Авторы: Радькова Галина Поликарповна, Раевская Олеся Юрьевна, воспитатели МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 20» (г. Владивосток).

Содержание образовательной деятельности:

- познакомить детей с Дальневосточным морским заповедником, подчеркнуть богатство и многообразие растительного и животного мира залива Петра Великого;

- формировать бережное отношение к природе, желание принимать участие в её охране и защите;

- развивать связную речь (диалогическую, монологическую);

- способствовать осмыслению воспринимаемой информации при помощи художественного слова.

- воспитывать желание познавать тайны морских глубин.

Оборудование: фотографии, иллюстрации обитателей Дальневосточного морского заповедника.

Предварительная работа: чтение стихов, рассматривание картинок морских обитателей, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций к книге «Заповедники Дальнего Востока».

Ход:

Воспитатель: Ребята, вы любите море? Что вы можете рассказать о нём?

Дети: Море красивое. Вода в море бывает голубого, зелёного цвета, в тихую спокойную погоду на море маленькие волны, но если подует сильный ветер, то и волны будут большие. Песок тёплый, жёлтый. В море много разных морских обитателей: рыбы, медузы, моллюски.

Воспитатель: Я сегодня приглашаю вас в путешествие по Дальневосточному морскому заповеднику. А что такое заповедник?

Дети: Заповедник – это место, где оберегают и сохраняют редкие растения, а также животных.

Воспитатель: В 1978 году неподалёку от города Владивостока, в заливе Петра Великого, был организован первый в нашей стране морской заповедник. Заповедную часть залива не бороздят суда и катера. В заповеднике нельзя ловить рыбу. Только океанологи опускаются на морское дно, чтобы фотографировать и изучать морских обитателей.

Воспитатель: Давайте, и мы станем исследователями морских глубин. Что нужно для подводного плаванья?

Дети: Катер, маска, ласты, акваланг.

Воспитатель: Ну что собираемся? (имитируют одевание аквалангов)

Мы отправимся гулять,

Дно морское изучать.

Сколько водорослей разных,

Звёзд, медуз и рыб прекрасных,

Ламинарии, ежи

И ракушки хороши!

Воспитатель: Внимание! Начинаем погружение. Посмотрите, мимо проплывают парашютики. Кто это?

Ребёнок: Это медузы. Тело медузы имеет форму купола. Они бывают маленькие и огромные 2.5 метра. Медузы состоят из воды. Встречаются ядовитые медузы, они опасны для человека.

Воспитатель: А кто это прячется между камнями?

Ребёнок: Это осьминог. Он отдыхает или прячется от врагов. Если он почувствует опасность, то спасается бегством, выстреливает в преследователя чернильную завесу.

Ребёнок: У осьминога мягкое тело, нет костей. Они настоящие хищники. Обычная их добыча – креветки, рыбы, крабы. Осьминоги могут изменять окраску своего тела, поэтому его трудно различить на фоне морского дна. Осьминог может не только плавать, но и ходить по дну, переставляя щупальца.

Физминутка «Осьминог»

Эта ножка, чтобы кушать,

Эта ножка, с ней дружить,

Эта ножка, чтоб играть

Эта – чтобы рисовать.

Ну, а эта – чтоб нырять,

От акулы удирать.

Эта брюшко почесать

А седьмая и восьмая –

Чтобы маму обнимать.

Воспитатель: А теперь мы проплываем мимо зарослей подводного леса. Что это?

Ребёнок: Морские водоросли. Они бывают зелёные, бурые и так переплелись на дне, что сквозь них трудно проплыть. Нам знакома эта морская капуста, она называется ламинария. Её употребляют в пищу, изготавливают консервы. В морской капусте много йода, необходимого для здоровья человека.

Ребёнок: Водоросли – это растения без корней, стеблей, листьев. Они выделяют много кислорода, которым дышат обитатели моря. Морские водоросли основной корм для рыб.

Воспитатель: Смотрите, смотрите, в камнях прячутся крабы, морские ежи, трепанг, мидии, морские звёзды.

Ребёнок: По дну побежал краб. У него широкое и короткое тело, покрытое твёрдым панцирем. У крабов пять пар ножек. Передние ножки преобразованы в клешни. Крабы – хорошие мусорщики, дворники морского дна. Они поедают гниющие остатки рыб, очищают море.

Игра «Водолаз».

В синем море мы бывали

Осьминога (акулу, медузу, камбалу…) там видали

Пять, четыре, три, два, раз

Покажи его сейчас

Но проворный водолаз

Увидал его тотчас

Он его поймать решил,

В море быстро поспешил.

Воспитатель: Отгадайте, кого я увидела на морском дне?

Глубоко на дне она,

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет (морская звезда)

Ребёнок: Это – морская звезда, она принадлежит морю. Звёзды бывают разные по цвету и размеру. Морская звезда – хищница. Она нападает на гребешок, мидии. С помощью своих лучей открывает створки ракушек и съедает их.

Воспитатель: Я хочу вам рассказать о морском загадочном существе. Его называют морской огурец, морской женьшень. Это морской трепанг. Трепанг ведёт малоподвижный образ жизни. Он не способен плавать, а только медленно ползает по дну, как гусеница. Полезные вещества, которые содержаться в теле морского женьшеня, помогают любому человеку почувствовать себя здоровым. Водолазы собирают трепанг в сетки.

Игра «Камень, звезда». На слово «камень», дети присаживаются на корточки, наклоняются, обхватывают руками колени, на слово «звезда», дети встают руки вверх в стороны. Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, а это морской «детский сад». Не верите? В морском заповеднике учёные – океанологи выращивают гребешок. Это моллюск, растущий в двухстворчатой раковине. Мы часто такие раковины находим на пляже. Растят гребешок два года. Он питается мелким планктоном. Гребешок тоже считается санитаром морского дна, так как один гребешок за один час может очистить три литра воды.

Воспитатель: В заливе Петра Великого водится множество рыб - 278 вида. Привольно чувствуют себя в подводном мире. Они совсем не боятся нас, подплывают близко и как будто хотят, чтобы мы их сфотографировали. Отгадайте, кого я сфотографировала?

Игра «Фотограф».

Для неё волна качели

И плывёт она без цели

Ниоткуда и куда

Вся прозрачна как вода. (медуза)

***

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я …(осьминог)

***

В глубине морской живёт,

Быстро под водой плывёт

Много у него иголок

Как у ёжиков и ёлок. (морской ёж)

***

Они растут на самом дне,

Как трава на земле.

(водоросли)

***

Блинчик плавает живой –

Он с хвостом и с головой.

(камбала)

Воспитатель: Ребята, понравилось вам путешествие по морскому заповеднику? Вот и пришла пора подниматься на поверхность. Мы сегодня посетили одно из замечательных мест нашего края, но вы даже не представляете себе, какое множество тайн хранит в себе наше Приморье.

Список используемой литературы:

Маркина М.В. «Путешествия по родному краю».

Виноградова. Е. «1000 загадок для самых умных малышей».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить