Автор: Садовникова Ульяна Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории ГБОУ средняя общеобразовательная школа №10 структурное подразделение «Детский сад «Колобок» (г.о. Чапаевск).
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
1) Обогащать представления детей о многообразии признаков животных, обитающих в определённых условиях. Объединять в группы животных по признакам сходства. («Познавательное развитие»)
2) Развивать связную монологическую речь, учить детей составлять повествовательные рассказы по карточкам, схемам, пиктограммам, из личного опыта. (Речевое развитие)
3) Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной исследовательской деятельности. («Социально-коммуникативное развитие»)
4) Формировать и активизировать у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях, совершенствовать изобразительную деятельность детей: стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла и сюжета. (Художественно-эстетическое развитие»)
5) Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборов способов проверки, достижении результата, их интеграции и применение в деятельности. («Познавательное развитие»)
Методы и приемы:
- практические: проблемные ситуации, игровое упражнение, творческие задания – рисование;
- наглядные: просмотр видеофильма, рассматривание энциклопедий, иллюстраций, сюжетных картин (из серии сельская жизнь), журналов о домашних животных.
- словесные: вопросы, объяснения, рассказы воспитателя (консультант для исследователей), доклады детей, обобщение детских исследований по данной теме.
Материалы и оборудование: «Шапочки учёных», папки исследователей, набор картинок «Домашние животные» по количеству детей, чистые листочки бумаги, карандаши, сюжетные картинки, карточки с символами алгоритма.
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе. |
Игровая |
Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры |
Познавательно-исследовательская |
Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, |
Коммуникативная |
Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы |
Музыкальная |
Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале |
Изобразительная |
Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) |
Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.) |
Конструирование |
Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование |
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице). Самообслуживание |
Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия, дежурство, задания, реализация проекта |
Логика образовательной деятельности
№ |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
1. |
Детям предлагается посмотреть видеофильм «На ферме». |
Дети смотрят видеофильм. |
Пополнено представление детей о многообразии признаков животных обитающих в определённых условиях. |
2. |
Игровая ситуация «Учёные». Воспитатель, предлагает детям перевоплотиться в учёных, одев «Шапочки учёных». |
Дети переодеваются в учёных. |
Сформирована готовность к познавательной деятельности и инициативности детей. |
3. |
Воспитатель обращает внимание детей на картинки, выложенные на столе с изображением домашних животных. Уточняет – кто это? |
Дети самостоятельно определяют тему исследования, называют обобщающее слово «Домашние животные». |
Сформирована самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. |
4. |
Воспитатель напоминает о методах исследования показав карточки с символами (формат А4): «Подумай самостоятельно», «Спросить у другого человека», «Посмотреть в книгах», «Посмотреть в интернете», «Понаблюдать», «Провести эксперимент». |
Дети называют карточки-символы, определяют, какие они могут использовать в сегодняшнем исследовании. |
Сформировано ощущение, что всё выполняется детьми самостоятельно: выбор темы и методов. |
5. |
Воспитатель предлагает детям взять «Папки исследователей» и чистые листочки бумаги для схематического зарисовывания полученной информации. Каждому раздаются картинки с изображением животных (по количеству детей) |
Каждый ребёнок берёт «Папку исследователя» (с заранее разложенными изображениями методов исследования). Дети берут картинку с изображением одного животного. |
Эмоциональное включение детей в решение познавательной задачи. |
6. |
Воспитатель предлагает рассмотреть сюжетные картинки для того чтобы определить алгоритм исследования: - где обитает? (сарай, хлев, будка и т.д); - чем питается? (продукты питания для животных); - какую пользу или вред приносят людям? (изображение предметных картинок ориентированных на животных). |
Дети получают полную свободу в перемещении по групповой комнате с «Папками исследователей». Сбор информации: - думают, вспоминают просмотренный видеофильм и фиксируют схематически на листочках; - спрашивают у другого человека-консультанта (детей, воспитателя, помощника воспитателя); - рассматривают энциклопедии, иллюстрации, картины, журналы. |
Сформировано игровое и деловое общение со сверстниками и взрослыми. Сформировано желание участвовать в совместной исследовательской деятельности. |
7. |
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья полукругом и выслушать сообщения друг друга. |
Дети, используя свои пиктограммы, делают доклады по очереди (I подгруппа и II подгруппа). |
Сформирована связная, монологическая речь, умение составлять повествовательные рассказы по карточкам. |
8. |
Воспитатель предлагает детям игровое упражнение «Вращение - превращение» (звукоподражание домашним животным). |
Дети по сигналу вращаются и «превращаются» в животных названных воспитателем, звукоподражая им. |
Сформировано умение применять знания из личного опыта (звукоподражание). |
9. |
Воспитатель предлагает II подгруппе продолжить свои доклады. |
II подгруппа детей делают сообщения по очереди. |
Сформировано умение доносить до слушателей полученную информацию. |
10. |
Воспитатель предлагает детям дома совместно с родителями нарисовать картинку с животным, которого исследовали. |
Дети берут картинку с изображением животного домой. |
Сформировано эстетическое отношение к окружающему миру. Развита изобразительная деятельность детей. |
Итоговое мероприятие: выставка рисунков на тему «Домашние животные».