Поиск по сайту

Купить рекламу на сайте

Автор: Прищепёнок Наталья Сергеевна, методист МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» (г. Киров)

Часто можно слышать сетования занятых мам и бабушек, стоящих у прилавков магазинов игрушек: «Жаль, для этих красивых кукол не продают отдельно дополнительной одежды!». Это очень «продвинутые» мамы и бабушки. Потому что они знают маленьким: (да и постарше) детям обязательно надо в ходе игры с куклой переодевать её, меняя наряды, застёгивать-расстёгивать пуговки, снимать-надевать обувь, завязывая шнурочки на кукольных ботиночках.

Талант на кончиках пальцев

Так развивается мелкая моторика ребёнка, а этот процесс напрямую связан с развитием мозга, мышления, способностей человека. Недаром говорят, что талант человека — на кончиках пальцев! Формирование одной из двигательных функций ребёнка — тонких движений рук — происходит в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Так как основным видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте является игра, очень мудро и эффективно применять игровые действия для развития как можно большего количества столь необходимых для маленького человека качеств.

Таким образом, дополнительные комплекты одежды для кукол — это не дань моде, и не пережиток общества потребления. Это необходимый элемент развития ребёнка в процессе игры с куклой.

Развивающая роль кукольного гардероба

В случае кукольной моды одежда играет развивающую роль. Развивается не только вкус маленькой хозяйки куклы, но и логическое мышление. Куклы как люди — у них тоже должен быть гардероб на разную погоду и случаи жизни. На примере куклы малыш учится одеваться по сезону и по погоде. Начиная играть с куклой, ребёнок отождествляет себя с ней, кукла «повторяет» действия маленького человека, она вместе со взрослым, заинтересованным в развитии и воспитании ребёнка, может научить его многим положительным, необходимым в жизни качествам. Разнообразные сюжеты игры, где незаменима кукольная одежда, помогают привить детям важные умения — одеваться, правильно ухаживать за одеждой, стирать её, гладить, складывать и развешивать в шкафу. А если вдруг случайно, в процессе увлекательной игры, потерялась пуговка — ребёнок научится чинить одежду. Одевая и раздевая куклу, ребёнок тренирует движения запястья, которые у маленьких детей пока ещё недостаточно развиты.

Казалось бы, просто игра

Такая привычная и простая, на первый взгляд, игра в куклы на самом деле даст фору многим занятиям по охвату различных образовательных областей. Вот, например, образовательная область познание. В процессе игры с куклой и её одеждой расширяется и обогащается знание детей о видах одежды и обуви. Они узнают эти предметы на картинках и понимают, как последовательно нужно одевать куклу и, соответственно, себя. А это знание уже может быть отнесено и к образовательной области социализация. Сюда же входит воспитание бережного отношения к одежде и обуви, а ещё оказание взаимопомощи друг другу при одевании — когда уровень умений ещё сильно различается у тех, кто младше и тех, кто уже подрос.

Конечно же, говоря о сюжетно-ролевых играх с куклами и их разнообразными костюмами, нельзя не сказать об образовательной области коммуникация. В игре развивается речь как средство общения. В активный словарь детей вводятся слова, относящиеся и к процессу одевания-раздевания, и непосредственно к кукольному гардеробу. Особенно если он принадлежит к разным по стилю видам одежды (разные сезоны, профессиональная одежда, которая есть у кукол по профессиям и т. д.). Словарь ребенка дополняется и такими понятиями, как снаружи, внутри, изнанка, лицо, спереди, сзади. В игре с куклой и её одеждой необходимо обязательно поощрять детей высказывать свою точку зрения на то, правильно ли одевается кукла, аккуратная ли у неё одежда.

Маленький человек в игре, связанной с переодеванием куклы, привыкает к аккуратности, у него развивается чувство вкуса. Наличие у куклы дополнительной одежды вносит разнообразие в игровые сюжеты, развивает творческое воображение ребёнка. На примере кукольных нарядов можно изучать правила этикета: в чём кукла пойдёт в гости, в какой одежде будет заниматься спортом, а в чём можно и на прогулку отправиться. Куклы помогут сформировать чувство стиля у ребёнка, они «расскажут» и, главное, покажут, что такое деловой стиль, а что обозначает по-русски непонятное иностранное слово кэжуал, и куда в этом будет правильным ходить. Дополнительная одежда для кукол — это не просто мода, это уже дидактика.

А может, это призвание?

Заботливые мамы и бабушки никогда не упустят шанс ещё и ещё раз использовать игру с куклой для развития умений и способностей своего ребёнка. Да, в магазине при кировской фабрике игрушек есть разная дополнительная одежда для кукол. Но на её основе можно создать и свою одежду! Нафантазировать идею, смоделировать фасон, сконструировать выкройку, подобрать ткань, раскроить и сшить — всё это вполне может сделать ребёнок под руководством заботливого взрослого — родителя или педагога. В детском театре моды «Вдохновение» Кировского областного Дворца творчества детей и молодёжи даже запланировали провести конкурс моделей одежды для кукол кировской фабрики игрушек. Вспомните своё детство, с каким увлечением мы создавали модели для своих кукол и пупсиков!

Развитие мелкой моторики рук в процессе шитья и вязания, формирование художественного вкуса, увлечение любимым делом, которое впоследствии может вырасти в профессиональную деятельность — всё это может дать ребёнку обычная, казалось бы, игра в переодевание куклы.

Автор: Прищепёнок Наталья Сергеевна, методист МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» (г. Киров)

Профессиональные предпочтения ребёнка, его интересы формируются сегодня очень рано, практически с дошкольного возраста. У мальчишек это традиционно компьютеры, автомобили и военная техника, в том числе оружие. Очень важно вовремя добавить в этот список то, что сформирует в ребёнке лучшие качества личности и, возможно, повлияет на выбор будущей профессии.

Конечно, на выбор профессии влияет множество факторов, но не последний из нихинтерес, который можно пробудить у детей дошкольного возраста, прежде всего, с помощью игры.

Куклы — не только для девчонок!

Недавние исследования психологов доказали, что для лучшего интеллектуального и психического развития мальчикам обязательно надо играть в куклы.

Образ мальчика-куклы подходит для мужской идентификации ребёнка. Куклы в образах и костюмах, присущих людям определённых профессий, помогают с помощью соответствующих аксессуаров организовать ролевую или режиссёрскую игру, заинтересовать ребёнка выполнением определённой работы. Для выполнения этих задач подходят, например, куклы из коллекции «Профи» кировской фабрики игрушек. Так, кукла-механик одета в специальный рабочий комбинезон, на плече у механика — сумка с набором гаечных ключей из безопасной пластмассы. Игрушечные аксессуары — это  важно, потому что именно в возрасте от трёх лет (для которого и предназначена кукла) дети активно стремятся к труду. Кукла-строитель может иметь при себе строительные инструменты, кукла-доктор — медицинские и т. д.

Хотите стать военным?

Конечно, образ куклы по профессиям должен вызывать у ребёнка только положительные эмоции. На этом позитивном фоне сформируется и положительное, заинтересованное отношение к соответствующим профессиям, например, к различным военным специальностям. Сегодня профессия военного не является чисто мужской, как это принято считать. Среди женщин военное дело также востребовано, а значит, кукла-военный может понравиться и девочкам. Именно игрушкам порой удаётся внести самый большой вклад в формирование положительного имиджа профессии. Куклы Военные — Спасатель, Спецназовец, Пограничник, Моряк, Генералпризваны пробудить в юном человеке гордость за страну и как нельзя лучше подходят для воспитания у современного поколения 10-х патриотизма и мужественности.

О серьёзном через игру

Дошкольный возраст даёт неравнодушным взрослым великолепную возможность развивать в ребёнке необходимые личностные качества в процессе игры. Используя специально разработанные  для этого возраста развивающие игры серии «Родной край», рекомендованные Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации к изучению в дошкольных учреждениях, куда входят игры о государственных символах и праздниках России, игры о народных промыслах, можно пробудить у ребёнка интерес к изучению краеведения, сформировать уважение к своей Родине.

Развивающие игры могут занять достойное место в образовательном и воспитательном процессе дошкольного учреждения — будь то изучение правил дорожного движения или этикета, развитие познавательной активности или формирование здорового образа жизни.

Первые куклы появились в древнем Египте. Польза их проверена тысячелетиями. Куклы учат эмпатии, берут на себя заботу о психологическом и социальном развитии маленького человека. Озвученные куклы помогают научиться говорить правильно. Любая игра — это отражение действительности. Умные взрослые понимают это и играют с детьми. Играйте с детьми! Ведь развивающие игры и игрушки — наши первые помощники в воспитании и образовании детей!

Автор: Прищепёнок Наталья Сергеевна, методист МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» (г. Киров)

В познавательной деятельности человека ведущую роль играют психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится своё место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно запоминание нового материала. Без памяти станут неосуществимыми операции мышления. Развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будет влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.

История игры

В дошкольном возрасте игровая деятельность является для ребёнка ведущей. По мнению специалистов, развивающая игра это лучший способ занятия с познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферами дошкольника. Рассмотрим, например, лото. Это настолько популярная игра, что, кажется, лото было всегда. Но, изобретённое в Генуе в XVIвеке, в Россию это увлечение знати пришло лишь в XVIII веке. Его детская версия появилась совсем недавно — в двадцатом столетии, сразу же завоевав огромную популярность среди детей, их родителей и опытных педагогов, которые по достоинству оценили эффективность применения такого, можно сказать, всеобъемлющего развивающего средства.

Лото все образовательные области подвластны!

Виды лото в наше время настолько разнообразны, что их содержание охватывает почти все основные образовательные области, зафиксированные в федеральных образовательных стандартах. Вот, к примеру, образовательная область познание. С помощью лото для малышей (играть в него можно уже с трёхлетнего возраста) «Времена года», «Овощи и фрукты», «Птицы и животные» дети расширяют и обогащают свои знания о предметах и явлениях, учатся узнавать их на картинках и в реальной жизни.

Образовательные области социализация и коммуникация тоже охвачены этой увлекательной игрой: лото — игра командная, в неё могут играть от двух до шести человек. Соответственно, в процессе игрового действа формируется умение общаться в команде, принимать на себя различные социальные роли.

Участие в игре развивает у ребёнка речь как средство общения. В активный словарь детей вводятся новые слова — понятия, изображённые на карточках лото. В процессе игры взрослый поощряет детей высказывать свою точку зрения.

Ещё одну очень важную способность формирует всеми любимая игра — умение выигрывать и проигрывать. Именно этих качеств часто не хватает не только детям, но и взрослым, которых вовремя не научили адекватно относиться к своим победам и поражениям. Игра — самый лучший способ научиться этому.

Абстрактное мышление? Конечно же, с помощью лото!

Очень хороша эта игра для формирования абстрактного мышления. Например, в лото «Времена года», активизируя свой жизненный опыт, ребёнок сравнивает особенности сезонов, анализирует их сходство и различие, обобщает и сопоставляет анализируемые понятия.

Лото учит группировать предметы и явления. По итогам выполнения игрового задания дети смогут на первоначальном уровне выражать оценочные суждения и делать выводы на основе произведённых действий, а также выделять причину и следствие увиденного явления, что развивает логическое мышление.

С помощью лото взрослые — родители или педагоги — могут начать формировать у детей когнитивные  умения и навыки. Имею в виду способности наблюдать, сопоставлять и противопоставлять факты и явления, сравнивать новое с ранее известным, использовать приёмы мышления (индукцию и дедукцию).

Воспитаем будущих естествоиспытателей и художников

Лото «Времена года», «Овощи и фрукты», «Птицы и животные» — это и область естественно-научных знаний. Параллельно с изучением овощей и фруктов с помощью лото ребёнок может получить множество знаний по самым разным областям: изучить регион произрастания того или иного фрукта и овоща; форму — круглый плод или овальный; размер — длинные или короткие плоды. Изображения овощей и фруктов, птиц и животных на игровом поле выполнены контурами, которые можно заштриховать в соответствии с образцами — картинками плодов на маленьких игровых карточках. Штриховка формирует у ребёнка аккуратность и внимание. В ходе раскрашивания развивается мелкая моторика рук, что благотворно влияет на развитие мозговой деятельности, на формирование будущего почерка малыша. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё не вполне сформированы локальные движения запястьями рук. Поэтому игра, где надо самостоятельно раскрасить карты лото — одна из наиболее подходящих для развития сферы действия игр.

Чем ещё хороша эта игра? Если у вас есть свободное время, и вы обладаете аккуратностью и немалым запасом терпения, лото (на любую тему) можно сделать самостоятельно. Если же нет — в магазинах есть много замечательных готовых типографских вариантов этой любимой всеми и заслуженно популярной игры. Лично мне больше всего нравятся игры производства ОАО «Радуга», они очень удачно дополняют друг друга. Когда ребёнок подрастёт, можно дать ему игры, которые уже непосредственно помогают готовиться к школе, углубляя и расширяя имеющиеся основы знаний и умений.

Играйте с детьми в лото! Ведь в этой игре никогда не бывает проигравших — в любом случае призом для маленьких игроков станут новые знания, умения и навыки.