Автор: Сятчихина Вера Евгеньевна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ «ЦРР - Детский сад № 394» (г. Пермь).
Возраст детей: старшая группа для детей с ЗПР.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка.
Задачи:
- Использовать коммуникативные игры для закрепления знаний, полученных ранее на занятиях;
- закреплять вежливые слова, вызвать стремление употреблять их в речи;
- формировать представления о дружбе, развивать внимание, сочувствие к сверстникам, доброжелательное отношение друг к другу;
- формировать желание участвовать в совместных играх,
- способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.
Предварительная работа:
Коммуникативные игры «Вежливые слова», «Назови ласково», «Комплименты»;
Беседы с детьми о дружбе,
Чтение стихов о дружбе;
Заучивание мирилок.
Оборудование:
Магнитофон с записями песен о дружбе.
Игрушки: мяч, зайчик, птичка дрозд (или шапочка дрозда).
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, иметь друзей – это хорошо или плохо? А почему (ответы детей).
- Да, хороший, верный друг - это так важно в нашей жизни: и сейчас, пока вы ещё дети, и потом, когда вы станете взрослыми. Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба – это когда люди улыбаются друг другу. Значит, друзья – это люди, с которыми нам интересно и радостно. Послушайте, какое стихотворение про дружбу написал поэт Юрий Энтин.
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
И сегодня мы с вами отправимся на дружескую прогулку.
Включается песня «Вместе весело шагать» (слова М. Матусовского, музыка В.Шаинского).
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами отправились на прогулку в лес. Пока мы идем по ровненькой дорожке, идти легко и весело (прослушать 1 куплет и музыку выключить).
- А сейчас лес становится густым, дремучим, идем через него не спеша, раздвигая ветки деревьев (идут, имитируя движение через густой лес).
Воспитатель: Ой, смотрите, зайчик! Зайчишка, здравствуй! Скажи, пожалуйста, куда это мы попали?
Зайчик: На Поляну вежливых слов! Поиграйте со мной, пожалуйста!
Проводится игра «Вежливые слова».
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Зайчик: Спасибо вам, ребята, что вы поиграли со мной, до свидания (дети прощаются).
Воспитатель: А мы пойдем дальше, пойдем осторожно, тихонечко, чтобы не спугнуть лесных птичек (идут осторожно, на носочках). Ой, смотрите, какая-то птичка на нас смотрит. Да это же дрозд! Здравствуй, дрозд!
Дрозд: Здравствуйте, дети. Хотите, я вас научу играть в очень интересную игру?
Проводится игра «Дрозды».
Цель: развитие навыков общения, доброжелательного отношения к сверстникам, умения согласовывать свои действия.
Дети делятся на пары, повторяют за воспитателем слова и действия:
-Я дрозд, и ты дрозд. У тебя нос, и у меня нос. У меня губки сладкие, и у тебя губки сладкие. У меня щёчки гладкие, и у тебя щёчки гладкие. Я тебя люблю (обнимаются).
Воспитатель: Ребята, вам понравилась игра? Поблагодарите Дрозда и попрощайтесь.
Воспитатель: Пойдемте дальше. Смотрите, перед нами узенькая речка, её надо перепрыгнуть, по очереди (дети по очереди перепрыгивают воображаемую речушку; обратить внимание детей на то, что толкаться не надо, надо помогать друг другу).
Воспитатель: Ребята, слышите, чей-то голос! (слышен голос кукушки).
Дети: Это кукушка!
Воспитатель: А как вы догадались, что это кукушка?
Дети: По голосу.
Воспитатель: Правильно, так и каждого человека можно отличить от другого по голосу, а тем более, если это голос твоего друга или подружки. И я знаю интересную игру, которая называется «Кто позвал?» Хотите поиграть?
Проводится игра «Кто позвал?».
Цель: развитие слухового внимания.
Один ребенок отходит в сторону, закрывает глаза, а дети поют:
«Ваня, ты сейчас в лесу,
Кто зовет тебя «Ау!»?
Ну-ка глазки закрывай, не робей,
Кто позвал тебя, узнай поскорей.
Водящий должен на слух определить, кто его позвал.
Воспитатель: Хорошо поиграли, теперь пойдем дальше. Смотрите, впереди большая яма, а через неё перекинут узенький мостик. Давайте крепко возьмемся за руки и все вместе пройдем по этому мостику. Нужно быть очень осторожным, чтобы не упасть и не уронить своего товарища (идут осторожно, взявшись за руки, цепочкой).
Воспитатель: Шли мы, шли и вышли на большую солнечную поляну. Предлагаю вам поиграть в игру.
Проводится игра «Разорви круг».
Цель: развитие конструктивных способов общения.
Дети берутся за руки. Выбранный по считалке ребенок находится за кругом и пытается прорваться в него. Можно использовать разные способы: с силой расцепить руки детей, уговорить их, попросить. После того, как ребенок попадает в круг, педагог спрашивает у детей: «Когда вам больше всего хотелось впустить Вову в круг: когда он пытался силой попасть в круг или когда он вежливо просил?» (выслушать ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как легче попасть в круг, силой или когда вежливо попросишь? (выслушать ответы детей).
Воспитатель: Все вопросы и проблемы надо решать словами, а не кулаками, именно так поступают настоящие друзья. Сейчас я вам предлагаю разделиться на пары и поиграть ещё в одну игру, которая называется «Зеркало».
Цель: формировать способность видеть сверстника, обращать внимание и уподобляться ему.
Проводится игра «Зеркало».
Дети танцуют под веселую песню «Друзья» группы «Барбарики». Один ребенок из пары показывает разные движения, а второй ребенок должен повторять эти движения как можно более точно, как в зеркале. Затем дети меняются ролями.
Воспитатель: Вот и подходит к концу наша прогулка. Давайте сядем в кружок, отдохнем и пожелаем друг другу чего-нибудь очень хорошее, доброе (выслушать всех детей, помочь затрудняющимся).
Воспитатель: Ребята, а что запомнилось вам из нашей прогулки, какая игра понравилась больше всего? (выслушать ответы детей) А теперь возьмемся все за руки и сделаем большой круг. Сегодня на нашей прогулке мы были вежливыми и дружными, давайте будем так вести себя всегда.