Автор: Бочалова Е.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №23» (г. Новочеркасск, Ростовская область)
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца»
К.Паустовский
Тип проекта: творческий, краткосрочный.
Актуальность:
Во все времена любовь к Родине и патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время утратились традиции патриотического сознания. Если раньше мы прославляли службу в армии, и каждый мечтал вырастить настоящего защитника Отечества, то теперь приоритеты изменились.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями в том, что касается данного вопроса. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к прошлому, своим историческим корням. К сожалению, в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. Поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.
Гипотеза:
Воспитать патриота своей Родины, принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы, можно, если воспитывать патриотические чувства у дошкольников, совместно с родителями, через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература).
Цель проекта: способствовать формированию у детей патриотических чувств к земле русской, Родине, воинам, ее защищающим.
Задачи проекта:
- расширить знания о Российской Армии, родах войск, военной технике;
- развивать творческие способности детей и умение отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изодеятельности, пении, чтении стихотворений, составлении собственных рассказов;
- развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;
- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к Родине, уважения к российскому воину, его силе и смелости;
- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Этапы реализации проекта:
Этап 1 – подготовительный;
Этап 2 – основной;
Этап 3 – заключительный.
Продолжительность проекта: две недели (с 17 по 28 февраля).
Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги детского сада.
Ожидаемый результат:
- формирование у детей чувства любви к Родине, уважения к защитникам Отечества;
- повышение у детей уровня знаний о Российской Армии;
- развитие способности детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изобразительной деятельности, пении, чтении стихотворений, составлении собственных рассказов;
- повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
Реализация проекта
Подготовительный этап:
1. Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
2. Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок.
3. Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды.
4. Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогам.
Основной этап
Познавательно-речевая деятельность:
Мероприятие |
Задачи |
Материал |
Интегрированное занятие «Защитники Отечества», конструирование «Буденовка». |
- Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищающим Родину от врагов. - Обогащение речи признаками предметов, синонимами. |
Изображения представителей различных родов войск России и военной техники, игрушки или изображения танка, самолета, вертолета, парашюта, кавалериста с шашкой, воина в кольчуге с щитом и булавой на коне, воина-казака, собаки, корабля, бескозырки, шлема. Предметные картинки воинов различных родов войск России. Презентация «Вооруженные силы – защитники Отечества». |
Занятие «Мое Отечество – Россия» |
- Воспитание любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней. - Развитие долговременной памяти и мышления. |
Репродукции картин русских художников: В.М. Васнецов «Три богатыря», из цикла «Осень», «Весна». Записи песен о Родине («Катюша»). Презентация «Моя Родина – Россия». |
Общение педагога с детьми «Рассказы о родных и близких, которые служили в армии» |
- Побуждать к активному диалогу, пополнять словарный запас, развивать умение связно рассказывать о своих близких. |
Фотографии родных и близких в военной форме. Иллюстрации, фотографии военной службы, принятия присяги. Фотовыставка «Мой папа в армии». |
Беседа «Памятники героям, защищающим Донской край» |
- Развивать познавательную активность. - Формировать эмоциональное восприятие казака – защитника Отечества. - Воспитывать чувство гордости за героев-земляков. |
Рассматривание альбома скульптурных сооружений, посвященных героям-защитникам (памятники летчикам-авиаторам, Неизвестному солдату, «вечный» огонь и др.). Пояснительная информация к ним. |
Игра «Русь, Россия, Родина моя» |
- Закрепить знания детей о нашей стране и родном городе. - Систематизировать знания о символике государства и разновидностях войск. |
Книги, картины, атлас Ростовской области, открытки, российский флаг, герб. Папка «Настоящее и прошлое». Музыкальные произведения патриотического характера (гимн). |
«Путешествие по реке времени» (рассматривание иллюстраций, чтение книг об армии, гусарах, богатырях) |
- Пополнять знания об армии. - Поддерживать активный интерес к книге, развивать умение эмоционально откликаться на прочитанное. - Развивать творческие способности детей, подталкивать к сочинительству. |
Карта-путешествие «Река времени», иллюстрирующая российскую историю. Выставка книг «Маленькие книги о войне»: - «Богатыри земли русской»; - «Слава герою-бойцу»; - А.М. Митяев «Почему армия всем родная»; - Л. Кассиль «Твои защитники»; - Ю. Яковлев «Семеро солдатиков»; - М.Ю. Лермонтов «Бородино»; - Ю. Коваль «Алый» и другие. |
«Казаком быть – Родине служить» (заучивание пословиц и поговорок о силе, мужестве и отваге русских воинов, боевой жизни солдат) |
- Вызвать интерес к мудрости русского народа, помочь понять или самому объяснить значение некоторых из них. - Познакомить с пословицами великого русского полководца А.В. Суворова, казачьими пословицами, фольклором военных лет нашего времени. |
Фотография А.В. Суворова, его пословицы: «Славу свою добывай в бою», «Один в поле не воин», «Кто храбр и стоек, тот десятерых стоит», «Тяжело в учении – легко в бою», «Друг за друга стой и выиграешь бой». Буклеты (выпуск №2, №3). Пословицы о казаках: Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт. Кто пули боится, тот в казаки не годится. Казак в бою, как орёл в небе. |
Художественно-эстетическая деятельность:
Мероприятие |
Задачи |
Материал |
Лепка «Наша армия родная» |
- Учить умению передавать образ военного: летчик, пограничник, танкист, зенитчик, парашютист и др. - Учить передавать в образе характерные черты, показывая особенности одежды (погоны, ремень, фуражка и т.д.), дополнять детали (оружие, собака для пограничника и др.). - Упражнять в применении разнообразных технических приемов. |
Пластилин, иллюстрации военных и военной техники. Оформление выставки «Я военный скульптор». Экскурсия детей младшей группы с экскурсоводом. |
Рисование «Защитники земли русской» Стенгазета- поздравление «С днем защитников Отечества» |
- Учить: самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения; добиваться точного соблюдения пропорций и выразительности позы. - Учить умению выбирать цветовое решение для передачи выразительности образа. - Доставить радость папам своей газетой. - Воспитывать уважение к защитникам, охраняющим мир. |
Трафареты, силуэты для обведения по контуру простым карандашом. Книги для срисовывания, фотографии, картина В.М. Васнецова «Три богатыря», сказка «Никита Кожемяка», гусары из книг М.Ю. Лермонтова «Бородино» и «Богатырская застава». Изготовление коллажа из рисунков. Стенгазета «Поздравляем защитников Отечества» |
Аппликация «Маленький солдат (моряк)» (используется способ обрывания) |
- Развивать творчество, инициативу. - Упражнять в умении отражать определенную взаимосвязь предметов, композиционно располагать аппликацию. - Развивать мелкую моторику рук. |
Трафареты солдата и моряка. Фотографии, картинки воинов для сравнения. Выставка детского рисунка «Наши солдаты – молодцы, наши солдаты – удальцы» |
Конструирование «Скакал казак через долину» (лошадка), «Самолёт-стрела», «Голубь мира», «Буденовка» (используется способ оригами). «Самолеты и танки» (из спичечных коробков). «Я – защитник» (подарок папе) |
- Продолжать учить складывать бумагу в различных направлениях, делая четкие линии сгиба, создавать предмет. - Учить работать с бумагой при оклеивании коробка. - Развивать моторику рук, умение самостоятельно делать различные поделки. - Учить работать с плотным картоном, сгибать его по намеченным линиям, складывать в конус. - Воспитывать у детей любовь и чувство гордости к отцу, вызвать желание порадовать его подарком. |
Карты-схемы для изготовления предметов способом оригами. Трафарет голубя. Оформление предметно-развивающей среды (для поддувания и сюжетно-ролевых игр). Цветной картон; трафареты; фотографии-образцы воинов различных родов войск (солдат, моряк, десантник, танкист, пехотинец, санитарка); фломастеры. |
Ручной труд «Кораблик» (панно из лоскутков ткани) |
- Развивать умение работы с тканью, способность подбирать цвет и фактуру в зависимости от создаваемого образа. |
Трафареты: парусник, корабль, подводная лодка, крейсер, эсминец. Оформление предметно-развивающей среды. |
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры |
|||||||
«Мы военные», «Разведчики», «Скорая помощь». |
- Развивать умение самостоятельно договариваться об общем игровом замысле, создавать игровую обстановку с учетом темы и воображаемой ситуации. - Воспитывать положительные черты характера, учить взаимопомощи. |
Создание развивающей среды, побуждающей к игре на военную тематику: игрушки военной техники, солдатики, бинокль, штурвал, обмундирование (пилотки, бескозырки, фуражки, карта, флажки и т.д.). |
|||||
Игры с конструированием |
|||||||
«Военная техника», «Военный полигон» |
- Развивать умение применять полученные знания при создании разнообразных построек военной техники. - Учить придавать формам устойчивость. |
Схемы построек, фотографии, модели. |
|||||
Театрализованные игры |
|||||||
«Как Степашка в армию собирался», «Все мы моряки», «Справедливый папа» |
- Формировать сознание необходимости защищать Отечество. - Учить отображать положительные черты характера. |
Кукольный театр, герои «Спокойной ночи малыши», костюм Степашки в военной форме с фуражкой. |
|||||
Дидактические игры |
|||||||
«Один – много», «Кто служит в армии?», «Солдат какой?», «Что делают?», «Кому что нужно?», «Четвертый лишний», «Какое слово не подходит?», «Сосчитай до пяти», «Объясни словечко», «Угадай форму солдата», «Найди отличия», «Найди ошибки художника». Игры-головоломки, лабиринты, игры на смекалку. |
- Учить сознательно принимать игровую задачу. - Активизировать словарь (прилагательные, глаголы). - Учить согласовывать существительные в роде, числе и падеже. - Учить образовывать относительные прилагательные. - Развивать логическое мышление и сообразительность. |
Настольные игры, иллюстрации, открытки, лабиринты, игры на смекалку. Игры-головоломки «Геоконт», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Сложи узор», «Занимай-ка». Презентация «Защитники Отечества» (дидактическая игра «Четвертый лишний»). |
|||||
Пальчиковые игры |
|||||||
«Бойцы-молодцы», «Дружные пальчики», «Я самый сильный» (с эспандером), «Танкист», «Парашютист». «Бумажные бои», «Сверни из проволоки силуэт», «Намотай на катушку или на палец». |
- Развивать мелкую моторику, силу рук. - Учить умению с помощью рук, жестов и телодвижений изображать военных, не включая «словесный» поток. - Учить скатывать руками шарики из бумаги, бросать в цель, укреплять силу пальцев рук. |
Эспандеры, бумага для скатывания в шарики, проволока, клубки ниток. |
|||||
Логоритмика |
|||||||
«Сигнальщики», «Стойкий оловянный солдатик», «Пограничники». |
- Развивать общую моторику. - Учить координации речи с движениями. |
Светофор, четыре флажка разного цвета – красный, желтый, зеленый, фиолетовый. |
|||||
Психогимнастика |
|||||||
«Разведчики», «Замри!». |
- Развивать наблюдательность. - Учить преодолевать двигательный автоматизм. |
Магнитофон, аудиозапись музыки различного характера. |
|||||
Релаксация |
|||||||
«Замри-отомри», «Капитан и корабль», «Шторм – штиль», «Плаваем на облаках». |
- Развивать умение напрягаться и расслабляться. |
Музыка для релаксации «Плаваем на облаках». |
|||||
Тренинги |
|||||||
«Контакты с незнакомыми людьми», «Нарисуй, чего ты боишься». |
- Учить вести себя с незнакомыми людьми на улице. - Учить справляться со своими страхами. |
Иллюстрации различных ситуаций, демонстрационный материал «Как себя вести с незнакомцем», листы бумаги, карандаши или фломастеры. |
|||||
Работа с родителями
Мероприятие |
Задачи |
Акция «Семейный досуг без телевизора» (совместные поделки на военную тематику ребенка с родителями) |
- Объединить родителей и детей на коллективной забаве. - Привлечь пап к играм с детьми. - Дать почувствовать детям и родителям теплоту, заботу и важность каждой минуты проведённой с ребёнком. - Формировать сплочённость семей группы. |
«20 веселых игр в выходные и праздничные дни». Рекомендации в родительский уголок |
- Способствовать общему просвещению родителей. - Знакомить с играми в выходные и праздничные дни. |
Выставка детского творчества «Наши солдаты – молодцы, наши солдаты – удальцы» |
- Показать результаты детского творчества. - Доставить радость детям. |
Заключительный этап
Праздник, посвященный Дню защитников Отечества «Защитники земли русской» |
- Способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей. |
«Чай с вареньем, чай с печеньем и с хорошим настроеньем» – праздничный стол для девочек и мальчиков группы. |
- Способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей. |
Оформление стенгазеты «23 февраля» |
|
Презентация видео-проекта «Защитники Отечества» |
Выводы:
В ходе реализации проекта достигнута главная цель: родители вовлечены в активную деятельность по формированию у детей патриотических чувств, повысилась их заинтересованность в развитии чувства патриотизма в семье; у детей расширилось представление о Российской Армии, появилось желание подражать военным, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными.
Проект способствовал формированию активной нравственной позиции по отношению к Российской Армии как у воспитанников, так и у взрослых. В целях выявления осведомленности родителей о патриотическом воспитании, необходимости его формирования в детях было проведено анкетирование среди родителей. По результатам проведенной работы выяснили, что родители считают патриотическое воспитание достаточно актуальным.
Перспектива:
Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; сформировать у детей знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности. Познакомить детей с событиями ВОВ, формировать знания о людях военных профессий на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания; формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.