Поиск по сайту



Купить рекламу на сайте

Конспект занятия для родителей «Игра с ребенком в жизни вашей семьи»

Цель: Обогащение педагогических знаний и умений родителей.

Повестка дня:

«О пользе детской игры» (вступительное слово руководителя);

Анализ анкетирования родителей по данной проблеме;

Дискуссия с родителями по теме «Условия и методы развития игровой деятельности детей в семье»;

Разбор педагогический ситуаций;

«Как научить ребенка убирать игрушки?» (из опыта семейного воспитания);

Родительская игротека;

Словарик мудрых слов;

Подведение итогов. Памятка для родителей.

Анализ анкетирования родителей по теме «Игра с ребенком в жизни вашей семьи» 

В анкетировании приняли участие 32 человека.

1. Родители отмечают, что все 32 ребенка играют дома. Иначе и быть не может, ведь игра – основная деятельность дошкольников.

2. Любимую игру своего ребенка знает 31 мама, а в 1 анкете этот вопрос оставлен без ответа. Подмечена закономерность, чем старше дети, тем серьезнее игры. Если малыши играют в машины, куклы, посуду, то старшие – в компьютер, сегу и сюжетно-ролевые игры. Побеседовав с детьми старшей и подготовительной группы, мы поняли, что в основном родители и детей совпадают, а это значит, что родители интересуются этой проблемой, видят, как играют дети.

3. 75 % родителей пишут, что их детям нравятся конструкторы и настольно-печатные игры. Это очень хорошо, т.к. такие игрушки развивают мыслительную деятельность и мелкую моторику.

4. На вопрос «Чем вы руководствуетесь, покупая игрушки?» ответили так: 26 чел. – 83 % - руководствуются желанием расширить кругозор, это очень хорошо; и 17 % - только просьбой ребенка и полом ребенка.

5. В 32 семьях – 100% опрошенных – игрушки хранятся в специальном уголке или месте. А советы, как научить ребенка убирать игрушки вы получите сегодня.

6. 31 человек ответили, что они играют с ребенком дома, в 1 анкете вопрос остался без ответа.

7. Многие родители занимаются изготовлением игрушек-самоделок (19 человек – 60 %), не занимаются 13 человек – 40 %.

Спасибо всем, кто принял участие в анкетировании.

Условия и методы развития игровой деятельности детей в семье (дискуссии с родителями) 

Предлагаю вам карточки, на которых сформулированы многие из этих условий (зачитываю). Ознакомившись с ними, выберите те, которые вы используете в своей семье. Как эти методы помогают вам? Почему вы считаете их важными? Кто из вас пользуется таким же методом? Кто предпочитает другой метод?

Разбор педагогических ситуаций

Дети 6-ти лет играли в «моряков». Все хотели быть капитанами, и никто не хотел быть водолазами. Назревал конфликт, игра могла не состояться. Как бы вы повели себя в этом случае?

Взрослый может так повернуть игру, чтобы роль водолаза стала значимой. Конечно, капитан на корабле – главный, но водолазам предстоит выполнить очень ответственное задание – найти затонувший корабль. Они должны спускаться под воду в специальных скафандрах. Можно предложить детям какой-либо атрибут.

Дети часто просят купить им игрушку, которую быстро разбирают и ломают, когда их ругают, они говорят, что хотели посмотреть, из чего она сделана.

Укажите причины такого поведения? Причин может быть много: познавательный интерес; неумение играть с игрушкой. Поэтому, купив ребенку игрушку, постарайтесь ее обыграть, показать, как с ней действовать.

Словарик мудрых слов

«Детство». Что означает это слово?

«Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психический функций» (в педагогике).

Детство – стадия жизненного цикла, в течение которой происходит первичная социализация и инкультурация человека, период его подготовки к самостоятельной жизни.

Детская игра - исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.

Игра – выверенный веками, народным опытом, социально-культурными нормами общества фактор социализации личности.

Социализация – процесс становления личности путем усвоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством (инкультурация).

Воспитание – процесс освоения ребенком правил поведения и системы социальных ценностей, принятых в данном обществе.

Родительская игротека

«Зазывалочки»

Кто будет играть в интересную игру?

А в какую, не скажу!

А потом не примем,

За уши поднимем.

Уши будут красные

До того прекрасные.

 

Тай, тай, налетай

В интересную игру

всех принимаем

И не обижаем.

А кто опоздает

В небо улетает.

Приглашая вас играть, я привела пример двух зазывалочек, которые можно использовать в играх с детьми, они это очень любят.

Игра «Продолжи фразу»

Любимая игра моего ребенка – это …

Чаще всего мой ребенок играет …

Когда мой ребенок играет один …

Ребенок любит играть с отцом, когда …

Если ребенок просит поиграть с ним, то …

Если ребенок просит поиграть с ним, а я чем-то занята, то …

Чтобы ребенок начал играть, надо …

Детская игрушка должна быть …

Причина нежелания детей играть в …

Игра для ребенка не игра, а …

Автор: воспитатель Н. Григорьева (МДОУ "Детский сад №3", г. Вышний Волочек)

Семинар-практикум для родителей "Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка"

- Разговор на эту тему мы начнем с определения понятия «семья». Что же такое семья?

Семья – это не просто сумма всех ее членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников и наоборот. Ни один человек не является в семье абсолютно автономным. Непослушание ребенка, например, влияет на другие семейные проблемы.

Итак, семья – это некая целостность. Изменение одного члена семьи ведет к изменению всей системы. Поэтому проблема семьи обязательно рассматривается в контексте семейных отношений.

- А что на ваш взгляд, включает понятие «Семейные отношения»?

Я предложу на выбор 3 определения. Какое из них вы считаете правильным?

1. Семейные отношения – это характер взаимного общения взрослых и детей в семье.

2. Семейные отношения – это эмоциональная окраска поведения каждого члена семьи.

3. Семейные отношения – это психологический климат семьи, принятые в семье нормы поведения всех ее членов.

- А сейчас предлагаю вам послушать отрывок из рассказа Василия Шукшина «Жена мужа в Париж провожала»:

«Горе началось с того, что Колька скоро обнаружил у жены огромную, удивительную жадность к деньгам. Он пытался было воздействовать на нее, что нельзя так-то уж, но получал железный отпор… Колька впервые тогда шваркнул жену по загривку. Она ни слова не говоря умотала к своим. Колька взял Нину – дочку, пошел в магазин, выпил, пришел домой и стал ждать. И когда явились тесть с тещей, вроде не так тяжко было толковать с ними.

- Ты смотри, смотри-и, парень!

Говорили в два голоса тесть и теща и стучали пальцами по столу – Ты смотри-и! Для тебя мы ее растили, чтоб ты руки тут распускал?! Не дорос!... Тут они поперли на него в три голоса:

- Кретин! Сволочь!

- А вот мы счас милицию! А?

- Живет на все готовенькое, да еще! Сволочь!

- Голодранец поганый! Кретин!

Дочка Нина заплакала. Колька побелел, схватил топорик, каким мясо рубят, пошел на тестя, на жену и на тещу. Негромко, но убедительно сказал:

- Если не прекратите орать, я вас всех, падлы… всех уложу здесь!

С того раза поняли супруги Паратовы, что их жизнь безнадежно дала трещину».

- Вопрос: какие последствия для психического и эмоционального самочувствия ребенка могут иметь такие ситуации в семье? Можно ли избегать их?

Ответ: подобные ситуации могут повлиять на психическое развитие и поведение ребенка. У таких детей возникает беспокойство, тревога, страх. Неправильное поведение родителей может вызвать у детей нервный срыв, стресс.

- Вопрос: как обычно маленькие дети реагируют на повышенный тон общения в семье, становясь свидетелями семейных разногласий.

Ответ: часто дети реагируют на такие ситуации плачем, истериками, капризами. Это как бы их защитная реакция.

Обобщение: Родителям ни в коем случае нельзя допускать таких ситуаций. Психолог И. Плотниекс, написавший книгу для родителей «Психология в семье», считает, что в эмоционально неуравновешенном поведении взрослого только 1 % - заболевания, а 99 % - распущенность. Детские психиатры утверждают, что семейная атмосфера, насыщенная психическим и эмоциональным напряжением взрослых и детей, формирует детей как неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей.

Согласны ли вы с этим мнением?

Предлагаю вашему вниманию ситуацию:

После выходного дня воспитатель спрашивает у детей, как они отдохнули. Один мальчик с радостью сообщает:

- У меня было хорошее воскресенье.

- Чем же? – интересуется воспитатель.

- А у папы было очень хорошее настроение!

По этому поводу вопрос: согласны ли вы с утверждением, что наше поведение определяет наше настроение?

Предлагаю вам посмотреть 2 ситуации, когда поведение взрослого зависит от его настроения.

Ситуация 1. У мамы прекрасное настроение. Ребенок, играя, разбил вазочку.

- Ой, мама?

- Ладно, сыночек, ничего страшного, давай приберем осколки.

Ситуация 2. Мама в мрачном расположении духа, все ее раздражает. Ребенок, играя, разбил вазочку.

- Ой, мама?

- Что наделал? Вечно ты лезешь, куда не следует! Убирай, сейчас же.

Эти две ситуации наглядно показали, как от настроения зависит наше поведение и как оно отражается на эмоциональном самочувствии ребенка. Душевное равновесие взрослого очень важно для благополучия эмоционального самочувствия и безопасности психической жизни ребенка в семье.

Мы вас призываем жить под девизом «Оптимистический настрой как доминанта жизни семья». Мы хотим вам предложить несколько советов о том, как управлять своим повседневным настроением и как правильно общаться с детьми.

 

Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка

 

Изменения в экономике нашей страны повлекли за собой изменения в обществе. Институт семьи и брака в России становится все менее популярен. Данные Комитета Гос. Думы по делам женщин, семьи и молодежи показывают, что за последние 5 лет почти на треть сократилось число зарегистрированных браков, т.е. каждый третий брак распадается. Растет число неполных семей, в них воспитывается каждый седьмой ребенок. Однодетные семьи составляют третью  часть от общего числа, лишь 20% семей имеют двоих детей, 4% приходится на многодетные семьи. Число семей, проживающих за чертой бедности, по статистике на 2001 год составляло примерно 22 млн. или каждая вторая семья.

Снижается воспитательный процент семьи. В течение последних лет наблюдается увеличение числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Растет число безнадзорных детей, детей улиц, подвалов, чердаков. Но самое страшное, что эти так называемые «социальные сироты» - сироты при живых родителях.

Сейчас активно обсуждается проблема домашнего насилия. Приводятся действительно страшные факты жестокого обращения с детьми. По результатам исследований, проведенных в Тверском ДОУ, приходится констатировать, что родители нередко используют методы физического  воздействия и психологического давления на ребенка. В неполных семьях физическую агрессию применяют чаще, чем в полных. При этом надо отметить, что образование родителей значения не имеет.

В Конвенции о правах ребенка – правовом документе международного стандарта провозглашается такое право ребенка, как защита его от всех форм жестокого обращения. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку?

По определению профессора М.Р. Рокицкого, председателя подкомитета по охране материнства и детства Комитета Гос. Думы по охране здоровья и спорту – под жестоким отношением к детям понимаются все виды физического, сексуального и психического насилия над ребенком.

Сюда же относится физическая запущенность, под которой понимают тяжелое физическое состояние организма ребенка (переохлаждение, истощение), связанное с необеспечением качества жизни (условия, одежда, питание, мед.помощь).

По определению доктора медицинских наук, профессора Т.Я. Сафоновой, под «жестоким обращением» понимаются любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей или лиц их замещающих, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свобода.

В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин много. Одна из основных – приверженность традициям – «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет» - а потому и сами переносят методы телесного наказания на своего ребенка.

Другая причина: высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал – и, по мнению взрослого – проблема решена.

Но, вероятно, самая важная причина – незнание родителями других, оптимальных методов воздействия.

Имеет значение и структура семьи, в которой живет ребенок. Насилие чаще всего встречается в неблагополучных семьях, где алкоголизм снимает нравственные запреты или происходит частая смена партнеров у матери в неполных семьях. Жестокое отношение к детям имеет место как в семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне благополучных и обеспеченных семьях.

Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления. В комментариях к закону РФ «Об образовании» четко указано, что к формам психического насилия относятся угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям, систематическая и необоснованная критика.

Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети не способны добиться успехов в учебе, в профессиональном труде, у них нарушаются представления о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.

Американский писатель-исследователь Н. Поланский доказал, что развитие и благополучие ребенка подвергается опасности не только тогда, когда ребенок плохо питается и одевается, не имеет жилья, находится без внимания и присмотра, но и когда не удовлетворяется его собственная потребность быть любимым.

В России в качестве дисциплинарной меры широко распространено физическое наказание. Однако часто физическое наказание не оказывает того воспитательного эффекта, на который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребенка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к окружающим и животным.

Одним из самых разрушительных видов насилия – психологическое (эмоциональное) насилие.

Это однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие имеют отклонение в интеллекте, эмоционально-волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы.

Исходя из вышесказанного, я хочу дать вам несколько советов, выполнение которых обеспечит правильное взаимодействие с детьми и сделает взаимоотношения родителей и детей в семье спокойными и теплыми.

Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка. Оно не подчиняется формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Ребенок стремится к равноправию и не понимает, почему взрослым можно, а ему нельзя. Задача взрослого показать целесообразность и полезность своих требований. Поэтому лучше использовать не требование-запрет, а требование-объяснение.

Важно уметь выслушать ребенка. Каждый человек имеет свое мнение, ребенок тоже. Задача взрослого: убедить, если ребенок не прав, согласиться, если взрослый не прав, уметь признать свои ошибки. Нужно обязательно по-хорошему спорить с детьми, учить их доказывать, отстаивать свое мнение и вместе с тем развивать умение соглашаться, прислушиваться к мнению других.

Не угрожать, не применять физическое или эмоциональное насилие, а также не обещать наград. Контроль за выполнением требования должен быть скрыт от ребенка, чтобы у него не возникло мнения, что вы ему не доверяете. Похвала, награда должна быть результатом выполнения требований.

Необходимо учить детей общаться, надо познакомить их с правилами хорошего общения. Самим быть хорошим примером для ребенка, в семье придерживаться одинаковых требований к нему, быть терпимым к его непосредственности.

Найти золотую середину между репрессией по отношению к ребенку, так и вседозволенности.

Не делать ребенка инструментом своего настроения и чувств.

Очень хорошие советы вы можете найти в книге «Популярная психология для родителей» и в книге «Как относится к себе и к людям» Н. Козлова.

 

Практикум для родителей

 

Вашему вниманию предлагается 2 ситуации:

Ситуация 1.

Уже поздно, ребенку пора спать, но ему не хочется. Отец все-таки пытается отправить ребенка в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребенку еще немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Но отец настаивает на своем. Как бы вы поступили в такой ситуации?

Обобщение:

Родители должны знать и помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи. В этой ситуации данное требование нарушено. Чтобы прийти к единому мнению, матери надо уступить отцу и объяснить свое решение: «Да, сыночек, наверное, папа прав. Ведь если ты нарушишь режим, ты долго не уснешь, это может отразится на твоем здоровье, и завтра тебе будет тяжело вставать. Ты у нас уже большой и понимаешь, что режим надо выполнять, чтобы вырасти сильным, смелым, здоровым. Эти качества тебе очень пригодятся в жизни.

Ситуация 2.

Муж наказал ребенка, но вам кажется, что проступок не столь серьезен и вы начинаете играть с ребенком. Муж недоволен этим. Что предпримите вы в этом случае?

Обобщение.

В этой ситуации возможно надо подойти с позиции «Все поступки детей должны быть прощенные». Мама может сказать:

- Да, папа, наш сын поступил плохо, но я думаю он понял свою ошибку и больше не будет так поступать. Наверное, он сам нам об этом хочет сказать. Давай, отец, послушаем его. Мальчик просит прощения, ситуация исчерпана. Но всегда надо помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи.

 

Итоги анкетирования родителей по теме «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка».

Родителями было заполнено 44 анкеты.

На 1 вопрос «Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день?» 36 человек ответили «Да, знаю», 8 человек ответили «Не знаю».

Помните, от того, как родители, т.е. вы разбудите ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

На 2 вопрос «Считаете ли вы нужным использовать возможность погулять с ребенком?» 42 человека ответили «Да, я так часто делаю». Это очень хорошо. 2 человека так не считают, но хотят узнать мнение других.

Помните, если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

3 вопрос: «Какой вопрос вы задаете по возвращении ребенка из детского сада?». 35 человек спрашивают у детей: «Что интересного было в ДОУ?» Это очень похвально. 11 человек – «Чем вас сегодня кормили?», 4 человека – «Что ты сегодня натворил?».

Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?». Лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в ДОУ?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?».

На 4 вопрос «Что вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка в детском саду?» 21 человек ответили – знаю много, читала; 20 человек ответили – я мало знаю об этом; 3 человека ничего не знают. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

На 5 вопрос «Знаете ли вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка?» 20 человек ответили «Знаю»; 21 человек ответили «Знаю, но хотелось бы больше»; 3 человека не знают.

Обстановку суеты и нервозности создают в семье конфликты между родителями и детьми, грубость, эмоциональное насилие. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

На 6 вопрос «Нужен ли вам совет по поводу контроля за работой ребенка дома и оказания ему разумной помощи?» Большинство ответило – да (33 чел.), 11 человек не нуждаются в таких советах.

Чтобы ребенок занимался какой-либо деятельностью, необходимо создать для этого условия заинтересовать его. Очень эффективно действует игровые приемы, ведь игра – основная деятельность дошкольника. Любая деятельность ребенка будет результативна, если она ему интересна, и при этом он получает одобрение, похвалу, помощь, поддержку. Родители должны позаботиться о том, чтобы результат работы был заметен самим детям.

На 7 вопрос «Считаете ли вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?» 25 человек считают, что это не верно, 19 человек считают, что «да», но они стараются этого избегать.

Помните, агрессивные интонации не нужны при воспитании детей. Эмоциональный мир ребенка требует бережности и постоянного педагогического труда родителей. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

Автор: воспитатель Н. Григорьева (МДОУ "Детский сад №3", г. Вышний Волочек)

Конспект занятия для родителей «Права ребенка»

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Мы снова рады видеть вас у нас в гостях. Сегодня – очередное заседание родительского клуба, тема разговора очень важная и нужная «Права ребенка». Книга «Права ребенка и обязанности государства» начинается с обращения к ребенку: «Ты – гражданин России. У тебя, как и у любого человека есть гражданские обязанности и права. Но знай, твои права особые. Это – «Права ребенка». Они дают тебе преимущество перед взрослыми. Они защищают тебя от несправедливости».

Процесс формирования личности обусловлен социально-правовой охраной детства и социальным воспитанием. Под социально-правовой охраной понимается контроль государства за соблюдением прав маленьких граждан, а также разъяснение этих прав детям и родителям. Это и будет цель нашего заседания.

Повестка дня: Просмотр фрагмента занятия в старшей группе «О правах, играя».

Воспитатель: Знаем ли мы права ребенка - покажет деловая игра с родителями.

Зав. д/с: В заключении мы обменяемся мнениями по данной теме и подарим каждому памятку.

Деловая игра «Знаем ли мы права детей»

Цель: пропаганда правового воспитания детей среди родителей.

Часть 1. Согласны ли вы с моим высказыванием? Если нет, то почему?

1. «У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью».

(Ответ: это высказывание неправильное. Ст. 2 Конвенции о правах ребенка говорит, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по его защите.)

2. «Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам».

(Ответ: Ст. 9 Конвенции о правах ребенка гласит: «Ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка». Ребенок также имеет право сохранить связь с любым родителем в случае разлучения.)

Часть 2. Выберите правильный ответ из 3-х предложенных:

1) «Счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка». Кому принадлежат эти слова?

а) Ф.М. Достоевский

б) А.П. Чехов

в) А.М. Горький

2) В каком году генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

а) 1968 г.

б) 1982 г.

в) 1989 г.

3) Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?

а) таких различий нет

б) национальная принадлежность

в) состояние здоровья

(Согласно ст. 2, все права распространяются на всех детей, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения).

4) Кто несет ответственность за воспитание ребенка?

а) педагоги

б) родители

в) члены правительства

(Ст. 18 гласит, что родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, государство должно оказывать им надлежащую помощь).

5). ООН считает человека ребенком от рождения до:

а) 16 лет

б) 18 лет

в) 19 лет

(Согласно ст. 1, ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)

Нормативные основы защиты прав детей

Право – это совокупность обязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством.

Права человека – это законы, которые никто не вправе нарушать: без прав нет справедливости, нет нормальной жизни.

Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России во второй половине 19 века. На страницах газет и журналов педагоги, врачи, ученые, литераторы, общественные деятели заговорили о единстве и равноправии, о достоинстве человека и необходимости защиты прав взрослых и детей. Наиболее значимым событием в то время, связанным с защитой прав детей, стало создание Лигой Наций в 1919 году Комитета детского благополучия, деятельность которого была направлена на оказание помощи беспризорникам и сиротам. Одновременно с Комитетом действовали и другие неправительственные организации, работающие под созданием социальных стандартов защиты прав детей. И вот Международный союз спасения детей, основанный англичанкой, разработал Декларацию прав ребенка. А в 1923 году эта Декларация была принята Лигой Наций и стала первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В ней подчеркивалось: забота о детях и их защита не являются исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства.

Окончательная система защиты прав ребенка сложилась только после провозглашения Организацией Объединенных наций принципа уважения прав человека. Как необходимость разработки мер по охране прав детей был создан Детский фонд ООН – Юнисеф, который осуществляет международную защиту прав ребенка.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимися прав детей относятся:

- Декларация прав ребенка (1959 г.)

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

На основе Декларации прав ребенка был разработан другой важнейший международный документ – Конвенция о правах ребенка. Значение этого документа в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребенка, уполномоченный в пять лет рассматривать доклады о принятых мерах по осуществлению положений Конвенции.

Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального и социального происхождения юридическое право:

- на воспитание;

- на развитие;

- на защиту;

- на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Контролировать соблюдение прав ребенка в семье возможно только при наличии определенного механизма, которым является дошкольное образовательное учреждение. Детский сад в силу своей близости к семье может стать важнейшим элементом в системе такого контроля и в состоянии повлиять на защиту следующих прав ребенка – дошкольника, представленных в Конвенции:

- право на охрану здоровья;

- право на образование;

- право на участие в играх;

-право на сохранение своей индивидуальности;

-право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого отношения.

Но Конвенция не является документом прямого действия. На ее основе разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Согласно Конституции РФ, материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Для развития механизма реализации прав ребенка принят целый ряд законодательных актов:

- Семейный Кодекс РФ (вступил в силу 1 марта 1996 г.);

- Закон «Об образовании»;

- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами. В этом ему помогают педагоги, работающие в детском саду. Через проводимые разнообразные формы работы педагогический коллектив постепенно будет осуществлять поставленные задачи по повышению правовой культуры родителей.

Автор: воспитатель Н. Григорьева (МДОУ "Детский сад №3", г. Вышний Волочек)