child-handsПоговорим о развитии наших детей, а конкретно об упражнениях на улучшение мелкой моторики пальцев рук. Всем известно, что детская речь в большой степени зависит от физиологических причин. Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции (речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения). Кстати, правильное и методическое развитие мелких мышц рук благотворно влияет не только на развитие детской речи, но и на исправление ее дефектов. Поэтому развивать мелкую моторику рук у ребенка крайне важно.

Давайте рассмотрим некоторые упражнения, которые с легкостью можно выполнять в домашних условиях.

Самые популярные материалы для развития мелкой моторики у детей – пуговицы, крупа, зернобобовые, семечки. Упражнения с ними способствуют развитию логики, воображения, внимания, усидчивости, зрительно-моторной координации, тактильных ощущений. Кроме того, они учат ориентироваться на плоскости, помогают создать на ней множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры).

Для проведения упражнений нам понадобится следующее оборудование: подносы разных размеров с низкими и высокими бортиками; картон, бумага; пластилин; простой и цветные карандаши; альбом для рисования; клей; краски; пластиковые баночки и бутылочки, коробочки; ложечки разной величины, папочки, шпатели, пинцеты. Также будет необходим исходный материал: зернобобовые (цветная и белая фасоль, горох, бобы), зерновые (зерна кукурузы, пшеницы), масличные (семечки подсолнечника), а также семена овощей и фруктов (тыквы, арбуза, дыни), крупа (манная, гречневая, рис, пшено), зерна мака; плоские пуговицы разных размеров и формы.

Итак, рассмотрим упражнения с крупой и зернобобовыми. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе и изготовление панно. При рисовании и письме на подносе или в коробочке с манной крупой (высота бортика 5-10мм) можно использовать тонкие палочки, спицы, либо рисовать разными пальцами. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.

Для изготовления панно, основой которого служит пластилиновая пластина, вырежьте из картона необходимую форму и аккуратно налепите сверху пластилин ровным тонким слоем. На эту поверхность выкладывается орнамент из зерновых или бобовых с несильным вдавливанием в пластилин. В качестве материала при выполнении орнаментов, панно, украшений используйте крашеные семена дыни, тыквы или крупы (пшено). Выкрасить семена очень просто, причем безопаснее делать это натуральными красителями:

  • чтобы получить желтый цвет, опустите пшено или семена и отвар луковой шелухи на 3 минуты;
  • чтобы получить коричневый цвет - на 6 минут;
  • чтобы получить бордовый цвет, опустите пшено или семена в свекольный сок на 5 минут;
  • чтобы получить зеленый цвет, опустите пшено или семена и слабый раствор зеленки на 5 минут;
  • чтобы получить розовый цвет, опустите пшено или семена в слабый раствор марганцовки на 5 минут.

Затем высушите крупу и семена, разложите по коробочкам разного цвета (можно использовать спичечные коробки или полиэтиленовые пакетики).

Помимо рисования на подносах и выкладывания панно, крупа и бобовые будут полезны в следующих упражнениях:

  • массаж ладоней с помощью горошины (катайте горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливайте горошину к столу и вращайте ее каждым пальчиком);
  • раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки;
  • выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;
  • угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;
  • выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв;
  • заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами;
  • вкладывание бобовых в отверстия разной формы и величины.

Упражнения с пуговицами также весьма эффективны и не менее увлекательны для ребенка. Обведите любую пуговицу (так, чтобы она не сдвигалась с места), половинку пуговицы, две пуговицы, составленные вместе, и т.д. и предложите ребенку узнать предметы, которые «спрятались» в этом силуэте. После того, как ребенок научится самостоятельно обводить пуговицы, можно предложить ему придумать свои варианты рисунков. Рисунки можно «оживлять» (нарисовать глазки, ротик, носик), а также вырезать и разыгрывать с ними представление.

Вот еще несколько упражнений на развитие мелкой моторики с помощью пуговиц:пуговицы

  • катание пуговицы, поставленной на ребро, каждым пальчиком по очереди;
  • застегивание и расстегивание пришитой пуговицы;
  • нанизывание пуговиц на нитку или проволоку;
  • пришивание пуговиц к детской и кукольной одежде;
  • раскладывание пуговиц на столе от самой маленькой до самой большой (или наоборот);
  • складывание пуговиц одну на одну так, чтобы получилась высокая прочная пирамида;
  • запускание пуговиц, поставленных на ребро (какая дальше прокатится — большая, маленькая или среднего размера);
  • решение примеров и задач, проведение игр на определение состава числа из двух меньших чисел (например, у ведущего в руках шесть пуговиц. Если в левую руку он положит четыре пуговицы, сколько пуговиц у него будет в правой руке? - Две).

Чтоб упражнения проходили веселее и ярче, проводите их в форме соревнований: кто быстрее разложит; кто больше соберет; кто первый выполнит задание за определенное время, а действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной величины, шпателей, пинцетов, с открытыми и закрытыми глазами.

Не забывайте, что развитие мелкой моторики рук ребенка можно совмещать с развитием усидчивости, воображения, творческих способностей, мышления и т.д. Используйте эти несложные упражнения в играх с детьми, и результат в виде способного ребенка не заставит себя ждать.

Автор: Гладкая Ольга Анатольевна, воспитатель МУ «Пудожский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (г. Пудож, Республика Карелия)

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить