Автор: Смелая М.Д., музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №8 «Ручеек»
Цель: преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
- Развитие речевого дыхания, речевого слуха, тонкой, общей и артикуляционной моторики, мимики, внимания, чувства ритма, музыкального слуха, слуховой и двигательной координации;
- Увеличение объема памяти;
- Воспитание выразительности движений, переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- Развитие умения перевоплощаться, умения согласовывать музыку с движением;
- Расширение и активизация словарного запаса на тему «Весна»;
- Создание у детей положительной установки на занятия.
Ход:
Дети под музыку входят в зал.
– Ребята! Я сегодня пришла в детский сад, а у меня на столе лежит письмо. Я не знаю, кто его прислал. Хотите узнать? Посмотрите на картинку.
– Кто это? (Старичок-лесовичок.)
– Какой он? (Грустный, печальный, сердитый, хмурый.)
– Покажите мимикой, какой он?
1. Психогимнастика
– Давайте прочитаем письмо.
Текст письма: «Дорогие ребята! Случилась беда. Наступила весна. А лес не просыпается. Помогите, пожалуйста, разбудить зверей, птиц и насекомых. Старичок-лесовичок».
– Посмотрите, ребята, на картину. Никого не видно. Тишина. Поможем Лесовичку разбудить всех в лесу? (Да.)
– Тогда нам нужно отправиться на прогулку в лес. А поедем мы с вами на поезде. Становитесь паровозиком друг за другом.
2. Массаж спины «Паровоз»
Паровоз кричит: «Ду-ду!
Я иду, иду, иду!»
(кулачками)
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так!»
(ладошками)
– Вот мы и приехали в лес.
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы – свои!
Ой, ребята, посмотрите, тучка набежала, сейчас дождик начнется. Давайте подуем на нее, может, она улетит.
3. Упражнение на дыхание
(Дети дуют, тучка не улетает.)
– Что-то не хочет улетать тучка, может быть, тогда мы с ней поиграем?
4. Игра на ДМИ (колокольчики)
(Тучка поднимается.)
– Ребята! Посмотрите, тучка улетела, и выглянуло солнышко! Но что-то все равно темно. Как вы думаете, почему? (Потому что у солнышка нет лучиков.)
– Какого цвета солнце? (Желтое.)
– Возьмите прищепки и сделайте солнышку лучики.
5. Игра на развитие мелкой моторики «Прищепки»
– Какое солнце? (Красивое, яркое, теплое, большое.)
– Как стало в лесу? (Светло, радостно, весело, нарядно, празднично.)
– А нам пора отправляться в путь, и дальше мы поедем на автобусе. Но вот беда! У нас колесо спустило!
6. Фонопедическое упражнение «Насос»
(На звук «С» накачиваем колеса, имитируя насос.)
– Ну вот! Все в порядке, можно ехать!
(Дети садятся на стулья в «автобус».)
– А чтобы было веселее ехать, давайте споем песню!
7. Песня «А весной, а весной…».
– Вот мы и приехали в лес. А где же звери?
– Ребята! Чтобы мы смогли помочь разбудить зверей, надо взять бумажные комочки и разгладить их. (Нужно заранее приготовить бумажные комочки с изображениями животных.)
8. Упражнение на развитие чувства ритма «Хватит спать»
Упражнение выполняется сидя на полу.
Хватит спать! Пора вставать,
Весну красную встречать!
– Кого мы разбудили после зимней спячки? (Медведя, ежа, барсука.) Посмотрите, как они обрадовались, повеселели и пустились в пляс!
9. Хоровод «На полянке»
– А сейчас давайте превратим наши пальчики в жучков.
10. Пальчиковая гимнастика «Жучок»
Жучок ходил по ветке,
(руки скрещены, пальцы каждой руки "бегут" по предплечью)
А за ним ходили детки.
(затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил
(кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение – дождик)
И жучков на землю смыл.
(хлопок ладонями по коленям)
Солнце стало пригревать,
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками – солнышко светит)
И жучок ползёт опять,
("жучки" ползают по голове)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
- Надоело жучкам ползать, и они полетели на полянку…
11. Игра «Веселые жучки»
1. Вот веселые жучки
Громко зажужжали,
(бегают на носочках, «жужжат»)
На прохладном ветерке
Крылья расправляли.
Припев:
Закружились, закружились,
(кружатся)
Весело кружиться!
Будем весело плясать!
Будем веселиться!
2. На поляночке жучки
Весело летали.
(бегают на носочках)
А потом легли на спинку,
(ложатся на спину)
Лапками махали!
(машут ногами и руками)
Припев.
– Посмотрите, ребята, мы всех разбудили, а старичок-лесовичок по-прежнему грустный.
– Почему он такой, как вы думаете? (Нет листьев на деревьях.)
– Давайте возьмем листочки и разбудим деревья.
(На столах лежат желтые, оранжевые, зеленые листья.)
– Почему вы взяли только зеленые? (Весной распускаются зеленые листочки.)
Открывается занавес.
– Красивый лес получился?
Звучит музыка, слышится щебетание птиц.
– Ребята, вы слышите эти звуки?
– Посмотрите! К нам птицы прилетели! И Старичок-Лесовичок стал веселым и довольным.
12. Психогимнастика
– Покажите, каким он стал.
– Нам с вами пора возвращаться в детский сад.
Педагог подводит итог занятию: Ребята, что вам больше всего понравилось? Что было сложным?