Задачи:
- Продолжать знакомить и закреплять знания детей о видах изобразительного искусства (живопись, книжная иллюстрация), и изобразительных жанрах (пейзаж, натюрморт);
- Закреплять умение детей использовать художественные навыки и нетрадиционные изобразительные приемы в продуктивной творческой деятельности;
- Продолжать развивать умение детей давать эстетические оценки произведениям искусства, способность детей выслушивать и дополнять ответы других, оценивать и анализировать свои и другие работы;
- Продолжать развивать творческие способности детей их фантазию, воображение, художественный вкус;
- Воспитывать у детей уважительное отношение к культурным ценностям русского народа;
- Доставить детям радость от совместного творческого процесса и прикосновения к прекрасному.
Материалы: бумага А4, масляная пастель, гуашь, акварель, картинки хлебобулочных изделий, резаные нитки, колоски, клей.
Оборудование: ноутбук, разрезные картинки (натюрморты на хлебную тематику).
Зрительный ряд: презентация «Виртуальная экскурсия в музей хлеба»
Музыкальный ряд: музыка для релаксации.
Оборудование: ноутбук.
Образовательная среда: помещение изостудии, оснащенное всем необходимым для творчества.
Форма занятия: творческое занятие с подгруппой 8 человек.
Методы: иллюстрационно-объяснительный, исследовательский, репродуктивный, стимулирования творческой активности.
Интеграция ОО: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Планируемый результат:
- Формирование стойкого интереса детей старшего дошкольного возраста дошкольников к изобразительной деятельности.
- Проявление таких творческих способностей как: оригинальность идеи, творческое воображение, готовности переноса знаний в новую ситуацию, изобретение новых способов получения изображения, преобразования материала, владение различными бытовыми навыками в изобразительной деятельности, удивлять и познавать.
- Активизация свободы творческого проявления детей в изобразительном процессе.
Ход:
Организационная часть.
- Ребята, а вы любите играть, а пазлы и картинки разрезные составлять? Тогда мне помогите, и картинки разрезные соберите.
(На ковре расположены разрезные картинки разные натюрморты с изображением хлеба и хлебобулочных изделий).
Педагог: Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. А что у вас получилось, к какому изобразительному жанру относятся эти репродукции? (ответы). Посмотрите на свой натюрморт и соседа, что общего в изображении, какой единой темой связаны репродукции? (Хлебная тематика).
(ОО «Познавательное развитие»)
Педагог: В России с давних времен очень ценят хлеб, с уважением относятся к нему, почитают его. А как вы думаете почему? (Ведь он главный на столе, без хлеба нет обеда). (ОО «Познавательное развитие»)
Педагог: Поэтому в нашей стране создан музей Хлеба, который находится в красивейшем городе Санкт-Петербург и является единственным в России. И я приглашаю вас вместе со мной совершить виртуальную (через интернет) экскурсию в этот музей. Вы согласны? (Дети садятся перед экраном).
Виртуальная экскурсия «Музей хлеба в Санкт-Петербурге». «Слайд фото Санкт-Петербурга». «Слайд фото здания музея».
- Так выглядит здание музея.
- Как вы думаете, какие экспонаты могут находиться в музее? Посмотрим. Конечно - это различные хлебобулочные изделия, полюбуемся их разнообразием. (слайды)
- Ребята, предлагаю нам вспомнить, как к нам на стол приходит хлеб. Из каких продуктов готовят тесто? А из чего получают муку?
- В музее также представлены и сами колосья с зерном разных видов (пшеничные и ржаные). (слайд).
- Вот оно - хлебное поле. «Рожь» А.Рылова (слайд)
Нива, моя нива, золотая
Зреешь ты на солнце, колос наливая,
По тебе по ветру, словно в синем море,
волны так и ходят, ходя на просторе.
Эта замечательна репродукция картины «Рожь» тоже экспонируется в музее.
Вопросы:
- Что вдохновило, воодушевило, заставило художника взять в руки кисть и написать эту картину?
- В каком изобразительном жанре она написана? В каком колорите (холодном или… почему?)
- С чем можно сравнить хлебное поле? (ответы, с бескрайним морем).
- Также в музее представлено множество картин на хлебную тематику (слайд натюрморты. К какому изобразительному жанру они относятся? В каком колорите?)
- Еще одно изделие русских мастеров можно увидеть в музее. Поднос (слайд).
- Что это за изделие? (поднос)
- А вы знаете, в каком городе изготовляют и расписывают подносы? (ответы).
- Ребята, русский народ настолько почитал хлеб, что сложил много сказок, в которых герои были состряпаны из теста. Какие вы знаете русские народные сказки, в которых герои были состряпаны из теста? В музее представлены различные иллюстрации к этим сказкам. (слайды)
- И даже детские работы. А из какого материала они выполнены? (соленое тесто).
- Ребята, на этой витрине представлен кусочек ржаного хлеба. Как вы думаете, о чем о каком страшном событии он нам рассказывает? (В годы Великой отечественной войны Ленинград был окружен блокадным кольцом, и этот кусочек хлеба был нормой жителю города на день).
(ОО «Познавательное развитие»)
(ОО «Речевое развитие»)
- Ребята, в эти дни Музей хлеба отмечает день рождения, ему исполняется 27 лет. Предлагаю спеть ему «Каравай». Вы согласны? (Дети встают в круг и заводят хоровод).
(ОО «Физическое развитие»)
- Ребята, а как положено, именинники должны получать подарки, предлагаю для музея сделать подарки, рисунки и работы на хлебную тему, вы согласны? Наши работы мы по почте (в посылке) отправим в Санкт-Петербург в музей Хлеба. И они будут экспонатами музея.
- Я бы нарисовала пейзаж с хлебным полем или иллюстрацию к сказке «Колосок». (Варианты мнений детей).
- А, чтобы наши работы получились более красивыми и интересными, вспомним нетрадиционные техники украшений.
(Дети садятся перед мольбертом на ковер)
- Если кто-то из вас захочет нарисовать для музея пейзаж с хлебным полем, нужно сначала изобразить линию горизонта, оформить поверхность неба и земли, а поле можно украсить настоящими колосками. Намазываем клеем и приклеиваем колосок. (Техника: аппликация растениями).
- Для рисования натюрморта с хлебобулочными изделиями нужно сначала изобразить линию стола, изобразить главный предмет (самовар, чайник), а булочки, сушки, пирожки можно нарисовать, а можно и наклеить готовые картинки (намазываем, приклеиваем, прижимаем салфеткой). Получится натюрморт - коллаж.
- Колобка или блина - героев русских народных сказок, чтобы они стали теплыми и мягкими можно интересно оформить - резаными нитками. Для этого рисуется контур, детали, а затем намазываем клеем поверхность и приклеиваем нитки. А сюжет сказки, героев вы рисуете по своему замыслу.
2. Практическая часть. Еще раз подумайте, что вы нарисуете, и каким художественным материалом, в какой технике.
(Педагог обращает внимание детей на материалы для творчества)
(Дети садятся за рабочие столы).
Совместная творческая деятельность.
- Сядьте рядком, посидим ладком. Спинки ровные прямые, мы ребята удалые.
(ОО «Художественно-эстетическое развитие»)
Вопросы по ходу:
- Какие вы знаете пословицы о хлебе?
- Загадать загадки о хлебе. (какие вы любознательные).
- Расскажи о своей работе?
3. Заключительная часть. После выполнения задания дети рассматривают работы, любуются, анализируют. Какая работа больше нравится и почему? Все рисунки-подарки получились очень интересные, и мы с вами тоже ценим и почитаем Хлеб, как и наши предки.
(ОО «Социально-коммуникативное развитие»)
- Ваши работы после того, как они высохнут, и будут оформлены, мы упакуем и отправим в Санкт-Петербург в Музей хлеба в качестве подарка на день рождения.
Педагог: Ребята, а ведь нас ждет приятный сюрприз. Натюрморт, который мы видели на экране, ожил и ждет нас в русской горнице. Дети в горнице угощаются чаем с баранками, печеньем и сладостями.