Автор: Глазунова Надежда Тимофеевна, воспитатель МБДОУ д/с комбинированного вида №52 (г. Белгород).
Задачи:
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц.
Развивать связную монологическую речь, составляя рассказ по схеме; стимулировать и развивать речевое творчество детей, формировать навыки ориентировки в пространстве, внимательно слушать инструкцию и выполнять её, упражнять в обратном счете, отнимая по одному развивать внимание, умение слушать и воспринимать художественное произведение, развивать умение вырезать по контуру, украшать птичку по собственному замыслу.
Материал:
Схемы описания птицы, макет дерева, картинки с изображением зимующих птиц, голубь бумажный, кормушки из различных материалов, корм для птиц в прозрачных коробочках, птичьи следы, шапочки зимующих птиц, материал для художественного творчества (белая бумага, трафареты, ножницы, цветные карандаши), аудиозапись музыкального произведения.
Предварительная работа:
Чтение художественных произведений о птицах зимой, разучивание народных примет, стихов и потешек о птицах,наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, изготовление детьми, совместно с родителями кормушек.
Ход:
- Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, кто-то постучал к нам в окно. Я подошла к окну, открыла его, и в группу залетел…белый голубь. В клюве голубь держал конверт с письмом. Давайте его прочитаем!
Показывает бумажного голубя и письмо:
«Дорогие ребята! Нам сейчас очень тяжело, холодно и голодно! Помогите нам, пожалуйста! Но сделать вы это можете только в том случае, если покажете свои знания о нас. До встречи на прогулке».
Вопросы детям:
- Ребята, кто прислал нам письмо?
- Какие это птицы?
- Почему им голодно зимой?
- Как мы можем помочь птицам зимой?
- Правильно. Чтобы помочь птицам, нужно лучше узнать их образ жизни, повадки, разузнать, чем они питаются. Как вы думаете, справимся?
Дид. игра «Я загадаю - вы отгадайте».
- Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете зимующих птиц. Вам нужно будет по очереди рассказать о какой-нибудь птице, а остальные ребята должны угадать о ком идет речь, и посадить эту птичку на ветку дерева.
Дети по схеме описывают птиц, угадавший ребенок размещает картинку на макете дерева.
Дид. игра «Кто улетел?». Дети закрывают глаза, воспитатель в это время убирает птицу. Дети открывают глаза, воспитатель спрашивает «Кого не стало?» Дети отвечают: «Не стало дятла (воробья, вороны, сороки и т.д.)».
Обратный счет: было 8 птиц, одна улетела, сколько осталось? и т.д.
Физминутка «Снегири»
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки - греются на солнышке
Головой вертят - улететь хотят.
Кыш-кыш! Улетели!
За метелью, за метелью!
- Ребята, вы молодцы! Но мы еще не все узнали о зимующих птицах, и голубь приготовил нам еще одно задание. Сейчас вы отправитесь на поиски корма для птиц, а это нелегко, придется преодолевать препятствия. Вы готовы? Как вы думаете, что нам нужно искать, что может служить кормом для зимующих птиц?
Дети выполняют основные движения: пролезание в обруч «под ветвями деревьев», перепрыгивание через «кочки», ходьба «по мостику» гимнастическая доска и находят «птичьи следы», вырезанные из бумаги.
Ориентировка в пространстве.
- Ребята, мы уже почти у цели. Слушайте внимательно подсказку: корм для птиц находиться где-то рядом, но чтобы его найти, девочкам нужно по следам пойти налево и вести поиск в нижней части стола с левой стороны. А мальчикам нужно пойти направо и вести поиск в верхней части тумбочки, которая стоит между библиотекой и центром по дорожному движению.
В результате выполнения задания дети находят корм для птиц, рассказывают для какой птицы он подойдет.
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с непростым заданием. А теперь давайте присядем на стулья.
- Как вы считаете, можно ли птиц назвать нашими друзьями? Почему? Правильно, они уничтожают вредных насекомых. А еще птицы украшают нашу жизнь своими песнями, своими звонкими голосами. Недаром композиторы и поэты сочиняют музыку и стихи о птицах. Одно из таких стихотворений я вам сейчас прочитаю. Слушайте внимательно!
Слушание стихотворения З. Александровой «Новая столовая».
- Дети, вы запомнили, в какой день прилетели воробьи? А снегири? А синички?
- Кто запомнил, сколько прилетело ворон? А сорок?
- Ребята, а кто помнит русские народные приметы или потешки о птицах?
Дети читают стихи и потешки о птицах.
- Ребята, голубь для вас приготовил еще одну игру «Кто, где спрятался?» Поиграем?
Дети надевают шапочки с изображением птиц, «летают» под музыку, а, услышав слово «метель!», приседают, наклонив голову. На вопрос ведущего: «Снегирь, где ты спрятался?» ребенок, изображающий эту птицу, отвечает «На ветке» и т.п.
Художественно - творческая деятельность.
- Ребята, чтобы нашему голубю не было скучно и одиноко, давайте поможем ему обрести друзей. Мы вырежем белых голубков из бумаги.
Звучит музыка, дети садятся за столы. Вырезают голубков по заранее нарисованному контуру, отгибают крылышки, рисуют перышки, глазки. Танцуют с голубками, сажают их на кормушки, насыпают в них корм.
Релаксация «Согрей птичку».
- Давайте представим себе, что вы нашли замерзающую птичку. (Выражение удивления, огорчения). Дети складывают ладони, имитируя, что держат птичку, дышат на неё, что бы согреть, прижимают к груди, гладят по головке, выпускают на волю. (Выражение лица радостное).
Рефлексия.
- Ребята, что вам больше всего запомнилось на занятии? О чем вы расскажете дома или своим друзьям?