Автор: Алексеенко Н.Г., воспитатель МДОУ «Детский сад «Теремок» (с. Усть-Курдюм, Саратовский район, Саратовская область).
Вид проекта: групповой.
Состав участников: воспитатели, родители, дети подготовительной группы.
Тип проекта: информационно-творческий.
По продолжительности: средней продолжительности.
Сроки работы: январь - апрель.
Охватываемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Актуальность:
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т.д.
Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Цель проекта: познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья.
Задачи проекта:
Задачи проектируемого процесса на детей:
1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.
2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.
3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
Задачи проектируемого процесса на родителей:
1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.
2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.
3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.
Содержание проекта.
1. Беседа о народах Поволжья. (Воспитатель)
2. НОД «Какие народы живут в России». (Воспитатель)
3. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья. (Воспитатель)
4. Проведение тематического досуга: «День народного единения». (Воспитатель)
5. Ознакомление с народными сказками. (Воспитатель)
6. Просмотр слайдов на тему: «Национальные костюмы народов Поволжья». (Воспитатель)
7. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями татарского народа». (Родитель Юсупова Альфия Равильевна).
Беседа о Татарстане, татарском народе и его культуре, праздниках.
Просмотр слайдов «Национальные костюмы и кухня татарского народа».
Слушание песни на татарском языке в записи.
Подвижная игра «Куры и лисица».
Традиционное чаепитие.
8. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями казахского народа». (Родитель Искалиева Зульфия Гарифуловна)
9. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями армянского народа». (Родитель Погосян Гита Гришаевна)
10. Подготовка к презентации. Презентация.
Предполагаемый результат проекта.
Создание фотоальбома «Национальные костюмы народов Поволжья».
Стенгазета «Национальные костюмы народов Поволжья».
НОД «Какие народы живут в России».
Тематический досуг «День народного единения».
Тематический досуг «Культура и традиции татарского народа».
Тематический досуг «Традиции и культура армянского народа».
Тематический досуг «Традиции и культура казахского народа».
Презентация по проекту.