Автор: Ирина Сивкова

Цель: продолжить знакомство с жилищем русских людей в старину, объясняя детям назначение его составных частей (дать возможность применять в игре подлинные предметы), вызвать интерес к русским традициям; познакомить с историей утюга; вызвать интерес к предметам прошлого.

Материалы: предметные иллюстрации, утюги, макет избы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, хотели бы вы отправиться путешествовать в прошлое? (ответы) А как мы туда попадем? (ответы детей).

Появляется Кузя, он тоже хочет отправиться в путешествие. Дети предлагают ему отправиться с ними. Все вместе они говорят волшебные слова: Раз, два три, покружись, в прошлом окажись.

Воспитатель: Сейчас мы с вами вспомним, как русская изба строилась. Давайте сядем поудобнее, «посидим рядком, да поговорим ладком». Например, захотел Тема построить себе избу, что он будет делать? Он приглашал соседей на помощь: «Люди добрые, соседи мои любезные! Сделайте одолжение, приходите завтра с рассветом ко мне на помощь избу рубить, а я уж Вас и хлебом, и солью, и квасом угощу». «Непременно придем»,- отвечали соседи. Проводится игра «Приглашение».

Воспитатель: В какое время года рубили деревья для постройки избы? И почему? (зимой, оно самое сухое). Какие деревья выбирали? (сосна и ель). Почему не трогали старые и молодые деревья? (рассуждения детей).

Вывод: старость на Руси всегда уважали, оберегали, считали, что все, что состарилось, должно доживать век спокойно.

Воспитатель: На Руси в старину говорили: не строить, а рубить избу. Кто нам объяснит, почему так говорили? Потому что топор был единственным орудием труда у мастеров, топором деревья рубили. Топором сучья обрубали, топором кору стесывали и, даже когда избу складывали, только топор и помогал. Вот какие мастера на Руси были: умные, сильные, старательные, дружные. А уж как закончат дело, так начиналось веселье с гармошкой, песнями, частушками. Всегда помнили поговорки: «кончил дело – гуляй смело», «делу время, а потехе – час».

Дети поют песню «Как за нашим за двором».

Кузя: А я хочу с вами поиграть (достает холст).

Воспитатель: Кузя, а почему он такой мятый? Дай мы его погладим сначала. У нас есть волшебный сундучок, а в нем есть волшебные предметы. (Достает из сундука утюги: рубель угольный, чугунный, электрический).

Давным – давно, когда не было ни многоэтажных домов, когда люди жили в деревянных домах и, чтобы выгладить одежду, они накручивали материал на валик и проводили по нему ребристой доской – рубелем, сильно нажимая. Давайте, мы тоже попробуем погладить одежду. (Дети пробуют это сделать). Что же происходит? Почему гладить неудобно? (Ответы детей). Люди заметили, что одежду может хорошо разгладить какой-нибудь тяжелый предмет, к тому же горячий. И придумали угольный утюг. Это железная коробка с заостренными носиком и крышкой, которая открывается и закрывается. В коробку накладывали горячие угольки. Через некоторое время угольки нагревали утюг и им гладили одежду и другие вещи. Как вы думаете, удобен ли такой утюг? (Нет) Почему? (Нужно было готовить горячие угли,  ими можно обжечься, сжечь одежду). Так как утюг с углями не очень удобен, люди придумали другой. Его сделали из тяжелого металла, в него не нужно было накладывать угли. Утюг ставили на огонь, нагревали, а потом гладили. Удобен ли такой утюг? (Нет) Почему? (Нужно было долго ждать, пока он нагреется). Человек постоянно стремился облегчить свой труд. И придумал электричество. Так появился электрический утюг. Сначала простейший, затем такой, как сейчас. С различными технологиями. Кузя, возьми и прогладь холст.

Игра с Кузей «Холст».

Кузя: А я еще хочу с ребятами поиграть.

Воспитатель: Давай, Кузя посмотрим, что у нас еще есть в волшебном сундучке?

Загадки детям по подгруппам про данные предметы. Кузя достает из сундука лучину, свечку, настольную лампу, фонарик.

Проводится игра «Что сначала, что потом».

Кузя: А там еще какие-то предметы лежат.

Достает гвоздь, подкову и деревянные игрушки.

Проводится игра «Убери лишнее и объясни почему».

Игра: «Кто быстрее соберет» (выкладывают «ленты времени – «Тепло», «Электричество»).

Кузя: Посмотрите, а здесь еще какая-то тетрадка лежит.

Дети вместе с Кузей выполняют задание в тетрадках (зачеркните невыключенный утюг, раскрасьте работающие утюги).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а у нас стоят красивые горшочки. Если вам понравилось занятие, и вы успешно со всем справились, выбираете «веселый» горшочек и кладете жетон. Если вы не смогли ответить на все вопросы – «удивленный» (рефлексия).