Автор: Залешина Галина Петровна, воспитатель второй младшей группы МАДОУ детский сад № 83 г.Томска.
Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со стеклом.
Задачи:
Образовательные:
формировать умения и навыки выявлять свойства стекла (прочность, прозрачность, цвет, гладкость, шероховатость, бесцветность)
знакомить с миром стеклянных предметов.
Развивающие: развивать любознательность, внимательность, логическое мышление, умение выражать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к бьющимся предметам (стеклянным).
Приоритетная образовательная область: Познание.
В интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предпосылки УУД: умение слушать и слышать друг друга и воспитателя, умение взаимодействовать в сотрудничестве с другими детьми и с воспитателем.
Виды деятельности: Игровая,коммуникативная,познавательно-исследовательская.
Словарная работа: бесцветное, прозрачное, звонкое, цветное, стеклянное, хрустальное.
Формы работы: дидактическая игра, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками: беседы, ситуативный разговор, составление и отгадывание загадок, игры; исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Эксперимент со стеклом на выявление свойств и качеств; здоровьесберегающие технологии.
Оборудование для воспитателя: небольшие стеклянные предметы (шарики разного цвета и формы, бутылочки, баночки, фужеры, стаканы, рюмочки, палочки для проверки звонкости стекла, разделочные доски, разрезные картинки, ширма с картинками лаборатории).
Оборудование для детей: палочки для проверки звонкости стекла, рюмочки, шарики цветные.
Ход занятия:
Дети становятся в круг, вместе с воспитателем проговаривают:
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Раздается стук. Незнайка вносит коробку.
Незнайка: Здравствуйте, ребята, я опять к вам в гости пришел, да не с пустыми руками.
Воспитатель: А что это ты нам принес?
Незнайка: А вы угадайте загадку? (загадывает)
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное,
Не бежит не льется,
А ударишь - разобьется. (стекло)
Ответы детей.
- Правильно! (открывает коробку, в ней стакан и рюмочка)
- А что это за предметы?
Ответы детей.
- Из чего сделаны эти предметы? (из стекла)
- Как можно сказать они какие? (стеклянные)
Воспитатель: Ребята, так вот мы сегодня и будем исследовать стекло. Итак, давайте войдем в нашу лабораторию, и начнем исследование (отодвигается ширма, на столе подносы для каждого ребенка, на них рюмочки разного цвета и формы, шарики, палочка).
1 Опыт: гладкость, ребристость, шероховатость.
Воспитатель: Ребята, возьмите в руку рюмочку, какая она на ощупь?
Ответы детей (гладкая, ребристая, шероховатая)
- Молодцы!
2 Опыт: тепло, холод.
Воспитатель: А еще, какая рюмка, теплая или холодная?
Ответы детей.
Воспитатель: Так вот, если в рюмочку налить теплую воду она будет теплой, а если налить холодной, то будет холодной. (Наливает воду в стакан)
Воспитатель: А еще что можно сказать, про стекло, оно какое? (прочное, не проливает воду)
Воспитатель: Итак, делаем вывод.
Воспитатель: Какую воду нальешь, такая рюмочка и будет.
3 Опыт: цвет.
Воспитатель: Ребята, опустите один шарик в рюмку, что вы можете сказать, глядя на шарик внутри рюмки? (прозрачная, бесцветная рюмка, поэтому шарик виден).
Ответы детей.
4 Опыт: звук, хрупкость.
Воспитатель: А теперь возьмите палочку и постучите по рюмочке, что вы слышите? (звон)
Игровой момент.
На дуге привязаны бутылочки с налитой водой, поиграем, послушаем, какая получается музыка.
Звучит аудио запись разбитого стекла (за ширмой Незнайка расстроенный, разбил стекло).
Воспитатель: Незнайка, что случилось?
Незнайка: Я нечаянно уронил рюмочку.
Воспитатель: И что случилось?
Незнайка показывает на тряпочке разбитое стекло.
Воспитатель: Так вот, что за звон мы сейчас слышали, ребята? Значит, стекло еще и какое? (хрупкое и может разбиться). Значит, над быть очень аккуратным со стеклом. А почему? Как вы думаете?
Ответы детей: Можно поранится.
5 Опыт.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на горлышко банки и рюмки. Какое стекло: тонкое или толстое? Как вы думаете?
Ответы детей.
Вывод: Стекло - бесцветное, прозрачное, хрупкое, звонкое, тонкое либо толстое.
- А сейчас мы пойдем с вами в мини-музей.
Выставка предметов из стекла «Какое разное стекло!»
Воспитатель: Ребята, какие предметы из стекла окружают нас?
Незнайка: Ребята, какие вы молодцы! Как много интересного я узнал! Спасибо вам! Вот вам волшебный мешочек, я хочу вас угостить за хорошую работу.