали и фиксировали, предметы с какими свойствами тонут быстрее и почему.

Центр математики:

- Считали, сколько листов бумаги понадобится для изготовления бескозырок для всех мальчиков;

- Считали, сколько понадобится больших и маленьких кубиков для строительства корабля по схеме.

Центр строительства:

- Дети строили корабль по схеме.

Центр игры:

- Дети играли в игру «Военный корабль»;

-Участвовали вместе с родителями в развлечении «Богатырские потехи».

Центр познания:

- Составляли творческие проекты на темы «Зачем люди идут в армию?» и «Зачем мой папа служил в армии?»;

- Составляли совместно с родителями информационные листы на тему «Армия».

Во время работы детей в разных уголках я оказывала помощь и поддержку:

- подсказывала, как нарисовать схему корабля;

- напоминала приемы лепки и рисования;

- предлагала наиболее простые варианты изготовления рупора, бескозырок, биноклей;

- помогала при выборе места размещения деталей на коллаже;

- помогала в поиске нужной информации в книгах;

- организовала обучающую коррекционную работу в Центре искусства для детей, у которых слабо развита мелкая моторика рук;

- в Центре книги уделила внимание детям с нечетким произношением звуков.

В процессе наблюдения выяснила, что Саша, Андрей и Алина не могут найти себе дело, их трудно заинтересовать и привлечь. Дети не проявляют интереса, не могут определиться с выбором самостоятельной деятельности и не умеют договариваться с другими детьми. Для них потребовалась индивидуальная работа, которая и была проведена:

– Сегодня в Центре искусства я приготовила для вас заготовки, из которых нужно сделать бескозырки для игры в моряков.

– В Центре книги вас ждёт книга «Вот какая наша Армия».

– Те, кто пойдёт работать в Центр науки, увидят, какая разная бывает экипировка у солдат.

– Вас ждёт Центр строительства.

– Подумайте и решите, кто в какой центр пойдёт работать, и какой план у вас будет на сегодня.

Итоговый сбор, или Что у нас получилось?

В конце недели на итоговом сборе мы собирались с детьми, чтобы выяснить, что у нас получилось, что мы сделали, чем ещё нам могут помочь родители.

Предлагала детям рассказать о том, что он сделал, с кем, что легче всего было сделать. Где можно работу поместить или как её использовать?

Здесь важно было поддержать самооценку ребёнка: Миша, ты старался, у тебя отлично получилось. Хорошо бы ещё… Давай попросим кого-то тебе помочь?

Каждый ребёнок должен испытать чувство удовлетворения от того, что его труд важен и отмечен всеми. Он не просто играл, он трудился. Важна и общая работа, вклад каждого в общее дело.

Обращаю внимание и на те результаты, которые не переносимы (постройка корабля):

– Молодцы, мальчики! Они теперь знают как строить корабль по схеме и умеют это делать. Завтра мы сможем приступить к игре. Кто поможет Маше и Ярославу сделать бескозырки завтра утром?

Общий итог: что ещё у нас не готово к празднику? (Важно, чтобы дети помнили о конечной цели проекта.)

И вот наступил сам праздник!

Сколько радости и удовольствия он принёс детям. Пришли папы и дедушки, все активно участвовали в соревнованиях вместе с детьми. Дети показывали, как они умеют петь, отжиматься, танцевать, что узнали об армии, о военных (загадывали загадки).

С какой гордостью дети дарили открытки и подарки, сделанные своими руками, папам.

Родители рассматривали фотогазету. Каждому ребёнку хотелось рассказать о своём папе.

Девочки поздравляли мальчиков, дарили им именные открытки, сделанные своими руками, поцеловали, отдавая подарок.

Двадцать четвертого февраля мы подвели итог. Похвалила всех за активность в реализации проекта. Вспомнили всё, что сделали. Дети поделились впечатлениями о прошедшем празднике, о развлечении, о том, как были рады подаркам папы и мальчики.

Мы ещё раз рассмотрели план. Отметили, как много мы успели сделать все вместе и каждый в отдельности.

Обсудили, кому мы могли бы рассказать о своих папах-защитниках, о родах войск в нашей армии, о боевой технике, о способах постройки корабля (детям соседней группы, пригласить папу для беседы с ним, провести встречу с интересным человеком).

План «Паутинка»

Центр искусства:

Нарисовать солдат (Лиза).

Сделать аппликацию «Наша армия» (Света).

Слепить боевую технику (Саша).

Изготовить бескозырки, бинокли, рупор для игры в моряков (Ярослав).

Изготовить схему для строительства корабля (Миша В.).

Изготовить коллаж «23 февраля».

Изготовить фотогазету «Вот какие наши папы».

Изготовить поздравительные открытки и подарки папам и мальчикам.

Центр книги:

Прочитать, когда впервые появилась военная техника, и рассказать детям (Никита с папой).

Рассматривание книг в уголке (Миша Ф.).

Найти стихи об армии, солдатах, выучить и предложить другим (Вадим с мамой).

Чтение рассказов о чести и доблести воинов, о традициях воинской службы в России (Ю.В.).

Центр математики:

Посчитать сколько листов бумаги понадобится для изготовления бескозырок для всех мальчиков.

Посчитать, сколько понадобится больших и маленьких кубиков для строительства корабля по схеме.

Центр движения:

Научиться четким движениям, имитирующим ходьбу солдат.

Отжимание, меткость (дартс).

Тема «Армия»

начало: 10.02.2011 г.

окончание: 25.02.2011 г.

Центр познания (полочка умных книг):

Узнать о происхождении праздника (Маша).

Попросить папу рассказать о том, какие рода войск есть в армии (Илья).

Составить творческий проект на тему «Почему люди идут служить в армию?» (Саша).

Центр игры:

Сюжетно-ролевая игра «Мы – военные моряки» (Андрей).

Развлечение «Богатырские потехи» (Н.И.).

Центр строительства:

Построить военный корабль (Ярослав).

Центр экспериментирования:

Узнать, какой материал тонет быстрее или не тонет совсем (с воздухом и без него).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить