Автор: Радыгина Н. В., воспитатель МАДОУ ЦРР - детский сад №5 «Родничок» (г. Чайковский, Пермский край).
Срок реализации проекта: долгосрочный (1 год).
Актуальность. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители внимательно следят за его интересами и склонностями, задумываются о его будущем, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Так как проведенный мониторинг показал недостаточные знания детей в сфере офисной деятельности взрослых, спланировали работу в данном направлении.
Выдвинута следующая гипотеза, согласно которой формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий в офисе будет эффективным, если:
- осуществляется ознакомление дошкольников с миром труда и профессий через экскурсии, сюжетно-ролевую игру;
- используются разнообразные методы и средства формирования представлений дошкольников о мире профессий;
- создана доступная, комфортная предметно-развивающая среда.
Цель: формирование представлений детей о мире современных профессий в офисе.
Задачи:
1. Выявить уровень знаний детей об офисных профессиях.
2. Создать предметно-развивающую среду.
3. Расширить знания детей о мире профессий в офисе.
4. Активизировать детей к познавательной, творческой деятельности.
5. Научить детей отражать в сюжетно-ролевой игре особенности, присущие офисным профессиям.
6. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.
Ожидаемые результаты:
1. В группе создана развивающая среда.
2. Дети имеют представление о мире современных профессий в офисе.
3. Дети активно используют полученные знания в сюжетно-ролевой игре.
4. Родители становятся активными помощниками в воспитании и профориентационном сопровождении детей.
5. Создана презентация «Мы в профессии играем».
Механизм реализации проекта
Этап |
Действия |
Сроки |
Подготовительный |
1. Изучение методической литературы. 2. Мониторинг. 3. Выявление родителей, работающих в офисе. 3. Беседа с родителями и привлечение их к проекту. 4. Подготовка предметно-развивающей среды. |
Август – октябрь
Август Август
Сентябрь
Сентябрь |
Основной |
Знакомство с профессией: бухгалтера, программиста, менеджера, секретаря-документоведа, банкира. |
Октябрь Ноябрь Декабрь – январь Февраль – март Апрель |
Заключительный |
Мониторинг. Презентация «Мы в профессии играем». |
Май Май |
Тема |
Цель |
Формируемые интегративные качества |
Формы работы |
Региональное содержание |
Продукт |
Бухгалтер |
Познакомить с профессией бухгалтера. Основные понятия: зарплата, деньги, калькулятор. |
Проявляет интерес к офисным профессиям, эмоционально реагирует на профессиональную деятельность, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, имеет представления о мире профессий, роли труда в обществе и жизни каждого человека, сформированы элементарные трудовые навыки.
|
Экскурсия в бухгалтерию, беседа с работниками данной профессии. |
|
Сюжетно-ролевые игры «В банке», «Офис», «Бухгалтерия».
Презентация «Мы в профессии играем». |
Менеджер
|
Сформировать представления о профессии менеджера. Основные понятия: руководитель, контроль.
|
Встреча с людьми данной профессии. |
|
||
Программист |
Познакомить с профессией программиста. Основные понятия: компьютер, системный блок, программы. |
Проект Егора П. «Мой папа – программист». |
|
||
Секретарь-документовед |
Познакомить с профессией секретаря. Основные понятия: документы, печать. |
Экскурсия в кабинет секретаря-документоведа, беседа. |
|
||
Специалисты банка |
Познакомить с работой банка. Основные понятия: деньги, кредит, вложения, банкомат. |
Экскурсия, беседа с работником данной сферы. |
Познакомить со Сбербанком |