Автор: Пощеленко Олеся Николаевна.
О.О.Д: Окружающий мир, развитие речи, опыт с водой.
Цель:
- обобщить и систематизировать представления о зиме по основным и существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (мороз, метель), особенности жизнедеятельности животных в лесу; продолжать учить детей подбирать прилагательные к существительным.
- закрепить знания о зимующих птицах, возможности удовлетворения возможности в пище;
- воспитывать любовь к природе и птицам в зимних условиях, умение видеть красоту окружающего мира;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Материалы к занятию: Слайды с изображением зимы, разрезные картинки с изображением зимы; на коромыслах иллюстрации с зимующими птицами, стакан воды и кусочек льда каждому ребенку.
Ход:
Игра «Разрезные картинки».
Воспитатель: Тему нашего разговора можете отгадать сами. Для этого вам нужно собрать картинки. На этом столе разложены элементы картинок. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, кружочки у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята у кого картинки с синим кружочком подойдите к столу с синим кругом; те, у кого кружочек зеленого цвета - подойдите к зеленому столу и т.д. (количество фрагментов ровно количеству детей, присутствующих на занятии.)
Воспитатель: Итак, ребята внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Подойдите к другим столам. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня? Правильно, о зиме.
- А как вы догадались, что на ваших картинках изображена именно зима? Какие приметы зимы отчетливо видно на этих картинках? (Ответы детей)
- Ребята, а вы любите зиму?
- Посмотрите, какая красота? (Показ слайдов о зиме и беседа)
- Какие изменения происходят зимой в природе? (Зимой бывают самые короткие дни и длинные ночи, солнце почти не греет. Реки и озера покрываются льдом, а зима снегом)
- Какие зимуют растения? (Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются зеленые иголки. Под снегом зимуют корни деревьев, растений)
- Почему мы не встречаем насекомых? (Насекомые спят, спрятавшись в трещины коры деревьев, под листья)
- Как зимуют дикие животные? (Белка и зайцы меняют шубки на зимние, белка на серый цвет , а зайцы на белый, так мим спрятаться от врагов. Белка питается запасами орехов, грибов. Лиса охотиться на мышей. Медведи и ежики спят)
- Ребята, посмотрите на коромысла. Каких птиц вы видите? (Называют птиц)
- Как одним словом можно назвать птиц? (Зимующие)
- Ребята, почему прилетают птицы зимой из леса в город? (Чтобы спастись от голода)
- А как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму? (Надо их кормить)
- Верно, ребята. А вы любите играть? Расскажите, пожалуйста про свои любимые игры зимой. (Ответы детей)
Давайте поиграем в игру «Что нам нравится зимой».
Дети:
Нам морозы - не беда
Не страшны нам холода
Ходим шубах и ушанках,
И катаемся на санках.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель: А потом?
Дети:
А потом на лыжи встанем.
И с горы кататься станем.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель: А еще?
Дети:
А еще берем коньки
И бежим мы на катки.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель: Молодцы! А потом?
Дети:
А потом в снежки играем
Очень метко попадаем.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель: Ребята, понравилась игра? У вас сейчас какое настроение? (Хорошее)
- Как по другому можно сказать, какими вы были?(веселые, радостные, довольные)
Воспитатель: У меня сейчас тоже хорошее настроение. И захотелось вам прочитать стихотворение.
На сосне и на березе – бахрома.
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на березе и сосне.
В.Орлов.
- Ребята, а вы знаете стихотворения о зиме?
1. Какой пушистый, чистый снег!
Кусты одеты в белый мех.
Они стоят несмелые
Как медвежата белые.
2. Лютуют ночные морозы,
Холодные ветры свистят.
Осины, дубы и березы.
Под зябкими звездами стоят.
- Понравились вам, ребята, стихотворения? Очень красиво описывали поэты зиму в своих стихотворениях.
- Ребята, кто из вас знает загадки о зиме?
1. «Белая скатерть все поле покрыла» (снег)
2. «В огне не горит, в воде не тает» (лед)
- Правильно, это лед. А как вы думаете, посему лед в воде не тает? (Предложения детей)
- А сейчас берите стакан воды, положите туда кусочек льда. Посмотрите, что происходит с льдом. (Если дети не догадались, объяснить, что лед не тонет, потому что он легче воды)
- Давайте, мы оставим лед в стакане и посмотрим, что с ним за тем произойдет.
План занятия.
Игра «Разрезные картинки».
Показ слайдов и беседа о зиме.
Стихотворения о зиме. (дети читают)
Д.и. «Зимующие птицы».
Игра «Что нам нравится зимой».
Загадки о зиме.
Опыт «Свойство воды».
Стихи и загадки
***
Опали березы последние листья
Мороз незаметно подкрался к окну
И за ночь своею волшебною кистью
Волшебную нарисовал он страну.
***
Сам не бежит, стоять не велит.
***
Береза
Белая береза
Под моим окном,
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймою
Распустились кисти
Белой бахромой.
***
Всю зиму пролежит,
Весной в речку убежит. (Снег)
***
На всех садится,
Никого не боится. (Снежинки)
***
И не снег, и не лед
А серебром деревья уберет. (Иней)
***
Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)
***
Белая скатерть все поле покрыла.