Автор: Исмуханова Гульмира Муратовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №49» (г. Астрахань)

Цели:

1. Учить детей преобразовывать базовую форму в разные поделки, развивать вариативность мышления.

2. Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов.

3. Отрабатывать выполнение базовых форм «простой треугольник», «двойной треугольник» и «воздушный змей».

4. Учить детей пользоваться схемами при выполнении поделок в технике оригами.

5. Учить работать коллективно и умению распределять между собой работу.

6. Учить составлять общую композицию, гармонично размещая в ней свою поделку.

7. Развивать интерес к оригами.

Материалы для занятия: квадратные листы цветной бумаги (для каждого ребенка, как минимум, по одному листу серого, оранжевого и белого цветов и по три листа зеленого цвета разного размера); цветная бумага для носа и глаз животных; ножницы; клей или скотч; карандаши или фломастеры.

Ход:

Часть 1. Выполнение базовой формы «простой треугольник» и ее преобразование

Воспитатель: Сегодня, ребята, у нас в гостях японское искусство оригами – искусство складывания различных фигурок из бумаги.

Предполагается, что дети уже знакомы с базовой формой «простой треугольник». Воспитатель напоминает последовательность ее выполнения: квадратный лист бумаги сгибается по диагонали, при этом противоположные углы точно совмещаются и придерживаются левой рукой, а пальцами правой руки делается сгиб (рис. 1).

Воспитатель: Теперь этот треугольник можно превратить в разных зверей. Ну, например, давайте подумаем, кого мы с вами могли бы встретить в зимнем лесу? Волка и лису. Посмотрите, как простым сгибом я могу сделать из нашей базовой фигуры мордочку волка. Сначала я намечу середину самой большой стороны треугольника. Помните, как это делается? Концы большой стороны совмещаю и держу пальцами левой руки, а пальцами правой медленно скольжу от концов стороны, в самой середине получается небольшая складочка (рис. 2).

оригами

Теперь я знаю, где середина большей стороны. От середины мысленно намечаю линию, которая делит наш треугольник на две неравные фигуры. Это показано на рисунке (рис. 3). (Воспитатель указывает на рисунок, который лучше изобразить на доске или большом листе бумаги.) Посмотрите: вот мордочка волка, его торчащие уши. Мы нарисуем или приклеим нос и глаза, вырежем или нарисуем пасть (рис. 4). А теперь из другого квадрата сделаем туловище волка. Точно так же делаем простой треугольник и поворачиваем его короткой стороной вниз. Взгляните теперь на рисунок. Я наметила две мысленные линии (рис. 5). Сначала отгибаем уголок по более длинной линии, делаем это справа налево, затем по короткой линии отгибаем его в другую сторону. Получилась складка – обозначился хвост (рис. 6). Теперь нам остается только прикрепить голову к туловищу – и волк готов.

Часть 2. Изготовление лисички

Воспитатель: На основе базовой формы «простой треугольник» можно сделать и лисичку, но для нее нужно выбрать квадрат оранжевого цвета. Простой треугольник располагается основанием книзу. У основания опять находим середину. Верхний угол отгибаем вниз и назад (рис. 1). Затем от середины большей стороны назад отгибаются нижние углы (рис. 2). (Воспитатель не показывает последовательность выполнения, а только комментирует действия.)

 оригами

оригами

После отгибания углов у нас получается остроносая мордочка лисички. Остается только нарисовать или приклеить нос и глаза (рис. 3). Для туловища также используем простой треугольник, у которого отгибаем правый нижний угол вперед (рис. 4). Затем прикрепляем голову к туловищу с помощью клея или скотча – и лисичка готова (рис. 5).

оригами

Часть 3. Закрепление базовой формы «воздушный змей». Зайчик

Воспитатель: Теперь в дружной лесной компании нам не хватает только зайчика. Его тоже очень просто сделать. Основой будет базовая форма «воздушный змей». Напоминаю вам последовательность ее изготовления. Сначала сгибаем квадрат бумаги белого цвета по диагонали, разворачиваем так, чтобы линия сгиба располагалась вертикально. Следуя схеме (рисунок вывешивается на доске), сгибаем боковые стороны к средней линии (рис. 1), затем отгибаем нижний уголок назад (рис. 2). (Воспитатель по-прежнему ничего не показывает, только комментирует рисунки, вывешенные на доске.)

 оригами

Теперь разрежем острый угол пополам, чтобы обозначить ушки, нарисуем зайчику глазки, приклеим или нарисуем усы и нос (рис. 3). Для туловища нашего зайчишки опять применяем базовую форму «простой треугольник», нижний угол которой отгибаем наружу и вверх (рис. 4).

Воспитатель обращает внимание детей на то, как много преобразований они совершили сегодня с простым треугольником, и какие это принесло результаты. Первые три части занятия заключаются в кратком комментировании воспитателем рисунков. Дети внимательно слушают, но к работе не приступают.

Часть 4. Изучение базовой формы «двойной треугольник». Ёлочки

Воспитатель: Мы уже договорились, что наши звери будут жить в лесу. Вот этот лес нам и предстоит сделать. Для этого нам понадобится базовая форма «двойной треугольник». Я научу вас, как ее делать.

Далее воспитатель объясняет и показывает, при этом постоянно обращается к рисункам:

1. Бумажный квадрат зеленого цвета сгибается по диагонали, вновь разворачивается. Потом производится сгиб по второй диагонали, и вновь квадрат возвращается в исходную форму. После этого производится сгиб квадрата пополам по горизонтали.

2. Затем мы пытаемся вправить внутрь горизонтальный сгиб, как показано на рисунке. В результате получаем двойной треугольник. Он может стать основой или нижними ветвями елочки.

3. Для изготовления средних ветвей и верхушки нужно взять квадраты чуть меньших размеров. Потом соединяем их, закрепляем на большом листе бумаги – готова лесная красавица. А несколько елочек превращаются в лесную полянку. Посадим на ней наших зверят – получится картина зимнего леса, изготовленная из бумаги.

Затем воспитатель помогает детям распределить работу, руководствуясь, прежде всего, желанием детей. Пусть в общей работе будут 8-10 елочек и по 1-3 разных зверушек.

 оригами

Схема изготовления базовой формы «двойной треугольник» и сборка елочки из нескольких двойных треугольников.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить