Автор: Гамалтдинова Ольга Юрьевна, воспитатель второй квалификационной категорий МДОУ «Детский сад Улыбка» (п. Суксун, Пермский край).
Форма: игра-путешествие.
Возраст: 5-6 лет.
Цель: Продолжать формировать знания детей о жизни животных в лесу; выявить экологические знания детей; правила безопасного поведения в лесу.
Задачи:
Образовательная область «Познание».
- закрепить знания детей о времени года – осень;
- продолжать углублять знания о жизни животных в лесу;
- выявить экологические знания детей, правила поведения в лесу.
- воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.
Образовательная область «Коммуникация».
- формировать умение употреблять усвоенные слова в разговорной речи;
- развивать умение поддерживать беседу.
Образовательная область «Социализация».
- развивать умение детей коллективно, сообща выполнять задуманное;
- развивать эмоции, возникающие в ходе игровых действий с персонажами;
- формировать умение воспринимать предложенную ситуацию, принимать в ней участие.
Образовательная область «Безопасность».
- закреплять правила безопасного передвижения в помещении, во время деятельности.
Образовательная область «Здоровье».
- закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
Предварительная работа: просмотр иллюстраций животных живущих в лесу, индивидуальная работа, беседа.
Методы и приёмы:
- игровой;
- словесный;
- наглядный.
Оборудование: письмо от Мишки, «ковёр-самолёт», костюм для Маши, игрушка-Мишка орешки с вопросами о животных; ёлки, деревья, раскраски для детей.
Ход занятия:
1. Маша: Здравствуйте, дети, как хорошо, что мы сегодня с вами встретились. Я так рада! Ой, какие вы все красивые сегодня. Вы узнали меня? Из какой я сказки? Да, правильно, я Маша. Из сказки «Маша и Медведь». Только я сегодня пришла к вам одна, без своего друга Мишки. Но он передал вам, вот это письмо. Давайте откроем его и прочитаем?
Письмо: «Здравствуйте, дорогие мои ребята! Сегодня вместе с Машей я собирался прийти к вам в гости, но вчера вечером я выпил холодной воды, съел много мороженого, гулял без шапки и шарфика, и заболел. Но мне очень хочется увидеть вас у себя в гостях. Я приглашаю вас вместе с Машей, она покажет вам дорогу. Но дорога будет нелегкой, и вам придется пройти несколько испытаний. Но вы не переживайте, вы же у меня все умные и смелые, и легко справитесь со всеми заданиями. Жду с нетерпением!». Ваш Мишка.
Воспитатель: Значит, Мишка простудился и заболел, напился холодной воды, съел много мороженого и ходил гулять без шапки и шарфика. Эх, Мишка, Мишка. Ребята, разве можно пить холодную воду? А есть много мороженого? Конечно, нет! И мы с вами знаем, что осенью нужно теплее одеваться.
Маша: Ну, так что ребята, нужно моего Мишку навестить. Вы со мной? Ну, тогда в путь!
Воспитатель: для начала нам нужно добраться с вами до леса. А лес находится очень далеко, и я, предлагаю, чтобы не терять много времени, отправиться на волшебном ковре самолете.
Дети и воспитатель садятся на коленки на ковер.
Воспитатель: Ковер-самолет, взлети! Ковер-самолет взлети! Ребята, я, наверное, забыла сказать волшебное слово. А какое волшебное слово я забыла сказать? Конечно, пожалуйста. Ковер-самолет, взлети, пожалуйста!
Играет музыка, воспитатель обращает внимание на осанку детей.
Воспитатель: (во время «полёта»). Ребята, а кто мне скажет какое сейчас время года? Правильно, осень. А почему вы решили, что осень? (Осенью солнце светит, но не греет. Дни становятся короткими, а ночи длиннее. Воздух становится холодным. Вода превращается в лед. Люди сменили одежду, на более тёплую. Деревья сбросили листья. Люди собирают урожай. Некоторые птицы улетают в теплые края, другие остаются). Ребята, а вы знаете, что у птиц, которые остаются здесь зимовать, есть свой секреты, как пережить холодное время года. Самое страшное для птиц - не холод (потому что у них вырастает подпушек под перышками), а голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена. Если им не помочь они могут погибнуть. И тогда на помощь приходит человек. Он устраивает им кормушки. Многие животные впадают в зимнюю спячку, такие как: медведь, еж.
Воспитатель: Ну, вот мы и прилетели. Посмотрите, как красиво в осеннем лесу! Ребята, прежде чем мы войдем с вами в лес, давайте повторим правила поведения в лесу:
- в лесу нельзя сорить (т.к могут пораниться животные и люди, которые гуляют по лесу).
- в лесу нельзя кричать (т.к. можем напугать птиц и животных).
- в лесу нельзя оставлять горящий костёр (т.к. может загореться лес).
- нельзя спинывать мухоморы (т.к. для животных это лекарство).
- нельзя разрушать муравейники.
- нельзя ломать ветки деревьев.
- нельзя убивать животных.
Воспитатель: Ну, теперь можно смело двигаться. Смотрите. Корзинка. А внутри, орешки. Наверное, это белочка нам приготовила сюрприз. Давайте, посмотрим, что у неё внутри (дети берут по одному орешку, открывают и достают листочки) Ага, я поняла, это белочка приготовила для нас вопросы, ответив на них, мы сможем двигаться дальше.
1. Что для животных страшнее: голод или холод? (голод).
2. Назовите животных, которые живут в нашем лесу?
3. Какие животные впадают в спячку? (медведь, ёж).
4. Чем покрыты животные? (шерстью).
5. Какие птицы живут у нас?
6. Чем покрыты птицы? (перьями).
7. На какое животное похожа рысь?
- Молодцы! Все орешки раскрыли. Вы настоящие знатоки животных! Пойдём дальше! А то Мишка нас уже заждался!
Физминутка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через кочки и пенечки.
Кто высоко шагал,
Не споткнулся, не упал.
Наши ножки, наши ножки
Побежали по дорожке.
Бежали лесочком.
Прыгали по кочкам.
По солнечной лужайке.
- Ребята, мы уже совсем близко с вами подошли к Мишке! И у нас осталось последнее испытание. Нужно отгадать загадку:
Он большой и неуклюжий,
С детства с пчелами не дружит.
С осени и до весны
Смотрит сладкие сны
- Ребята, кто это? (медведь)
- А вот и Мишка нас встречает!
Мишка: Здравствуйте, дети! Спасибо, что пришли навестить меня. Я очень рад вас видеть.
3. Маша: Ребята, а давайте расскажем Мишке, как мы добирались к нему в гости (рефлексия занятия).
Мишка: Молодцы! Я знал, что вы очень смелые! У меня есть для вас подарки (раскраски).
Маша: Ну, вот и пришла, пора прощаться, вам нужно возвращаться в детский сад. А я останусь со своим другом Мишкой, буду лечить его. До свидания ребята!
Воспитатель: Ребята, ну, что, «полетели» в детский сад. Садитесь все поудобнее. Расскажите, что вам подарил Мишка? (во время полёта, дети показывают и рассказывают о своих раскрасках)