Авторы: Виноградова Е.А., Швецова Е.А., воспитатели высшей категории МК ДОУ «Детский сад №2» (пос. Теплоозёрск)
Цели и задачи:
- Формировать знания детей о разных видах медведей, об их внешнем виде, среде обитания и жизнедеятельности.
- Учить детей внимательно слушать и понимать содержание сказки.
- Активизировать словарь и обогатить речь.
- Развивать творческое воображение.
- Закреплять умение отображать свои знания в рисунке.
- Вызвать интерес к жизни медведей нашей планеты.
Прогнозируемый результат:
- дети получат первичные представления о мире медведей, их питании и образе жизни на различных материках;
- дети научатся рисовать медведей;
- дети будут учиться поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения;
- словарь детей обогатится;
- у детей возникнет желание получить большую информацию о животных нашей планеты.
Методы: наглядный, словесный, практический и их приемы – беседы, ответы детей, продуктивная деятельность.
Оборудование: выставка игрушек, проектор, экран, электронная презентация.
Словарная работа: U-образное, птичкой, территория, лесной дух у славян.
Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.
Ход НОД:
Звучит расслабляющая музыка.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза и представьте, что каждый из вас – листочек. Кто-то дубовый, а кто-то березовый или кленовый. Висели листочки на дереве, вдруг подул сильный ветер, листочки оторвались от веток и ветер их понес, далеко-далеко.
Мы листочки разные
На деревьях были.
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(Дети по желанию имитируют движения листьев.)
Листочки плавно и бесшумно падали на землю.
(Дети приседают.)
Я вижу, как красиво движется ваш листочек.
Но вот ветер стих, листочки опустились на землю и остались лежать на земле – ждать, когда вновь подует ветер и перенесет их в другое место.
(Дети приседают на корточки, сворачиваются «калачиком».)
Листочки, превратитесь обратно в ребят. Посмотрите, к нам и вправду ветер принес кленовый листочек. Он какой-то необычный, на нем что-то написано.
Воспитатель читает записку, прикрепленную к листочку: «Дорогие ребята, я приглашаю вас к себе в гости. Лесной Дух».
Воспитатель: Ребята, вы готовы пойти в гости к Лесному Духу? Тогда в путь!
Дети идут, преодолевая разные препятствия (болото, река, горы) и попадают в пещеру, где живет Лесной Дух.
Лесной Дух встречает ребят, спрашивает, трудна ли была дорога, все ли справились с трудностями в пути.
Лесной Дух: Ребята, я знаю, что у всех вас есть игрушки. Какая игрушка у вас самая любимая?
Дети отвечают.
Лесной Дух: Я знаю, у вас есть и такая игрушка, как моё любимое животное, отгадайте загадку:
Я большой и неуклюжий,
Я душистый мед люблю!
Чтоб спастись от зимней стужи,
До весны в берлоге сплю.
Дети: Медведь.
Лесной Дух: Правильно, молодцы! А у вас, ребята, есть дома плюшевый мишка? Во всем мире дети любят плюшевых мишек: большого или маленького, толстенького или худенького, коричневого, черного, белого или пестрого. Настоящие живые медведи тоже разные: и на вид, и по величине, и по окраске. Вот только пестрых среди них нет. Я хочу вам рассказать одну сказку о медведях, которая называется «Как медведи территорию делили». Готовы вы ее слушать?
Чтение сказки.
(Сказка читается в несколько этапов, с остановками на обсуждение вопросов, после просмотра слайдов к данному отрывку.)
- Почему бурого медведя так звали? (Из-за бурого меха.)
- Какой медведь самый прожорливый? (Панда.)
- У какого медведя самая подвижная губа? (У губача.)
- Почему очкового медведя так назвали? (За светлые круги вокруг глаз.)
- Чем отличается малайский медведь от других медведей? (U-образный вырез и золотисто-желтое пятно на груди.)
- У кого из медведей на лапах перепонки? (У белого.)
- У какого медведя на груди светлое пятно в виде птички? (У гималайского.)
- Как зовут медведя с прямой спиной? (Барибал.)
Чтение сказки.
- Как любят отдыхать медведи?
- Кто лучше всех лазает по деревьям? (Губач, очковый.)
- Какие медведи предпочитают проводить свое время на земле? (Бурый, панда.)
- Какой медведь самый лучший пловец? (Белый.)
- Чем питаются медведи?
Чтение сказки.
- Из-за чего чаще всего ссорились медведи?
- Как они ссорились?
- Какие медведи не впадают в спячку? (Губач, очковый, малайский.)
- Кто решил помочь братьям-медведям?
- Что предложил медведям Лесной Дух в первый раз?
- Почему медведям не понравилось там жить?
Чтение сказки.
- Как второй раз решил помочь Лесной Дух медведям?
- Расскажите, почему медведи были довольны своей территорией?
- Понравилась вам сказка?
- Что интересного вы узнали о жизни медведей?
- Как вы думаете, почему медведи делили территорию?
Лесной Дух: Медведи, хоть они и братья, все разные. Их жизнь зависит от природных условий, места обитания, пищи и внешнего вида. Ни один медведь не сможет жить там, где живет другой медведь. Медведи, которые не впадают в спячку, не смогут жить зимой без пищи. Каждый медведь, живя на своей территории, радуется своей жизни, своей независимости.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.
Проводится игра «У медведя во бору…».
Воспитатель: Отдохнули? Теперь давайте нарисуем разных медведей по сказке.
Дети рисуют медведей, используя разный материал, во время рисования проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика «Братья-медведи»
Этот братец – бурый,
Этот братец – белый,
Этот братец – наш, малайский,
Этот братец – гималайский,
Этот братец – очковый,
Не забыли братцев Панду,
Барибала и Губача,
Вот и вся наша медвежья семья.
Готовые рисунки дарят Лесному Духу через словесную игру «Угадай медведя». (Дети описывают внешний вид своего медведя, не называя его.)
Лесной Дух: Ребята, в знак нашей дружбы хочу вам подарить викторину о медведях.
Возвращение в группу.
Викторина о медведях может быть использована в совместной деятельности воспитателя и детей в любом режимном моменте с целью закрепления полученных знаний о медведях.
Приложение 1. Медвежья викторина.
- Он живет в джунглях. Очень осторожный. На груди светлый рисунок – «солнечное пятно». Вспомни, как его зовут? Ответ: Малайский.
- Кто из медведей имеет черно – белую окраску и ест только бамбук? Ответ: Панда.
- Как называют отпечатки ступней медведя на земле? Ответ: Проступь.
- Такой медведь есть почти у каждого ребенка. У тебя, наверное, тоже? Что это за игрушка?
- Светлые круги вокруг глаз похожи на очки. Как его зовут? Ответ: Очковый.
- У зверя на ступнях такой густой мех, что ноги никогда не мерзнут. Кто это? Ответ: Белый медведь.
- Бурый медведь с удовольствием поедает лосося. А ты знаешь, что еще едят медведи? Ответ: Ягоды, грибы, коренья, мед, мясо и падаль.
- У какого медведя шуба свободно свисает, образуя складки? Ответ: Малайского.
- Как называется самый большой из ныне живущих на Земле медведей? Ответ: Бурый.
- Какой медведь умеет складывать трубочкой губы и высасывать термитов из их жилища? Ответ: Губач.
- Все медведи хорошо лазают по деревьям. Но один из них настоящий циркач. У него черный мех, а живет он в Северной Америке. Как его называют? Ответ: Барибал.
- Шерсть на плечах длинная, густая и похожа на воротник. На груди – светлый рисунок. Как называется этот рисунок? Ответ: Гималайский.
Приложение 2. Презентация.
Скачать презентацию (ppt)