Автор: Седова Галина Анисимовна, воспитатель МДОУ «Суксунский детский сад Колокольчик» (п. Суксун, Пермский край).
Образовательная область: «Коммуникация».
Цель. Упражнять детей в подборе коротких и длинных слов; правильно, согласовывать прилагательные и существительные; придумывать конец сказки, придерживаясь общей линии сюжета, включая новые действия; логично и последовательно излагать мысли; познакомить с многозначным словом «игла»; приучать детей слушать друг друга и быть внимательными.
Оборудование. Письмо, мяч, 2 яблока, картинки: еж, лисята; ветки ели, сосны, игла для шитья, шприц, кактус, микрофон, запись сказки, грамзапись, полоски слов: длинная, короткая.
Ход:
- Ребята, каким бы вы хотели видеть сегодня наше занятие? (веселым, интересным, познавательным).
- А я, ребята, вас хочу видеть умными, добрыми, чтобы вы отвечали активно и слушали друг друга внимательно.
Ой, ребята, посмотрите
Кто-то бросил к нам в оконце,
Посмотрите, письмецо
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может это воробьишка
Пролетая, обронил?
Может кто письмо как мышку
На окошко заманил?
- Вам хочется узнать от кого письмо? Письмо, ребята от Фили и Хрюши. Из какой они телевизионной передачи?
«Здравствуйте, ребята, из гр. «Пчелка» д.с. «Колокольчик». Помогите нам, ребята, пожалуйста, составить о лисятах и еж сказку Нам нужно по ней снять мультфильм для нашей передачи «Спокойной ночи». Начало некоторых предложений мы придумали, а закончить их не можем, и конца у нашей сказки нет».
- Давайте, ребята, поможем Филе с Хрюшей, а Татьяна Николаевна будет дописывать предложения в сказке нашими словами, и мы потом прочитаем, что у нас получилось. А начало сказки такое «Жили, были два братца лисенка… Кличка одного братца обозначалась коротким словом». Короткую полоску я поставлю.
- Как, его звали? (Эль, Вик, ухо, бом, лис, кис, тиф, рыж, дог)
- А для клички второго подберите длинное слово, чтобы оно состояло из двух слов. Например, Черноносик. (Длинная полоска)
- Как его звали? (рыженосик, рыжехвостик, большегллазик, длиннохвостик, пышнохвостик, быстроногий, острозубый, черноухий)
- Так как назовем лисят? (лис пышнохвостик)
«И лисята очень любили, когда им мама покупала…»
Игра.
- А что она им покупала я сейчас вам дам попробовать. Закройте глаза, я даю яблоко. Так что любили лисята? (яблоки) Кто вам об этом сказал? (губы язык глаза зубы)
- Какие яблоки любили лисята? (красные кислые сладкие сочные твердые желтые ароматные наливные зеленые душистые румяные)
«Отведав сладких сочных ароматных яблочек, лисята стали играть в игры».
Игра «Кто детеныш у кошки? Или «Кто кем был?» (корова - теленком)
- Вставайте в круг и поиграем как лисята. Покажите, как лисята могли побегать по полянке.
- Присаживайтесь нужно сказку продолжать.
«И тут пришел к Лису и Пышнохвостику в гости еж». (Дать детям микрофон)
- Какой он? (добрый, колючий, смешной, грустный, озорной, печальный, круглый, ласковый).
«И еж спросил: «Лис, Пышнохвостик, у кого и у чего есть еще иголки?»
- Что могли ему ответить лисята? (иголки есть у сосны, кактуса, шприца, у елки, портного) (дать потрогать).
«Ну, спасибо вам! Лис и Пышнохвостик рассказали мне, у кого и чего бываю иголки. Мне даже сразу стало веселее и захотелось…»
- А вот чего захотелось, Филя с Хрюшей не могут, придумать. Ребята, давайте прочитаем начало сказки, ведь мы ее записывали, а сейчас сочините ее конец.
Звучит музыка, дети придумывают конец сказки. 2-3 ребенка рассказывают свой конец сказки.
- Молодцы, интересные сказки у вас получились.
- Продолжение, чьей сказки вам больше всего понравилось и почему?
- Все эти сказки мы с вами запишем и отправим Филе и Хрюше.
- Молодцы, все вы сегодня помогали составлять сказку о лисятах и еже. Саша, Илья придумали много слов, как закончить начатые Филей и Хрюшей предложения, а Анжела придумала, чего ежу захотелось, и чем закончилась сказка.