Автор: Федоренко Раиса Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 55» «Золотая рыбка» (г. Междуреченск, Кемеровской области).
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов.
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Родители должны рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие.
Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины.
Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинным патриотом.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Автор: Ровнягина Н., учитель-логопед высшей квалификационной категории ГБДОУ №88 Приморского района г. Санкт-Петербурга.
Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к правильной артикуляции звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных). Рассмотрим каждую задачу.
Обогащение словаря осуществляется за счет расширения кругозора: походы в парк, лес, зоопарк, кино и цирк, чтение книг, отгадывание и загадывание загадок, наблюдения в природе и за трудом взрослых.
Дети двухлетнего возраста могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 с лишним слов. Важно, чтобы в речи ребенка не было жаргонных и усеченных слов (велик, телик).
Под формированием грамматически правильной речи имеется в виду согласование слов в предложении, изменение слов по падежам, числам, временам.
Ребенок может неправильно использовать предлоги или их не употреблять, неправильно изменять окончания по аналогии с другими предметами (есть ложком, копать лопатом, много карандашов).
Эти явления должны исчезнуть к четырем годам, если взрослые обращают внимание на окончание слов, согласование, тактично исправляют ошибки своих детей.
Что качается развития связной речи, то первые фразы в норме появляются к полутора – двум годам. Для того чтобы речь была достаточно развитой, взрослые должны:
- учить детей составлять описательный рассказ, называя характерные признаки предмета (по образцу);
- учить составлять простые предложения по картинке;
- учить пересказывать знакомые сказки, рассказы;
- заучивать с детьми простые стихотворения;
- вести диалог – беседовать с родителями и другими взрослыми, задавать вопросы и отвечать на них.
В ходе ознакомления с художественной литературой родителям необходимо читать как можно больше русских народных сказок, сказок советских и современных писателей, обязательно после прочтения задавать вопросы по тексту, пусть ребенок на них ответит.
Параллельно с остальными задачами по общему развитию речи решаются задачи по формированию правильного произношения гласных и согласных звуков (кроме [с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ],[л],[р] – эти звуки появляются между тремя, шестью и семью годами).
В возрасте до двух лет ребенок овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков – гласных [а],[о],[э] и согласных [п],[б],[м]. В возрасте от двух до трех лет появляются гласные [и],[ы],[у] и согласные [ф],[в],[т],[д],[н],[к],[г],[х],[й].
Все остальные звуки являются в артикуляционном плане более сложными и заменяются на все вышеперечисленные – более простые.
Звуки [р] и [л] появляются в возрасте от пяти до семи лет.
Самое главное: ребенок должен слышать фонетически правильную речь от окружающих и, сравнивая со своей, пытаться исправить несоответствия.
Развитию речи в ясельном и младшем возрасте поможет развитие мелкой моторики пальцев рук. Поэтому необходимо учить детей пользоваться ложкой, одеваться, застегивать пуговицы, молнии, складывать паззлы и мозаики, шнуровать ботинки и выполнять другие действия на развитие координации мышц рук и зрительного контроля.
Автор: Макарова М.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 19 «Ручеёк».
№ |
Формы работы |
Мероприятия |
Ответственные |
Приглашенные участники |
Сроки проведения |
1 |
Опрос |
Сбор сведений в банк социальных данных
|
Воспитатели группы |
Родители |
Сентябрь |
2 |
Собеседование с родителями вновь поступивших детей |
По результатам адаптации ребёнка в группе |
Воспитатели группы |
Родители |
Сентябрь |
3 |
Консультация |
Возрастные особенности детей 6-7 лет
|
Воспитатели группы |
Родители |
Сентябрь |
4 |
Городская выставка |
Юннат-2013 |
Воспитатели группы |
Родители |
Сентябрь |
5 |
Анкетирование |
Сюжетно-ролевая игра в семье |
Воспитатели группы, старший воспитатель |
Родители |
Сентябрь |
6 |
Родительское собрание |
Внедрение ФГОС в ДОУ, готовность ребёнка к школе |
Воспитатели группы, учитель-логопед, педагог-психолог |
Родители |
Сентябрь |
7 |
Консультация |
Федеральный государственный стандарт в ДОУ. Коротко о главном. |
Воспитатели группы |
Родители |
Октябрь |
8 |
Выставка рисунков, фото |
Вот так мы растём, играя |
Воспитатели группы |
Родители |
Октябрь |
9 |
Утренник |
Праздник осени |
Воспитатели группы, музыкальный руководитель |
Родители, заведующий, зам. зав. по ВМР |
Октябрь |
10 |
Выставка детских работ |
Зеркало природы |
Воспитатели группы |
Родители |
Октябрь |
11 |
Памятка |
Задачи для родителей при взаимодействии с детьми в игре |
Воспитатели группы |
Родители |
Октябрь |
12 |
Общесадовское родительское собрание |
Основные направления воспитательно-образовательной и оздоровительной работы с детьми на новый учебный год |
Воспитатели группы, заведующий, старший воспитатель |
Родители |
Октябрь |
13 |
Консультация |
Игра - не просто развлечение |
Воспитатели группы |
Родители |
Ноябрь |
14 |
Акция |
Накормим птиц зимой |
Воспитатели группы |
Родители |
Ноябрь |
15 |
Выставка |
Моя мама лучшая на свете |
Воспитатели группы |
Родители |
Ноябрь |
16 |
Родительское собрание |
Игра-средство всестороннего воспитания детей, форма организации их жизни» |
Воспитатели группы |
Родители |
Ноябрь |
17 |
Развлечение |
День матери |
Воспитатели группы |
Родители |
Ноябрь |
18 |
Конкурс выставка |
Зимняя картина |
Воспитатели группы |
Родители |
Декабрь |
19 |
Акция |
Украсим группу к Новом году |
Воспитатели группы |
Родители |
Декабрь |
20 |
Консультация |
Режим дошкольника |
Воспитатели группы |
Родители |
Декабрь |
21 |
Утренник |
Новый год |
Воспитатели группы, музыкальный руководитель |
Родители, заведующий, зам. зав. по ВМР |
Декабрь |
22 |
Консультации |
Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников, игры и физические упражнения зимой |
Воспитатели группы |
Родители |
Январь |
23 |
Памятка |
Формирование ЗОЖ у своих детей |
Воспитатели группы |
Родители |
Январь |
24 |
Анкетирование |
Сохранение и укрепление здоровья ребёнка в семье |
Воспитатели группы, старший воспитатель |
Родители |
Январь |
25 |
Консультация |
Хорошая осанка -так держать |
Воспитатели группы |
Родители |
Февраль |
26 |
Выставка |
Папа может всё что угодно
|
Воспитатели группы |
Родители |
Февраль |
27 |
Утренник |
23 февраля |
Воспитатели группы, музыкальный руководитель |
Родители |
Февраль |
28 |
Проект |
Движение + движение = формула здоровья |
Воспитатели группы |
Родители |
Февраль |
29 |
Родительское собрание |
Семья – здоровый образ жизни |
Воспитатели группы, инструктор по физ.воспитанию |
Родители |
Февраль |
30 |
Выставка рисунков |
Вот какая мама, золотая прямо! |
Воспитатели группы |
Родители |
Март |
31 |
Утренник |
8 марта |
Воспитатели группы, музыкальный руководитель |
Родители, заведующий, зам.зав. по ВМР |
Март |
32 |
Анкетирование |
Мир математики |
Воспитатели группы, старший воспитатель |
Родители |
Март |
33 |
Консультация |
Дидактические игры по математике, рекомендуемые для проведения их дома |
Воспитатели группы |
Родители |
Март |
34 |
Конкурс детских рисунков |
Пусть всегда будет солнце, Зелёная планета |
Воспитатели группы |
Родители |
Март |
35 |
Общесадовское родительское собрание |
Как повзрослели и чему научились наши дети. |
Воспитатели группы, заведующий, старший воспитатель |
Родители |
Апрель |
36 |
Смотр-конкурс |
Домашняя математическая игротека |
Воспитатели группы |
Родители |
Апрель |
37 |
Конкурс |
Мама, папа, я – спортивная семья |
Воспитатели группы |
Родители |
Апрель |
38 |
Консультации |
Кризис семи лет, Ребёнок идёт в школу. |
Воспитатели группы |
Родители |
Апрель |
39 |
Акция |
Чистый участок |
Воспитатели группы |
Родители |
Май |
40 |
Утренник |
9 мая, День города |
Воспитатели группы, музыкальный руководитель |
Родители, заведующий, зам.зав. по ВМР |
Май |
41 |
Общесадовское родительское собрание |
Семья на пороге школьной жизни |
Воспитатели группы, заведующий, старший воспитатель |
Родители |
Май |
42 |
Консультация |
Лето пора прекрасная, лето пора опасная |
Воспитатели группы |
Родители |
Май |
43 |
Памятка |
Чем занять будущего первоклассника |
Воспитатели группы |
Родители |
Май |
44 |
Родительское собрание |
Мы почти ученики |
Воспитатели группы |
Родители |
Май |
45 |
Утренник |
До свидания детский сад |
Воспитатели группы, музыкальный руководитель |
Родители, заведующий, зам.зав. по ВМР |
Май |