Автор: Запруднова Любовь Фёдоровна, воспитатель МБДОУ детский сад № 48 (г. Ковров).

Цель: способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста таких интегративных качеств как: эмоциональная отзывчивость, любознательность и активность, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к истории России и чувство гордости за нашего земляка Илью Муромца, желание подражать ему и другим богатырям, защищавшим свою Родину.

Обучающие и развивающие:

1. Продолжать знакомство детей с языком былин, как жанра русского народного словесного творчества (образовательные области: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»)

2. Развивать художественно – речевые и художественно – творческие способности (образовательные области: «Художественное творчество», «Музыка»)

3. Обогащать представления детей о быте русского народа на примере жизни русских богатырей (образовательные области: «Познание», «Социализация», «Труд»)

Предварительная работа: Чтение с детьми былин, рассматривание иллюстраций в книгах, изображений старинного оружия, доспехов богатырей, изготовление атрибутов для инсценировки.

Взаимодействие с семьями воспитанников: Изготовление из бросового материала кольчуг и шлемов для богатырей, разучивание ролей инсценировки, чтение былин, беседы с детьми о подвигах богатырей, просмотр мультфильмов.

Материалы к непосредственно образовательной деятельности: Картина В.Васнецова «Богатыри», записи песни группы С.Намина «Богатырская сила» и Второй («Богатырской») части симфонии А.П..Бородина,  цветок с 8-ю лепестками – загадками, старинное оружие, мечи.

Атрибуты к инсценировке: Русские сарафаны для девочек, русские рубашки для мальчиков; запись тревожного и праздничного колокольного звона; кони на палочке 4 шт., «кольчуги», «шлема» и «мечи»  для богатырей 3 шт., белый шатёр, кровать, стол с двумя стульями, доска с шахматами; стрела с луком; ободки для князя и княгини; ленточки чёрного цвета («чёрная сила»), посуда, муляжи фруктов.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети входят в музыкальный зал под музыку гр. С.Намина «Богатырская сила».

Воспитатель: Ой, вы гой еси, добры молодцы и молодушки. Собрались мы здесь не на почестен пир, а на беседу добрую да складную. Издавна была сильна и могуча Русь. Вот и в наши дни, 23 февраля мы отмечаем большой праздник – День защитника Отечества. Не зря всегда Русь гордилась своими воинами – и солдатами, и генералами. Многие пытались узнать: откуда же у русских воинов  великая сила? А как вы думаете?

Предположения детей.

Воспитатель: Правильно говорят, что досталась она им от предков – былинных русских богатырей. А кто такие богатыри? Ответы детей (силачи, воины, защитники)

Воспитатель: Какие они были? Ответы детей (сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, храбрые, мужественные).

Воспитатель: Любит русский народ богатырей, славит и чествует их, складывает песни об их подвигах – о том, как берегут и защищают они родную Русь. Как называются эти сказания? Ответы детей (былины)

Воспитатель: Чем былины отличаются от сказок? Ответы детей (в былинах рассказываются невыдуманные истории - быль, отличаются словами, особым языком, на котором сейчас не говорят, былины похожи на сказания и на стихи и т.п.)

Воспитатель: И то правда. Эти былины о великих событиях и героях нашей истории передаются из поколения в поколение, от старших к младшим, и вот дошли они и до наших дней. Чем же так прославились русские богатыри? Ответы детей (они охраняли и защищали нашу землю, наш народ от врагов, помогали слабым)

Воспитатель: Вот богатыри, имена которых известны всем с детства. Их изобразил на своём полотне художник Виктор Васнецов. Картина эта давно известна каждому из вас. Кто вспомнит, как она называется? Ответы детей (картина «Богатыри»)

Воспитатель: Кто назовёт имена богатырей, изображённых на картине? Ответы детей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

Воспитатель: Больше всего в народе любили, да и теперь уважают старшего богатыря Илью Муромца. А почему его называют Муромцем? Ответы детей (родился около города Мурома)

Воспитатель: Как называлось родное село Ильи Муромца? Ответы детей (Карачарово)

Воспитатель: Да, он наш с вами земляк. И родился он в день, когда мы празднуем Новый год – 1 января. Вспомните, каким было житьё Ильи Муромца до 30-ти лет? Ответы детей (не мог ходить, лежал, да в окно глядел)

Воспитатель: Кто и как помог Илье? Ответы детей (странники, три старика, калеки – перехожие, дали ему выпить чару питьеца медвяного)

Воспитатель: Какое напутственное слово они ему сказали? Ответы детей (будешь богатырём, врагов бить, да на страже стоять)

Воспитатель: Какое испытание первым выпало Илье? Ответы детей (победил Соловья Разбойника)

Воспитатель: С кем ещё сражался Илья? Ответы детей (с идолищем поганым, царём Калином).

- Давайте покажем, как Илья Муромец с товарищами Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем победили царя Калина.

Инсценировка (отрывок).

Сказительница:

Как во стольном городе во Киеве,

У ласкового князя Владимира

Пир идёт горой. Веселится народ.

Девочки водят хоровод , скорее грустный , чем весёлый.

Раздаётся тревожный колокольный звон, вбегает гонец.

Гонец:

Ох, ты князь Владимир наш ласковый,

Я принёс вам вести недобрые,

Вести страшные да тревожные.

Как на наши сёла прекрасные

Да на стольный наш Киев – град

Наступает ужасный Калин – царь.

Девочки – хороводницы (передают друг другу испуганно):

А у Калина голова как большой котёл,

А у Калина уши как блюдища,

А глазищи как круглые чашища,

А ручищи как сильные граблища.

Князь: А что хочет Калин – царь?

Гонец:

Хочет он громить стольный Киев – град,

Все людские дома огнём спалить,

А тебя, князь, грозится в котле сварить.

Девочки – хороводницы: Горе – горе тебе, Владимир – князь!

Князь:

Ты садись, гонец, на добра коня,

Да скачи на заставу дальнюю.

Собирай дружинушку храбрую,

Собирай всех русских богатырей.

Гонец убегает, занавес закрывается.

Сказительница:

Побежал гонец на конюшенку.

Выбирал  добра – коня себе по люби.

И поехал он в чисто полюшко,

В чисто полюшко, во раздольице.

В чистом поле белый шатёр стоит.

В том шатре сидят добры молодцы:

Как Алёшенька да с Добрынюшкой

В шашки – шахматы забавляются,

На кровати спит Илья – Муромец,

Спит – храпит, как порог шумит.

Гонец:

Ай, же вы, богатыри, добры молодцы,

Спите, молодцы, прохлаждаетесь,

А невзгоды над собой и не ведаете.

Пускает в шатёр стрелу, из шатра выходят богатыри.

Алёша:

Ой, ты гой еси, добрый молодец,

Из каких краёв к нам наведался?

Добрыня:

Мы живём на заставе пятнадцать лет,

Не видали ни конного, ни пешего,

Ни прохожего, ни проезжего.

Илья:

Серый волк здесь не прорыскивал,

Ясен сокол не пролётывал,

Чужеродный богатырь не проезживал.

Гонец:

Ай же вы, богатыри, добры молодцы!

Как на наши сёла прекрасные,

Да на славный наш Киев – град

Наступает ужасный Калин – царь.

Нагнал силушки он черным – черно,

Разгромить хочет стольный Киев – град:

Все людские дома огнём спалить,

Князя нашего грозится в котле сварить.

Богатыри выходят вперёд: Алёша к одному краю, Добрыня – к другому, Илья – в середине; руку прикладывают «козырьком», смотрят в разные стороны.

Алёша:

Посмотрю я в сторону южную –

Там стоят луга зелёные.

Добрыня:

Посмотрю я в сторону западную –

Там стоят леса тёмные.

Алёша:

Посмотрю я в сторону северную –

Там стоят  ледяные горы.

Илья:

Посмотрю я в сторону полночную –

Лежит там поле чистое,

А по полю – то в тумане да в копоти

То ли зверь бежит, то ли сокол летит –

Туча тёмная в пыли движется,

Войско вражеское да несметное.

Алёша: От того поблёкло красно солнышко.

Добрыня: Помертвел светел месяц – батюшка

Илья:

Потерялись звёзды чистые,

Звёзды чистые да зори ясные.

Гонец:

Вы, могучие богатыри, добры молодцы!

Вы садитесь-ка на добрых коней,

Поезжайте-ка в поле чистое,

В поле чистое во раздольице,

Да под стольный наш Киев – град.

Вы постойте-ка за веру, за Отечество,

Да за бедных вдов и малых детушек!

Раздаётся тревожный колокольный звон.

Сказительница:

Выходили тут богатыри из бела шатра,

Да садились скоро на добрых коней,

Подъезжали ко граду Киеву.

А под Киевом – то силушки черным – черно,

Ай, черным – черно, как чёрных воронов.

А как стали добры молодцы ту силушку

Конём топтать, да копьём колоть,

И земля – то от той битвы сотрясалася,

И вода в озёрах колыхалася,

Тёмные леса шаталися.

Бьются – рубятся двенадцать дней,

Не пиваючи, не едаючи,

Добрым  коням вздоха не даваючи.

Перебили всех врагов до единого.

Раздаётся весёлый колокольный перезвон, девочки и мальчики водят весёлый хоровод.

(Полная версия инсценировки в газете «Дошкольное образование»// - М.: Издательство Первое сентября, 2003 г. №3)

Воспитатель: Какому князю служили богатыри, и в каком городе он правил? Ответы детей (князю Владимиру, в Киеве)

Воспитатель: О славном богатыре Илье Муромце много былин сложено, но и поэты про него не забывали. Давайте послушаем отрывки из стихотворения А. Толстого «Илья Муромец»

Под бронёй с простым набором,

Хлеба кус жуя,

В жаркий полдень едет бором дедушка Илья;

Едет бором только слышно,

Как бряцает бронь,

Топчет папоротник пышный

Богатырский конь.

И ворчит Илья сердито:

«Ну, Владимир, что - ж ?

Посмотрю я, без Ильи – то

Как ты проживёшь?

Двор мне, княже, твой не диво!

Не пиров держусь!

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба кус!

И старик лицом суровым

Просветлел опять,

По нутру ему здоровым

Воздухом дышать;

Снова веет воли дикой

На него простор,

И смолой и земляникой

Пахнет тёмный бор.

Воспитатель: Ребята, а про какие черты характера Ильи Муромца говорится в этом стихотворении? Ответы детей (ответственный, суровый, неприхотливый)

Воспитатель: Много ещё можно говорить о подвигах Ильи Муромца. Не только поэты слагали о нём стихи, но и композиторы посвящали свои произведения русским богатырям. Я предлагаю вам послушать вторую часть симфонии Бородина «Богатырская», в которой композитор передал русский характер богатыря, его силу и мощь.

Слушание отрывка из симфонии Бородина «Богатырская».

Воспитатель: Какое впечатление произвела на вас музыка? Какая она? Что помогло композитору Бородину передать характер русского богатыря? Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите быть такими же, как богатыри, смелыми, умными, внимательными? У меня есть цветок диковинный. А цветок – то не простой. Что ни лепесток, то загадочка, а от вас мне нужна - отгадочка. Вот тут – то и пригодится ваша внимательность. Отрывайте лепесток и отвечайте на вопрос.

1. Как назывался головной убор богатыря? (шлем) Для чего он был нужен? (защищать голову и лицо от ударов)

2. Как назывался тяжёлый панцирь, сплетённый из металлических колец, и зачем он был нужен? (кольчуга защищала богатыря от стрел, ударов меча или копья в грудь)

3. Какое рубящее холодное оружие было у богатыря? Из чего оно было сделано? (меч из металла) А почему из металла, а не из другого какого – нибудь материала? (металл прочный, надежный; его можно точить, ковать, чтобы мог рубить, резать, колоть)

4. Если воины сходились в поединке один на один, то с какого оружия обычно начиналось сражение? (копьё)

5. Чем еще прикрывал себя богатырь от ударов врага? (щитом)

6. Кто из богатырей сам ковал себе оружие? (Илья Муромец)

7. В какой семье родился Илья Муромец? (в крестьянской) Чем занимались крестьяне? (пахали землю, растили зерно, пекли хлеб, косили траву (сено), пасли коров и овец, ткали) А где жили крестьяне? (в деревнях, селах, усадьбах, в избах)

8. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурка, Бурушка)

Воспитатель: Вот какой он, наш земляк - богатырь Илья Муромец, человек исключительный, наделённый невиданной силой, безграничной храбростью, умениями и талантами.

- Илья Муромец и другие богатыри передали свою силу нашим воинам. Российские солдаты сегодня защищают нашу землю. Богатыри достойны того, чтобы в День защитника Отечества мы вспомнили о них. А сейчас можете подойти и поближе рассмотреть ещё раз картину В. Васнецова «Богатыри», иллюстрации к книгам с былинами, костюмы и оружие.

Звучит запись песни «Богатырская сила».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить