Авторы: Егорова В. И., воспитатель, Буркова И.В., учитель – логопед.

Подготовительная логопедическая группа, совместная работа логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, физинструктора.

Цель: Развитие общей моторики детей с нарушением речи.

Задачи:

Логопедические:

- Активизировать моторику речевого аппарата.

- Обогатить словарный запас.

- Закрепить знания и умения в формировании грамматического строя речи.

Музыкальные:

- развивать музыкально-ритмические способности с целью отработки навыка управления собственным мышечным аппаратом в движении.

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства.

- развивать познавательную активность.

- закреплять знания о родном городе.

Физические:

- укреплять здоровье детей.

- повышать функциональные и адаптационные возможности организма.

- совершенствовать двигательные навыки.

Материалы и оборудование: карта для путешествия, разрезные картинки с изображением одежды дружинников, детали одежды моряка и десантника,

плакаты, карточки-символы, гантели.

Место проведения: музыкальный зал.

Предварительная работа:

- рассматривание картинок с изображением трех богатырей, военной одежды и снаряжения древних воинов и современных защитников Отечества, беседа о родном городе.

- дидактические игры: «Один - много», «Скажи, какой?», «Назови ласково»;

- занятия воспитателей по изодеятельности: аппликация, рисование снаряжения воинов, разучивание песен, танца, двигательных упражнений.

Ход деятельности:

I. Орг. момент:

Воспитатель приглашает детей в музыкальный зал; дети входят в зал под фонограмму пьесы «Пойте, гусли» К. Тидемана (кассета «Русская тройка») и встают в круг.

Логопед читает стихотворение:

За рекой запел соловушка,

Полыхает зорька алая

Все в краю родном наполнено

Красотою небывалою.

На широкую дороженьку

Приведет тропинка узкая.

Не найти земли прекраснее,

Чем сторонка наша русская!

В. Бредис

II. Введение в тему:

Воспитатель: Самая прекрасная в целом мире – наша Родина. Что такое Родина? (ответы детей). Мама, бабушка, берёзка во дворе, твоя семья - это Родина? Кто защищает Родину? Вы знаете, кто были нашими первыми воинами?

Логопед рассказывает детям о трёх богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче. Именно они стали первыми пограничниками и охраняли рубежи нашей Родины от набегов кочевников. Далее дети вместе с логопедом рассматривают иллюстрации воинов древней Руси: доспехи дружинников, разнообразные щиты, виды шлемов, оружие.

После просмотра иллюстраций воспитатель демонстрирует письмо в виде старинного свитка.

Воспитатель: Ребята, нам прислали послание три богатыря Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. У них произошла беда – змей Горыныч и змей Тугариныч спрятали ключ от нашего города, и богатыри не могут попасть к нам в гости. Чтобы найти этот ключ, необходимо пройти ряд испытаний, которые отмечены на этой карте. Богатыри считают, что только дети нашего детского сада справятся с такими сложными заданиями и просят нас о помощи. Ребята, мы поможем богатырям победить змея Горыныча и Тугариныча?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем ключ. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь. В путь мы отправимся на лошадях. Вот только их надо подковать. Подковывает лошадей кузнец.

1. Двигательные упражнения под песню «Кузнец»:

- Эй, кузнец, молодец!

Расковался жеребец!

Ты подкуй его опять!

- Отчего не подковать!

Вот - гвоздь,

Вот - подкова!

Раз, два - и готово!

Дети идут по кругу, высоко поднимая колени. В центре стоит Кузнец. Перед ним на полу лежат кастаньеты. Дети продолжают движение. Кузнец им отвечает. Поднимает вверх одну руку, сжав пальцы в кулак; поднимает вверх вторую руку; ударяет кулаками друг о друга.

Воспитатель: Отправляемся в поход.

2. Танцевальное движение «Прямой галоп».

Муз. В. Витлина «Всадники».

Описание: исходное положение – дети держат воображаемый повод обеими руками. Корпус прямой. На первые два такта конь бьёт копытом, всадники сдерживают коней, натягивая повод. На следующие два такта всадники скачут галопом. На последнем аккорде, натянув повод, останавливают коня на всём скаку. Лошадка крепится на карте, у отметки первого испытания «Гимнастика» (рисунок 1).

Логопед: Итак, первое испытание: артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

3. Артикуляционная гимнастика.

«Стрельба» для укрепления корня языка. Четко произносить звуки «к-г».

«Вертолет» для тренировки артикуляционного уклада звука «р». Длительно произносить звук «р».

Быстро лопасти крути!

Вертолет лети, лети!

«Танк» для развития точности движений кончика языка. Многократно произносить звук «т».

Танк на войне боевая машина.

Сильная, смелая, несокрушимая.

«Самолет» для укрепления мышц артикуляционного аппарата. Пропевание гласных звуков «а-э-и-у».

Самолет гудит,

он сейчас взлетит.

Шлем надел пилот,

Звать его Енот.

4. Пальчиковая гимнастика «Бойцы - молодцы».

Пальцы эти - все бойцы,

Удалые молодцы.

Два - больших и крепких малых.

(Показать раскрытые ладони).

И солдат в боях удалых

Два – гвардейца – храбреца,

(Сжать пальцы в кулак и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших).

Два – сметливых молодца,

Два – героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца – коротышки

Очень славные мальчишки!

Е. Карельская

Воспитатель: Ребята, мы прискакали к речному вокзалу. Следующее наше испытание называется…

5. «Смелый капитан» (логоритмическое упражнение).

Вы должны рассказать стих руками по предложенным карточкам – символам. Лошадка крепится на карте, у отметки «Смелый капитан».

Воспитатель: Богатырям необходимы сильные, крепкие, выносливые дружинники, давайте потренируемся. Лошадка крепится на карте, у отметки «Физподготовка». Следующее испытание:

6. Физическая подготовка (Общеразвивающие упражнения).

Встанем смирно, без движенья,

Начинаем упражненья:

Руки вверх подняли – раз!

Выше носа, выше глаз.

Упражнение второе –

Положенье рук иное.

Будем делать повороты,

Выполнять с большой охотой.

А третье упражненье –

Руки к плечам – круговые движенья.

Вперед – вперед, назад – назад,

Это полезно для наших ребят.

А теперь сгибаем их без труда,

Чтобы сила богатырская была.

Логопед: Молодцы, ребята сила богатырская у вас есть, а в следующем испытании проверяются ваши знания. Лошадка крепится на карте, у отметки «Предложение».

Следующее задание:

7. Дидактическая игра «Собери предложение».

Дидактическая игра «Разрезная картинка». Детям предлагается сложить картинки с изображениями боевой одежды дружинников.

Воспитатель: Вот и прибыли мы к пещере злодеев, ребята покажем им нашу силу богатырскую!

8. Силовые упражнения под песню «Богатырская сила».

Проигрыш, маршируют по кругу друг за другом.

То не грозное небо хмурится,

Не сверкают в степи клинки.

Основная стойка, руки перед грудью. Поочередно отводят руки в стороны. Проигрыш. Сгибают правую руку к плечу, разгибают вперед. То же повторяют левой рукой.

Это батюшки Ильи Муромца

Вышли драться ученики.

Руки в стороны – руки перед грудью, проигрыш, сгибают правую руку к плечу, разгибают вперед, тоже повторяют левой рукой.

За победу их ветры молятся,

Ждут их тернии и венцы.

Выполняют 4 приседания, вытягивая руки с гантелями вперед.

Разгулялись добры молодцы,

Распотешились молодцы.

Делают повороты корпусом вправо, влево с отведением рук в стороны, проигрыш, сгибают правую руку к плечу, разгибают вперед, тоже повторяют левой рукой.

Логопед: Испугались чудища, но не хотят отдавать нам ключ, пока мы не ответим на их вопросы.

Первый вопрос: Как гласит название вашего города? Ответы детей.

Второй вопрос: Помните ли вы, кто основал ваш город?

Ответы детей: Татищев.

Логопед: Чудища говорят, что возле памятника этому замечательному человеку и спрятан ключ. Надо встать лицом к памятнику, затем повернуться вправо, прошагать 7 шагов, потом повернуть налево, прошагать еще 3 шага, там и будет тайник с ключом.

Дети достают ключ из тайника.

Воспитатель: Отправились три богатыря дальше на заставу богатырскую стоять да землю русскую родную от недругов оборонять. А наши мальчики остаются здесь, защищать свой край родной, они достойны славы богатырей.

На лбу бывают шишки,

Под глазом – фонари.

Уж если вы – мальчишки,

То вы – богатыри.

(В. Берестов)

Наш город, нашу родину необходимо защищать. Ребята, какие военные профессии вы выберите?

Образование имен существительных с помощью суффиксов -чик, -ист.

9. Дидактическая игра «Выбери профессию».

-чик: ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик,…

-ист: связист, танкист, артиллерист,…

Логопед: Расскажите, какими защитниками вы будете?

10. Дидактическая игра «Подбери признак».

Защитник Отечества (какой?) - смелый, храбрый, отважный,...

Воспитатель: Давайте посчитаем, что у нас есть для защиты родины.

11. Дидактическая игра «Сосчитай».

Счет различных предметов - согласование числительных с существительными: один танк, два танка ... пять танков. Пулемёт, самолёт, парашют, ракета.

Дети исполняют песню «Будем в армии служить» Ю. Чичков.

III. Итог занятия.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить