Поиск по сайту

Купить рекламу на сайте

Автор: Золотова Евгения Владимировна, воспитатель МОУ Новоталицкая СОШ ДГ «Малыш».

1. Тип проекта: познавательный.

2. Признак проекта: экологический.

3. По характеру контактов: дети, воспитатели, родители.

4. По количеству участников: групповой.

5. По продолжительности: краткосрочный (3 недели).

6. Предмет изучения: предметы неживой природы - камни, минералы, кристаллы.

Основные направления проекта:

- познавательно – исследовательское.

- речевое развитие.

- художественно – эстетическое.

Цели и задачи:

1. Познакомить детей со свойствами разных камней.

2. Научить выделять признаки камней, классифицировать по разным основаниям, учиться подбирать точные определения для характеристики их особенностей.

3. Узнать о многообразном использовании камней человеком.

4. Познакомить детей с камнями натурального и искусственного происхождения.

5. Познакомиться с новым - модульным - видом изобразительной техники.

6. Научиться создавать художественные образы на основе природных форм (камешков).

7. Научиться конструировать постройки по элементарному чертежу из камней.

8. Расширить представление детей об уральских самоцветах, природе и людях этого края, читая сказы П.Бажова.

Неделя 1. Тема «Камни и камешки»

«Камни и их свойства»

Цели: познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, развивать навыки классификации.

Материалы: разнообразные природные и искусственные камни, лупы, миски с водой, кусочки пластилина, монетки.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, сбор камешков, обсуждения, оформление коллекций.

Рисование по замыслу «Божьи коровки».

Цели: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камешков). Познакомить с приёмом рисования на камешках. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

Материалы: чистые камешки округлой формы, кисти, вода, акварель.

Предварительная работа: поиски и подготовка для занятия камешков нужной формы и величины. Рассматривание и обследование камней разных форм и размеров, с различной поверхностью.

Чтение Сказа П. Бажова «Каменный цветок».

Цели: познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включить детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

«Зачем человеку камни нужны».

Цели: учить выделять особенности разных камней и описывать их, сравнивать камни с другими предметами.

Знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов (лёгкими и тяжёлыми).

Материалы: «коллекция» разных камней, предметы, сделанные из камня.

Предварительная работа: составление «коллекции» разных камней. Знакомство со свойствами камней на предыдущих занятиях.

Декоративное рисование «Бабочка – красавица» (мозаика).

Цели: познакомить детей с декоративной оформительской техникой и вызвать интерес к рисованию в стилистике мозаики. Учить составлять многоцветную гармоничную композицию на основе контурного рисунка. Совершенствовать изобразительную технику. Воспитывать эстетический вкус, интерес к оформлению интерьеров.

Материалы: акварель, восковой мелок чёрного цвета, контурный рисунок бабочки.

Музыка.

Цели: слушание музыки: С.Прокофьев «Танец русских самоцветов» из балета «Сказ о каменном цветке». Знакомить детей с творчеством русского композитора. Расширять кругозор.

Лепка «Разноцветные камешки и картины».

Цели: познакомить детей со способом неполного смешивания пластилина разных цветов в одном комке для получения «мраморной» окраски, сориентировать на поиск гармоничных цветосочетаний.

Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней, инициировать поиск способов изменения формы шара для более точной передачи форм камней (сплющивание всей формы или только её части, вытягивания, сдавливания).

Материалы: камни разной формы и расцветки, наборы пластилина, лупа.

Неделя 2. Тема «Живой камушек»

«Камни и минералы - это одно и то же?»

Цели: выяснить вместе с детьми как образовались камни и что такое минералы.

Материалы: «коллекция» камней разной формы и происхождения, детские энциклопедии.

Рисование по замыслу «Милые мордашки».

Цели: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камней). Познакомить с новым приёмом рисования на камнях. Развивать воображение.

Материалы: гладкие камешки округлой формы, фломастеры.

Чтение русских сказок:

«Каменный цветок» П.Бажова и русской народной сказки «Окаменелое царство» (из сборника А. Афанасьева).

Цели: познакомить детей с творчеством русского народа. Учить эмоционально и выразительно передавать содержание прозаического текста в речи. Расширить представления детей о многообразии произведений, в которых воспевается красота камня, уважение народа к данному природному явлению.

«Чудо – камни».

Предварительная работа: чтение сказа П. Бажова «Серебряное копытце» и русской народной сказки «Хрустальная гора».

Цели: продолжать знакомить детей с разными камнями, в том числе, драгоценными. Подводить к понятию того, для чего нужны камни, учить слушать рассказ и отвечать на вопросы.

Материалы: «коллекция» камней, ювелирные изделия с драгоценными камнями, рассказ «Живой камушек».

«Строим по рисунку».

Цели: учить строить постройки из строительного материала, зарисовывать свою постройку. Знакомить детей с профессией архитектора, с понятием «чертёж», а кирпич -это строительный материал. Совместно с детьми прийти к выводу о том, что эти понятия имеют прямую связь со строительством.

Чтение сказки «Три поросёнка».

Цели: познакомить детей с содержанием сказки, уточнить представление, о том из какого материала построены дома, и какой является самым прочным. Обогатить словарный запас детей словами: каменный, соломенный, деревянный. Воспитывать чувство сопереживания к героям сказки.

Аппликация «Дом мы строим из камней...»

Цели: продолжать знакомить детей со способом модульной аппликации (мозаики). Вызвать интерес к созданию образа каменного дома адекватными изобразительно - выразительными средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично осуществлять замысел. Развивать чувство композиции.

Материалы: цветная бумага, клей ПВА, цветные карандаши, фломастеры.

Неделя 3. Тема «Каменная»

«Кто живёт в горах».

Цели: познакомить детей с происхождением гор и вулканов, с некоторыми обитателями гор (яком горным козлом ирбисом сурками сеноставками орлами грифами кондорами), их приспособленностью к таким условиям жизни. Формировать бережное отношение к животным и растениям.

Рисование с элементами обрывной аппликации «По горам, по долам...»

Цели: учить детей передавать в рисунке свои представления о природных ландшафтах. Инициировать создание сюжета на фоне горного пейзажа. Показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи между объектами: выделение главного и второстепенного, передача взаимодействия. Развивать композиционные умения. Расширять возможности применения техники обрывной аппликации из смятой бумаги.

Готовить руку к письму (освоение начертательного элемента - завиток или спираль).

Материалы: тонированная или белая бумага, цветные и простые карандаши; страницы старых журналов, клей.

Предварительная работа: беседа о том, как выглядят горы, что на них растёт, кто в них живёт. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

«Свойства полезных ископаемых».

Цели: познакомить детей с разнообразием полезных ископаемых, их свойствами. Расширять кругозор и словарный запас.

Лепка «Домик из кирпича».

Цели: вызвать интерес к созданию образа каменного дома. Продолжать освоение техники лепки. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приёмы лепки для создания «кирпичиков». Развивать способности к формообразованию.

Материалы: изображения различных домов, наборы пластилина, стеки.

Общеразвивающие упражнения с небольшим камешком (каждое упражнение выполняется по 4 раза)

1. И.п. - о.с., камень в правой руке. 1 - руки поднять вверх, стоять на носочках, переложить камень в левую руку, 2 - и. п. То же повторить левой рукой.

2. И.п. - то же. Подбросить камень перед собой правой рукой, поймать левой. То же повторить левой рукой.

3. И.п. - о.с. руки в стороны. 1 - повернуться влево, ноги не сдвигать, взять камень левой рукой, 2 - и.п. 3-4 -то же повторить вправо.

4. И.п. - сидя, ноги вместе, камень в правой руке сбоку. 1- поднять левую ногу, переложить камень под коленом в левую руку; 2 - и.п. То же повторить под правой ногой.

5. И. п. - сидя, ноги врозь, камень лежит на полу. 1-3 - наклониться вперёд, ноги не сгибать, катить камень как можно дальше; 4 - и. п.

6. И. п. - стоя, ноги на ширине ступни. Подбросить камушек на 10-15 сантиметров вверх, поймать.

7. И.п. - стоя, камень в правой руке. 1 - переложить камень в левую руку за спиной, 2 - и. п. То же повторить с правой рукой.

8. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч 1 - наклониться вниз, не сгибая колени, переложить камень в другую руку под правым коленом; 2 - и. п. То же повторить под левым коленом.

9. И. п. - стоя, камень в правой руке. 1 - поднять правое колено, переложить камень в другую руку; 2- и.п. То же повторить под левым коленом.

10. И. п. - стоя, камень зажат между ступнями, руки на поясе. Прыжки вверх на двух ногах. Чередовать с ходьбой.

Декоративное рисование «Дом, милый дом».

Цели: продолжать учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камней среднего размера, угловатой формы). Закрепить приёмы рисования на камне.

Создать образ дома путём художественного декорирования камней.

Материалы: камни среднего размера угловатой формы, акриловые и гуашевые краски, кисти, вода.

Коллективная итоговая работа «Город нашей мечты» (конструирование).

Цели: показать детям возможность составления коллективной композиции на единой основе из множества элементов. Учить работать согласованно, воспитывать чувство коллективизма. Развивать пространственное мышление и воображение.

Материалы: домики из камней, созданные детьми на занятии, пластилин, коробка (в качестве основы), мелкие игрушки

Внеучебная деятельность.

- Чтение художественной литературы

Сказы П.Бажова «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок».

Сказка И.Н.Рыжовой «О чём шептались камушки».

Е.Чуйко «Как живут камни».

Цели: знакомить детей с литературными произведениями различных авторов. Увеличивать словарный запас.

- Просмотр мультфильмов по мотивам сказок П.Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок».

Цель: продолжать знакомство с творчеством П.Бажова, его литературными героями.

- Сбор материала во время прогулки.

Картотека игр с камнями.

- Подвижные игры: «Жонглирование» (народная эскимосская игра), Мы - скалолазы «Царь горы», «Найди свой камень».

Цели: развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно.

- Дидактические игры с камнями: «Что лишнее?», «Найди пару», «Продолжи ряд», настольно- печатные игры «Живая, неживая природа».

Цели: развитие сенсорных способностей, мелкой моторики.

- Сюжетно - ролевые игры «В поисках клада».

Итог проекта: оформление художественной выставки изделий на основе камней:«Каменный город», «Божьи коровки», «Милые мордашки».

Добавить комментарий