Поиск по сайту

Купить рекламу на сайте

Автор: Прищепёнок Наталья Сергеевна, методист МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» (г. Киров)

Очень часто от родителей и бабушек, заинтересованных в правильном развитии своих детей, можно услышать высказывание о том, что их дочь или внучка не играет в куклы. Возраст при этом называется разный — три, четыре, пять лет...  Говорят: «Мы покупаем ей куклы, а она не играет!». Мамы и бабушки совершенно правы, когда хотят, чтобы их чада играли в куклы. В такой игре ребёнок выражает себя — опыт, знания и переживания, вкладывает в уста любимой игрушки свои мысли, осваивает мир отношений. В игре происходит социализация ребёнка и освоение им культурных традиций. Играть в куклы — это очень важно!

Кукла — способ занять ребёнка или средство для развития?

Современные родители часто рассматривают игрушки как средство занять ребёнка. Как хорошо: сидит целый день играет, никому не мешает. Хорошо с одной стороны:  ребёнок учится самостоятельности. Но с другой стороны, у ребёнка ещё нет достаточного жизненного опыта, чтобы он мог перейти в игре на более высокий уровень игрового творчества, на создание сюжетов ролевых, режиссёрских игр, что необходимо для полноценного развития.

Уже в период от года до двух лет ребёнок начинает видеть в кукле образ человека. Но даже и в этом возрасте недостаточно ограничиваться в процессе занятий ребёнка с куклой только географическим поиском глазок, носика и ушек куклы. Для двухлетнего ребёнка общение с куклой — подражание. Кукла — это практически он сам. Вот тут-то в игру с куклами и должны вступить заинтересованные в развитии своего ребёнка взрослые. Подскажите ребёнку, что можно посадить куклу вместе с собой за стол, «покормите» её. Собираясь на прогулку, оденьте и куклу соответственно времени года и погоде, покатайте в коляске, а когда придёт время сна, убаюкайте и куклу, спойте ей колыбельную.

Мягкие друзья

Исходя из опыта воспитания собственного ребёнка и опыта многочисленных подруг, можно сделать вывод, что лучше всего подходят для двухлетнего возраста мягко-набивные куклы кировской фабрики игрушек – Данилка (он ростом 53 см) и Малыш (35 см), похожие на маленьких детей. Они хороши и в плане безопасности игры, что немаловажно для организации  безопасной для здоровья среды ребёнка. Куклы мягкие, туловище у них из нетканого материала, набито синтетическим волокном и поролоном, а ручки, ножки и голова из ПВХ — пластизоля. Обычно говорят: резиновые, но правильно этот полимер называется пластизоль. Таких кукол приятно обнимать, с ними можно ложиться спать, ощущая тепло и безопасность. У кукол спокойные нейтральные лица. Это очень важно, потому что кукле ребёнок присваивает свои эмоции, переживая их, соответственно, у куклы не должно быть определённой застывшей мимики. Мягко-набивной Малыш хорош ещё и своей интерактивностью — он умеет плакать и смеяться. Это его умение поможет развить в ребёнке эмпатию — сопереживание. Кукла заплакала — надо её успокоить. Кукла засмеялась — можно порадоваться вместе с ней. Только при этом обязательно нужен умный взрослый, который подскажет малышу, что можно сделать, чтоб кукла не плакала, объяснит, почему кукла смеётся. Так мы сможем воспитать у ребёнка ещё и позитивный взгляд на жизнь. Да-да, я считаю, что делать это надо с самого раннего возраста, тогда и проблем у ставшего взрослым человека будет гораздо меньше.

Зачем кукле много вещей?

В возрасте около трёх лет у малыша появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между  куклами. Возникает потребность делать всё вместе с куклой. Именно по этой причине у куклы должно быть много всего, как у человека. Кукла тоже живёт своей жизнью! Кукольные атрибуты — домик, мебель, посуда помогают ребёнку войти во взрослый мир, организовав игру с помощью игрушечных аксессуаров. И это не проявление, как некоторые считают, одной из сторон зла — засилья общества потребления. Это необходимые шаги по социализации личности, вхождение во взрослый мир, наполненный взрослыми аксессуарами. Кукольные вещи помогают ребёнку моделировать ситуации, с которыми он сталкивается каждый день. Образно говоря, куклы помогают входить в эту жизнь через игру. Конечно, для этого играм дошкольника с куклами обязательно нужна тема. Поскольку жизненного опыта у него пока что маловато, здесь снова необходима и обязательна помощь взрослого.

Из личного опыта и опыта своих подруг, у которых есть маленькие девочки, знаю, что  лучше всего для организации игр с детьми 3-х лет и старше подходит кукла кировской фабрики игрушек Анастасия Весна. Во-первых, у неё есть замечательный, удобный шкафчик с полочками и ящичками, где можно хранить кукольную обувь, аксессуары, кукольные расчёски и заколки, которые, кстати, находятся в том самом шкафчике. Во-вторых, те самые аксессуары — у разных Анастасий разные! Так как эта кукла производится в десяти коллекциях, она носит и различный содержательный смысл. Например, Анастасия-спортсменка может быть фигуристкой, теннисисткой, наездницей и сноубордисткой. В коллекции «Профессии» есть стилист, учительница и певица. Аксессуары у каждой Анастасии свои, игры сюжетно-ролевые и режиссёрские с ней можно организовывать очень разные.

Только мало просто показать ребёнку, как можно выполнять то или иное действие с предметом. Ребёнок может перестать развиваться, остановившись на этапе выполнения манипулятивных действий: просто кормить куклу или укладывать её спать. Для того, чтобы процесс пошёл дальше, обязательно подскажите ребёнку развитие сюжета.

Кстати, чаще всего именно в возрасте 4-5 лет взрослые и видят ту самую ситуацию, когда кукол и домиков с мебелью для них много, а ребёнок почему-то не играет. Да потому что не знает, как это делать! Заинтересуйте детей, поиграйте с ними в простые сюжеты, можно даже в сюжеты любимых сказок и стихов. И сёстры, братья или подружки смогут после этого играть уже самостоятельно. А взрослые должны будут выступать в роли советчиков. Потому что ни в коем случае нельзя бросать ребёнка один на один с игрой.

Игра «Дочки-матери» как психологический тест

«Дочки-матери», наверное, самая вечная из всех игр с куклами. Меняются эпохи, информационные поля, один политический строй сменяет другой, но неизменна суть этой игры. «Дочки-матери»  воссоздают систему отношений в семье, поэтому наблюдение за такой игрой может дать очень интересную и полезную информацию о том, какой видит свою семью ребёнок, что воспринимает в ней в первую очередь, как понимает смысл требований. Играя с ребёнком в эту нестареющую игру, дайте ему побыть в роли  взрослого, который активно выражает свою любовь к другому человеку и заботится о нём.

Игра «Дочки-матери» — это и способ коррекции отношений в семье, и метод социализации ребёнка. Игра вечная и многофункциональная!

Надо ли мальчишкам играть в куклы?

Большая часть современного общества уверена, что кукла — игрушка для девочек. Но это не совсем так. Мальчики двух-трёх лет с удовольствием играют с куклами: катают в коляске, кормят, укладывают спать. Ребёнок, будь то мальчик или девочка, нуждается в освоении и усвоении человеческих отношений, а кукла как раз даёт возможности для освоения социальной и эмоциональной сфер жизни. Как показали исследования, у детей, которые в детстве занимаются лишь тем, что положено их полу, впоследствии формируются стереотипы поведения, ограничивающие их возможности. Дети, занимавшиеся не только относящейся к своему полу деятельностью, напротив, очень быстро учатся решать возникающие задачи и достигают в жизни значительно большего.

Замечательно подходят мальчишкам куклы, символизирующие мужские профессии: военный, строитель, космонавт, механик, футболист и др. Имея при себе соответствующие той или иной работе аксессуары (строительные инструменты, гаечные ключи, градусник, сумку почтальона), куклы по профессиям создают вокруг себя игровую среду, включая ребёнка в действие. Замечательно, если у ваших кукол есть свои игрушечные бытовые предметы — стиральная машина, пылесос, кухонная плита. Как показывает практика, мальчики трёх-пяти лет с удовольствием играют такими кукольными предметами быта, что помогает им подготовиться к будущей взрослой жизни. Поэтому, не запрещайте мальчишкам играть в куклы, а наоборот, поощряйте это их желание!

Игра в куклы — великолепнейшее средство для аналитики состояния, поведения ребёнка. Это одно из лучших средств для коррекции его поведения. Не пренебрегайте этим даром, данным вам свыше, ведь игра в дошкольном возрасте — ведущий вид деятельности ребёнка, то есть практически основа его жизни.

Авторы: Евстифорова Светлана Алексеевна, Ковалева Ирина Гавриловна, Попова Валентина Фёдоровна, воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №256» (г. Новокузнецк)

За последнее время резко увеличился поток детей в детские сады именно за счет малышей. Большинство молодых мам и пап работают и учатся одновременно. Женщина занята еще и обустройством быта, домашними делами. В результате она выполняет двойную нагрузку. На воспитание ребенка у работающей женщины времени почти не остается. В связи с этим стала острее потребность в дошкольных учреждениях для детей раннего возраста.

Вопросы воспитания детей раннего возраста – это, прежде всего, вопросы молодой семьи. Практика показала, что большинство родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о закономерностях его психического развития, не владеют даже самыми элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих малышей.

Названная проблема потребовала от нас разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых являлось бы повышение педагогической культуры молодых родителей. Для этого в ДОУ организовали семейный клуб, где родители и педагоги детского сада могут обмениваться опытом и мнениями.

Предполагается, что семейный клуб поможет решить следующие задачи:

1. Преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ.

2. Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста.

3. Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания.

4. Осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней обстановки в ДОУ.

5. Сплотить родительский коллектив.

6. Установить доверительные отношения между семьей и ДОУ.

Первые занятия посещало всего несколько человек (в основном мамы), затем постепенно к кругу детских проблем присоединились некоторые отцы. И уже через несколько месяцев у клуба появились постоянные посетители, которые приходили на занятия семейными парами.

Незаметно для себя родители преодолели барьер недоверия к детскому саду, стали более активно обмениваться мнениями, делиться опытом, принимать активное участие в жизни детского сада. Работа клуба заложила прочный фундамент сотрудничества нашего детского сада и семьи.

Программа школы «Молодая семья» состоит из десяти встреч, цель которых дать участникам первичное представление об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста. Каждая встреча посвящена работе над определенной проблемой.

Основная форма проведения встреч – практическая работа (дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, игровые упражнения), во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Причем практической работе обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом.

Также возможно получение «домашнего задания»: вести дневник своих ощущений, продумать свою позицию или поведение по какому-либо вопросу, проанализировать свою жизненную ситуацию подобную предложенной.

Итогом работы школы «Молодая семья» стало формирование у родителей определенных моделей поведения с ребенком, повышение родительского уровня педагогических знаний и умений, активизация позитивного мышления, помогающего им избегать или преодолевать трудности в воспитании детей.

Фото: Будни школы «Молодая семья». Занятие по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста».

Школа "Молодая семья"

Школа "Молодая семья"

Школа "Молодая семья"

Школа "Молодая семья"

Школа "Молодая семья"

 

Автор: Олеся Виноградова, педагог-психолог.

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

- слушайте его;

- проводите с ним как можно больше времени;

- делитесь с ним  своим опытом;

- рассказывайте ему о своем детстве, победах и удачах.

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием стресса и вас легко вывести из равновесия:

- отложите или отмените совместные дела с ребенком;

- старайтесь не прикасаться к нему в минуты раздражения;

- выйдите из комнаты, в которой находится ребенок.

3. Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им прямо о своих чувствах, желаниях т потребностях. В те минуты, когда вы расстроены и разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить:

- примите теплую ванну или душ;

- выпейте чай;

- позвоните друзьям;

- потанцуйте под громкую музыку;

- расслабьтесь на диване;

- спойте что-нибудь;

- сделайте массаж;

- найдите свой способ.

4. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев:

- не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите;

- не позволяйте выводить себя из равновесия;

- учитесь предчувствовать наступление срыва.

5. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее.

Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям:

- изучите силы и возможности вашего ребенка (например, как долго он может быть занят одним делом, может ли сконцентрировать внимание);

- если вам предстоит первый визит, например к врачу, отрепетируйте его заранее, объясните ребенку необходимость данного визита.

Дети многому учатся у взрослых и, к сожалению, не только хорошему, но и плохому. Поэтому начните заниматься самовоспитанием. Надеемся, что данные рекомендации вам помогут.