Цель. Активизировать глагольный словарь. Учить согласовывать глагол с существительным в роде и числе. Развивать память, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Материал. Нарисованная дверь с замком. Скамейка. Вырезанные из цветной бумаги листья деревьев разных пород. Лист ватмана с изображением дуба, клена, березы с 1-2 листьями на ветках. Изображение солнца, прикрепленное к палочке. Корзина с капустой, морковью. Игрушечные заяц и птица. Осенний лист. Мяч. Цветные фломастеры, трафарет или шаблон для изображения листа дерева (дуба, клена или березы); лист дерева, вырезанный из белой бумаги на каждого ребенка.

Ход занятия

Занятие проводится с подгруппой детей (5 человек). В групповую комнату входит воспитатель в костюме Осени.

Осень. Здравствуйте, дети! Я - Осень. Предлагаю отправиться ко мне в гости на осеннюю полянку. Согласны? (Да.) Итак, в путь!

Подводит детей к нарисованной двери с замком. Делает вид, что ищет ключ.

- Я, кажется, потеряла ключ от замка! Помогите, пожалуйста, отпереть дверь.

Проводится пальчиковая игра «Замок». Дети выполняют движения вместе с воспитателем.

На двери висит замок,

Кто открыть его бы смог?

Потянули, покрутили, постучали

И...открыли! (Открывает дверь.)

- Спасибо вам за помощь. Проходите, пожалуйста. Вот мы и на осенней полянке. (На полу лежит лист ватмана с изображением деревьев; он весь покрыт вырезанными из цветной бумаги листьями.)

- Кто знает стихотворение об осени?

Дети читают стихотворения по желанию.

- Молодцы! Я тоже хочу рассказать стихотворение.

По лесным тропинкам

Ходит-бродит осень.

Сколько свежих шишек у зеленых сосен!

И листок с березы золотистой пчелкой

Вьется и летает над колючей елкой.

- Что делает осень в этом стихотворении? (Ходит-бродит.) А что делает листок? (Вьется, летает.)

- Посмотрите, здесь, на полянке, много листьев. Давайте присядем на скамейку и внимательно посмотрим на них. С каких деревьев эти листья? (Ответы детей.) Давайте превратимся в ветерок и подуем на листья.

Дети дуют сначала тихо, потом чуть сильнее, затем сильно. Постепенно сдувают листья с ватмана.

Осень. Оказывается, здесь лежит незаконченная картина! Давайте ее закончим. Я буду говорить слова-действия, а вы их изобразите. Итак, желтеет, падает, кружится, летит, вьется, ложится... Что это? (Лист.)

Дети, сидя или лежа на полу, при помощи трафаретов (или шаблонов) рисуют листья в движении. Воспитатель подходит к каждому ребенку и спрашивает: Что делает твой листочек? По окончании работы задает вопрос: Что делают красивые листья на осенней картине? Дети по очереди называют глаголы.

Осень. Сейчас я снова назову слова-действия, а вы догадаетесь, к чему они относятся. Капает, льет, идет, моросит, барабанит, стучит. (Дождь.) Правильно. Нарисуйте его. (Дети выполняют задание.)

- Вот вы и закончили осеннюю картину. А теперь присаживайтесь на скамейку. (Достает изображение солнца.) Даже солнышко вышло из-за туч, увидев вашу красивую картину!

- Вы много рисовали, и глаза у вас устали. Закройте их и попробуйте носом нарисовать солнышко.

Дети носом в воздухе рисуют круг, лучи вокруг круга.

Откройте глаза. Они отдохнули!

Осень. Хорошее время года - осень. В огороде поспевают овощи. Давайте их соберем.

Проводится физкультминутка. Дети выполняют движения в соответствии со словами, которые произносит воспитатель.

Мы картошку накопали,

Огурцы с гряды сорвали,

Выдернули всю морковку,

Срезали капусту ловко,

И в корзине от земли

Вам подарок принесли.

Воспитатель выставляет корзину с капустой и морковью.

- Здесь в корзинке и морковка, и капуста. Кто из зверей их очень любит? (Зайчик.) Вот он, зайчик! (Выставляет на скамейку игрушку.) Он спрашивает, что вы знаете о том, что он умеет делать.

Проводится игра «Кто что делает?»: дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и говорят слова-действия, относящиеся к зайцу: скачет, петляет, линяет, убегает, грызет и т.д. Затем в игру вводятся игрушечная птица и осенний лист. Дети отвечают на вопрос: «Что она (он) может (умеет) делать?»

Осень. Вот и пришло время прощаться. Я хочу подарить вам на память осенние листья. (Достает листья, вырезанные из белой бумаги.) Ой, дождь смыл с них краски. Что же делать? (Снова их раскрасить.) Правильно, вот вечером вы этим и займетесь. А потом украсьте разноцветными листьями групповую комнату.

Автор: воспитатель Р.М. Камалетдинова (Пермская обл., г. Чайковский)

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить