Автор: Мышкина Е., воспитатель МБДОУ № 71 «Дельфин» (г. Сургут, Тюменская область).
Программное содержание:
- Закрепить знания детей об овощах, их названии, форме, размере, цвете и вкусе.
- Продолжать учить ребят описывать овощи, отмечая их существенные признаки.
- Учить детей отличать овощи на ощупь и на вкус.
- Пополнить словарь детей обобщающим словом «овощи» и понятием «похожие».
Подготовка к НОД:
Приготовить на подносах два набора овощей: морковь, лук, свекла, помидор, огурец. В одном наборе овощи собраны по одному экземпляру, в другом – парные, большие и маленькие.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. На столе воспитателя лежат овощи на подносах и «чудесный мешочек», они закрыты салфеткой.
Воспитатель, обращаясь к детям, спрашивает: Что лежит на моем столе? (Дети отвечают.) Как можно назвать одним словом то, что лежит на подносе?
– Правильно, это овощи.
– Где выросли эти овощи? (Ответы детей.)
– Правильно, на огороде. Мы сегодня рассмотрим овощи. Катя, возьми с этого подноса какой хочешь овощ. Что ты взяла? (Морковку.)
– Расскажи нам о морковке. Какого она цвета, круглая или нет? Погладь ее, какая она? (Так воспитатель помогает ребенку рассказать все, что он знает о моркови.)
– Теперь пойдет Петя и возьмет другую морковку с этого же подноса. Она такая же, как и первая? (Нет, она больше.)
– Значит, они похожи, но одна большая, а другая маленькая. Положите их в мешочек. Теперь Толя возьмет еще две похожих свеклы и расскажет о них. (Воспитатель вызывает еще одного или двоих детей и просит рассказать о других овощах так же, как это делали ребята до них.)
– Теперь, ребята, давайте немного поиграем. Кого я вызову, тот скажет, какие овощи хочет достать из мешочка. (Ребенок достает предмет, называет его; дети проверяют.) Вася достает из мешочка похожий овощ, но меньший по величине. (Показывает.)
Воспитатель вызывает двоих-троих ребят. Одному из них предлагает взять с подноса любой овощ и показать другому ребенку, а напарник должен достать такой же.
После этого проводится игра «Угадай на вкус», в ходе которой все дети определяют овощи на вкус.
В заключение воспитатель подводит итог: Какие красивые и вкусные овощи растут на огородах.