В развлечении принимают участие две команды. Дети заранее придумывают название своей команды, оформляют эмблему, выбирают капитана, разучивают песню-приветствие.
Звучит аудиозапись марша. Участники входят в музыкальный зал (на стенах развешаны математические знаки и цифры).
Ведущий.
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь!
Сегодня мы отправимся в удивительную страну Математику. Вы готовы? Чтоб в пути не скучать, возьмём в дорогу задорную песню.
Исполняют песню «Весёлые путешественники» (муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова).
Глашатай (роль исполняет взрослый). Внимание! Внимание! Сегодня в столице страны Математики - Цифрограде - проводятся игры и соревнования! Тех, кто любит играть и умеет считать, мы приглашаем принять в них участие. Жюри будет наблюдать за ходом соревнований и оценивать результаты. (Представляет членов жюри.) Команды, поприветствуйте друг друга. (Исполняют разученные песни.)
Ведущий. Начинаем наши соревнования. Для ума зарядка - хитрая загадка.
Перед командами на столе выложены карточки с цифрами. Дети должны отгадать загадку, предлагаемую ведущим, и найти карточку с цифрой, название которой прозвучало в загадке. За каждое правильно выполненное задание командам вручаются флажки, по количеству которых в конце развлечения выявляется победитель.
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пёстрой юбке танцовщица,
Музыкальная...(Юла.)
***
Чтоб не замёрзнуть, пять ребят
В печке вязаной сидят. (Варежка.)
***
Пятак есть, а ничего не купит. (Свинья.)
***
И бренчит, и звенит.
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для этого нужны.
Что же это, отгадай-ка?
Это - наша... (Балалайка.)
***
На пяти проводах
Отдыхает стая птах. (Ноты.)
Ведущий. Дети, вспомните, сколько вы знаете нот? (Семь.) У всех нот есть имена. Назовите их. (Ответы детей.)
Дети играют на металлофонах и поют песню «До, ре, ми, фа, соль...» (муз. А. Островского, сл. З. Петровой).
Под аудиозапись песни «Волшебник-недоучка» (муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва) в зал входит Гном (его роль исполняет взрослый) с зонтом, на котором закреплены карточки с задачами.
Гном. Я не волшебник, я только учусь, и у меня не всегда всё получается. Я не смог решить эти задачи. Помогите мне, ребята!
Команды поочерёдно решают задачи.
На плетень взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (Три.)
***
Три яблока из сада ёжик притащил.
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка,
Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке. (Два.)
***
Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят.
Сколько он обул утят? (Четыре.)
***
Кошка вышила ковёр –
Замечательный узор:
Две большие клетки,
В каждой по три ветки.
Села кошка на кровать,
Стала веточки считать.
Сколько веток на ковре? (Шесть.)
Спасибо, дети, что помогли мне решить эти сложные задачи. А теперь давайте поиграем.
Проводится игра «Один, два, три, четыре, пять». Под музыку дети выполняют различные движения (маршируют, скачут боковым галопом, подскоками). В конце каждого музыкального фрагмента ведущий ударяет в бубен. Количество ударов указывает, как дети должны встать (по одному, парами, тройками, четвёрками и т.д.).
Гном. Мне очень понравилось с вами играть. Но я должен вернуться в школу волшебников. До свидания, дети! (Уходит.).
Ведущий. А мы продолжаем соревнования.
Встанем в две шеренги
И начнём играть.
Кто же самый ловкий.
Сможем мы узнать.
Проводится игра «Считалочка» (мексиканская народная песня, обр. М. Мильмана, русский текст Ю. Хазанова (Сб. «Водят дети хоровод». Сост. М. Медведева и В. Рыжкова/М.: Изд-во «Музыка», 1988).
Ребёнок.
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных
На столе у нас живут.
Всех матрёшками зовут.
Поиграли, порезвились
И одна в одну сложились.
Игра «Поставь матрёшек по росту». Дети выстраивают на фланелеграфе матрёшек в соответствии с их размерами: первая команда - по убыванию, вторая - по возрастанию.
Ведущий. Вы быстро справились с заданием, а теперь встречайте гостей - матрёшек.
Девочки исполняют танец «Весёлые матрёшки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой).
Ведущий. Объявляется конкурс капитанов. Они должны сложить части изображения так, чтобы получилась целая картинка.
Капитаны выполняют задание.
Проводится игра «Не промочи ноги». Перед каждой командой выкладываются «кочки» (пронумерованные дощечки). Члены команд должны поочерёдно пройти через «болото», наступая на «кочки», соответствующие прямому и обратному порядку счёта (от 1 до 9).
Ведущий. А теперь мы отдохнём и для всех стихи прочтём. Не обычные, математические.
Дети.
Муравей сороконожке
Повстречался на дорожке:
- С добрым утром! Как дела?
Сорок лапок подала.
А пока он лапки жал –
Тут и вечер набежал. (Э. Гольдман.)
***
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок.
Для барашков и овечек -
Десять маковых колечек,
Девять сушек, восемь плюшек,
Семь лепёшек, шесть ватрушек.
Пять коржей, четыре пышки.
Три батона, две коврижки.
И один калач купил -
Сам себя не позабыл.
Ритмическая игра «Дважды два - четыре» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского). Дети встают в два круга и повторяют за ведущим (прохлопывают) ритм музыкальных фраз.
Проводится игра «Кто быстрее?». По залу раскладываются карточки с изображением различных предметов. Звучит аудиозапись весёлой музыки. Дети врассыпную бегают по залу. Музыка затихает, ведущий называет геометрическую фигуру (круг, овал, квадрат, треугольник), дети должны найти карточки с изображением предметов, имеющих названную форму.
Ведущий.
А сейчас, а сейчас
Начинаем перепляс.
Звучит аудиозапись русской народной мелодии. Команды поочерёдно выполняют танцевальные движения, которые называет ведущий.
Ведущий. Вот и кончилось наше музыкальное путешествие по стране Математике, пора возвращаться в детский сад.
Жюри подводит итоги, вручает призы членам команд.
Автор: музыкальный руководитель Л.М. Синегубова (ГОУ детский сад № 1118, Москва).