Автор: Перфильева Валентина Адамовна, воспитатель первой квалификационной категории МБОУ «НШДС» (г.Усть-Илимск, Иркутская область).

Актуальность проекта:

В новом Федеральном государственном образованном стандарте начального общего образования уделено особое внимание проектной деятельности младших школьников. Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье - один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённый в Законе Российской Федерации «Об образовании». Воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества, зреет в сердцах наших детей, как наивысший уровень гражданского самосознания - патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества. В этом смысле воспитание патриотов - самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости и в современное время.

Вид проекта: социальный, познавательно – исследовательский, детско - взрослый, коллективный, долгосрочный.

Объект проекта: процесс организации изучения малой родины, как познание младшими школьниками себя полноценной личностью в современном обществе.

Предмет проекта: дидактические и методические условия организации обучающихся по изучению своей малой родины.

Обоснование выбора темы проекта (проблемы):

1.Отсутствие доступной информации по истории своего края.

2.Обучающиеся не умеют открывать знания путём поиска.

3.Слабое умение представить окружающим полученные знания.

Гипотеза: Если я, воспитывая учеников, буду развивать поисковые навыки, создавая условия для освоения навыков исследовательской и проектной деятельности, буду формировать чувства сопричастности к родному краю, то это будет лучшей подготовкой к социально – активной жизненной позиции младших школьников в будущем.

Цели проекта:

Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.

Формирование у обучающихся чувства сопричастности к родному городу.

Задачи:

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.

Расширить кругозор обучающихся путём формирования знаний и представлений о жизни города Усть-Илимска и его природном окружении.

Создать образное представление об истории, этнокультурном своеобразии родного города.

Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к исследовательской деятельности, к словотворчеству, к изобразительной деятельности.

Развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.

Воспитывать чувства гордости и любви к родному городу Усть-Илимску.

Воспитывать у обучающихся деятельную любовь к природе родного края.

Участники проекта: обучающиеся 1 класса МБОУ «Начальная школа - Детский сад», родители учеников.

Время реализации проекта: октябрь 2013 года - май 2014 года.

Ведущая деятельность: творческая, поисковая, исследовательская.

Новизна проекта: создание новой образовательной среды и развития собственной преобразующей деятельности младших школьников, направленной на обеспечение целенаправленного формирование знаний о родном городе.

Материально – техническое обеспечение проекта:

Для реализации проекта используются следующие средства:

1. ИКТ (электронные, бумажные носители).

2. Наглядность (иллюстрации, картины, фото).

3. Фотоматериалы.

4. Экскурсии (детская городская библиотека «Первоцвет», библиотека искусств, достопримечательности, улицы города, транспорт города).

5. Исследование, поиск.

6. Привлечение родителей к проекту.

7. Связь с социумом.

Форма продуктов проектной деятельности:

выставки рисунков, фотографий по теме «Мой город»;

макет «Уголок моей малой родины»;

детская энциклопедии «Достопримечательности города Усть-Илимска;

книжка-малышка «Забота о пернатых»;

презентация «Успехи детей по проектной деятельности «Усть – Илимск – моя судьба».

Информационно-техническое оснащение: детская библиотека «Первоцвет», школьная библиотека, библиотека искусств, картинная галерея, Интернет.

Ожидаемые результаты:

Для обучающихся:

- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;

- самореализация.

.Для родителей.

- повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

Принципы реализации проекта:

1) Принцип развития - отражает четкую ориентацию на развитие личности.

2) Принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.

3) Принцип диалогического общения - отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.

4) Принцип доступности - предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.

5) Принцип системности - достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

Формы и методы реализации проекта:

- Познавательные занятия, экскурсии;

- Исследовательская деятельность;

- Поисковая деятельность;

- Продуктивная деятельность;

- Фотовыставки и выставки рисунков и поделок.

Данный проект реализуется в рамках авторской программы по краеведению для младших школьников «Усть – Илимск – моя судьба».

Этапы реализации:

1 этап. Подготовительный. Октябрь - ноябрь 2013г.

- Изучение уровня представлений по теме.

- Опрос родителей «Какие мероприятия могут способствовать воспитанию любви к своей малой Родине?»

- Анкетирование детей по выявлению знаний о своей малой Родине.

- Включение родителей на родительском собрании в проектную деятельность.

- Подготовка консультаций для родителей по теме.

- Подбор информации, художественной, методической литературы, иллюстраций, дидактических игр, видеоматериалов, фотографий.

2 этап. Реализация проекта. Декабрь 2013г.- май 2014г.

Тематическое планирование

Сроки

Тема раздела

Деятельность детей

Продукт проектной деятельности

Деятельность родителей

Декабрь 2013г.

«Улицы моего города»

Диагностика «Рукавичка»

Прогулки и экскурсии по улицам родного города.

Исследование улицы школы.

Макет «Улица, на которой стоит наша школа»

Создание банка данных «Улицы моего города»

- Знакомство с памяткой по проектной деятельности.

- Оказание помощи в поиске информации об улицах города.

Январь 2014г.

«Моя малая родина- Усть –Илимск»

Мой город Усть-Илимск (расположение на карте), герб города, флаг - тематическое занятие.

Презентация «Улицы города Усть-Илимска».

«Памятники моего города»

Выставка рисунков «Мой город»

Оформление папки «Символика города»

Энциклопедия «Достопримечательности города Усть -Илимска»

- Помощь в подготовке сообщения о символике и достопримечательностях города.

Февраль, март, апрель 2014г.

«Мы и природа»

Исследов-я деятельность «Птицы нашего микрорайона»:

- анкетирование «Знание о зимующих птицах»

- конкурс кормушек

- презентация «Покормите птиц зимой»

- создание столовой для птиц

Акции:

- «Поможем зимующим птицам»

- «Крошка»

Книжка – малышка «Забота о пернатых».

В папиной мастерской «Кормушка для птиц».

Оформленный результат наблюдений «Столовая для птиц»

Листовки – призывы.

Правила подкормки птиц.

- Помощь в подборе занимательного материала о птицах.

- Оказание помощи детям в подготовке сообщений о птицах.

- Изготовление кормушек.

- Участие в конкурсе кормушек.

- Участие в акциях.

Май 2014г.

«Истории героев ВОВ, живущих в родном городе»

Беседа «О том, что дорого и свято».

Презентация «Этот День Победы».

Творческая работа «Расскажи о своём герое».

Возложение цветов к памятнику современных героев и «Три звезды».

«Из семейного архива» - воспоминания о дедах и прадедах, которые участвовали в Великой Отечественной войне.

Сборник стихов, сочинений «Расскажи о своём герое»

Выставка семейной реликвии «Дедушкины ордена и медали».

- Участие в анкетировании «Отношение ребёнка к проектной деятельности»

- Совместное сочинение стихов, придумывание рассказов.

Участие в выставке.

- Участие в экскурсии к памятникам.

3 этап. Заключительный.

Конец мая 2014г.

Презентация «Успехи детей по проектной деятельности «Усть-Илимск-моя судьба»

Защита проекта.

Результаты защиты.

Совместное обсуждение идей с педагогом по созданию презентации.

 

 

 

 

Список литературы:

Александрова Ю.Н. «Юный эколог» - изд. «Учитель», 2010г.

Бубнов А.С. «Илимская пашня. Время перемен» - Братск, 2000г.

Буевич Л.П.«Знатоки родного города» - ж/л «Начальная школа» №5 – 1998г.

Зайцева Л.И. «Опыт объединения учителей краеведов» - ж/л «Начальная школа» №5-1998г.

Ивашина Н. «Память моя как набат» - г. Усть – Илимск, 2002г.

Косина Г.М. «Открытие мира ребёнком» - А., 1992г.

Лященко Е.А. «Школа юного краеведа» - изд. «Учитель», 2007г.

Перфильев В.П. «Память, стой, замри – это надо…» - г. Усть –Илимск, 2005г.

Перфильев В.П. «Судьбы, опалённые войной» - г. Усть – Илимск, 2005г.

Руднянская Е.И. «Экскурсии в природу» - изд. «Учитель», 2007г. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить