Автор: Исаева Марина Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории МДОБУ №14 (р.п. Лесогорск)

Программное содержание. Закреплять знания детей о времени года зима, о природных явлениях, приметах зимой; уточнить представления о свойствах снега, его многоцветии. Развивать мышление, внимание, наблюдательность. Умение пользоваться технологическими картами. Расширять активный словарный запас у детей: волшебная, морозит, раскрашивает окна, белое покрывало; умение выразительно читать стихи. Устанавливать причинно-следственные связи, используя предметно-схематичную модель. Воспитывать чувство эмоциональной отзывчивости, умение внимательно слушать друг друга, не перебивая.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картин с изображением зимы, заучивание стихов, чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», загадывание загадок о зиме, д/у «Когда это бывает?», ТРИЗ «Хорошо - плохо», экскурсии по территории детского сада, рисование зимнего пейзажа, опыты и эксперименты со снегом, льдом.

Оборудование: снег в тарелке, разноцветные стекла, салфетки для детей, коврик зимний, плоскостные деревья, бумажные снежинки, разноцветные фонарики; предметно - схематические модели, технологические карты; кукла Зимушка, баночки с водой, гуашь разноцветная, веревочки для льдинок.

Ход занятия.

Начало занятия: звучит музыка метели.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня лежит на столе? (загадываю загадку)

Он пушистый, серебристый

Но рукой его не тронь

Станет капелькою чистой

Как поймаешь на ладонь.

Дети: Снег.

Воспитатель: Это Зимушка-зима принесла нам снег в группу. А какой снег?

Дети: Белый, пушистый, холодный, блестящий, серебристый.

Воспитатель: Из чего состоит снег?

Дети: Из снежинок.

Воспитатель: Какими бывают снежинки?

Дети: Крупинками, большими хлопьями, мохнатыми.

Воспитатель: Возьмите снег в руки. Что с ним произошло?

Дети: Он растаял, потому что боится тепла?

Воспитатель: Попробуйте кулачком потоптать снег. Что с ним происходит и почему?

Дети: Он хрустит, трещит, т.к. ломаются лучики у снежинок.

Воспитатель: Ребята, хотите увидеть и узнать, почему снег ночью кажется темным, фиолетовым.

Опыт: Берем фонарик, подносим его к темному стеклу и освещаем им снег. Он получается фиолетовым, подносим фонарик к красному стеклу, снег смотрится розовым, как при утреннем рассвете.

Воспитатель: Значит, снег может казаться разного цвета в зависимости от света, который на него падает. В какое время года снег покрывает землю? А зачем нужен снег?

Дети: Зимой. Укутывать деревья, землю.

Воспитатель: Что еще может покрывать снег?

Дети: Деревья, дома, машины.

Воспитатель: Поэтому снег и называют белым «снежным покрывалом», потому что он может лежать везде. А хотите мы с вами окажемся на зимней полянке?

Дети: Да.

Идем на полянку. Д/ упражнение «Мы идем с тобой на лыжах»

(Приходим на белый, голубой, фиолетовый коврик, где лежат детские подушечки, вокруг расставлены деревья).

Воспитатель: Похожа наша полянка на зимнюю? Что можно еще добавить или чем-то украсить нашу полянку?

Дети: Снежинками.

Воспитатель: Давайте украсим наши деревья снежинками.

Дети наклеивают на деревья, заранее приготовленные снежинки.

Воспитатель: Вот теперь это полянка по-настоящему стала снежной.

Стук в дверь.

Воспитатель: Кто-то в гости к нам пришел. Да это же…

Дети: Зимушка- зима (кукла).

Воспитатель: Как вы догадались? Почему? Обратите внимание на одежду, ее цвет.

Дети: Одежда белая, с голубым отливом, воздушная, легкая как снег, меховая шапочка на голове.

Воспитатель: Какая бывает зима?

Дети: Белая, холодная, морозная, ледяная, ветреная, добрая, снежная, сердитая, вьюжная, волшебная, шаловливая, раскрашивает окна, заметает дорожки, покрывает землю, деревья.

Воспитатель: Зимушка не просто пришла, ну и что-то принесла (достаю разноцветные фонарики). Как вы думаете, что это за фонарики?

Дети: Это любимые цвета Зимушки-зимы.

Воспитатель показывает фонарики по одному друг за другом. Что может быть зимой белым цветом?

Дети: Снег, снеговик, белый медведь, белый заяц.

Воспитатель: Что может быть зеленого цвета?

Дети: Елочка.

Воспитатель: Что может быть голубым?

Дети: Снег на свету, небо, облака.

Воспитатель: А фиолетовым?

Дети: Снег утром, в темное время суток.

Воспитатель: А красным?

Дети: Грудка у снегиря, хохолок у дятла, ягоды рябинки.

Воспитатель: Вот молодцы. Зимушка-зима любит слушать стихи про себя и своих друзей. Кто у нее друзья?

Дети: Снеговик, снежинки, Снегурочка, Дед Мороз, метель, вьюга.

Дети рассказывают стихи по картам - схемам «Снежный кролик», «Вот зима кругом бело», «Как на горке снег…», «Варежка», «Раз рука, два рука».

Воспитатель хвалит каждого ребенка.

Воспитатель: А какие приметы зимы вы знаете?

Дети: Кошка лежит клубком – к морозу.

Кошка крепко спит – к теплу.

Собаки катаются – будет снег.

Ребята гуляют – тепло на улице.

Ворона сидит на макушке и каркает – к снегу.

Лес шумит – к теплу.

Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.

Воспитатель: Посмотрите на карточки, и скажите, какая нарисована зима здесь.

Дети: Сердитая, злая. Потому что ветер дует холодный, метет вьюга, пурга, люди сидят в домах и топят печки, мороз щиплет руки, нос.

Воспитатель: Какая же Зимушка-зима нарисована на этой карточке?

Дети: Добрая, ветер теплый, снег идет хлопьями, дети катаются на лыжах, санках, коньках, лепят снеговиков.

Воспитатель: А что любите делать вы зимой?

Дети: Играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, лыжах, коньках (дети имитируют свои действия).

Воспитатель: Какой любимый праздник у вас зимой? Почему?

Дети: Новый год! Дарят подарки, приходит Дед Мороз и Снегурочка, украшают дома, елочки.

Воспитатель: Зимушка предлагает вам украсить наши деревья на участке на улице. Как вы думаете, чем можно украсить?

Ответы.

Воспитатель: А мы с вами будем делать ледяные игрушки. Вы знаете как?

Дети по схеме - карте рассказывают, как изготавливают ледяные игрушки.

Воспитатель при необходимости им помогает.

Продуктивная деятельность: на столах стоят баночки с водой, разноцветная гуашь, кисточки, веревочки, формы для заливания воды.

Дети самостоятельно делают воду разноцветной, помогаю вложить в формы веревочки и заливать воду.

Воспитатель с куклой хвалит детей за выполненную работу, нацеливает их на дальнейшую деятельность.

Воспитатель: А Зимушка-зима с вами не прощается, она будет жить с нами в группе, играть с вами в разные игры. 

Автор: Сорокина Анжела Валерьевна, воспитатель МБДОУ Детский сад №3 (г. Артем, Приморский край).

Цель: развитие навыков рисования в различных техниках (пальчиковыми красками, штампованием, рисование кистью)

Мотивация: игровая.

Материал (рассчитан на 2 занятия):

1 тема: «Красивые рыбки» («расписываем» рыбок) - рисование пальчиковыми красками.

2 тема: «Море» (рисуем водоросли, камешки) - рисование поролоном способом штампования, кистью (волнистые или прямые линии)

Занятие 1. «Красивые рыбки»

Цель: Развитие навыков рисования пальчиковыми красками.

Задачи:

1. Сформировать умение рисовать рыбьи чешуйки (точки) пальцами рук способом касания бумаги кончиком пальца, используя пальчиковые краски или гуашь (Познавательное развитие: Экспериментирование с материалами и веществами)

2. Словарная работа: активизировать в речи детей прилагательные (красная, желтая, красивая, маленькая) (Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие)

3. Воспитывать у детей заботливое отношение к живым обитателям моря (Познавательное развитие)

4. Воспитывать интерес к музыкальным произведениям (исполнение песни «Рыбка» Красева), рассматриванию иллюстративного материала (подбор открыток с изображением рыб). (Художественно-эстетическое развитие)

5. Поддерживать двигательную активность детей. (Физическое развитие)

Материал: пальчиковые краски желтого и красного цвета, салфетки, клеенки, силуэты рыбок на каждого ребенка, игрушка - рыбка.

Конспект НОД Рыбки в море 

 Конспект НОД Рыбки в море

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и наборов открыток с изображением рыбок и моря, беседы по теме «Рыбы и морские обитатели», наблюдение за рыбками в аквариуме, разучивание песни «Рыбка» Красева, игры «Веселый рыболов», подвижная игра «Рыбак и рыбки».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность: Двигательная, игровая, экспериментирование с материалами и веществами, творческая, общение.

Ход занятия:

Дети сидят свободно на коврике, на полу. Приветствую детей. Обращаю внимание на рыбку, приплывшую в группу. Показываю игрушку-рыбку. Дети рассматривают рыбку.

Сообщаю детям о том, что рыбка грустит и думает, что она некрасивая, предлагаю детям вспомнить о том, что мы рассматривали открытки и картинки с изображением рыбок, наблюдали за рыбками в аквариуме - все они были очень красивые и яркие с разноцветными чешуйками на теле. Предлагаю развеселить рыбку - спеть ей знакомую песню «Рыбка» (Красева)

Дети исполняют песню с имитацией движений рыбки (сложенными вместе ладошками), изображая рыбок. Действуют согласно тексту.

Затем предлагаю поиграть в подвижную игру «Рыбак и рыбки».

Дети играют в подвижную игру.

После игры акцентирую внимание детей на том, что нашей рыбке нужно помочь, сделать ей красивой. Показываю силуэт рыбки из бумаги. «Поможем рыбке?» Выслушиваю ответы детей.

«Конечно, рыбка, мы с ребятами обязательно тебе поможем. Что нам нужно для этого сделать?»

Побуждаю детей к ответам (раскрасить, украсить)

Задаю вопрос детям: «А, чем будем раскрашивать? Что нам понадобится? Чем можно рисовать?». (краски, кисточки, вода)

«А можно рисовать без кисточки? Чем? Как?» (пальчиками, ладошками)

«Какого цвета краски стоят у меня на столе?» (красная, желтая)

«Что еще нам понадобится для работы?» (клеенка, салфетки)

Показываю способ действия (рисования): «Мы будем рисовать пальчиками и красками. Посмотрите, как я это делаю». Наношу рисунок чешуек на силуэт «своей» рыбки.

Предлагаю детям самостоятельно раскрасить наших рыбок. «Хотите порисовать? Будем раскрашивать рыбок? Сейчас мы с вами пройдем за столы и нарисуем нашим рыбкам разноцветные чешуйки. (На столах гуашь красного и желтого цвета, влажные салфетки на каждого ребёнка, заготовленные заранее силуэты рыбок)

Самостоятельная работа детей под руководством воспитателя. Дети наносят краску на изображение. При необходимости оказываю помощь индивидуально.

 Конспект НОД Рыбки в море

 Конспект НОД Рыбки в море

Рассматриваем разноцветных рыбок, которые у нас получились.

Подводится итог НОД. Говорю детям о том, что они сегодня очень старались, были молодцы, помогли рыбке. «Позже, когда рыбки высохнут, мы отпустим наших рыбок в море».

Рыбка благодарит детей, радуется тому, что теперь у нее много друзей, она стала красивой и яркой и всем нравится. И обязательно приплывет к ребятам еще раз!

Занятие 2 «Море»

Цель: Знакомство с техникой штампования, развитие навыков рисования кисточкой.

Задачи:

1. Познакомить с новой техникой рисования - штампованием при помощи поролона, Формировать умение рисовать прямые и волнистые линии кистью, используя гуашь; (Познавательное развитие: Экспериментирование с материалами и веществами)

2. Словарная работа: активизировать в речи детей прилагательные (синее, зеленые) Ввести новое слово «коричневые») (Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие)

3. Воспитывать у детей заботливое отношение к живым обитателям моря (Познавательное развитие)

4. Воспитывать интерес к слушанию звуков природы (шум моря), рассматриванию иллюстративного материала (море и морские пейзажи) (Художественно-эстетическое развитие)

5. Поддерживать двигательную активность детей. (Физическое развитие)

Материал: гуашь зеленого и коричневого цветов, салфетки, клеенки, силуэты рыбок на каждого ребенка, раскрашенные на предыдущем занятии, клей, заранее подготовленные тонированные листы бумаги для акварели формата А3 с изображением воды, волн (голубого или синего цвета), крабиков, игрушка - рыбка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и наборов открыток с изображением рыбок и моря, беседы по теме «Рыбы и морские обитатели», наблюдение за рыбками в аквариуме, разучивание песни «Рыбка» Красева, игры «Веселый рыболов», подвижная игра «Рыбак и рыбки», занятия по рисованию по теме «Красивая рыбка», лепка «Рыбка», рассматривание морских камушков.

Ход занятия:

Приветствую детей. Обращаю внимание на рыбку, опять приплывшую в группу. «Вы рады встрече с рыбкой? А знаете, зачем она приплыла?»

Сообщаю детям о том, что рыбка привела с собой всех наших замечательных разноцветных рыбок, их так много, что места для плавания не хватает. Им очень нужно море!

Спрашиваю, видели ли они когда-нибудь море? Какое оно?

Дети отвечают: «Большое, синее, красивое, огромное».

«Давайте представим, что мы на море. Что мы там будем делать?»

Ответы детей: купаться, плавать, загорать, нырять.

Предлагаю изобразить все перечисленные действия. Поиграть в игру «Дети на море». Дети играют в подвижную игру.

- А теперь представим, что мы «рыбки», как плавают рыбки, покажите? Молодцы.

Дети имитируют движения рыбок.

Предлагаю детям нарисовать для рыбок огромное море и отпустить их туда на просторы. «Будем рисовать море?»

Задаю вопрос детям: «А, чем будем рисовать, вы знаете? Что нам понадобится? Чем можно рисовать?» (выслушиваю все ответы детей) Побуждаю детей к ответам.

Сообщаю, что сегодня мы будем рисовать кисточкой (водоросли) и познакомимся с новым способом рисования с помощью поролона (камешки)

«Дети, какого цвета наше море?» (синее) А вы знаете, что в море есть растения? Они называются водоросли, их кушают рыбки и другие морские обитатели. В них рыбки прячутся от хищников, а еще в них можно спать рыбкам. Рыбки зеленые. Посмотрите иллюстрацию.

«В нашем море тоже будут водоросли». Показываю способ действия. Уточняю, какого цвета краску я взяла? Дети называют цвет (зеленый)

Знакомлю с новым цветом – коричневый (пока даю только понятие «коричневый») «Коричневый цвет похож на кору дерева, корешки, коричневые у нас будут камешки». «Камешки будем рисовать поролоном. Он мягкий, мнется и красится. Посмотрите, им можно рисовать. Обмакиваем в краску и аккуратно прикладываем к бумаге. Вот что получилось. Похоже на камешки? Давайте тоже попробуем так рисовать!»

Напоминаю, что рисовать нужно аккуратно, с использованием салфетки, клеенки.

Приглашаю детей к рисованию по 2 человека поочередно на отдельных (не склеенных листах).

Предлагаю детям рассмотреть наше Море, какое оно огромное и красивое! Сообщаю о том, что теперь можно запустить в него всех наших рыбок и им там очень понравится! Приклеиваем силуэты… Рассматриваем рыбок в море, восхищаемся результатами.

 Конспект НОД Рыбки в море

 Конспект НОД Рыбки в море

 Конспект НОД Рыбки в море

Подводится итог НОД. Хвалю детей, за то, что нарисовали замечательное море, рыбки остались довольны. Рыбка благодарит детей и уплывает.

Автор: Садовникова Ульяна Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории ГБОУ средняя общеобразовательная школа №10 структурное подразделение «Детский сад «Колобок» (г.о. Чапаевск).

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

1) Обогащать представления детей о многообразии признаков животных, обитающих в определённых условиях. Объединять в группы животных по признакам сходства. («Познавательное развитие»)

2) Развивать связную монологическую речь, учить детей составлять повествовательные рассказы по карточкам, схемам, пиктограммам, из личного опыта. (Речевое развитие)

3) Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной исследовательской деятельности. («Социально-коммуникативное развитие»)

4) Формировать и активизировать у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях, совершенствовать изобразительную деятельность детей: стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла и сюжета. (Художественно-эстетическое развитие»)

5) Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборов способов проверки, достижении результата, их интеграции и применение в деятельности. («Познавательное развитие»)

Методы и приемы: 

- практические: проблемные ситуации, игровое упражнение, творческие задания – рисование;

- наглядные: просмотр видеофильма, рассматривание энциклопедий, иллюстраций, сюжетных картин (из серии сельская жизнь), журналов о домашних животных.

- словесные: вопросы, объяснения, рассказы воспитателя (консультант для исследователей), доклады детей, обобщение детских исследований по данной теме.

Материалы и оборудование: «Шапочки учёных», папки исследователей, набор картинок «Домашние животные» по количеству детей, чистые листочки бумаги, карандаши, сюжетные картинки, карточки с символами алгоритма.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе.

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты,

Коммуникативная

Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и  отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы

Музыкальная

Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале

Изобразительная

Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества

Восприятие (художественной литературы и фольклора)

Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.)

Конструирование

Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование

Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице). Самообслуживание

Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия, дежурство, задания, реализация проекта

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Детям предлагается посмотреть видеофильм «На ферме».

Дети смотрят видеофильм.

Пополнено представление детей о многообразии признаков животных обитающих в определённых условиях.

2.

Игровая ситуация «Учёные».

Воспитатель, предлагает детям перевоплотиться в учёных, одев «Шапочки учёных».

Дети переодеваются в учёных.

Сформирована готовность к познавательной деятельности и инициативности детей.

3.

Воспитатель обращает внимание детей на картинки, выложенные на столе с изображением домашних животных. Уточняет – кто это?

Дети самостоятельно определяют тему исследования, называют обобщающее слово «Домашние животные».

Сформирована самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

4.

Воспитатель напоминает о методах исследования показав карточки с символами (формат А4): «Подумай самостоятельно», «Спросить у другого человека», «Посмотреть в книгах», «Посмотреть в интернете», «Понаблюдать», «Провести эксперимент».

Дети называют карточки-символы, определяют, какие они могут использовать в сегодняшнем исследовании.

Сформировано ощущение, что всё выполняется детьми самостоятельно: выбор темы и методов.

5.

Воспитатель предлагает детям взять «Папки исследователей» и чистые листочки бумаги для схематического зарисовывания полученной информации. Каждому раздаются картинки с изображением животных (по количеству детей)

Каждый ребёнок берёт «Папку исследователя» (с заранее разложенными изображениями методов исследования).

Дети берут картинку с изображением одного животного.

Эмоциональное включение детей в решение познавательной задачи.

6.

Воспитатель предлагает рассмотреть сюжетные картинки для того чтобы определить алгоритм исследования:

- где обитает? (сарай, хлев, будка и т.д);

- чем питается? (продукты питания для животных);

- какую пользу или вред приносят людям? (изображение предметных картинок ориентированных на животных).

Дети получают полную свободу в перемещении по групповой комнате с «Папками исследователей».

Сбор информации:

- думают, вспоминают просмотренный видеофильм и фиксируют схематически на листочках;

- спрашивают у другого человека-консультанта (детей, воспитателя, помощника воспитателя);

- рассматривают энциклопедии, иллюстрации, картины, журналы.

Сформировано игровое и деловое общение со сверстниками и взрослыми.

Сформировано желание участвовать в совместной исследовательской деятельности.

7.

Воспитатель предлагает детям сесть на стулья полукругом и выслушать сообщения друг друга.

Дети, используя свои пиктограммы, делают доклады по очереди (I подгруппа и II подгруппа).

Сформирована связная, монологическая речь, умение составлять повествовательные рассказы по карточкам.

8.

Воспитатель предлагает детям игровое упражнение «Вращение - превращение» (звукоподражание домашним животным).

Дети по сигналу вращаются и «превращаются» в животных названных воспитателем, звукоподражая им.

Сформировано умение применять знания из личного опыта (звукоподражание).

9.

Воспитатель предлагает II подгруппе продолжить свои доклады.

II подгруппа детей делают сообщения по очереди.

Сформировано умение доносить до слушателей полученную информацию.

10.

Воспитатель предлагает детям дома  совместно с родителями нарисовать картинку с животным, которого исследовали.

Дети берут картинку с изображением животного домой.

Сформировано эстетическое отношение к окружающему миру. Развита изобразительная деятельность детей.

Итоговое мероприятие: выставка рисунков на тему «Домашние животные».