Автор: Шишко Алеся Евгеньевна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №3» (г. Полысаево, Кемеровская область)
Задачи:
- вызвать интерес к созданию работы «Дерево радости»;
- учить детей составлять самостоятельно композицию из вырезанных деталей (ладошек) на основе объединяющего образа (ствол, крона дерева);
- развивать умения аккуратно вырезать по контуру и приклеивать деталь;
- развивать познавательные интересы, связную речь, мелкую и общую моторики, творческие способности детей.
Интеграция с другими областями: Художественное творчество, Познание, Чтение художественной литературы, Социализация, Музыка.
Коррекционная работа: расширение и активизация словаря по теме.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы;
- составление рассказа;
- рассматривание иллюстраций;
- психоречевая гимнастика по картинкам;
- правильное проговаривание слов «береза», «рябина», «дуб», «клен».
Материалы и оборудование: картинка с изображением дерева, цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей-карандаш, тряпочка или бумажная салфетка, аудиозапись «Шум деревьев».
Содержание занятия:
1 этап
Лексико-грамматическая игра «Угадай слово»
Цель игры – образование антонимов. Логопед просит детей закончить предложение, а затем повторить его полностью.
– Дуб большой, а рябина …
– Сосна высокая, а куст … (и т.д.)
2 этап
Пальчиковая гимнастика «Деревья»
Всем в лесу на удивленье
(трут ладони друг о друга)
Разные растут деревья:
(открывают ладони и растопыривают пальцы)
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
(соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
(«фонарики» с движением сверху вниз)
Как во полюшке былинка,
Тонкая растет осинка.
(показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак)
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)
Липа цветом зацвела,
(собирают пальцы в щепотку – «бутон»)
Пчелок в гости позвала.
(делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят)
Ель иголки распушила
(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)
И грибочки все закрыла.
(показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка)
Шелестят листвой деревья,
(трут ладони друг о друга – «шуршат»)
Словно разговор ведут,
(стряхивают ладони)
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут.
(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц)
Артикуляционная гимнастика «Грибок»
Широко открою рот,
Будто щелкну я вот-вот.
(Улыбнуться, широко открыть рот.)
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз – и вся учеба.
(Присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка – «ножка гриба» – была натянута.)
3 этап
Логопед показывает картинки, на которых изображено дерево.
Логопед: Кто знает, как, одним словом, называют всю листву дерева?
Дети: Крона.
Логопед: Верно. И сегодня на занятии мы с вами сделаем чудесное Дерево радости. Для того чтобы создать крону нашего дерева, понадобятся ваши ладошки, цветная бумага, простой карандаш, ножницы и клей. Вырезанные бумажные ладошки будут листочками на нашем дереве. Для этого мы ладошку сначала обведём простым карандашом, затем вырежем по контуру и приклеим ее на большой лист бумаги.
4 этап
Дети под чётким руководством логопеда выполняют работу:
1. Обводят ладошку.
2. Вырезают.
3. Приклеивают ладошки.
Итог занятия: обсуждение выполненной работы.