Поиск по сайту

Автор: Матвеева Елена Валерьевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Фонарик» (п. Майна). 

Описание материала: Предлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной логопедической группы с ОНР (6-7 лет) в рамках темы «Зима» «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Зима» с использованием ИКТ. Данный материал будет полезен учителям-логопедам. Этот конспект направлен на развитие связной речи ребёнка.

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе на тему «Зима» предполагает интеграцию задач образовательных областей в контексте ФГТ – здоровье, художественное творчество, чтение худ. литературы, познание, музыка, коммуникация.

Цель: Формирование связной монологической речи у  дошкольников с ОНР.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Формировать умение составлять рассказ, передавая настроение картины, описание природы, используя образные средства;

- Учить придерживаться структуры рассказа: название картины, начало, основная часть, конец.

- Закрепить словарь признаков предметов;

Коррекционно-развивающие:

- Развивать артикуляционную, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание, интонационную выразительность;

- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;

- Развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;

- Формировать коммуникативную, информационную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников;

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, загадывание загадок о временах года, экскурсии в осенний и зимний лес, словарная работа по теме «зима».

Демонстрационный материал: магнитофон, компьютерная презентация, репродукция картин И. Шишкина, бумага, краски, кисточки, деревья, кустарники, сенсорно – графическая рамка, фрагменты картины, символы, снежинки, ширма.

Методические приёмы: Рассматривание картины, беседа, чтение стихов, игра, метод «эмпатии», художественное творчество, анализ, самоанализ занятия.

Ход занятия.

Звучит музыка. Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Приглашение в музей пейзажных картин И. Шишкина.

- Дети, сегодня я приглашаю вас в мини-музей картин одного из самых известных художников – Ивана Ивановича Шишкина, который, когда был маленьким, очень любил рисовать. Отец ему много читал книг, часто бывал с сыном на природе и поощрял в мальчике любовь к рисованию. Когда Иван вырос, он поступил в Академию художеств, где был одним из самых лучших учеников. Его произведения мы видим в нашем музее.

2. Д/у «О какой картине стихотворение?»

Дети читают стихи:

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой пестрою стеной

Стоит над пестрою поляной. (Бунин).

***

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает.

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака. (С. Есенин)

***

Мы глядим на поле,

Радости полны:

Будет хлеба вволю –

Пироги, блины.

***

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок.

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

3. Д/и «Что лишнее?»

- Если посмотреть на картины, в общем, то какая картина здесь лишняя? Почему? (Картина о зиме лишняя, потому что все остальные отображают осень)

4. Составление рассказа по картине с помощью плана (презентация).

1. Слайд (Картина И. Шишкина «Зима»)

Действительно, лишняя оказалась картина о волшебнице - зиме и написал её И.Шишкин.

2 слайд – знак вопроса. Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей).

3 слайд – глаза. С каких слов, предложения вы бы начали свой рассказ по картине? (Пришла в лес волшебница зима)

4 слайд – рука. Давайте посмотрим на экран и расскажем, что волшебница зима сделала с сучьями, стволами деревьев, и кустами. (Зима надела на сучья, стволы деревьев и кусты белые шали).

5 слайд – ухо. Что мы слышим в зимнем лесу? (В лесу стало тихо, наверно все уснули и никто не тревожит лесное царство).

6 слайд – снежинка. Какой снег в лесу, на что он похож? (Снег, словно перина: мягкий, пушистый, белый).

7 слайд – облака. Посмотрите, какое небо над лесом? (Небо над лесом белое, морозное).

8 слайд – нос. Вдохните зимнего воздуха, какой он в зимнем царстве? (Воздух в зимнем царстве морозный, свежий, холодный).

9-10 слайды – губы, картина. Чем мы можем закончить рассказ? Что бы вам хотелось сделать в этом лесу? Какое у вас настроение после увиденного? (Хорошо бы в таком зимнем лесу прокатиться вместе с мамой и папой на лыжах, санках, поиграть в снежки).

11 слайд – картина с сенсорно-графическими символами. Рассказывание рассказа полностью по символам.

- А хотели бы вы побывать в таком волшебном, зимнем царстве?

4. Экскурсия в зимний лес.

- Ой, в какой лес мы попали? (волшебный, зимний, холодный…).

- Давайте назовём «зимние» слова и сдуем каждый по снежинке.

- Поднимите глазки и посмотрите на белое, морозное небо. Улыбнитесь ему (улыбка - мимическое упр.).

- Вдохните свежий, чистый воздух всей грудью - выдохните (упражнения на дыхание).

- Послушайте голоса птиц, животных. Нам стало страшно в таком безмолвном лесу (испуг - мимическое упр.).

- Возьмите в руки бинокли и посмотрите на зимние деревья – они все укутаны в шали (гимнастика для глаз). Выразите им своё восхищение (восхищение - мимическое упр.).

- Посмотрите, да здесь целая мастерская художника: и краски есть, и полотна и кисти. Давайте и мы попробуем нарисовать зимний, волшебный лес. Вокруг себя повернись и в художника превратись.

5. «Мы – художники» - зарисовка зимней картины в мастерской художника. Играет спокойная, тихая  музыка, дети рисуют, а педагог повторяет рассказ, составленный детьми по картине.

- Вокруг себя повернись и в ребятишек превратись.

Зима в лесу.

Пришла в лес волшебница зима.

Зима надела на сучья, стволы деревьев и кусты, белые шали.

В лесу  стало тихо, наверно вся природа спит (уснула) и никто не тревожит лесное царство.

Снег, как перина; мягкий, пушистый.

Воздух в зимнем царстве морозный, свежий.

По небу плывут белые ватные облака, похожие на большой корабль.

В таком лесу хорошо поиграть в снежки…

7. Итог. Спросить детей, что им понравилось на занятии, что не понравилось. Поблагодарить детей. Подарить рамочки для их зимних картин, чтобы они сделали в группе свою художественную выставку.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить