Автор: Матейич Ю.В., воспитатель МБДОУ детский сад компенсирующего вида №24 «Космос» (г. Сургут).
Образовательная область: «Познание».
Непосредственно образовательная деятельность: «ФЭМП».
Тема: «Путешествие в огород».
Цель: Формирование навыков счёта, умений определять и различать формы предметов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
Обучение сравнению двух групп предметов и уравниванию двух неравных групп двумя способами, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний предмет. Закрепление навыков счёта в пределах четырёх, закрепление в речи количественных числительных. Упражнять в различении форм предметов (круглый, треугольный, квадратный) и их правильном назывании.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие логического мышления, памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия, общей и мелкой моторики, тактильной чувствительности.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитание положительной установки на участие в образовательной деятельности, навыков сотрудничества, взаимодействия.
Коррекционно-речевые задачи:
Закреплять в пассивном словаре наречия, выражающие пространственные отношения (слева, справа, посередине). Закрепление в речи количественных числительных, согласование существительных с прилагательными и числительными.
Дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:
Образовательная область «Коммуникация»: Обогащать активизировать словарь существительными, прилагательными, числительными; формировать навыки согласования; умение отвечать полным распространенным предложением.
Образовательная область «Социализация»: закреплять навыки поведения в игре, беседе.
Образовательная область «Физическая культура»: формировать точные координированные движения в сочетании с речью.
Словарь:
Существительные: Овощи, огород, помидор, репа, редис, лук, морковка и редька, перец, треугольник, квадрат, круг.
Прилагательные: жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, синий, белый, серый, квадратный, треугольный, круглый.
Наречия: слева, справа, посередине, рядом, вверху, внизу.
Числительные: количественные числительные – один помидор, два помидора и т.д.
Оборудование: «Волшебный» мешочек, муляжи овощей, корзина, квадратный, треугольный, круглый подносы разных форм, карточки по количеству детей с изображением геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат) и овощами (помидор, морковка, перец), набор цветных карандашей на каждого ребёнка (красный, оранжевый, зелёный, синий), мольберт, плоскостные изображения (белый и серый зайчики, 8 морковок).
Предварительная работа.
Дидактические игры и упражнения: «Поиграем, посчитаем», «Один, много», «Больше - меньше», «Угадай, какая фигура», «Найди лишнюю», «Цветная лесенка», «Сколько всего?».
Моделирование ситуации «В огороде» на ориентировку в пространстве, обогащение пассивного словаря наречиями слева, справа, посередине, рядом, вверху, внизу.
Разучивание упражнения речь с движением «Овощи».
Ход НОД:
1. Организационный момент «Чудесный мешочек».
Дидактическая задача. Активизация слухоречевого внимания, восприятия. Создание положительного эмоционального фона, развитие тактильной чувствительности.
Педагог: Здравствуйте, ребята! А кто я, вы узнаете из моей загадки.
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь.
(Ответы детей)
Педагог: Правильно ребята, я лук репчатый и зовут меня Чипполино. Я приглашаю вас к себе в огород, в котором мы будем учиться считать овощи и сравнивать их с геометрическими фигурами.
1. Этап.
Дидактическая задача.
Обучение сравнению двух групп предметов и уравниванию двух неравных групп двумя способами, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний предмет. Закрепление счётных умений (в пределах четырёх), закрепление в речи количественных числительных.
Чипполино: Ребята, я вас познакомлю с двумя замечательными зайчатами, которые живут в моём огороде. (На мольберте изображения зайчат. Изображение белого зайчика расположено точно под изображением серого зайчика).
Зайчата – друзья на опушке гуляют,
Зайчата - плутишки добычу считают.
Нашли в огороде зайчата морковку,
Зайчата морковку считают так ловко!
Чипполино располагает на мальберт четыре морковки в ряд возле серого зайчика.
Чипполино: Как узнать, сколько морковок у зайчика? (Надо посчитать). Давайте посчитаем морковки у серого зайчика.
Дети: Один, два, три, четыре.
Чипполино: Сколько всего морковок у серого зайчонка?
Дети: У серого зайчонка всего четыре морковки.
Чипполино распологает на мольберт белому зайчику три морковки в нижний ряд точно одну под другой.
Дети: Один, два, три. Всего три морковки у белого зайчика.
Чипполино: У серого зайчика 4 морковки, а у белого 3.
- У какого зайчика больше морковок, у серого или у белого? (У серого зайчика больше морковок, чем у белого).
- У какого зайчика меньше морковок, у серого или у белого? (У белого зайчика меньше морковок, чем у серого).
- Сравните, какое число больше четыре или три, какое меньше три или четыре? (ответы детей).
- Как сделать так чтобы у зайчиков морковок стало поровну. (Добавить белому зайчику одну морковку).
- Добавьте белому зайчику одну морковку. (Один из детей выполняет задание). Сосчитайте морковки у белого зайчика.
Дети: Один, два, три, четыре. Всего четыре морковки у белого зайчика.
Чипполино: А сколько морковок у серого зайчика? (У серого зайчика тоже четыре морковки).
Чипполино: Что можно сказать о количестве морковок у зайчиков. (У зайчиков стало морковок поровну, по четыре).
Чипполино убирает одну морковку из верхнего ряда у серого зайчика.
Чипполино: А если серый зайчик съел одну морковку, и у него осталось три морковки, как сделать, чтобы у зайчат было морковок поровну?
Дети: Надо убрать одну морковку у белого зайчика.
Чипполино: Уберите одну морковку у белого зайчика. (Один из детей выполняет задание).
Чипполино: Сосчитайте морковку у белого зайчика. (Один, два, три, у белого зайчика всего три морковки).
Чипполино: У серого зайчика три морковки, у белого зайчика три морковки, что можно сказать о количестве морковок у двух зайчиков?
Дети: У зайчиков морковок стало поровну, по три.
2. Этап. Работа с раздаточным материалом.
Дидактическая задача: Обучение сравнению двух групп предметов и уравниванию двух неравных групп двумя способами, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний предмет. Закрепление счётных умений (в пределах четырёх), закрепление в речи количественных числительных.
3. Этап. Физкультминутка «Весёлые овощи».
Дидактическая задача. Развитие общей моторики, координации речи с движением. Работа над интонационной выразительностью речи. Закрепление умения ходить по кругу, в общем для всех темпе.
Чипполино: Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Весёлые овощи», пройдите в центр ковра и встаньте в круг. (Выбирается водящий).
Как-то вечером на грядке
Репка, свёкла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
(Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре сидит на корточках водящий с закрытыми глазами)
Рассчитались чётко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять…
(Останавливаются, водящий поднимается на ноги, дети крутят водящего)
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а я иду искать.
(Разбегаются, приседают, водящий их ищет).
4. Этап. Игра: «Чудесный мешочек».
Дидактическая задача: Упражнять в различении форм предметов (круглый, треугольный, квадратный) и их правильном назывании.
На столе расположены круглый, треугольный и квадратный подносы.
С большим я мешочком иду в огород.
На грядках растёт разноцветный народ.
Тут красный пузатый сеньор-помидор,
А там кабачок оседлавший забор.
Румяный редис принакрылся листочком,
Зелёный лучок дружно всходит рядочком.
Как солнышко, жёлтая репка горит
И с чёрною редькой, смеясь, говорит.
Вот рыжей лисицей крадётся морковка,
А тут чеснока две седые головки
И сочный кудрявый хрустящий салат…
Теперь все в мешочке горою лежат.
Чипполино: Ребята, в этом мешочке мои друзья овощи, я их собрал для вас в своём огороде и мы сейчас с ними поиграем. Для овощей у меня есть очень интересные подносы, посмотрите на них, скажите какие они по форме? (Круглый, треугольный, квадратный). Вы будете по очереди выбирать один из овощей в мешке, ощупывать его, не вынимая угадывать, что это за овощ. А потом сможете проверить себя, достать овощ из мешка, убедиться в том, что вы правильно угадали определить, какой он по форме и положить на поднос такой же формы.
Дети по очереди выполняют задание.
Чипполино: Посмотрите, никто не допустил ошибок?
- Назовите овощи, которые лежат на круглом подносе. (На круглом подносе лежат помидор, репа, редис, лук.)
- Какой они формы? (Они круглой формы.)
- Назовите овощи, которые лежат на треугольном подносе. (На треугольном подносе лежат морковка и редька).
Чипполино: Правильно, морковка и редька похожи на треугольник. Какой они формы? (Морковка и редька, треугольной формы).
Чипполино: А какие овощи лежат на квадратном подносе? (На квадратном подносе лежат зелёный перец и красный перец).
Чипполино: Они похожи по форме на квадрат, значит какой формы овощи? (Овощи квадратной формы).
Чипполино: Правильно! Молодцы! Вы узнали овощи на ощупь, правильно назвали их и верно определили форму.
5. Этап. «Вот, какие овощи».
Дидактическая задача. Формировать умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и упражнять детей в их правильном назывании, закреплять умения сравнивать предметы с геометрическими фигурами. Учить определять пространственные отношения. Закреплять в пассивном словаре наречия, выражающие пространственные отношения (слева, справа, посередине).
Чипполино: Ребята, у меня есть очень интересные весёлые картинки. Присаживайтесь за столики, сейчас я вас с ними познакомлю. Слушайте внимательно мои загадки.
На столах карточки по количеству детей с изображением нераскрашенных геометрических фигур и цветными овощами, цветные карандаши.
Три стороны с тремя углами.
Считайте, проверяйте сами.
По ним меня все узнают
Скажите, как меня зовут.
(треугольник)
Чипполино: Что изображено на картинке? Ребята, давайте вместе посчитаем стороны и углы у треугольника.
Чипполино показывает указкой стороны и углы фигуры, расположенной на мальберте.
Дети выполняют задание.
- Раскрасьте треугольник оранжевым карандашом, аккуратно не выходя за контуры фигуры.
Чипполино: Молодцы! Послушайте стихотворение о квадрате. (У Чипполино на мольберте крупная квадратная фигура).
Все четыре стороны
У меня всегда равны.
И четыре есть угла,
Как у крышки для стола.
Так в народе говорят.
Называюсь я …. (квадрат)
Чипполино: Ребята, посчитаем стороны и углы у квадрата.
Чипполино показывает указкой стороны и углы фигуры. Дети выполняют задание.
- Раскрасьте квадрат зелёным карандашом, чтобы фигура была закрашена ровно, штрих нужно накладывать в одном направлении. (Показывает).
Чипполино: Вы очень аккуратно работаете, я вами горжусь. А теперь послушайте следующую загадку.
Нет углов и нет сторон,
Блин напоминает он.
Как колесо катается
И как он называется?
Раскрасьте круг красным карандашом.
Чипполино: Очень хорошо. Какие овощи нарисованы под фигурами?
Дети: Под фигурами нарисованы помидор, перец и морковка.
Чипполино: Расскажите, какие они по форме.
Дети: Помидор круглый, перец квадратный, морковка треугольная.
Чипполино: Возьмите синий карандаш и соедините линией каждый овощ с такой же по форме геометрической фигурой.
Дети выполняют задание.
Чипполино: С какой фигурой вы соединили помидор и почему? (Я соединил(а) помидор с кругом, потому что, он круглой формы).
С какой фигурой вы соединили перец? (Я соединил(а) перец с квадратом, потому что, он квадратной формы).
С какой фигурой вы соединили морковку? (Я соединил(а) морковку с треугольником, потому что, он треугольной формы).
Чипполино: Замечательно! Вы отлично справились с заданиями.
Чипполино: Какие фигуры на картинке? (Треугольник, квадрат, круг). Ребята покажите пальчиком треугольник. (Дети показывают треугольник). Правильно. Треугольник расположен слева. Теперь покажите круг. (Дети показывают пальчиком круг). Отлично. Круг расположен справа. А сейчас покажите квадрат. (Дети показывают квадрат). Верно. Квадрат расположен посередине.
5. Организация окончания НОД.
Чипполино: Ребята, что вам сегодня было интересно выполнять, во что вам понравилось играть.
Дети: Понравилось угадывать овощи на ощупь в чудесном мешочке, раскрашивать геометрические фигуры, играть в игру - «Весёлые овощи».
Чипполино: А чему вы сегодня научились?
Дети: Научились различать фигуры, определять форму овощей, считать морковку, сравнивать числа.
Чипполино оценивает работу каждого ребёнка.
Чипполино: Вы были сегодня внимательными, собранными, сообразительными. Молодцы! За это я вам подарю книжки раскраски «Витамины с огорода». До свидания! До новых встреч!