Автор: Мингазова Ралина Фагиловна.

Цель: Познакомить детей со звуком О.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Познакомить детей со способом образования звука О, с его характеристикой с опорой на артикуляционные признаки;

- Выработать навык чёткого произношения звука О.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- Развивать голос;

- Развивать фонематические процессы;

- Развивать умение выделять гласный звук в начале слова;

- Развивать память и внимание.

Коррекционно-воспитательная:

- Воспитывать речевое внимание детей.

Оборудование: Сюжетная картинка «Девочка охает» для звукоподражания, схема для характеристики звуков и составления схем, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем ,зеркала по количеству детей, предметные картинки со звуком О в начале слова: окна, осы, обруч, осень, ослик, очки, огурец, осьминог, дом, дождь, ботинки, чеснок, зонт.

Картинки овощей: картофель, морковь, лук, помидор, свекла, кабачок.

Картинки фруктов: апельсин, ананас, персик, лимон, яблоко, груша, слива.

Предметные картинки: Окунь (окунь живёт в воде), облако (облако белого цвета), осень (Какая погода осенью? Осенью холодная погода), бабушка в очках (Что носит бабушка? Бабушка носит очки), Осы, сидящие на цветах (Кто сидит на цветах?) На цветах сидят осы.

Картинки: сом в реке, горох в огороде, бегемот в зоопарке, мальчик пьёт сок.

Картинка буквы О.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Перед детьми картинки с овощами и фруктами. Сядет тот, у кого фрукт. Сядет тот, у кого овощ. Дети по очереди называют фрукт или овощ.

2. Объявление темы занятия.

- Ребята, посмотрите, Оля заболела и охает: «О-о-о». Какой звук она произносит? (Звук О). Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком О.

3. Основная часть. Артикуляция звука.

Хоровое и индивидуальное произнесение звука О, с соблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы вытянуты вперёд, воздух выходит свободно, не встречает преграду.

- Звук О - гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

4. Развитие артикуляционной моторики.

- Ребята, давайте возьмем зеркала и послушаем сказку о веселом язычке.

Сказка «О Веселом Язычке»

«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребенка, что потолок - это небо. Просим погладить небо языком)

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый Язычок.

5. Развитие фонематического слуха.

Дети называют картинки, которые выставлены на доске. После этого часть детей поочерёдно выходят к доске и выбирают только картинки, в названии которых звук О находится в начале слова. Если ответ правильный, ребёнок забирает картинку и возвращается на своё место.

6. Закрепление звука О в слогах. Логопед утрированно произносит слог Оп и вместе с детьми проводит его анализ.

- Сколько звуков я произнесла? Назовите первый звук. (О). О - это какой звук? (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета). Назовите второй звук. (П). А звук П - какой? (Согласный, обозначаем фишкой синего цвета).

- Выложите из фишек слог ОП (дети выкладывают схему слога ОП). Покажите пальчиком звук О на схеме. Покажите пальчиком звук П на схеме. Сколько в этой схеме гласных звуков? (Один). Сколько согласных звуков? (Один). Аналогично проводится анализ звукосочетаний Оу, Оа.

7. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся,

Два-нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

8. Закрепление звука О в словах. Дети, у которых на столах картинки со звуком О в начале слова, меняются ими с товарищами. Дети по очереди называют картинки и говорят, в какой позиции находится звук О. (Окунь. Звук О находится в начале слова окунь).

9. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений по предметным картинкам. Дети отвечают на вопросы логопеда: «Где живёт окунь?» (Окунь живёт в воде). Какого цвета облако? Что собирают в огороде? Кто плачет от боли?

10. Закрепление звука О в тексте. (По сюжетным картинкам).

Ом-ом-ом- плывёт по реке сом.

Ок-ок-ок- выпил Ваня вкусный сок.

От-от-от- в зоопарке бегемот.

Ох-ох-ох- вырос на грядке горох.

11.Связь звука и буквы. Дети рассказывают, на что похожа буква О.

Складывание буквы О из пальцев. Сложить большой и средний пальцы.

12. На дом. Раскрашивание буквы О красным цветом.

13. Итог занятия: Как охала Оля? (о-о-о). Какой это звук? Какой звук О? Каким цветом он обозначается? Назовите слова, которые начинаются на звук О.

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо занимались на занятии. До свидания!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить