Автор: Сорокина Анжела Валерьевна, воспитатель МБДОУ Детский сад №3 (г. Артем, Приморский край).
Цель: развитие навыков рисования в различных техниках (пальчиковыми красками, штампованием, рисование кистью)
Мотивация: игровая.
Материал (рассчитан на 2 занятия):
1 тема: «Красивые рыбки» («расписываем» рыбок) - рисование пальчиковыми красками.
2 тема: «Море» (рисуем водоросли, камешки) - рисование поролоном способом штампования, кистью (волнистые или прямые линии)
Занятие 1. «Красивые рыбки»
Цель: Развитие навыков рисования пальчиковыми красками.
Задачи:
1. Сформировать умение рисовать рыбьи чешуйки (точки) пальцами рук способом касания бумаги кончиком пальца, используя пальчиковые краски или гуашь (Познавательное развитие: Экспериментирование с материалами и веществами)
2. Словарная работа: активизировать в речи детей прилагательные (красная, желтая, красивая, маленькая) (Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие)
3. Воспитывать у детей заботливое отношение к живым обитателям моря (Познавательное развитие)
4. Воспитывать интерес к музыкальным произведениям (исполнение песни «Рыбка» Красева), рассматриванию иллюстративного материала (подбор открыток с изображением рыб). (Художественно-эстетическое развитие)
5. Поддерживать двигательную активность детей. (Физическое развитие)
Материал: пальчиковые краски желтого и красного цвета, салфетки, клеенки, силуэты рыбок на каждого ребенка, игрушка - рыбка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и наборов открыток с изображением рыбок и моря, беседы по теме «Рыбы и морские обитатели», наблюдение за рыбками в аквариуме, разучивание песни «Рыбка» Красева, игры «Веселый рыболов», подвижная игра «Рыбак и рыбки».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность: Двигательная, игровая, экспериментирование с материалами и веществами, творческая, общение.
Ход занятия:
Дети сидят свободно на коврике, на полу. Приветствую детей. Обращаю внимание на рыбку, приплывшую в группу. Показываю игрушку-рыбку. Дети рассматривают рыбку.
Сообщаю детям о том, что рыбка грустит и думает, что она некрасивая, предлагаю детям вспомнить о том, что мы рассматривали открытки и картинки с изображением рыбок, наблюдали за рыбками в аквариуме - все они были очень красивые и яркие с разноцветными чешуйками на теле. Предлагаю развеселить рыбку - спеть ей знакомую песню «Рыбка» (Красева)
Дети исполняют песню с имитацией движений рыбки (сложенными вместе ладошками), изображая рыбок. Действуют согласно тексту.
Затем предлагаю поиграть в подвижную игру «Рыбак и рыбки».
Дети играют в подвижную игру.
После игры акцентирую внимание детей на том, что нашей рыбке нужно помочь, сделать ей красивой. Показываю силуэт рыбки из бумаги. «Поможем рыбке?» Выслушиваю ответы детей.
«Конечно, рыбка, мы с ребятами обязательно тебе поможем. Что нам нужно для этого сделать?»
Побуждаю детей к ответам (раскрасить, украсить)
Задаю вопрос детям: «А, чем будем раскрашивать? Что нам понадобится? Чем можно рисовать?». (краски, кисточки, вода)
«А можно рисовать без кисточки? Чем? Как?» (пальчиками, ладошками)
«Какого цвета краски стоят у меня на столе?» (красная, желтая)
«Что еще нам понадобится для работы?» (клеенка, салфетки)
Показываю способ действия (рисования): «Мы будем рисовать пальчиками и красками. Посмотрите, как я это делаю». Наношу рисунок чешуек на силуэт «своей» рыбки.
Предлагаю детям самостоятельно раскрасить наших рыбок. «Хотите порисовать? Будем раскрашивать рыбок? Сейчас мы с вами пройдем за столы и нарисуем нашим рыбкам разноцветные чешуйки. (На столах гуашь красного и желтого цвета, влажные салфетки на каждого ребёнка, заготовленные заранее силуэты рыбок)
Самостоятельная работа детей под руководством воспитателя. Дети наносят краску на изображение. При необходимости оказываю помощь индивидуально.
Рассматриваем разноцветных рыбок, которые у нас получились.
Подводится итог НОД. Говорю детям о том, что они сегодня очень старались, были молодцы, помогли рыбке. «Позже, когда рыбки высохнут, мы отпустим наших рыбок в море».
Рыбка благодарит детей, радуется тому, что теперь у нее много друзей, она стала красивой и яркой и всем нравится. И обязательно приплывет к ребятам еще раз!
Занятие 2 «Море»
Цель: Знакомство с техникой штампования, развитие навыков рисования кисточкой.
Задачи:
1. Познакомить с новой техникой рисования - штампованием при помощи поролона, Формировать умение рисовать прямые и волнистые линии кистью, используя гуашь; (Познавательное развитие: Экспериментирование с материалами и веществами)
2. Словарная работа: активизировать в речи детей прилагательные (синее, зеленые) Ввести новое слово «коричневые») (Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие)
3. Воспитывать у детей заботливое отношение к живым обитателям моря (Познавательное развитие)
4. Воспитывать интерес к слушанию звуков природы (шум моря), рассматриванию иллюстративного материала (море и морские пейзажи) (Художественно-эстетическое развитие)
5. Поддерживать двигательную активность детей. (Физическое развитие)
Материал: гуашь зеленого и коричневого цветов, салфетки, клеенки, силуэты рыбок на каждого ребенка, раскрашенные на предыдущем занятии, клей, заранее подготовленные тонированные листы бумаги для акварели формата А3 с изображением воды, волн (голубого или синего цвета), крабиков, игрушка - рыбка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и наборов открыток с изображением рыбок и моря, беседы по теме «Рыбы и морские обитатели», наблюдение за рыбками в аквариуме, разучивание песни «Рыбка» Красева, игры «Веселый рыболов», подвижная игра «Рыбак и рыбки», занятия по рисованию по теме «Красивая рыбка», лепка «Рыбка», рассматривание морских камушков.
Ход занятия:
Приветствую детей. Обращаю внимание на рыбку, опять приплывшую в группу. «Вы рады встрече с рыбкой? А знаете, зачем она приплыла?»
Сообщаю детям о том, что рыбка привела с собой всех наших замечательных разноцветных рыбок, их так много, что места для плавания не хватает. Им очень нужно море!
Спрашиваю, видели ли они когда-нибудь море? Какое оно?
Дети отвечают: «Большое, синее, красивое, огромное».
«Давайте представим, что мы на море. Что мы там будем делать?»
Ответы детей: купаться, плавать, загорать, нырять.
Предлагаю изобразить все перечисленные действия. Поиграть в игру «Дети на море». Дети играют в подвижную игру.
- А теперь представим, что мы «рыбки», как плавают рыбки, покажите? Молодцы.
Дети имитируют движения рыбок.
Предлагаю детям нарисовать для рыбок огромное море и отпустить их туда на просторы. «Будем рисовать море?»
Задаю вопрос детям: «А, чем будем рисовать, вы знаете? Что нам понадобится? Чем можно рисовать?» (выслушиваю все ответы детей) Побуждаю детей к ответам.
Сообщаю, что сегодня мы будем рисовать кисточкой (водоросли) и познакомимся с новым способом рисования с помощью поролона (камешки)
«Дети, какого цвета наше море?» (синее) А вы знаете, что в море есть растения? Они называются водоросли, их кушают рыбки и другие морские обитатели. В них рыбки прячутся от хищников, а еще в них можно спать рыбкам. Рыбки зеленые. Посмотрите иллюстрацию.
«В нашем море тоже будут водоросли». Показываю способ действия. Уточняю, какого цвета краску я взяла? Дети называют цвет (зеленый)
Знакомлю с новым цветом – коричневый (пока даю только понятие «коричневый») «Коричневый цвет похож на кору дерева, корешки, коричневые у нас будут камешки». «Камешки будем рисовать поролоном. Он мягкий, мнется и красится. Посмотрите, им можно рисовать. Обмакиваем в краску и аккуратно прикладываем к бумаге. Вот что получилось. Похоже на камешки? Давайте тоже попробуем так рисовать!»
Напоминаю, что рисовать нужно аккуратно, с использованием салфетки, клеенки.
Приглашаю детей к рисованию по 2 человека поочередно на отдельных (не склеенных листах).
Предлагаю детям рассмотреть наше Море, какое оно огромное и красивое! Сообщаю о том, что теперь можно запустить в него всех наших рыбок и им там очень понравится! Приклеиваем силуэты… Рассматриваем рыбок в море, восхищаемся результатами.
Подводится итог НОД. Хвалю детей, за то, что нарисовали замечательное море, рыбки остались довольны. Рыбка благодарит детей и уплывает.