Автор: Неустроева Юлия Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №6» (г. Лысьва)
Сроки реализации проекта: с 10-го по 24-е февраля 2011 года.
Выбор темы проекта
Тема выбрана не случайно. Впереди нас ожидало празднование 23-го февраля, к которому уже начали готовиться на музыкальном занятии. Мы обсудили тему на групповом сборе. Мотивацией послужила выставка книг и раскрасок в уголке книги, которая заинтересовала, в основном мальчишек, ещё с раннего утра.
Обсуждение велось по следующим вопросам:
– Дети, к какому празднику мы готовимся? Что делаем? Кто отмечает День защитников Отечества и почему? Как к нему готовятся люди? А мы с вами? (Ответы детей.)
Далее использовала способ «Модель трёх вопросов»:
– Дети, что мы знаем об армии? Что такое армия? Кто служит в армии?
– Что вы хотите узнать про армию? А про людей, которые служат в армии? Про технику? Про рода войск в армии? (Ответы детей, записанные на лист.)
– Кто заметил, что у нас в группе появилось что-то новое? А ещё я принесла вам замечательную книгу, она так и называется «Армия». Вам интересно узнать о разных людях, служивших в армии?
– Что сделать, чтобы получить ответы на ваши вопросы?
Выяснили, что можно найти информацию в книгах, в энциклопедиях, в Интернете; спросить у папы, дедушки, у военного. Можно еще посмотреть запись трансляции парада, передачи об армии и подумать самому.
Заранее я подготовила трех ребят: мы с ними рассмотрели книги в уголке, поговорили о том, служили ли их папы и дедушки в армии, что они об этом знают, что ещё хотели бы узнать. В итоге во время группового сбора они мне помогали. «Мальчики, я слышала ваш разговор о боевых машинах, вы знаете столько видов! Может, вы расскажите о них всем детям?».
«Модель трёх вопросов» мы вывесили в раздевалке, чтобы родители познакомились с темой проекта, с тем, что интересует их детей.
Что мы знаем? |
Что мы хотим узнать? |
Что сделать, чтобы узнать? |
Армия – это солдаты и боевая техника. (Маша) Армия нужна для защиты страны. (Кирилл) В армии есть техника: машины, вертолеты, танки, корабли. (Соня) |
Кто придумал праздник День защитника Отечества? (Лиана) Какие в армии войска и зачем так много родов войск? (Илья) Почему корабль не тонет? (Никита) В каких родах войск служили папы детей нашей группы? (Лиза) |
Спросить у взрослых, самим подумать или спросить у родителей. Прочитать в энциклопедии или посмотреть в Интернете, спросить у взрослых, посмотреть передачу «Армейский магазин». Спросить у взрослых, самому подумать. Спросить у родителей. |
Какие возникают проблемы?
Проблемы: соизмерение желаний ребенка и его возможностей, активизация малоактивных детей, поддержание интереса к своему вопросу.
После сбора предложила детям рассмотреть книги в уголке, подумать, как нам помогут наши уголки-центры в группе, что мы сможем сделать в рамках проекта, как поздравить наших пап и дедушек.
Планирование
Вечером мы приступили к планированию деятельности. Использовала план «Паутинка».
Смысл и ценность плана:
План помогает спланировать деятельность по проекту на перспективу, помочь детям организовать самостоятельную деятельность, при этом можно задействовать все существующие в группе уголки, придать осмысленность действиям детей, стимулировать их активность и инициативу.
Моя задача: не заставить, а помочь ребёнку сделать выбор и спланировать свою самостоятельную деятельность в уголках группы или дома; создать условия для стимулирования активности ребёнка.
Мы обсудили следующие вопросы:
Какую мы выбрали тему для проекта?
Мы сейчас составим план нашей деятельности. Напоминаю, какие центры (уголки) есть у нас в группе, как они обозначены на листе бумаги.
Давайте вспомним, что мы хотели узнать об армии (лист с вопросами детей). Зачитываю по порядку, и разбираем с детьми каждый вопрос:
1) Как ты это узнаешь? Кто тебе поможет?
2) В каком уголке ты это будешь делать? С кем? Тебе нужны помощники или ты сделаешь это один?
3) Сколько тебе нужно времени, чтобы выполнить весь план?
Мы только учимся планировать. В процессе планирования возникают проблемы и у меня, и у детей.
Проблемы планирования:
- Детям трудно выбрать себе конкретное дело;
- Дети пока ещё не до конца понимают, как реализовать задуманное и подобрать себе материалы самостоятельно;
- Сложно определить срок, поэтому обговаривали ближайшие сроки (сегодня, завтра);
- Сложность в последовательности действий (например, что сначала: строить корабль, делать бескозырки, составлять чертёж или играть в игру «военный корабль»?);
- Заинтересовать детей в тех или иных центрах (например, похвала «Я видела, как здорово ты строишь дома из кубиков, а не хочешь ли ты заняться постройкой корабля?»);
- Сложность в определении ценности продукта: «Для чего тебе нужен этот рисунок (поделка)? Где ты будешь это использовать?»;
Каждое утро мы вспоминали, к какому празднику готовимся. На видном месте план. Обсуждали, что мы сделаем именно сегодня по нашему плану. План написан от руки (стимул к чтению).
|
Какие интересные дела мы с вами уже выполнили?
Сначала обсуждаем общие дела: Что предлагаете сделать сегодня? Что нам для этого нужно? Какие материалы понадобятся?
Затем конкретные дела в Центрах активности: Кто сегодня работает в уголке рисования? Над чем ты сегодня будешь работать? Что нужно добавить в Центр? Тебе нужны помощники? Как вы распределите работу?
В соответствии с планом готовим с детьми и родителями развивающую среду:
Принесла энциклопедии, подобрала иллюстрации. Дети принесли книги об армии, раскраски. Собрали фотографии пап, служивших в армии. Родители принесли все необходимое для изготовления подарков для пап – кружек из соленого теста. Подобрала схемы постройки различных сооружений, чтобы дети могли на них ориентироваться при рисовании схемы военного корабля. Подобрали с детьми различные материалы для экспериментирования (детали из пластмассы, пластик с отверстиями, железо, дерево). Совместно с детьми подбирали материалы для изготовления корабля (строитель, деревянная опора, сиденья попросили в группе № ___, «нос» корабля). Родители принесли на выставку форму и альбом моряка. В родительском уголке подготовила информацию об истории происхождения военной техники.
Содержание (краткое описание работы в Центрах активности)
Центр книги:
- Оформила выставку книг об армии;
- Подобрали с детьми иллюстрации на военную тему, альбомы, принесли энциклопедии;
- Рассматривали разную технику, составили коллаж на тему «Военная техника»;
- Составляли рассказы о своих папах, отслуживших в армии;
- Учили стихи об армии;
- Читали рассказы о чести и доблести воинской службы в России;
- Читали о разнообразии родов войск в армии, о людях, служивших в этих войсках;
- Рассматривали альбомы пап, отслуживших в армии.
Центр искусства:
- Раскрашивали книги-раскраски «Военная техника»;
- Рисовали и делали аппликацию;
- Изготавливали схему для строительства корабля, рупор, бинокли, бескозырки;
- Нарисовали поздравительные открытки папам;
- Оформили фотогазету «Вот какие наши папы»;
- Коллаж «23 февраля»;
- Мальчики слепили боевую технику и солдат;
- Все дети в совместной деятельности сделали подарки папам – кружки из соленого теста;
- Девочки сделали мальчикам поздравительные открытки (налепы).
Центр движения:
- Дети четко маршировали под музыку, мальчики отжимались, проползали под лавкой, тренировались в меткости (игра «Дартц», мешочки с песком).
Центр экспериментирования:
Для работы в этом Центре использовались предметы из пластмассы, пластик с отверстиями, железо разных размеров и дерево разной толщины.
Деятельность детей:
- Провели опыт «Тонет – не тонет», чтобы ответить на вопрос «почему корабль не тонет?», в ходе опыта наблюдали и фиксировали, предметы с какими свойствами тонут быстрее и почему.
Центр математики:
- Считали, сколько листов бумаги понадобится для изготовления бескозырок для всех мальчиков;
- Считали, сколько понадобится больших и маленьких кубиков для строительства корабля по схеме.
Центр строительства:
- Дети строили корабль по схеме.
Центр игры:
- Дети играли в игру «Военный корабль»;
-Участвовали вместе с родителями в развлечении «Богатырские потехи».
Центр познания:
- Составляли творческие проекты на темы «Зачем люди идут в армию?» и «Зачем мой папа служил в армии?»;
- Составляли совместно с родителями информационные листы на тему «Армия».
Во время работы детей в разных уголках я оказывала помощь и поддержку:
- подсказывала, как нарисовать схему корабля;
- напоминала приемы лепки и рисования;
- предлагала наиболее простые варианты изготовления рупора, бескозырок, биноклей;
- помогала при выборе места размещения деталей на коллаже;
- помогала в поиске нужной информации в книгах;
- организовала обучающую коррекционную работу в Центре искусства для детей, у которых слабо развита мелкая моторика рук;
- в Центре книги уделила внимание детям с нечетким произношением звуков.
В процессе наблюдения выяснила, что Саша, Андрей и Алина не могут найти себе дело, их трудно заинтересовать и привлечь. Дети не проявляют интереса, не могут определиться с выбором самостоятельной деятельности и не умеют договариваться с другими детьми. Для них потребовалась индивидуальная работа, которая и была проведена:
– Сегодня в Центре искусства я приготовила для вас заготовки, из которых нужно сделать бескозырки для игры в моряков.
– В Центре книги вас ждёт книга «Вот какая наша Армия».
– Те, кто пойдёт работать в Центр науки, увидят, какая разная бывает экипировка у солдат.
– Вас ждёт Центр строительства.
– Подумайте и решите, кто в какой центр пойдёт работать, и какой план у вас будет на сегодня.
Итоговый сбор, или Что у нас получилось?
В конце недели на итоговом сборе мы собирались с детьми, чтобы выяснить, что у нас получилось, что мы сделали, чем ещё нам могут помочь родители.
Предлагала детям рассказать о том, что он сделал, с кем, что легче всего было сделать. Где можно работу поместить или как её использовать?
Здесь важно было поддержать самооценку ребёнка: Миша, ты старался, у тебя отлично получилось. Хорошо бы ещё… Давай попросим кого-то тебе помочь?
Каждый ребёнок должен испытать чувство удовлетворения от того, что его труд важен и отмечен всеми. Он не просто играл, он трудился. Важна и общая работа, вклад каждого в общее дело.
Обращаю внимание и на те результаты, которые не переносимы (постройка корабля):
– Молодцы, мальчики! Они теперь знают как строить корабль по схеме и умеют это делать. Завтра мы сможем приступить к игре. Кто поможет Маше и Ярославу сделать бескозырки завтра утром?
Общий итог: что ещё у нас не готово к празднику? (Важно, чтобы дети помнили о конечной цели проекта.)
И вот наступил сам праздник!
Сколько радости и удовольствия он принёс детям. Пришли папы и дедушки, все активно участвовали в соревнованиях вместе с детьми. Дети показывали, как они умеют петь, отжиматься, танцевать, что узнали об армии, о военных (загадывали загадки).
С какой гордостью дети дарили открытки и подарки, сделанные своими руками, папам.
Родители рассматривали фотогазету. Каждому ребёнку хотелось рассказать о своём папе.
Девочки поздравляли мальчиков, дарили им именные открытки, сделанные своими руками, поцеловали, отдавая подарок.
Двадцать четвертого февраля мы подвели итог. Похвалила всех за активность в реализации проекта. Вспомнили всё, что сделали. Дети поделились впечатлениями о прошедшем празднике, о развлечении, о том, как были рады подаркам папы и мальчики.
Мы ещё раз рассмотрели план. Отметили, как много мы успели сделать все вместе и каждый в отдельности.
Обсудили, кому мы могли бы рассказать о своих папах-защитниках, о родах войск в нашей армии, о боевой технике, о способах постройки корабля (детям соседней группы, пригласить папу для беседы с ним, провести встречу с интересным человеком).
План «Паутинка»
Центр искусства: Нарисовать солдат (Лиза). Сделать аппликацию «Наша армия» (Света). Слепить боевую технику (Саша). Изготовить бескозырки, бинокли, рупор для игры в моряков (Ярослав). Изготовить схему для строительства корабля (Миша В.). Изготовить коллаж «23 февраля». Изготовить фотогазету «Вот какие наши папы». Изготовить поздравительные открытки и подарки папам и мальчикам. |
Центр книги: Прочитать, когда впервые появилась военная техника, и рассказать детям (Никита с папой). Рассматривание книг в уголке (Миша Ф.). Найти стихи об армии, солдатах, выучить и предложить другим (Вадим с мамой). Чтение рассказов о чести и доблести воинов, о традициях воинской службы в России (Ю.В.). |
Центр математики: Посчитать сколько листов бумаги понадобится для изготовления бескозырок для всех мальчиков. Посчитать, сколько понадобится больших и маленьких кубиков для строительства корабля по схеме. |
Центр движения: Научиться четким движениям, имитирующим ходьбу солдат. Отжимание, меткость (дартс). |
Тема «Армия» начало: 10.02.2011 г. окончание: 25.02.2011 г. |
Центр познания (полочка умных книг): Узнать о происхождении праздника (Маша). Попросить папу рассказать о том, какие рода войск есть в армии (Илья). Составить творческий проект на тему «Почему люди идут служить в армию?» (Саша). |
Центр игры: Сюжетно-ролевая игра «Мы – военные моряки» (Андрей). Развлечение «Богатырские потехи» (Н.И.). |
Центр строительства: Построить военный корабль (Ярослав). |
Центр экспериментирования: Узнать, какой материал тонет быстрее или не тонет совсем (с воздухом и без него). |