Поиск по сайту

Купить рекламу на сайте

Автор: Федоренко Раиса Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 55» «Золотая рыбка» (г. Междуреченск, Кемеровской области).

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. 

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. 

Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».

Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.  

Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.

Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Родители должны рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.

Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.

Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие.

Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины.

Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинным патриотом.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.

Что мы Родиной зовем? 

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Автор: Ровнягина Н., учитель-логопед высшей квалификационной категории ГБДОУ №88 Приморского района г. Санкт-Петербурга.

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к правильной артикуляции звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных). Рассмотрим каждую задачу.

Обогащение словаря осуществляется за счет расширения кругозора: походы в парк, лес, зоопарк, кино и цирк, чтение книг, отгадывание и загадывание загадок, наблюдения в природе и за трудом взрослых.

Дети двухлетнего возраста могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 с лишним слов. Важно, чтобы в речи ребенка не было жаргонных и усеченных слов (велик, телик).

Под формированием грамматически правильной речи имеется в виду согласование слов в предложении, изменение слов по падежам, числам, временам.

Ребенок может неправильно использовать предлоги или их не употреблять, неправильно изменять окончания по аналогии с другими предметами (есть ложком, копать лопатом, много карандашов).

Эти явления должны исчезнуть к четырем годам, если взрослые обращают внимание на окончание слов, согласование, тактично исправляют ошибки своих детей.

Что качается развития связной речи, то первые фразы в норме появляются к полутора – двум годам. Для того чтобы речь была достаточно развитой, взрослые должны:

- учить детей составлять описательный рассказ, называя характерные признаки предмета (по образцу);

- учить составлять простые предложения по картинке;

- учить пересказывать знакомые сказки, рассказы;

- заучивать с детьми простые стихотворения;

- вести диалог – беседовать с родителями и другими взрослыми, задавать вопросы и отвечать на них.

В ходе ознакомления с художественной литературой родителям необходимо читать как можно больше русских народных сказок, сказок советских и современных писателей, обязательно после прочтения задавать вопросы по тексту, пусть ребенок на них ответит.

Параллельно с остальными задачами по общему развитию речи решаются задачи по формированию правильного произношения гласных и согласных звуков (кроме [с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ],[л],[р] – эти звуки появляются между тремя, шестью и семью годами).

В возрасте до двух лет ребенок овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков – гласных [а],[о],[э] и согласных [п],[б],[м]. В возрасте от двух до трех лет появляются гласные [и],[ы],[у] и согласные [ф],[в],[т],[д],[н],[к],[г],[х],[й].

Все остальные звуки являются в артикуляционном плане более сложными и заменяются на все вышеперечисленные – более простые.

Звуки [р] и [л] появляются в возрасте от пяти до семи лет.

Самое главное: ребенок должен слышать фонетически правильную речь от окружающих и, сравнивая со своей, пытаться исправить несоответствия.

Развитию речи в ясельном и младшем возрасте поможет развитие мелкой моторики пальцев рук. Поэтому необходимо учить детей пользоваться ложкой, одеваться, застегивать пуговицы, молнии, складывать паззлы и мозаики, шнуровать ботинки и выполнять другие действия на развитие координации мышц рук и зрительного контроля.

 Автор: Макарова М.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 19 «Ручеёк».

 

Формы работы

Мероприятия

Ответственные

Приглашенные участники

Сроки проведения

1

Опрос

Сбор сведений в банк социальных данных

 

Воспитатели группы

Родители

Сентябрь

2

Собеседование с родителями вновь поступивших детей

По результатам адаптации ребёнка в группе

Воспитатели группы

Родители

Сентябрь

3

Консультация

Возрастные особенности детей 6-7 лет

 

Воспитатели группы

Родители

Сентябрь

4

Городская выставка

Юннат-2013

Воспитатели группы

Родители

Сентябрь

5

Анкетирование

Сюжетно-ролевая игра в семье

Воспитатели группы, старший воспитатель

Родители

Сентябрь

6

Родительское собрание

Внедрение ФГОС в ДОУ, готовность ребёнка к школе

Воспитатели группы, учитель-логопед, педагог-психолог

Родители

Сентябрь

7

Консультация

Федеральный государственный стандарт в ДОУ. Коротко о главном.

Воспитатели группы

Родители

Октябрь

8

Выставка рисунков, фото

Вот так мы растём, играя

Воспитатели группы

Родители

Октябрь

9

Утренник

Праздник осени

Воспитатели группы, музыкальный руководитель

Родители, заведующий, зам. зав. по ВМР

Октябрь

10

Выставка детских работ

Зеркало природы

Воспитатели группы

Родители

Октябрь

11

Памятка

Задачи для родителей при взаимодействии с детьми в игре

Воспитатели группы

Родители

Октябрь

12

Общесадовское родительское собрание

Основные направления воспитательно-образовательной и оздоровительной работы с детьми на новый учебный год

Воспитатели группы, заведующий, старший воспитатель

Родители

Октябрь

13

Консультация

Игра - не просто развлечение

Воспитатели группы

Родители

Ноябрь

14

Акция

Накормим птиц зимой

Воспитатели группы

Родители

Ноябрь

15

Выставка

Моя мама лучшая на свете

Воспитатели группы

Родители

Ноябрь

16

Родительское собрание

Игра-средство всестороннего воспитания детей, форма организации их  жизни»

Воспитатели группы

Родители

Ноябрь

17

Развлечение

День матери

Воспитатели группы

Родители

Ноябрь

18

Конкурс выставка

Зимняя картина

Воспитатели группы

Родители

Декабрь

19

Акция

Украсим группу к Новом году

Воспитатели группы

Родители

Декабрь

20

Консультация

Режим дошкольника

Воспитатели группы

Родители

Декабрь

21

Утренник

Новый год

Воспитатели группы, музыкальный руководитель

Родители, заведующий, зам. зав. по ВМР

Декабрь

22

Консультации

Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников, игры и физические упражнения зимой

Воспитатели группы

Родители

Январь

23

Памятка

Формирование ЗОЖ у своих детей

Воспитатели группы

Родители

Январь

24

Анкетирование

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка в семье

Воспитатели группы, старший воспитатель

Родители

Январь

25

Консультация

Хорошая осанка -так держать

Воспитатели группы

Родители

Февраль

26

Выставка

Папа может всё что угодно

 

Воспитатели группы

Родители

Февраль

27

Утренник

23 февраля

Воспитатели группы, музыкальный руководитель

Родители

Февраль

28

Проект

Движение + движение = формула здоровья

Воспитатели группы

Родители

Февраль

29

Родительское собрание

Семья – здоровый образ жизни

Воспитатели группы, инструктор по физ.воспитанию

Родители

Февраль

30

Выставка рисунков

Вот какая мама, золотая прямо!

Воспитатели группы

Родители

Март

31

Утренник

8 марта

Воспитатели группы, музыкальный руководитель

Родители, заведующий, зам.зав. по ВМР

Март

32

Анкетирование

Мир математики

Воспитатели группы, старший воспитатель

Родители

Март

33

Консультация

Дидактические игры по математике, рекомендуемые для проведения их дома

Воспитатели группы

Родители

Март

34

Конкурс детских рисунков

Пусть всегда будет солнце, Зелёная планета

Воспитатели группы

Родители

Март

35

Общесадовское родительское собрание

Как повзрослели и чему научились наши дети.

Воспитатели группы, заведующий, старший воспитатель

Родители

Апрель

36

Смотр-конкурс

Домашняя математическая игротека

Воспитатели группы

Родители

Апрель

37

Конкурс

Мама, папа, я – спортивная семья

Воспитатели группы

Родители

Апрель

38

Консультации

Кризис семи лет, Ребёнок идёт в школу.

Воспитатели группы

Родители

Апрель

39

Акция

Чистый участок

Воспитатели группы

Родители

Май

40

Утренник

9 мая, День города

Воспитатели группы, музыкальный руководитель

Родители, заведующий, зам.зав. по ВМР

Май

41

Общесадовское родительское собрание

Семья на пороге школьной жизни

Воспитатели группы,

заведующий, старший воспитатель

Родители

Май

42

Консультация

Лето пора прекрасная, лето пора опасная

Воспитатели группы

Родители

Май

43

Памятка

Чем занять будущего первоклассника

Воспитатели группы

Родители

Май

44

Родительское собрание

Мы почти ученики

Воспитатели группы

Родители

Май

45

Утренник

До свидания детский сад

Воспитатели группы, музыкальный руководитель

Родители, заведующий, зам.зав. по ВМР

Май