Автор: А. Шлеперова.
Задачи:
1. Обобщить знания детей по теме «Насекомые».
2. Развивать эмоциональную отзывчивость;
3. Воспитывать бережное отношение к насекомым и любовь к природе.
Материал: картинка «Муха Цокотуха», цветные карандаши, пазл.
Оборудование: проектор, экран.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульчиках. Под музыку входит воспитатель в костюме Мухи Цокотухи.
Муха Цокотуха: Я – Муха Цокотуха, позолоченное брюхо. Сегодня у меня день рождения и я приглашаю вас всех. А начать праздновать день рождения хочу красивым стихотворением.
Как красива и щедра природа!
Сколько трав, деревьев и цветов!
Сколько окружает нас народа:
Мошек, бабочек, жуков и муравьёв.
Только разведи рукой травинки:
Под листочком тут же светлячок,
Вот кузнечик чешет лапкой спинку,
Паутинку тянет крошка-паучок.
Муха Цокотуха: На свой день рождения я пригласила много гостей. Вас, ребята, бабочек, жуков, пауков и кузнечиков. А как называют одним словом бабочек, жуков, кузнечиков?
Дети: Насекомые.
Муха Цокотуха: А каких насекомых вы знаете?
(Ответы детей.)
Муха Цокотуха: Как вы узнали, что это насекомые? (Находят с детьми признаки насекомых. Выясняют, что у них тело состоит из трёх частей – голова, грудь и брюшко. У насекомых шесть ног, у них есть крылья и усики.)
Дети называют признаки насекомых.
Муха Цокотуха: Да, хотя насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела и цвету, у всех насекомых тело разделено на три части, шесть ног, крылья и усики. Ребята, а какие насекомые вам нравятся больше всего?
(Ответы детей.)
Проводится игра «Четвёртый лишний».
Муха Цокотуха: Хорошо вы знаете насекомых. Сейчас я вам загадаю загадки, кого я ещё пригласила на день рождения.
У неё четыре крыла,
Тело тонкое, будто стрела,
И большие-большие глаза.
Называют её … (стрекоза)
Чёрен, да не ворон, рогат да не бык,
Шесть ног без копыт, летит – воет,
На землю сядет – роет.
(Жук)
Правильно, угадали, это жук. Только что-то его не видно. Да и других гостей тоже. Первые весенние насекомые появляются в конце марта, когда ещё лежит снег. А где же они были зимой?
Дети: Насекомые прятались в коре деревьев, под сухие листья, забивались в щели домов, заползали под землю и впадали в спячку.
Муха Цокотуха: Молодцы! Отгадайте ещё одну загадку.
Она щедрая хозяйка.
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделиться медком.
(Пчела)
Муха Цокотуха: Правильно. Ранней весной в лесах и парках появляются пчёлы. Как вы узнаете пчёл?
Дети: У пчёл чёрное тельце с ярко-желтыми полосками и мохнатое брюшко. Пчёлы облетают цветок за цветком в поисках нектара и пыльцы.
Муха Цокотуха: Да, пчёлы за день облетают и опыляют тысячи цветков. Послушайте, кто это там жужжит? Кажется, кто-то из насекомых летит к нам в гости.
Приходит Пчела.
Я – весёлая Пчела,
Много мёда собрала.
Но пришёл Топтышка,
Разорил домишко.
Собрались друзья-соседи,
Будем воевать с медведем.
Муха Цокотуха: И мы тебе, пчёлка, поможем.
Проводится игра «Медведь и пчёлы».
Муха Цокотуха: Спасибо вам, ребята, за весёлую игру. Хочу вам загадать ещё одну загадку.
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
(Бабочка)
Муха Цокотуха обращает внимание детей на красоту бабочки и ее окраску.
Муха Цокотуха: Послушайте, загадаю вам ещё одну загадку.
Удивительно силён!
Не смотри, что мал.
Он в лесу с друзьями
Гору натаскал.
(Муравей)
Выходит муравей.
Муравей:
Муравью нельзя лениться,
Муравей живёт трудом.
Всё, что только он увидит,
Тащит в свой подземный дом.
Муха Цокотуха: Муравьи, как пчёлы – большие труженики. Что вы знаете о муравьях?
(Ответы детей.)
Муха Цокотуха: Какую пользу приносят муравьи?
(Ответы детей.)
Проводится игра «Построим муравейник».
Появляется плачущий муравей.
Муха Цокотуха:
Что случилось, муравьишка?
Муравей:
Нас обидел злой мальчишка!
Он нам лапки отдавил,
Муравейник разорил.
Появляется плачущая бабочка.
Муха Цокотуха:
Бабочка-красавица, что в лесу случилось?
Скажи, какое горе с тобою приключилось?
Бабочка:
Мальчик злой меня поймал
И мне крылышко сломал.
Не могу теперь летать!
Как же мне не горевать?
Муха Цокотуха: Как зовут злого мальчика, который вас обидел?
Все: Егор!
Муха Цокотуха:
Подойди сюда, Егор,
Есть серьёзный разговор.
Много бед ты натворил:
Муравейник разорил,
Бабочке крыло сломал,
А ведь ты уже не мал!
Мы не пустим тебя в лес,
Уходи из этих мест!
Егор: Не гоните меня, я не знаю, как вести себя в лесу.
Муха Цокотуха: Давайте, ребята, научим Егора правилам поведения в природе.
Дети выстраиваются полукругом и по очереди объясняют правила поведения в природе.
- Нельзя собирать насекомых в спичечные коробки или банки, они там погибнут.
- Не давите жуков. Нет вредных насекомых, все насекомые полезные. Они тоже живые, они хотят жить.
- Берегите бабочек, они нежные и могут погибнуть даже от прикосновения.
- Охраняйте муравейники! Муравейник – это муравьиный домик.
- Лес – это дом для животных и растений, в нём всегда должно быть чисто!
- Не давите гусениц, гусеница – будущая бабочка.
Егор:
Дорогая бабочка!
Тебя я пожалею.
И крылышко твоё
Дыханием согрею.
А вам муравьишки-трудяги,
Я домик опять соберу!
А мусор – пакеты, соринки
С собою домой заберу.
Вы простите, простите меня,
Я не буду природу губить!
Буду в лес я, друзья,
Только в гости к зверятам ходить!
Муха Цокотуха: Хорошо, что Егор и, надеюсь, все дети запомнили, как себя вести в лесу.
Ребята, праздник продолжается, но, как вы заметили, на праздник пришли не все, и я предлагаю вам нарисовать насекомых.
Воспитатель в образе Мухи Цокотухи вместе с детьми рассматривает рисунки.
Муха Цокотуха благодарит ребят за праздник, говорит, что принесла пазл с насекомыми, и предлагает собрать его на прогулке.