Поиск по сайту

Автор: Швецова Е.А., воспитатель высшей категории МК ДОУ «Детский сад №2» (п.Теплоозёрск)

Слайд 1.

Цель:

1. Познакомить детей с понятием «внутренние органы», их названием, расположением и функциями (мозг, сердце, легкие, желудок). Закрепить представление о строении собственного тела, расширять знания о своем организме. Учить детей опытным путем подтверждать полученные знания (в ходе простых экспериментов). Продолжить формировать способности анализировать результаты наблюдений и экспериментов. Развивать мышление, мелкую и общую моторику (П).

2. Развивать умение использовать в речи простые распространённые и сложноподчинённые предложения, формулировать выводы в ходе исследовательской деятельности. Закрепить в речи обобщающие понятия: «здравствуйте», «здоровье», «скелет», «внутренние органы» (К).

3. Дать детям знания о причинах заболеваний внутренних органов и о мерах профилактики заболеваний. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни, бережное отношение к своему организму (З, Б).

4. Совершенствовать технику закрашивания: в одном направлении, не выходя за контур (ХТ).

5. Продолжать приучать детей слушать рассказ и стихотворный текст, эмоционально воспринимая их содержание; понимать смысл поговорки (ЧХЛ).

6. Продолжать учить сочетать речь с движениями (Ф).

7. Самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым (Т).

8. Вызвать положительно-эмоциональное настроение через восприятие инструментальной музыки (М).

9. Продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу (С).

Словарная работа: Пополнить словарный запас словами: черепная коробка, легкие, внутренние органы, желудочный сок.

Методические приемы: Беседа, вопросы к детям, использование наглядного материала, заучивание поговорок, побуждение к ответам, поощрение.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстрационного материала об организме человека, загадывание загадок, беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания, проведение упражнений, дидактических игр.

Ход:

Слайд 2.

- Каждое утро наша встреча в детском саду начинается со слова: «Здравствуйте!». Что же означает это слово? Здравствуйте - значит будьте здоровы.

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит будь здоров.

Правило запомни,

Знаешь - повтори:

Старшим это слово

Первым говори.

Слайд 3 (щелчок -музыка, щелчок – картинка гора, щелчок – картинка боги)

- Ребята, у нас с вами необычное занятие. А о чем мы будем говорить, вы попробуйте догадаться сами. Послушайте легенду:

«Давным-давно, на горе Олимп жили – были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

- Как по-вашему, о чем мы будем говорить на занятии? (о здоровье)

- Где же прячется здоровье? (в нас самих)

- Оказывается, здоровье - то спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе (3-4 ребенка), в каждом из нас.

- А вы хотите быть здоровыми, бодрыми, энергичными? (ответы детей)

Слайд 4.

- Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его, потому что никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами. Запомните поговорку: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

- Надо научиться быть в ладу со своим организмом, научиться ухаживать за собой, предупреждать болезни, надо знать, из каких органов состоит тело человека и как работают эти органы. Человеческий организм состоит из различных органов.

- Мы с вами можем посмотреть в зеркало и увидеть, какие части тела у нас есть.

- Какие?

Ответы детей: Голова, руки, ноги и т. д.

- Это внешние органы организма.

- Те органы, которые находятся внутри нас, внутри нашего тела, так и называются внутренними. Какие внутренние органы вы знаете?

- Для чего они нам нужны? (они помогают человеку расти и развиваться)

- Их мы не видим, но благодаря им живем, дышим, думаем, едим и многое другое.

- Каждый орган, ребята, выполняет свою определенную функцию.

Слайд 5.

Мозг.

- Один из самых главных внутренних органов - мозг. Головной мозг очень сложно устроен. На что он похож? (Воспитатель показывает половинку грецкого ореха и предлагает сравнить ее с извилистыми, спутанными морщинками-бороздками).

Слайд 6.

- Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины разные. Такое большое количество извилин (показать) нужно для того, чтобы как можно больше знаний помещалось в нашей голове. Головной мозг является нашим центральным компьютером. Он как начальник над всеми органами, он все знает и за все отвечает. В него, как по проводам, приходят сигналы из внешнего мира, а он отдает приказы всему организму, как реагировать на эти сигналы. Мозг помогает человеку быть человеком. Думать. Ходить. Делать разную работу.

Слайд 7.

- Вот человек, а вот его мозг и со всего тела тянутся к мозгу тысячи нервных проводков – дорожек, по которым непрерывно несутся к нему разные сообщения от всех-всех органов. И мозг, дергая за эти нити - дорожки посылает свои приказы, которые могут привести в движение и руки, и ноги (демонстрация на фигурке человека).

- Как же мозг узнает, что надо делать? (Для этого у него есть помощники, это органы чувств – глаза, уши, нос и т.д.) Вот, например, к мозгу от глаз прилетело по ниточкам-проводам сообщение: «Вижу, сидит большая собака!»

Слайд 8.

- И мозг немедленно предупреждает все наши мышцы: «Внимание! Опасность! Приготовиться!». Вдруг собака бросается на тебя (повторный щелчок). Глаза моментально сообщают об этом мозгу, а мозг командует органам: «Сердцу работать, легким дышать чаще, ногам бежать быстрее, а горлу отчаянно кричать «мама»!» Глаза показали, где опасность, а мозг принял решение и послал свои приказы по нужным дорожкам к ногам, горлу и др. органам.

- Но мозг принимает информацию не только связанную с работой нашего тела. Вот, например, ваш мозг узнает много нового на занятиях, и запоминает, о чем мы с вами говорим.

- Запоминает?

- Да, потому что одним из самых главных свойств нашего мозга является память. В нашей памяти помещается все, что человек узнает за свою жизнь. А чтобы память была хорошей, её надо тренировать.

- Вот сейчас с помощью одного упражнения мы и потренируем нашу память.

Слайд 9.

Упражнение.

Перед детьми геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат).

- Какие? Сколько их? (ответы детей)

- Вы должны запомнить расположение геометрических фигур. Сейчас закройте глаза и посмотрите что изменилось.

Слайд 10.

Слайд 11.

- Целый день нашему мозгу глаза, уши, нос, язык шлют разные сообщения. Звонят, звонят, а он всем ответить успевает. «Есть хочу» - трезвонит желудок, «Чешется нос», «Хочу пить», «В глазу пылинка». И так весь день. Но от такого количества приказов мозг очень устает. У него портится настроение. Ему так хочется отдохнуть.

- Ребята, как вы думаете, когда наш мозг может отдохнуть? (ответы детей)

- Наш мозг отдыхает ночью, когда темно и мы спим. Но отдыхает не весь мозг, есть у него дежурные клеточки, которые работают даже ночью. Ведь ночью мы видим сны.

- Мозг очень хрупкий. Хорошо, что твердый череп надежно защищает мозг от повреждений. Но все-таки старайтесь не ударяться головой. От сильного удара бывает сотрясение мозга.

Слайд 12.

Сердце.

- Сердце похоже на большой насос, который качает кровь.

Слайд 13.

- По всему телу «бегает» кровь по разным сосудам. Главная задача крови - накормить все тело. А качает кровь, помогает ей двигаться очень важный орган - сердце. Сердце работает постоянно, даже когда человек спит.

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

- Знаете, где оно находится?

Слайд 14.

- Оно лежит немного левее центра грудины, а размером с кулак. Сложите руку в кулак и приложите к центру груди, чуть левее. Вот примерно такого размера ваше сердце. А у меня вот такое сердце (воспитатель показывает свой кулак). Вы растете, и сердце растет вместе с вами. А теперь сжимайте и слегка разжимайте кулак - так работает сердце: когда оно сжимается, то толкает кровь.

Эксперимент №1. Опыт со спринцовкой: к спринцовке с раствором марганцовки прикреплена прозрачная трубочка от капельницы; при сжимании спринцовки подкрашенная водичка начинает выталкиваться.

- Какой вывод можно сделать из этого опыта? (ответы детей)

- Сердце нужно беречь. Но если человек решит все время лежать и ничего не делать, чтобы поберечь сердце, то очень сильно ошибется и только навредит своему сердцу. Сердце нужно тренировать, заниматься физкультурой. Когда бегаешь, сердце быстрее работает, стучит и качает кровь.

Эксперимент №2. Сейчас мы это докажем. Приложите ладонь к сердцу и прислушайтесь. А теперь попрыгайте, побегайте на месте, наклонитесь вперед, назад. Теперь снова приложите руку к сердцу. Что изменилось? (Сердце забилось сильнее).

- Какой вывод можно сделать из этого опыта? (при физической нагрузке, сердце работает быстрее, мышцы сердца тренируются)

Слайд 15.

Легкие.

- У человека два легких. Легкие нужны человеку, чтобы дышать и питать кровь нужным воздухом - кислородом. Воздух не виден, но жить без него нельзя.

Эксперимент №3. Возьмите воздушные шарики, сделайте глубокий вдох, наберите в грудь побольше воздуха и выдохните воздух прямо в шарик. Что произошло? Да, шарик надулся. Когда воздух наполняет легкое, оно расширяется, как этот шарик. Какой величины шарик, примерно такие же у нас легкие. Выпустите воздух из шарика. Что произошло? И когда воздух выходит из легкого, оно тоже как бы сдувается. Положите руки на свою грудную клетку, вот так (показать на себе). Когда мы вдыхаем, грудная клетка поднимается. Почему? А когда выдыхаем?

Слайд 16.

- Какой вывод можно сделать из этого опыта? (при вдохе лёгкие расширяются, увеличиваются, а при выдохе уменьшаются).

- Выдыхается воздух, который уже не нужен нашему организму, он уже не может принести пользу.

- А как же сохранить наши органы дыхания, чтобы они всегда были здоровыми?

- Нужно беречь организм от простудных заболеваний, в холодное время года одеваться теплее и дышать носом, не пить холодную воду, не сидеть на холодной земле, не находиться долгое время в душном помещении, следить за осанкой, не носить тесную одежду, не брать в рот инородные предметы – они могут попасть в дыхательное горло, что приведет к остановке сердца. Нужно закаляться, заниматься спортом, делать зарядку. И конечно же, нельзя травит свои легкие сигаретами. От сигаретного дыма легкие становятся черными и заболевают. Нужно стараться не дышать дымом или грязным воздухом. Нашим легким полезен свежий чистый воздух.

- Где, по вашему мнению, воздух чище: в лесу или в городе, посёлке?

- Что загрязняет воздух у нас в посёлке?

Слайд 17.

Желудок.

- Желудок, как кастрюля внутри нас - туда попадает вся пища, а желудок ее переваривает.

- Желудок вырабатывает специальную жидкость – желудочный сок, который пропитывает пищу и растворяет её. Пища, растворившись в виде питательных веществ, попадает в кишечник. Затем питательные, полезные вещества из ягоды всасываются в кровь, а она разносит их по всему телу.

Эксперимент №4. Подойдите к столам. Представьте, что стакан – это наш желудок, вода в нем – желудочный сок. Опустите в стакан сахар, размешайте его. Что произошло с сахаром? Верно, он уменьшается и медленно растворяется в желудке. Это желудочный сок его растворяет. Опустите в стакан кусочек хлеба. Что с ним стало?

- Какой вывод можно сделать из этого опыта? Желудочный сок пропитывает пищу, и делает её мягкой. В дальнейшем она растворится и превратится в питательные вещества.

- А что означает слово «впитывать»? Положим на тарелочку бумажную салфетку и нальём сверху немного воды. Что произошло? Жидкость впиталась. Вот так и стенки желудка растворяют и впитывают пищу.

- Очень важно, чтобы в желудок своевременно поступала пища на завтрак, обед и ужин. Если в желудке нет еды, он начинает морщиться, сжиматься и расстраиваться, а у вас от этого случаются боли. Если вы привыкли есть в одно и то же время, то желудок уже знает – скоро обед, пора готовиться. Поэтому вредно хватать что-то на ходу. Есть надо столько, чтобы не быть голодным. Но и переедать вредно. Желудок не успевает справиться с большущим количеством еды и у нас начинает болеть живот. С полезной, здоровой пищей желудок справляется легко, а от вредной пищи желудок страдает и даже заболевает.

- Чтобы расти здоровыми и крепкими, нужно употреблять в пищу полезные продукты питания. Какие продукты вы считаете полезными?

Слайд 18 (два подряд щелчка)

- А какие продукты вредные для нашего организма вы знаете? (три подряд щелчка)

Слайд 19 (щелчок для музыки).

Физкультминутка.

У меня есть голова,

Направо – налево, раз - два!

(Повороты и наклоны головы)

Она сидит на крепкой шее.

Покрутили – повертели!

(Круговые движения головой) .

Затем наше туловище идет,

Наклон назад, наклон вперед!

И – поворот! И – поворот!

(Руки на поясе; повороты и наклоны)

Сильные руки есть у всех!

Вниз – вверх! Вниз – вверх!

(Рывки руками).

Ноги нам нужны, чтоб бегать!

Прыгать… приседать… стоять!

(Бег, подскоки, приседания на месте)

Вот какое наше тело!

С ним все сделаем на «пять»!

(Выпрямиться, вскинуть руки вверх).

- Каждый человек должен знать строение своего тела, ведь это поможет ему быть здоровым. Сегодня мы с вами познакомились с важными внутренними органами нашего организма. В следующий раз мы познакомимся с другими внутренними органами.

- Ребята, сейчас чтобы хорошо вы запомнили, в каком месте нашего организма какой орган находится, возьмите рисунки-схемы, на котором изображены эти органы и закрасите их цветными карандашами. Каким цветом вы закрасите сердце? Лёгкие? Могз? Желудок? (работа под спокойную музыку)

Слайд 20 (Первый щелчок для музыки, второй по команде воспитателя)

- Что вы сегодня нового для себя узнали?

- О чём бы вы ещё хотели узнать?

- Каждый из вас должен научиться самостоятельно, заботиться о своём здоровье – не пить сильно охлаждённую воду, зимой не кушать снег, своевременно обращаться к врачу, мыть руки перед едой, беречь глаза, соблюдать чистоту и опрятность, выполнять гигиенические процедуры, остерегаться простуды, не перегреваться на солнце и не переохлаждаться в воде, заниматься спортом. Человек тогда здоров, когда здоровы все органы его тела.

- Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как вы сегодня активно работали, и я хочу вам всем подарить сердечки.

Слайд 21.

А теперь пришла пора прощаться:

Дружно хлопнули в ладоши.

Вместе топнули ногой

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Все, что мы сейчас узнали

Мы запомнили с тобой.

До свиданья всем сказали.

Отправляемся домой (в группу).

Приложение. Презентация к занятию.

Скачать презентацию (ppt)

Занятие Внутренние органы человека

Занятие Внутренние органы человека

Занятие Внутренние органы человека

Занятие Внутренние органы человека

Занятие Внутренние органы человека

Занятие Внутренние органы человека

Занятие Внутренние органы человека

Занятие Внутренние органы человека

Занятие Внутренние органы человека

Занятие Внутренние органы человека

Занятие Внутренние органы человека

Занятие Внутренние органы человека

Занятие Внутренние органы человека

Занятие Внутренние органы человека

Занятие Внутренние органы человека

Занятие Внутренние органы человека

Занятие Внутренние органы человека

Занятие Внутренние органы человека

Занятие Внутренние органы человека

Занятие Внутренние органы человека

Занятие Внутренние органы человека

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить