Автор: Бочалова Е.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №23» (г. Новочеркасск, Ростовская область)
«Кто в куклы не играл,
тот счастья не видал» –
Народная мудрость
Вид проекта: познавательный, творческий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.
Проблематика проекта:
Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.
Актуальность выбранной темы:
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
Цели проекта:
- формирование у детей 5-7 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;
- создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол.
Задачи проекта:
- познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;
- дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);
- изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать индивидуальные творческие способности детей;
- учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;
- обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);
- стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.
Ресурсное обеспечение: конспекты занятий, материал для творчества, фотоальбом «Традиционная народная тряпичная кукла» с описанием кукол, презентации «Русская народная кукла», Мастер-класс "Кукла-девочка" (презентация).
Работа с родителями:
- Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей».
Цель: наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание народной куклы».
- Пополнение мини-музея тряпичными куклами, сделанными своими руками.
- Посиделки на Покров. Совместное занятие с родителями по изготовлению тряпичных кукол (пеленашка и кукла-колокольчик) «Рукам – работа, душе – праздник!»
Предполагаемый результат:
1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления
2. В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой. Есть:
- альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;
- подборка иллюстраций и фотографий;
- технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;
- мини-музей тряпичной куклы «Куделька».
3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
4. Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения.
5. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.
6. Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
1. Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор книг о тряпичных куклах.
2. Создание условий, необходимых для реализации проекта.
Основной этап:
1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
2. Презентация буклета «Традиционная тряпичная кукла».
3. Открытие в группе мини-музея «Куделька».
Реализация проекта
Познавательно-речевая деятельность:
- Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые). Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.
- Знакомство с жизнью и бытом предков.
- Просмотр презентации «Русская народная кукла».
- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы), индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве».
- Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле (приложение № 1).
- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».
- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).
- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».
Художественно-эстетическая деятельность:
- Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».
- Занятие «Иголочка и ниточка».
Задачи: учить детей пользоваться иголкой с ниткой, вдевать нитку в иголку, делать простые стежки («иголка вперед»).
- Знакомство с процессом изготовления кукол (Зайчик на пальчик, Закрутка, Берегиня).
- Изготовление с детьми кукол («пеленашка», «кукла-девочка»).
Цели и задачи: научить детей изготавливать куклу способом скрутки, развить интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.
Игровая деятельность:
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».
Цель: обучение игровым действиям с куклами.
- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.), игра-драматизация по сказке «Терешечка».
Дидактическая игра «Узнай элемент узора».
Цель: научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках.
Значение узоров:
Кресты – преграда и отвращение зла, знак закрытости.
Дерево (чаще всего елочка) – символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
Цветок – символ красоты и непорочности, красный цветок – символ земной любви, внешней привлекательности.
Звезды – знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей.
Круги – символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.
Квадраты – знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек квадрата.
Спираль – символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая – сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех «темных» сущностей теневого мира, если цвет красный, белый или же черный.
Волнистая линия – волны, вода, Мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально – это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям.
Треугольник – символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.
Дидактическая игра «Закончи узор».
Цель: развитие ручного праксиса.
Дидактическая игра «Народные промыслы».
Цель: развитие умений вычленять элементы различных промыслов и находить знакомые элементы.
Дидактическая игра «Стрелка, стрелка, покружись, всем ребятам покажись».
Цель: закрепить оттеночные цвета (розовый, оранжевый, салатный, малиновый и др.).
Дидактическая игра «Что из чего».
Цель: закрепить 1) названия тканей; 2) умение подбирать одежду к разным сезонам; 3) понятия зимняя и летняя одежда.
- Пальчиковые игры «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы»,
Физическо-оздоровительная деятельность:
- русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня».
- тренинг: «Боль» (уколол, порезал палец).
Цель: развить умение сопереживать, оказать посильную помощь.
Музыка:
- хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…» (Приложение №2)
- Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности.
Заключительный этап:
- Создание в группе мини-музея «Куделька».
Цель: способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей.
- Посещение музея детьми других групп и родителями.
- Презентация проекта «Куколка тряпичная – игрушка отличная».
Скачать презентацию (формат ppt)
Мини-музей «Народная тряпичная кукла»
Создание мини-музеев в ДОУ актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Это также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. У дошкольников формируются:
- представления о музее;
- проектно-исследовательские умения и навыки;
- умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
- активная жизненная позиция.
У детей развивается воображение, творческое и логическое мышление, а также происходит вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.
Отправной точкой для создания мини-музея русской народной тряпичной куклы стал разработанный в нашем детском саду педагогический проект «Куколка тряпичная – игрушка отличная». Эмблема музея – детская ладошка. Музей открытого типа. Все экспонаты можно трогать руками, играть с ними, что дети с удовольствием и делают. Экспонаты для мини-музея изготовили сами дети, их родители и, конечно, мы – воспитатели. В музее регулярно проводятся экскурсии для других групп.
Музей тряпичных кукол помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не обычная детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастера освоили искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях использования кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Не будем забывать, что русская народная кукла – это часть истории. Ее почитают по сей день, невзирая на технологический прогресс. Человек нуждается в постоянной поддержке и одобрении, и он часто все это может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла станет проводником в мир детства и помощником на протяжении всей жизни.
Приложение №1. Стихи о куколке
***
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.
* * *
В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берем этих кукол в руки –
Оживают истории звуки...
* * *
Я кукла, кукла-оберег,
Твоя помощница навек.
Люби меня и уважай,
И никогда не обижай.
Я принесу тебе удачу.
Жизнь станет ярче и богаче!
* * *
Лоскуток да ниток катушка.
В умелых руках оживает игрушка.
* * *
Кручу, верчу,
Создать хочу
Куколку красивую,
Дивную и милую.
Пусть нас она оберегает
И злых духов отгоняет.
* * *
Тряпичную куклу сшила мама дочке,
Надела на ножки в красные носочки.
Ниточки – косички, платьице в горошек.
Вся теплом согрета маленьких ладошек.
* * *
Моя куколка грустит:
Не с кем хоровод водить.
Сделайте подружек ей,
Кукле будет веселей.
* * *
У кукол, знаю точно, есть душа,
В груди тряпичной сердце бьется часто...
Прижми ее к себе, увидишь, счастье
Из глаз струится, как у малыша.
Согрета человеческим теплом,
Тех рук, что эту куклу создавали,
Лелеяли, ночами обшивали...
Теперь она несет тепло в твой дом.
А ты в ответ мне: «Верится с трудом».
* * *
Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пёстрых.
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное сама выдумаю имя.
* * *
Подарили куклу мне на день рожденья.
Это просто чудо, радость и везенье.
Бросила игрушки, только с ней играю,
Обо всём на свете с Машей забываю.
Я кормлю и мою милую подружку,
Спать кладу в кроватку Машу на подушку.
Мы гуляем с куклой, делаем зарядку,
Вместе привыкаем с Машенькой к порядку.
Куклу берегу я, я её лелею.
С ней я стала лучше, стала я добрее.
* * *
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье!
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
* * *
Свою куклу я качаю, спать укладываю.
Чтобы кукла не скучала, байки складываю.
Потом песню пропою ей тихо, ласково
Да поправлю одеяльце ей атласное.
Спи, усни, моя подружка, без забот-хлопот.
За окном на небе звёзды водят хоровод.
Нам с тобой не будет скучно до утра:
Сказки ждут нас в снах чудесных, спать пора.
* * *
Кукла на улице снега наелась,
В дом пришла мокрая и не разделась,
Плачет, что горлышко сильно болит.
Надо нам куколку будет лечить.
Градусник ставим, положим в кроватку,
Сделаем теплый компресс ей из ватки,
Чаем напоим, таблетку дадим.
Скажем об этом игрушкам другим,
Чтобы, гуляя, снег в ротик не брали
И по сугробам сырым не скакали.
* * *
Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день её проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.
* * *
Я пекла, варила,
Кукол накормила.
Куклы меня слушали,
Быстренько все скушали:
И суп из цветочков,
И пирог из песочка,
И котлеты из глины,
И компот из рябины.
* * *
Нет у куклы носа,
Растрепались косы.
Сидит она косматая,
В платьице с заплатами...
Потеплей укутаю
Милую мою,
«Баю-баю, баюшки», –
Песенку спою.
«Спи, моя красавица,
Спи, моя хорошая,
Будет тебе платьице –
Новое, в горошину!»
* * *
Кукла Катя в новом платье, сшила я его сама.
Я полдня над ним корпела, доводила до ума.
Только вечером попало мне от мамочки моей.
Я потратила на платье кучу новых простыней.
* * *
Ах вы, куклы, замарашки,
Где испачкали рубашки?
И чулочки, и носочки.
Как же вам не стыдно, дочки?
Снова целый день стирать,
Даже некогда играть!
* * *
Сонница-бессонница, не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой… (куколка Бессонница)
* * *
Фея знала свое дело,
И, летая в небесах,
Днем и ночью то и дело
Совершала чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала.
Все, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушно
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея,
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство.
* * *
На большом диване в ряд
Куклы разные сидят.
(Хлопки в ладоши)
Два медведя, Буратино
И веселый Чипполино.
И котенок,
И слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять –
Помогаем мы сегодня
Все игрушки сосчитать.
(Поочередное загибание пальчиков)
«Не плачь, куколка моя»
Не плачь, куколка моя,
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки,
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу.
Утюгом туда-сюда
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем,
А теперь и отдохнем.
На первые четыре строчки имитировать укачивание куклы, затем загибать поочередно пальцы. Далее имитировать движения, описанные в стихотворении, на последние строчки положить ладони на стол или на колени.
* * *
Куколка любимая, я тебя люблю,
Перед сном я для тебя песенку спою.
Баю-баюшки-баю, спать укладываю.
Спать укладываю, приговариваю:
«Ты, собачка, не лай
Мою детку не пугай.
Баю-баю, баю-бай».
При�