Задачи:
Ход занятия:
1. Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка»
Проснулся язычок, в вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».
2. Гулял язычок в лесу, заблудился и заплакал. Как? (Уа) вспомнил как нужно звать на помощь и закричал. Как? (Ау). Вдруг слышит язычок, что кто-то поет в лесу песенку, и стал слушать: Ц-ц-ц-ц-ц. Кто же это поет? – думает язычок. И вдруг увидел белочку. Белочка сидит на ветке и цокает: ц-ц-ц. Какую песенку поет белочка? Дети повторяют по очереди.
Идет язычок по лесу и поет песенку белочки, встретил петушка (пальчиковая гимнастика). Петушок спрашивает: «Вы не видели курочку и цыплят?» (ответы детей). Ребята, как можно позвать цыплят? (цып-цып-цып). Дети зовут цыплят и сыплют зернышки (пальчиковая гимнастика).
Прибежали цыплята, клюют зернышки. Тут цыплят заметила кошка Царапка. Как зовут кошку? И говорит: «Сейчас я цыплят цап-царап». Что сказала кошка? (ответы детей). Скажите ей: «Ц-ц-ц-Царапка, не пугай цыплят!» (дети повторяют). Царапка испугалась и убежала.
3. Тут пришла курица и снесла яйцо. Выставляются картинки.
Проговаривание чистоговорок: «Цо-цо-цо – снесла курица яйцо» или «Цо-цо-цо-у курицы яйцо».
Далее рассматриваем картинки, слова на которых начинаются на звук «ц» (цветок, цыпленок, цирк, цапля).
4. Итог занятия, поощрение детей (картинка-раскраска: курица с яйцом).
Автор: воспитатель I квалификационной категории Дорофеева С.В. (МДОУ №45 г. Пудож)
Программное содержание:
Ход занятия:
1. Предлагаю детям отправиться в магазин игрушек. Дети рассматривают игрушки – это животные домашние и дикие. Продавец может продать игрушку тому, кто правильно ее опишет, но не назовет ее.
Предлагаю образец рассказа: «Подайте мне, пожалуйста, игрушку. Он серенький, длинноухий, четыре лапы и маленький пушистый хвостик. На голове у него черные блестящие глазки-пуговки и длинные усы. Любит кушать морковку, капусту. Играть я с ним буду аккуратно, не буду бросать на пол. А в гости к моей игрушке будут приходить те, с кем он живет – лисенок, мишутка. А еще я для него сошью одежду, чтобы он был нарядным». Продавец догадывается, о какой игрушке идет речь.
Слушаем рассказы 5-6 человек.
2. Физкультминутка «Часы»:
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так,
И мы тоже можем так!
Смотри скорей, который час,
Тик-так, тик-так,
Налево раз, направо раз,
Тик-так, тик-так.
3. Деление слова на слоги (части)
Лиса – ли-са: - постучать по столу
Петушок – пе-ту-шок: - топнуть ногой
Зайчонок – зай-чо-нок: - хлопки в ладоши
Медвежонок – мед-ве-жо-нок: - хлопки в ладоши
Собака – со-ба-ка: - топнуть ногой
Кошка – кош-ка: - постучать по столу
4. Найди звуки в словах. Игра «Назови словечко»
Зайка – зима, забор, змея, зонт, зебра, занятия, Зина.
Лиса – лес, луг, лето, лопата, Лиза.
Петушок – пух, пузырь, первый, паровоз, помидор.
Медвежонок – мак, мир, Маша, Марина, магазин, масло, молоко, милиция, мороз.
Собака – сова, сундук, свекла, сковорода, Света, Саша, сено, стул.
Кошка – комод, квартира, ключ, кресло, кровать, ковер, Коля.
5. Итог: Сегодня мы с вами на занятии составили рассказ про игрушки. Учились делить слова на части, искали звуки в словах и называли слова на звуки.
Автор: воспитатель II квалификационной категории Пантелеева И.Ю. (МДОУ №45 г. Пудож)
Программное содержание:
Материал: Картинки-предметы со звуками «р», «л» в названиях, игрушка собака, зеркала, бельевые прищепки.
Ход занятия:
1. Артикуляционная гимнастика:
- Вкусное варенье
- Гармошка
- Часики
- Накажем язычок
- Поучим носик и ротик дышать
2. Стихи-добавлялки:
Дедушку зовут Лука, у него болит…(рука)
На столе с картошкой плошка, за столом голодный… (Прошка)
Рисовал художник ламу и картину вставил в…(раму)
Вкусный и душистый плов приготовил повар…(Пров)
Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я…(пил)
В блеске солнечных лучей по земле бежит…(ручей)
Воспитатель: «Я еще раз перечислю некоторые слова из стихотворения: ЛЛЛука, РРРука. Даша, какой звук ты услышала? Какой первый звук в слове Лука? Какой первый звук в лове рука?»
Послушайте: ррр-летит самолет близко (приложите руки к груди и произнесите «ррр»). «Ллл» - улетел самолет далеко (отодвигаются руки в стороны).
3. Игра «Покажи, где летит?» ррр, ллл, ллл, ррр
Дети, постарайтесь услышать в словах, которые я назову, звук «Р». Если услышите, прижмите руки к груди. Слушайте: хобот, робот, танец, ранец, игла, пары, полы, ложки, рожки. Молодцы!
4. Игра «Соблюдай порядок»
У меня на столе разложены карточки. Рассмотрите их, запомните, в каком порядке они лежат. Запомнили. Вызвать ребенка, предложить ему отвернуться и назвать их по порядку. Затем вызвать двух человек, назвать первый звук в слове лук, ручка.
5. Пальчиковая гимнастика
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги пальцев от указательного пальца к мизинцу и обратно на каждый ударный слог.
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
Но я же играю, с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
6. Воспитатель: «Рррр» Кто так рычит? Кто так ворчит? Дети отвечают. Воспитатель показывает собачку: «Это собачка Рекс. Рекс умеет считать. Спросите, сколько у него глаз? Ушей? Хвостов? Лап? Если дети отвечают правильно, Рекс тоже отвечает на вопрос.
7. Работа со скороговоркой
«Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов». Дети произносят в разном темпе, с разной силой голоса.
8. Придумай слово со звуками «р» и «л». За каждый ответ выдаются фишки.
9. Итоги занятия.
Автор: воспитатель II квалификационной категории Нефедова Л.В. (МДОУ №45 г. Пудож)
Страница 210 из 212