Цель. Активизировать глагольный словарь. Учить согласовывать глагол с существительным в роде и числе. Развивать память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Материал. Нарисованная дверь с замком. Скамейка. Вырезанные из цветной бумаги листья деревьев разных пород. Лист ватмана с изображением дуба, клена, березы с 1-2 листьями на ветках. Изображение солнца, прикрепленное к палочке. Корзина с капустой, морковью. Игрушечные заяц и птица. Осенний лист. Мяч. Цветные фломастеры, трафарет или шаблон для изображения листа дерева (дуба, клена или березы); лист дерева, вырезанный из белой бумаги на каждого ребенка.
Ход занятия
Занятие проводится с подгруппой детей (5 человек). В групповую комнату входит воспитатель в костюме Осени.
Осень. Здравствуйте, дети! Я - Осень. Предлагаю отправиться ко мне в гости на осеннюю полянку. Согласны? (Да.) Итак, в путь!
Подводит детей к нарисованной двери с замком. Делает вид, что ищет ключ.
- Я, кажется, потеряла ключ от замка! Помогите, пожалуйста, отпереть дверь.
Проводится пальчиковая игра «Замок». Дети выполняют движения вместе с воспитателем.
На двери висит замок,
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили, постучали
И...открыли! (Открывает дверь.)
- Спасибо вам за помощь. Проходите, пожалуйста. Вот мы и на осенней полянке. (На полу лежит лист ватмана с изображением деревьев; он весь покрыт вырезанными из цветной бумаги листьями.)
- Кто знает стихотворение об осени?
Дети читают стихотворения по желанию.
- Молодцы! Я тоже хочу рассказать стихотворение.
По лесным тропинкам
Ходит-бродит осень.
Сколько свежих шишек у зеленых сосен!
И листок с березы золотистой пчелкой
Вьется и летает над колючей елкой.
- Что делает осень в этом стихотворении? (Ходит-бродит.) А что делает листок? (Вьется, летает.)
- Посмотрите, здесь, на полянке, много листьев. Давайте присядем на скамейку и внимательно посмотрим на них. С каких деревьев эти листья? (Ответы детей.) Давайте превратимся в ветерок и подуем на листья.
Дети дуют сначала тихо, потом чуть сильнее, затем сильно. Постепенно сдувают листья с ватмана.
Осень. Оказывается, здесь лежит незаконченная картина! Давайте ее закончим. Я буду говорить слова-действия, а вы их изобразите. Итак, желтеет, падает, кружится, летит, вьется, ложится... Что это? (Лист.)
Дети, сидя или лежа на полу, при помощи трафаретов (или шаблонов) рисуют листья в движении. Воспитатель подходит к каждому ребенку и спрашивает: Что делает твой листочек? По окончании работы задает вопрос: Что делают красивые листья на осенней картине? Дети по очереди называют глаголы.
Осень. Сейчас я снова назову слова-действия, а вы догадаетесь, к чему они относятся. Капает, льет, идет, моросит, барабанит, стучит. (Дождь.) Правильно. Нарисуйте его. (Дети выполняют задание.)
- Вот вы и закончили осеннюю картину. А теперь присаживайтесь на скамейку. (Достает изображение солнца.) Даже солнышко вышло из-за туч, увидев вашу красивую картину!
- Вы много рисовали, и глаза у вас устали. Закройте их и попробуйте носом нарисовать солнышко.
Дети носом в воздухе рисуют круг, лучи вокруг круга.
Откройте глаза. Они отдохнули!
Осень. Хорошее время года - осень. В огороде поспевают овощи. Давайте их соберем.
Проводится физкультминутка. Дети выполняют движения в соответствии со словами, которые произносит воспитатель.
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко,
И в корзине от земли
Вам подарок принесли.
Воспитатель выставляет корзину с капустой и морковью.
- Здесь в корзинке и морковка, и капуста. Кто из зверей их очень любит? (Зайчик.) Вот он, зайчик! (Выставляет на скамейку игрушку.) Он спрашивает, что вы знаете о том, что он умеет делать.
Проводится игра «Кто что делает?»: дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и говорят слова-действия, относящиеся к зайцу: скачет, петляет, линяет, убегает, грызет и т.д. Затем в игру вводятся игрушечная птица и осенний лист. Дети отвечают на вопрос: «Что она (он) может (умеет) делать?»
Осень. Вот и пришло время прощаться. Я хочу подарить вам на память осенние листья. (Достает листья, вырезанные из белой бумаги.) Ой, дождь смыл с них краски. Что же делать? (Снова их раскрасить.) Правильно, вот вечером вы этим и займетесь. А потом украсьте разноцветными листьями групповую комнату.
Автор: воспитатель Р.М. Камалетдинова (Пермская обл., г. Чайковский)