Автор: Запруднова Любовь Фёдоровна, воспитатель МБДОУ детский сад № 48 (г. Ковров).
Цель: способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста таких интегративных качеств как: эмоциональная отзывчивость, любознательность и активность, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к истории России и чувство гордости за нашего земляка Илью Муромца, желание подражать ему и другим богатырям, защищавшим свою Родину.
Обучающие и развивающие:
1. Продолжать знакомство детей с языком былин, как жанра русского народного словесного творчества (образовательные области: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»)
2. Развивать художественно – речевые и художественно – творческие способности (образовательные области: «Художественное творчество», «Музыка»)
3. Обогащать представления детей о быте русского народа на примере жизни русских богатырей (образовательные области: «Познание», «Социализация», «Труд»)
Предварительная работа: Чтение с детьми былин, рассматривание иллюстраций в книгах, изображений старинного оружия, доспехов богатырей, изготовление атрибутов для инсценировки.
Взаимодействие с семьями воспитанников: Изготовление из бросового материала кольчуг и шлемов для богатырей, разучивание ролей инсценировки, чтение былин, беседы с детьми о подвигах богатырей, просмотр мультфильмов.
Материалы к непосредственно образовательной деятельности: Картина В.Васнецова «Богатыри», записи песни группы С.Намина «Богатырская сила» и Второй («Богатырской») части симфонии А.П..Бородина, цветок с 8-ю лепестками – загадками, старинное оружие, мечи.
Атрибуты к инсценировке: Русские сарафаны для девочек, русские рубашки для мальчиков; запись тревожного и праздничного колокольного звона; кони на палочке 4 шт., «кольчуги», «шлема» и «мечи» для богатырей 3 шт., белый шатёр, кровать, стол с двумя стульями, доска с шахматами; стрела с луком; ободки для князя и княгини; ленточки чёрного цвета («чёрная сила»), посуда, муляжи фруктов.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети входят в музыкальный зал под музыку гр. С.Намина «Богатырская сила».
Воспитатель: Ой, вы гой еси, добры молодцы и молодушки. Собрались мы здесь не на почестен пир, а на беседу добрую да складную. Издавна была сильна и могуча Русь. Вот и в наши дни, 23 февраля мы отмечаем большой праздник – День защитника Отечества. Не зря всегда Русь гордилась своими воинами – и солдатами, и генералами. Многие пытались узнать: откуда же у русских воинов великая сила? А как вы думаете?
Предположения детей.
Воспитатель: Правильно говорят, что досталась она им от предков – былинных русских богатырей. А кто такие богатыри? Ответы детей (силачи, воины, защитники)
Воспитатель: Какие они были? Ответы детей (сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, храбрые, мужественные).
Воспитатель: Любит русский народ богатырей, славит и чествует их, складывает песни об их подвигах – о том, как берегут и защищают они родную Русь. Как называются эти сказания? Ответы детей (былины)
Воспитатель: Чем былины отличаются от сказок? Ответы детей (в былинах рассказываются невыдуманные истории - быль, отличаются словами, особым языком, на котором сейчас не говорят, былины похожи на сказания и на стихи и т.п.)
Воспитатель: И то правда. Эти былины о великих событиях и героях нашей истории передаются из поколения в поколение, от старших к младшим, и вот дошли они и до наших дней. Чем же так прославились русские богатыри? Ответы детей (они охраняли и защищали нашу землю, наш народ от врагов, помогали слабым)
Воспитатель: Вот богатыри, имена которых известны всем с детства. Их изобразил на своём полотне художник Виктор Васнецов. Картина эта давно известна каждому из вас. Кто вспомнит, как она называется? Ответы детей (картина «Богатыри»)
Воспитатель: Кто назовёт имена богатырей, изображённых на картине? Ответы детей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
Воспитатель: Больше всего в народе любили, да и теперь уважают старшего богатыря Илью Муромца. А почему его называют Муромцем? Ответы детей (родился около города Мурома)
Воспитатель: Как называлось родное село Ильи Муромца? Ответы детей (Карачарово)
Воспитатель: Да, он наш с вами земляк. И родился он в день, когда мы празднуем Новый год – 1 января. Вспомните, каким было житьё Ильи Муромца до 30-ти лет? Ответы детей (не мог ходить, лежал, да в окно глядел)
Воспитатель: Кто и как помог Илье? Ответы детей (странники, три старика, калеки – перехожие, дали ему выпить чару питьеца медвяного)
Воспитатель: Какое напутственное слово они ему сказали? Ответы детей (будешь богатырём, врагов бить, да на страже стоять)
Воспитатель: Какое испытание первым выпало Илье? Ответы детей (победил Соловья Разбойника)
Воспитатель: С кем ещё сражался Илья? Ответы детей (с идолищем поганым, царём Калином).
- Давайте покажем, как Илья Муромец с товарищами Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем победили царя Калина.
Инсценировка (отрывок).
Сказительница:
Как во стольном городе во Киеве,
У ласкового князя Владимира
Пир идёт горой. Веселится народ.
Девочки водят хоровод , скорее грустный , чем весёлый.
Раздаётся тревожный колокольный звон, вбегает гонец.
Гонец:
Ох, ты князь Владимир наш ласковый,
Я принёс вам вести недобрые,
Вести страшные да тревожные.
Как на наши сёла прекрасные
Да на стольный наш Киев – град
Наступает ужасный Калин – царь.
Девочки – хороводницы (передают друг другу испуганно):
А у Калина голова как большой котёл,
А у Калина уши как блюдища,
А глазищи как круглые чашища,
А ручищи как сильные граблища.
Князь: А что хочет Калин – царь?
Гонец:
Хочет он громить стольный Киев – град,
Все людские дома огнём спалить,
А тебя, князь, грозится в котле сварить.
Девочки – хороводницы: Горе – горе тебе, Владимир – князь!
Князь:
Ты садись, гонец, на добра коня,
Да скачи на заставу дальнюю.
Собирай дружинушку храбрую,
Собирай всех русских богатырей.
Гонец убегает, занавес закрывается.
Сказительница:
Побежал гонец на конюшенку.
Выбирал добра – коня себе по люби.
И поехал он в чисто полюшко,
В чисто полюшко, во раздольице.
В чистом поле белый шатёр стоит.
В том шатре сидят добры молодцы:
Как Алёшенька да с Добрынюшкой
В шашки – шахматы забавляются,
На кровати спит Илья – Муромец,
Спит – храпит, как порог шумит.
Гонец:
Ай, же вы, богатыри, добры молодцы,
Спите, молодцы, прохлаждаетесь,
А невзгоды над собой и не ведаете.
Пускает в шатёр стрелу, из шатра выходят богатыри.
Алёша:
Ой, ты гой еси, добрый молодец,
Из каких краёв к нам наведался?
Добрыня:
Мы живём на заставе пятнадцать лет,
Не видали ни конного, ни пешего,
Ни прохожего, ни проезжего.
Илья:
Серый волк здесь не прорыскивал,
Ясен сокол не пролётывал,
Чужеродный богатырь не проезживал.
Гонец:
Ай же вы, богатыри, добры молодцы!
Как на наши сёла прекрасные,
Да на славный наш Киев – град
Наступает ужасный Калин – царь.
Нагнал силушки он черным – черно,
Разгромить хочет стольный Киев – град:
Все людские дома огнём спалить,
Князя нашего грозится в котле сварить.
Богатыри выходят вперёд: Алёша к одному краю, Добрыня – к другому, Илья – в середине; руку прикладывают «козырьком», смотрят в разные стороны.
Алёша:
Посмотрю я в сторону южную –
Там стоят луга зелёные.
Добрыня:
Посмотрю я в сторону западную –
Там стоят леса тёмные.
Алёша:
Посмотрю я в сторону северную –
Там стоят ледяные горы.
Илья:
Посмотрю я в сторону полночную –
Лежит там поле чистое,
А по полю – то в тумане да в копоти
То ли зверь бежит, то ли сокол летит –
Туча тёмная в пыли движется,
Войско вражеское да несметное.
Алёша: От того поблёкло красно солнышко.
Добрыня: Помертвел светел месяц – батюшка
Илья:
Потерялись звёзды чистые,
Звёзды чистые да зори ясные.
Гонец:
Вы, могучие богатыри, добры молодцы!
Вы садитесь-ка на добрых коней,
Поезжайте-ка в поле чистое,
В поле чистое во раздольице,
Да под стольный наш Киев – град.
Вы постойте-ка за веру, за Отечество,
Да за бедных вдов и малых детушек!
Раздаётся тревожный колокольный звон.
Сказительница:
Выходили тут богатыри из бела шатра,
Да садились скоро на добрых коней,
Подъезжали ко граду Киеву.
А под Киевом – то силушки черным – черно,
Ай, черным – черно, как чёрных воронов.
А как стали добры молодцы ту силушку
Конём топтать, да копьём колоть,
И земля – то от той битвы сотрясалася,
И вода в озёрах колыхалася,
Тёмные леса шаталися.
Бьются – рубятся двенадцать дней,
Не пиваючи, не едаючи,
Добрым коням вздоха не даваючи.
Перебили всех врагов до единого.
Раздаётся весёлый колокольный перезвон, девочки и мальчики водят весёлый хоровод.
(Полная версия инсценировки в газете «Дошкольное образование»// - М.: Издательство Первое сентября, 2003 г. №3)
Воспитатель: Какому князю служили богатыри, и в каком городе он правил? Ответы детей (князю Владимиру, в Киеве)
Воспитатель: О славном богатыре Илье Муромце много былин сложено, но и поэты про него не забывали. Давайте послушаем отрывки из стихотворения А. Толстого «Илья Муромец»
Под бронёй с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором дедушка Илья;
Едет бором только слышно,
Как бряцает бронь,
Топчет папоротник пышный
Богатырский конь.
И ворчит Илья сердито:
«Ну, Владимир, что - ж ?
Посмотрю я, без Ильи – то
Как ты проживёшь?
Двор мне, княже, твой не диво!
Не пиров держусь!
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кус!
И старик лицом суровым
Просветлел опять,
По нутру ему здоровым
Воздухом дышать;
Снова веет воли дикой
На него простор,
И смолой и земляникой
Пахнет тёмный бор.
Воспитатель: Ребята, а про какие черты характера Ильи Муромца говорится в этом стихотворении? Ответы детей (ответственный, суровый, неприхотливый)
Воспитатель: Много ещё можно говорить о подвигах Ильи Муромца. Не только поэты слагали о нём стихи, но и композиторы посвящали свои произведения русским богатырям. Я предлагаю вам послушать вторую часть симфонии Бородина «Богатырская», в которой композитор передал русский характер богатыря, его силу и мощь.
Слушание отрывка из симфонии Бородина «Богатырская».
Воспитатель: Какое впечатление произвела на вас музыка? Какая она? Что помогло композитору Бородину передать характер русского богатыря? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите быть такими же, как богатыри, смелыми, умными, внимательными? У меня есть цветок диковинный. А цветок – то не простой. Что ни лепесток, то загадочка, а от вас мне нужна - отгадочка. Вот тут – то и пригодится ваша внимательность. Отрывайте лепесток и отвечайте на вопрос.
1. Как назывался головной убор богатыря? (шлем) Для чего он был нужен? (защищать голову и лицо от ударов)
2. Как назывался тяжёлый панцирь, сплетённый из металлических колец, и зачем он был нужен? (кольчуга защищала богатыря от стрел, ударов меча или копья в грудь)
3. Какое рубящее холодное оружие было у богатыря? Из чего оно было сделано? (меч из металла) А почему из металла, а не из другого какого – нибудь материала? (металл прочный, надежный; его можно точить, ковать, чтобы мог рубить, резать, колоть)
4. Если воины сходились в поединке один на один, то с какого оружия обычно начиналось сражение? (копьё)
5. Чем еще прикрывал себя богатырь от ударов врага? (щитом)
6. Кто из богатырей сам ковал себе оружие? (Илья Муромец)
7. В какой семье родился Илья Муромец? (в крестьянской) Чем занимались крестьяне? (пахали землю, растили зерно, пекли хлеб, косили траву (сено), пасли коров и овец, ткали) А где жили крестьяне? (в деревнях, селах, усадьбах, в избах)
8. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурка, Бурушка)
Воспитатель: Вот какой он, наш земляк - богатырь Илья Муромец, человек исключительный, наделённый невиданной силой, безграничной храбростью, умениями и талантами.
- Илья Муромец и другие богатыри передали свою силу нашим воинам. Российские солдаты сегодня защищают нашу землю. Богатыри достойны того, чтобы в День защитника Отечества мы вспомнили о них. А сейчас можете подойти и поближе рассмотреть ещё раз картину В. Васнецова «Богатыри», иллюстрации к книгам с былинами, костюмы и оружие.
Звучит запись песни «Богатырская сила».