Поиск по сайту

Купить рекламу на сайте

Тексты конспектов занятий

Автор: Кутнаева Л.В., воспитатель МОУ Верхнемазинская средняя общеобразовательная школа имени Д.В.В.Давыдова Радищевского района, Ульяновской области.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Программное содержание:

Познавательное развитие:

Закреплять понятие о времени года «осень».

Формировать представления о сезонных изменениях в природе.

Формировать умение группировать предметы, обобщать понятия «фрукты», «овощи».

Закреплять представление об отдельных цветах (красный, жёлтый, оранжевый).

Продолжать пополнять знания детей об обитателях леса.

Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы (листопад).

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Речевое развитие:

Обогащение словарного запаса детей.

Развивать память и речь детей.

Формировать у детей умение выразительно рассказывать стихотворения.

Художественно-эстетическое развитие:

Учить раскладывать готовые формы (листочки) разного цвета и размера на фоне, передвигать в поисках удачного размещения и аккуратно приклеивать.

Закреплять приемы намазывания и наклеивания фигур.

Развивать чувство формы, цвета и композиции.

Развивать умение действовать самостоятельно.

Физическое развитие:

Закрепление навыков хождения по прямой в колонне по одному, выполнения прыжков на двух ногах в игровой форме.

Формировать умение выполнять движения по сигналу, соблюдать правили игры.

Социально-коммуникативное развитие.

Обеспечить воспитание усидчивости, инициативности

Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа: беседа с детьми об осени, наблюдения за сезонными изменениями в природе, любование листопадом, рассматривание иллюстраций с изображением осени, осенних листьев, чтение и заучивание стихотворений об осени, формирование понятий «фрукты», «овощи».

Материал и оборудование: игрушки (еж, заяц, медведь, лиса), доска, 2 веревки, муляжи овощей и фруктов, ведро, корзина, зонт, коробка, лист бумаги с изображением дерева, осенние листья желтого, красного и оранжевого цветов, вырезанные из цветной бумаги, клей, кисти, подставки для кисточек, клеенки, салфетки, фрукты, мультимедийная установка, презентация.

Ход мероприятия:

Раздается шорох.

Воспитатель: Вы слышали, кто-то шуршит в углу? Пойду посмотрю, кто это. (Появление персонажа (игрушка Ежик) .

Воспитатель: Это к нам лесной гость пожаловал! Вы его узнали? Кто это?

Дети: Еж! Ежик!

Воспитатель: Правильно, это Ежик! Он говорит, что зовут его Федя! Уф-уф-уф! Подойди к ребятам, Федя, и познакомься! Ребята, как зовут Ежика?

Дети: Федя!

Воспитатель: А как Федя говорит?

Дети: Уф-уф-уф!

Воспитатель: А теперь вы представьтесь Феде! (Дети называют себя) .

Воспитатель: Федя приглашает нас к себе в гости на лесную полянку. Только дорога туда трудная: сначала пойдем по узкой тропинке, потом надо будет перепрыгнуть через ручеек. Идти надо друг за другом и не шуметь, чтобы не распугать лесных жителей! Вы согласны? (Дети отвечают.)

Воспитатель: Тогда в путь, за Ежиком!

Ходьба «По узкой тропинке».

Воспитатель: Одну преграду мы преодолели. Молодцы! Впереди ручеек, перепрыгивайте через него. Осторожно, постарайтесь не упасть, не замочить ноги!

Прыжки «Через ручеек» (Дети прыгают на двух ногах).

Воспитатель: Вот и болото мы прошли! Тише! Послушайте и посмотрите, мы оказались в осеннем лесу! Посмотрите, какая красота нас окружает!

(Зал оформлен осенними деревьями, на полу осенние листочки)

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес

Что в глуши твоей таиться?

Что с деревьями твориться?

Все открой не утаи:

Ты же видишь - мы свои.

Воспитатель: Дети, какое у нас сейчас время года?

Дети: Осень!

Воспитатель: Это очень красивая пора. Не смотря на то, что становится прохладнее, часто дует холодный ветер, солнышко все реже светит и часто прячется за тучи, чаще идут дожди. Деревья и кусты становятся разноцветными - это листочки на них меняют свой цвет. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, какого цвета стали листочки на деревьях?

Дети: Желтые, красные, зеленые.

Воспитатель: Тихо в осеннем лесу, только слышно как шуршат листья под ногами. Давайте походим по осеннему ковру из листьев и послушаем, как они шуршат.

(Дети ходят по ковру из осенних листьев, сопровождение - шуршание осенних листьев)

Воспитатель: А сейчас мы эти листочки соберем, и танцевать начнем. Я возьму желтые листочки, девочки возьмут красные листочки, а мальчики – зеленые.

(Дети собирают листья и исполняют танец, затем присаживаются на стулья).

Воспитатель: В осеннем лесу так красиво! Послушай, ежик, какие стихи дети знают про осень.

(Дети рассказывают стихи об осени)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую необычную коробочку принесла нам лисичка.

(Дети вместе с педагогом обследуют коробку)

Воспитатель: Какая коробка?

Дети: Красивая, большая, блестящая…

Воспитатель: В такие коробки обычно кладут подарки! Давайте откроем и посмотрим, что в ней? (Открывают, достают осенние листья) Что это?

Дети: Осенние листья.

Воспитатель: Какие листья по цвету?

Дети: Красные, жёлтые, оранжевые, коричневые.

Воспитатель: Какие это листья?

Дети: Разноцветные, осенние.

Воспитатель: У лисичкиной норы росло дерево. Осенью оно стало таким красивым, но прилетел ветерок-проказник и оборвал все листики. Лисичка очень огорчилась… Поможем Лисичке украсить ее любимое дерево осенними листочками.

Аппликация «Осеннее дерево» (коллективная)

Воспитатель: Вот такое красивое дерево мы оставим на память лисичке!

Воспитатель: Федя, а кто это прячется за деревом? (Раздается рычание медведя) Дети, вы узнали?

Дети: Медведь!

Воспитатель: (достает Мишку из-за дерева) Мишенька, выходи, поиграй с нами!

Воспитатель: Ой, что я слышу? (Звучит фонограмма «Звуки дождя») Послушайте и вы. Что это? (Дети прислушиваются и говорят, что это за звуки)

Игра «Солнышко и дождик» (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: А кто тут под кустом дрожит? (достает зайчика) Кто это?

Дети: Зайчик!

Воспитатель: Ну конечно, это зайчик! Посмотрите, какие ушки у зайчика? А хвостик?

Дети: Ушки длинные, хвост - короткий.

Воспитатель: А вы знаете, что любит зайка?

Дети: Морковку, капусту (овощи)

Воспитатель: А в лесу зайка еще кору с деревьев ест и травку. Посмотрите, какой зайчик грустный. Что случилось? Оказывается, Зайка собирал урожай и очень устал. Поможем зайке? Надо сложить овощи – в ведёрко, фрукты – в корзинку.

Воспитатель: Ежик тоже хочет поиграть с вами в игру «Кто быстрее соберет шишки». Нужно собирать шишки в корзину, по одной.

Игра «Кто быстрее соберет шишки»

Воспитатель: Пришло время возвращаться в группу Ребята, скажите, кого мы сегодня встретили в осеннем лесу?

Дети: Медведя. Лису. Зайца.

Воспитатель: Что вы делали сегодня в волшебном осеннем лесу? (Ответы детей)

Воспитатель: (подводит итог) Вы сегодня очень хорошо читали стихи, танцевали с осенними листочками, помогли Зайчику, весело играли с Медведем, подарили Лисичке такое красивое осеннее дерево. Лесные жители тоже приготовили для вас осенний подарок! Но узнать, что это за подарок мы сможем только в группе!

Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими новыми друзьями!

(Дети прощаются, приглашают в гости).

Дети возвращаются: сначала перепрыгивают через ручеек, потом проходят по узкой тропинке. В группе дети угощаются фруктами.

Автор: Ахмадуллина Зиля Фавзиевна, воспитатель МБДОУ «ДС «Солнышко» (ЯНАО, п.Ханымей).

Программное содержание: Продолжать учить детей рисовать цыплят, кур, передавая их характерные особенности. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисточку. Макать кисть в воду только до железного наконечника. Набирать на кисть краску немножко, чтобы она не потекла на рисунке. Уметь пользоваться подставкой и салфеткой для кисти.

Развивать воображение, творчество ребенка. Воспитывать интерес к рисованию.

Материал: бумага, краски, гуашь, кисточки, баночка для воды, салфетка, подставка для кисточки.

Словарная работа: желтый, зеленый, коричневый, черный.

Методы и приемы: наглядный (обследование, образец, показ способов действия); словесный (объяснение, указания, индивидуальная помощь); игровой (сюрпризный момент, физминутка); практический (работа с кистью, карандашом).

Предварительная работа: Чтение рассказов Е. И. Чарушена «На нашем дворе», «Про Тёмку», «Курочка», презентация «Домашние птицы», разучивание пальчиковой игры «Вышла курочка гулять».

Ход:

- Ребята, подойдите все ко мне. Я загадаю вам загадки.

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Петух)

Я пеструшка, я хохлатка.

Куд-куда! - кричу я кратко.

Кричу, и слышит улица:

Снесла яичко ...

(Курица)

Весь я золотистый,

Мягкий и пушистый.

Я у курицы - ребёнок,

А зовут меня …

(Цыплёнок)

- Правильно, ребята. Ой, ребята, послушайте, что это? (раздается «Ко-ко-ко»). Я пойду посмотрю.(идет к двери).

Входит кукла и курица.

- Ребята, к нам пришли курочка и кукла Настя. И вот, что курочка мне рассказала. Курочка со своими цыплятками вышла погулять на лужок. Пока цыплята играли, она заснула. А цыплята, пока курочка спала, все разбежались. Вот курочка и просит у вас помощи.

- Ребята, поможем нашей курочке? Давайте поищем цыплят (ищут цыплят, игрушки спрятаны под столом). Ребята, а как мы зовем цыплят? Давайте их позовем.

- Вот они.

- Молодцы, ребятки, мы помогли нашей курочке.

Гимнастика для глаз

Глазкам нужно отдохнуть.

(Ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть.

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

Много-много раз моргнут

(Частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо.

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все!

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

- Ребята, посмотрите, как курочка радуется, что нашлись её цыплятки. А давайте нарисуем цыплят на память. Ребята, все садитесь на свои места.

- Какие цыплятки хорошенькие. Какого они цвета?

- Какое у них туловище? (круглое). А голова? (круглая) Клювик у них острый. Не забудьте нарисовать глазки, ротик, крылышко. А что еще мы забыли? (ножки)

- Вот сейчас я буду рисовать, а вы внимательно посмотрите. Что рисуем сперва? (голову). Какая она? (круглая). Каким цветом? (жёлтым). Вот! А теперь? (туловище, круглое, жёлтое). Что следующее? (ножки, крылышки, клювик).

- Молодцы!

- Перед вами лежат альбомные листы, пододвиньте их к себе и начинаем рисовать.

- Рисуем сперва голову жёлтой краской.

(Все нарисовали голову).

- Ребята, давайте поиграем. Все встаньте.

Озорной цыпленок жил,

Головой весь день кружил:

Влево, вправо повернул,

Ножку левую согнул,

Потом правую поднял

И на обе снова встал.

Начал крыльями махать:

Поднимать и опускать

Вверх, вниз, вверх, вниз!

Повернулся влево, вправо

-Хорошо на свете, право!

А потом гулять пошел-

Червячка себе нашел!

Дети выполняют движения вслед за воспитателем по тексту.

- Садитесь, теперь дорисовываем. Нарисуйте ещё для наших цыплят травку. Спинки держим прямо (индивидуальная помощь).

За 5 минут до окончания напоминаю, что заканчиваем рисовать.

- Мы с курочкой и Настенькой посмотрим ваши рисунки.

- Курочке и Настеньке очень понравились рисунки.

- Цыплята и курочка очень обрадовались, что вы очень хорошие ребята и помогли курочке найти цыплят, и даже нарисовали их.

- Давайте, ребята, на прощание поиграем с ними в игру:

«Хохлатка»

По дворику хохлатка,

По дворику мохнатка,

С цыплятами идёт.

Чуть детки зазеваются,

Шалят и разбегаются,

Сейчас к себе завёт:

«Куда? Остановитесь!

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!»

- Попрощайтесь с курочкой, цыплятами, Настенькой.

- Приходите ещё в гости.

Автор: Залешина Галина Петровна, воспитатель второй младшей группы МАДОУ Центр развития ребёнка - детский сад № 83 г.Томска.

Задачи:

Обогатить представление детей о разнообразных качествах бумаги (мягкая, тонкая, плотная).

Узнать о свойствах бумаги (рвётся, мнётся, намокает).

Сравнить свойства и качества салфеточной и цветной бумаги.

Расширить представление детей о назначении этой бумаги.

Побуждать познавательную активность детей, интерес к экспериментированию.

Методические приемы:

Игра

Сравнение

Экспериментирования

Вопросы

Художественное слово

Сюрпризный момент

Театрализация «приход Незнайки»

Предварительная работа:

Разучивание пальчиковой игры «апельсин»

Разучивание ритуала Приветствия

Приоритетные образовательные области:

Познания: речевое развитие.

Социально – коммуникативное развитие.

Физическое развитие.

Образовательная: умение слушать и слышать друг друга.

Воспитательная: умение взаимодействовать с другими детьми.

Словарная работа: Мягкая, тонкая, плотная, мнётся, намокает, рвётся.

Оборудования для воспитателя:

Игрушка Незнайка.

Корзина апельсин.

Салфетки.

Цветная бумага.

Два апельсина муляжи из папьемоше.

Стакан с водой, тарелка.

Один стакан из салфетки, другой из цветной бумаги.

Оборудование для детей:

Тарелка с муляжами апельсинов из папьемоше завёрнутых в салфетку.

Тарелка с муляжами апельсинов из папьемоше.

Цветная бумага.

Стакан воды, тарелка.

Стакан из цветной бумаги и салфетки (оригами).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас встать в круг. Сегодня к нам пришли гости. Я предлагаю вам настроиться на встречу с ними.

Тренинг:

Здравствуй правая рука! Здравствуй левая рука!

Здравствуй друг! Здравствуй друг!

(повороты направо налево)

Здравствуй наш счастливый круг!

Стук в двери, заходит Незнайка.

Незнайка: Привет, ребята, а я к вам в гости, но не с пустыми руками, только вы отгадайте загадку.

Воспитатель: Ну что, ребята, отгадаем?

Незнайка: (загадка)

С оранжевой кожей.

На мячик похожий

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно.

Незнайка: Что это?

Ответы детей.

Воспитатель: А мы, Незнайка, ещё знаем пальчиковую гимнастику про апельсин. Хочешь, мы тебя научим?

Незнайка: Хочу, научите!

Воспитатель: Давайте поиграем.

Игра:

Я очищу апельсин

(изобразить)

На тарелке он один

(тарелку изобразить)

Ну, а после разломлю

(изобразить)

Всем знакомым разделю.

(движение кистями вперёд, к груди)

Проиграть 2 раза.

Воспитатель: Ну как, Незнайка, тебе понравилось?

Незнайка: Да, очень. А вот у меня тоже есть апельсины, только они необычные. (достаёт из корзины два апельсина и даёт воспитателю).

Воспитатель: Да, и, правда, очень интересные апельсины, а давайте мы с вами пойдём в нашу лабораторию и изучим твои апельсины.

Открываем ширму.

1 стол: тарелка с муляжами из папьемоше, апельсины, завёрнутые в салфетку.

Воспитатель: Дети, а у нас тоже есть необычные апельсины, давайте развернём их. Возьмите в руки по апельсину. Скажите, а во что завёрнут апельсин? (в салфетку)

Воспитатель: А салфетка, из чего сделана? (из бумаги) А на ощупь, какая это бумага? (мягкая) А ещё какая? (тонкая) А теперь попробуйте её порвать. Получается?

Ответы детей.

Воспитатель: Значит, салфетка рвётся легко. А теперь помните? Получается? Делаем вывод: Значит салфетка мягкая. Салфетка мнётся. Салфетка рвётся. Дети, а что мы делаем с салфеткой в группе? (вытираем рот после еды)

Незнайка: Какие вы молодцы!

Воспитатель: Давайте пройдём к следующему столу.

2 стол: тарелка с муляжами из папьемоше, апельсины, цветная бумага оранжевого цвета.

Воспитатель: Предлагает завернуть апельсины. Ребята, а получается завёрнуть? Почему? (бумага плотная). А какого она цвета? А на ощупь, какая бумага? (плотная, но тонкая, плохо заворачивается).

Воспитатель: Ребята, а что мы в группе делаем с такой бумагой? (делаем аппликации).

Воспитатель: А теперь, попробуйте порвать. Получается? А как вам рвать легко или трудно?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь помните. Ну как, получается, мнётся? Делаем вывод: эта бумага нужна для поделок, она рвётся, мнётся.

Незнайка: Какие вы умные! Молодцы! А теперь давайте мы с вами потанцуем (музыкальная пауза).

Воспитатель: Ребята, пройдём к следующему столу.

3 стол: На столе лежат сделанные из салфеток и цветной бумаги стаканы. Пластмассовые стаканы с водой и тарелки. Опыт заключается в том, что промокает бумага или нет.

Делаем опыт 1. Берём стакан из салфетки и наливаем воду, смотрим, что произошло. Делаем вывод (салфетка намокает)

Делаем опыт 2. Берём стакан из цветной бумаги и наливаем воду, смотрим, что произошло. Делаем вывод (она не промокает)

Незнайка: Ребята, какие вы молодцы! Как я много узнал нового про бумагу. Спасибо! А я Вас хочу отблагодарить за полученные знания (достаёт из сундучка апельсины, они очень вкусные и в них очень много витаминов) Это Вам! До свидания!

Воспитатель: Приходи, Незнайка, к нам ещё, мы тебя будем ждать! Правда, ребята? Ребята, а что вы запомнили? Какой опыт вам больше всего понравился?

Автор: Петунина Татьяна Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 140» (г. Пермь).

Задачи:

Образовательные: Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования гуашью способом примакивания пальцев к листу бумаги, формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Закрепить названия основных цветов: жёлтый, чёрный.

Развивающие: Развивать умение соотносить геометрические фигуры одинаковые по форме, поддерживать речевую активность, побуждать к звукоподражанию.

Воспитательные: Воспитывать чуткое отношение к птицам, способствовать проявлению заботы. Учить оказывать посильную помощь.

Пособие: игрушка воробей, дидактическая игра «Спрячь птичку», гуашь чёрного и жёлтого цвета, один лист бумаги большого формата для коллективного рисунка с изображением птиц, вода в стаканчиках, тряпочки, салфетки.

Методические приёмы: словесный - стихи, загадки, наглядный - показ способа рисования, практический - рисование, под. игра, звукоподражание.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, подвижная игра «Прилетели птички», игры на закрепление знания геометрических фигур.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у нас на окошке стоит?

Дети: Кормушка.

Воспитатель: А для чего нужны кормушки?

Дети: Чтобы кормить птичек.

Воспитатель: Правильно, ребята. Птичкам трудно самим добывать корм. Мы им помогаем, подкармливаем. Давайте насыплем корм.

(насыпают корм)

Воспитатель: Скажите, какой корм мы насыпали?

Дети: Зёрнышки.

Воспитатель: А теперь уйдём в сторонку и посмотрим, кто прилетит на кормушку? А пока поиграем в игру «Найди домик для птички».

Воспитатель: У каждой птички есть свой домик, нужно подобрать его по форме.

(дети играют в дидактическую игру)

(прилетает игрушка воробей)

Воспитатель: Ребята, что за маленькая птичка прилетела на кормушку?

Дети: Воробей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно узнали птичку, это воробей. Воробьи маленькие, коричневого цвета, очень шустрые. Давайте поиграем в игру «Прилетели птички».

(дети играют в подвижную игру)

Воспитатель: Ребята, воробей склевал все зёрнышки, а к нам, посмотрите, сколько птиц прилетело (показывает на лист бумаги большого формата с изображением птиц), они тоже голодные. Нужно помочь птичкам. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Зёрнышки мы нарисуем. Скажите, чем можно нарисовать зёрнышки?

Дети: Карандашами, кисточкой и красками, фломастерами, мелом.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам рисовать зёрнышки пальчиками. Для этого нам нужна гуашь жёлтого, чёрного цвета и наши пальчики.

(воспитатель показывает способ рисования)

Воспитатель: А теперь вы попробуйте.

(дети рисуют)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось помогать птицам?

Дети: Да.

Воспитатель: Чему новому вы сегодня научились?

Дети: Рисовать пальчиками.

Воспитатель: Ребята, птички говорят вам большое спасибо, им очень понравилось ваше угощение. Мы с вами каждый день будем помогать птицам, подкармливать их.

Воспитатель: Воробышку пора улетать, он будет ждать нас на улице. Сейчас мы умоемся, оденемся и пойдём гулять.

Автор: Чудина Римма Равельевна.

Цель:

- учить детей называть основные приметы зимнего периода, лепить снеговика из пластилина; делить пластилин на три разные части, скатывать три шара (большой, средний и маленький, соединить части, плотно прижимая их друг к другу),

- различать и назвать цвет пластилина,

- доводить начатое до конца,

- развивать самостоятельность во время лепки снеговика,

- применять в работе знакомые способы лепки: раскатывать кусок пластилина круговыми движениями ладони, сплющивание ладонями (беретка для снеговика),

- формировать умение детей радоваться выполненной работе.

Материал:

- Доски для лепки,

- Кусок пластилина белого и красного,

- Игрушка снеговик.

Предварительная работа:

- Чтение художественной литературы о зиме,

- Рассматривание иллюстрации,

- Наблюдения на прогулке.

Ход занятия:

Воспитатель: Кто мне скажет: Какое время года у нас за окном? (Ответы)

Воспитатель: А, какая зима? (Холодная, морозная, белая).

Воспитатель: Правильно. Зимой очень холодно. А что можно делать зимой? (Ответы)

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам зашел в гости. Узнали? (Снеговик)

Воспитатель: А, какой наш Снеговик? (Ответы)

Воспитатель: А давайте мы тоже слепим снеговиков. (Ответы)

Воспитатель: Сначала нам надо вылепить какой ком? (Большой). А наш снеговик, из каких форм состоит? (Ответы)

Воспитатель: Давайте, покажем руками большой ком, затем – поменьше, самый маленький. После того, как мы слепили комочки разного размера их надо плотно прижать друг с другом, то есть построить снеговика.

На голове натянута красивая шапочка-беретка.

- Что у него на лице? (Глаза, нос, рот).

Физкультминутка:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так

(имитируют движения ушей)

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

(по показу воспитателя)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать.

Воспитатель: Мы с вами немного отдохнули. А теперь можно приниматься за работу. Да? Только помните, что снежные комочки должны быть круглыми, иначе наш снеговик будет грустить.

Дети начинают самостоятельно лепить снеговика.

Воспитатель: Ух ты! Какие интересные снеговики получились. Они все такие разные и смешные.

Мы из снега ком слепили,

Даже куклу мастерили.

Снег, снег, белый снег –

Вышла кукла лучше всех!

- Молодцы, ребятки. Это просто чудесно, что вы слепили? (Снеговика).

Воспитатель: А сколько шаров мы накатали? (Много. Три).

Воспитатель: Сколько получилось снеговиков? (Много).

Воспитатель: Давайте мы их поставим в большой хоровод, пусть танцуют вместе с нами.

Автор: Юрина Светлана Владимировна, воспитатель МБДОУ №1 «Звездочка» (г. Березовский, Кемеровская область).

Цель: познакомить детей с традицией чаепития на Руси, активизация речи.

Задачи:

- познакомить с самоваром, выяснить сходство и различия с чайником;

- закреплять знания детей о видах чая;

- воспитывать интерес к истории русского народа;

- формировать связную речь детей, обогащать словарь следующими словами: заварочный чайник, чайная пара, самовар, крепкий, ароматный, чаепитие;

- закреплять название предметов чайной посуды (чашка, блюдце, сахарница);

- активизировать употребление звука «Ч» в словах;

- развивать речевое дыхание.

Словарная работа: чайник, самовар, заварочный чайник, крепкий, ароматный, чаепитие.

Предварительная работа:

- рассматривание альбомов, иллюстраций;

- заучивание пословиц, стихотворений по теме;

- слушание русских народных песен;

- знакомство с чайным сервизом;

- беседа о видах чая (черный, зеленый), горячем чае, правилах безопасного поведения.

Материал и оборудование:

Самовар, чайник, чайная пара, сахарница, заварочный чайник, сахар-рафинад на блюде, иллюстрации с разными самоварами, нарисованные чашка, блюдце - для составления чайной пары, запись русских народных мелодий.

Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, художественное слово, индивидуальная помощь.

Ход:

Организационная игра под музыку.

Делаем головкой - ник-ник-ник.

Пальчиками ловкими - чик-чик-чик.

Хлопаем ладошами - хлоп-хлоп-хлоп.

Топаем мы ножками - топ-топ-топ.

А потом на стульчики мы сели…

Сказку посмотрели.

Стук в дверь. Входит Федора (кукла бибабо).

- Здравствуйте, мои дорогие. Помогите мне. Пригласила бабушек старушек на чаепитие, а что из посуды на стол поставить, забыла, что из угощения приготовить, не знаю.

Воспитатель: Ребята, куда старушек Федора пригласила? (ответы детей)

Воспитатель: А что такое чаепитие? (ответы детей) Ах, все понятно, чай хотят вместе попить, да поговорить.

Федора: Помогите, как стол накрыть, подскажите.

Воспитатель: Тебе нужно то, что воду для ароматного и крепкого чая вскипятить поможет.

Вносим самовар.

Я пузатый, я пыхтящий,

Я большущий и блестящий.

Воду вскипячу, чаем угощу.

Я – русский самовар!

Воспитатель: Приятно познакомиться, дети, что это? (самовар) Очень давно самовар помогал людям на Руси воду вскипятить, а какой бытовой прибор нам дома помогает чай приготовить? (ответы детей) Посмотрите на чайник и самовар, они похожи, что одинакового в них есть? (Крышка, донышко, носик, ручка) А чем отличаются эти предметы? (у самовара 2 ручки и есть ножки). А вот еще какие были самовары на Руси, посмотрите на иллюстрации. (спросить детей, кому какой самовар нравится на иллюстрации)

Федора: Хорошо, на стол я самовар поставлю, пусть воду кипятит, а что же в заварочном чайнике мне заварить?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это тоже чайник, только заварочный. Что мы заварим кипятком? Какой бывает чай? (ответы детей)

Игра «Чай».

Вот чашка, вот другая,

(одна ладошка, другая)

Вот чайник заварной,

(ладошка над ладошкой)

Наливаем чай мы в чашку

(имитация)

И остудим его с тобой

(дуем на «чай»)

(повторили 3 раза)

Федора: Я люблю сладкий чай.

Воспитатель: Дети, чтобы чай стал сладким, нам нужен…(сахар). Раньше чай пили с сахаром вприкуску. Сахар был кусочками, вот такой. Давайте мы им наполним… какую посуду? (ответы детей) Правильно, сахарницу. Каждый возьмет по кусочку и скажет, куда его опустит. (Я опущу сахар в сахарницу)

Федора: Я вспомнила, еще нужны чайные чашки. Только их перемыть нужно.

Воспитатель: Мы тебе поможем.

Физминутка «Моем посуду» (звучит музыка)

1, 2, 3, 4

Мы посуду перемыли.

Чайник, чашку, ковшик,

Ложку и большую поварешку.

Мы посуду перемыли.

Ничего мы не забыли

(имитация, повторили 3 раза)

Воспитатель: Посмотрите, чашки блюдца перепутались, нужно составить чайную пару.

На магнитной доске каждый, магнитами прикрепляет свою чайную пару, подобранную по цвету.

Федора: А чем же гостей угощать буду, с чем чай пьют?

Воспитатель: Посмотрите на картины, с чем раньше чай пили? (ответы детей) А вы с чем любите, чай пить? (ответы детей)

Воспитатель: Вспомнила, Федора, что нужно к чаепитию? Ребята, по очереди, напомните Федоре, что на стол поставить для чаепития (ответы детей). Кто нас стихотворениями о чае порадует?

Двое детей рассказывают стихотворение.

1. Пыхтел устало самовар

Потому, что был он стар.

Чашки, блюдца щебетали,

Гостей к чаю приглашали.

(автор Н. Найденова)

2. А я чаю заварю.

В чашку хрупкую налью.

Будем пить его мы с вами…

Как бы не обжечься… ой!

(с сайта http://www.happy-giraffe.ru/user/139017/blog/post214227/)

Воспитатель: А давайте вместе пословицы вспомним. Я начинаю, вы заканчиваете:

За чаем не скучаем… (по 5 чашек выпиваем)

Выпьешь чаю… (прибавятся силы)

Не спеши пить чай… (язык обожжешь)

Федора: Спасибо, помогли мне. Пойду я на стол накрывать, старушек-подружек ждать. До свидания!

Автор: Мокшина Галина Анатольевна, воспитатель МБОУ детский сад №1 «Звездочка» (г. Березовский).

Обобщающее занятие по теме «Птицы».

Интеграция образовательных областей: познание, музыка, социализация, коммуникация, физическая культура.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно - исследовательская.

Задачи:

Познание (ФКЦМ):

Учить детей сравнивать зимующих и перелетных птиц.

Закреплять знания детей о названиях птиц, их значении.

Формировать понимание и вызвать желание помогать птицам выжить в морозы.

Продолжать работу над формированием умения соотносить названия птиц с названием их детенышей.

Развивать умение распознавать следы птиц по их характерным признакам.

Познание (ФЭМП):

Закреплять умение считать до 5.

Коммуникация:

Упражнять в использовании форм единственного и множественного числа.

Социализация:

Развивать любознательность, зрительную память, наблюдательность, смекалку

Ход занятия:

1. Организационный момент. Дети заходят, встают в круг.

Психогимнастика:

Ты - дрозд, я – дрозд,

У тебя нос, у меня нос,

У тебя алые губки, у меня алые губки,

Мы с тобой друзья,

Мы крепко любим друг друга.

- Ребята, нам сегодня пришло письмо. Очень хочется узнать, от кого оно. Постарайтесь загадки разгадать.

Какая птица похожа на яблоко?

***

Какая птица поет синь-синь?

***

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит?

***

Ходить не умеет.

Хочет сделать шажок, а получается прыжок.

- Ребята, о ком эти загадки? Конечно же, о птицах.

- Да и письмо это от наших друзей птиц. Они пишут, что им хорошо жилось, жили они не тужили, весело играли, пели. Но с приходом зимы им стало холодно и голодно. И они просят у нас помощи.

- А вы, как думаете, почему нужно помогать зимующим птицам?

- Поможем птицам перезимовать зиму?

2. Сравнение перелетных птиц.

- Ребята, какие птицы называются зимующими? (Они не улетают в теплые края)

- Из холодных краев к нам прилетают красногрудые снегири, свиристели (показать). Ближе к человеческому жилью переселяются вороны, сороки, галки, синицы. Здесь они находят больше корма: в коре, в земле птицы добывают жуков.

- Что вам известно про жизнь птиц в зимнее время? К зиме птицы умолкают, прячутся, тело покрывается пухом, ночуют на ветках деревьев. Им трудно находить корм, надо им чаще помогать, развешивать кормушки и насыпать в них пшено, хлебные крошки, несоленое сало, семена, сушеные ягоды.

- А вы, помогаете птицам?

- Посмотрите-ка на эту стайку и скажите, какие птицы остались зимовать с нами? (нарисована кормушка, на ней выставлены в прорези круги: коричневый, белый, черный, красный, желтый, голубой, трехцветный. И отдельно лежат птицы, которые вставляются в прорези, на круг, соответствующего цвету круга. Ребенок берет птицу и вставляет на круг. Я думаю, что это воробей, потому что он коричневого цвета и т.д. Проходит характеристика внешних признаков)

- Я согласна с вами. Это все, какие птицы? (зимующие)

- А какие птицы называются перелетными? Те, которые не могут зимой найти корм, собираются в большие стаи и улетают в теплые края.

- А каких перелетных птиц вы знаете? (ласточка, кукушка, журавль)

- Первыми возвращаются грачи, скворцы, а когда появляются первые листочки на деревьях – прилетают соловьи, кукушки, ласточки.

На доске картинки перелетных птиц. Дети называют птиц и показывают картинку.

- Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? Зимующие птицы остаются зимовать с человеком. И без помощи человека им не обойтись. А перелетные с приходом осени, когда становится холодно, собираются в стаи и улетают в теплые края.

- А теперь поиграем в игру «Один -много».

Дети встают в круг, воспитатель показывает или называет одну птицу, а дети во множественном числе. (синица-синицы, сорока-сороки, дятел-дятлы)

3. Физминутка.

Звучит музыка.

По весне к нам с юга мчится

(машут руками и кружится)

Черная, как ворон птица

(прыгают, делают движения головой)

Для деревьев наших врач,

Насекомых ест всех грач.

4. Познавательно-иследовательская деятельность.

Дети садятся на стульчики.

Дидактическая игра «Письмо на снегу»

- Дети, к вам приходят домой письма, кто их пишет?

- Есть письма, которые пишут ветер и мороз. Вы их видели? Где? (на окнах)

- Есть письма, которые пишут птицы и звери, их называют следами. Их тоже можно прочитать. Давайте попробуем. (выкладываются следы возле кормушки)

- Определите, какие птицы оставили свои следы у кормушки?

Дети называют хозяина следа, показывают иллюстрацию с его изображением, уточняют его поведение (клевал, ходил, стоял)

- Ой, ребята, к нам прилетели птицы, давайте попробуем узнать их по голосу. (аудиозапись: ворона, голубь, воробей, синица, сова)

Игра на ознакомление с детенышами птиц.

- У нас в гостях птицы с детенышами. (картинка: у совы - совенок, у воробья - воробышек, у грача – грачонок, у вороны – вороненок)

- А теперь сосчитаем у совы птенцов (от 1 до5: один совенок, два совенка, три совенка, четыре совенка, пять совят)

- Как нужно заботиться о птица зимой?

Ребенок читает стихотворение:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся на крыльцо,

Стайки, как домой.

Сколько гибнет их не счесть

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

5. Итог занятия.

- Ребята, а вы как думаете, как же мы должны относиться к птицам зимой? (подкармливать птиц)

- Если мы будем заботиться о птицах, то мы поможем пережить им зиму?

- У нас есть кормушка, для чего она?

- Заполним кормушку кормом для зимующих птиц. (Дети выбирают корм: сало, пшено, яблоко, ягоды, трава, листья)

За помощь зимующим птицам детям дарят значки-эмблемы «Спаси зимующих птиц».