Программное содержание:
Материал: картина с изображением весеннего пейзажа, план-схема, полоски, раздаточный материал – цветочки, кружки (красный, синий).
Ход занятия:
1. Внести картину с изображением весеннего пейзажа.
- Какое время года изображено?
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- Как называют весенние месяцы в народе?
март – протальник, апрель – снегогон, май – травень.
2. - Сегодня мы с вами будем составлять рассказ о весне по план-схеме.
Разбор план-схемы (табличка 3*3 с картинками-изображениями):
Солнце
|
Небо |
Осадки |
Земля
|
Буква «В» |
Деревья |
Одежда
|
Птицы |
Животные |
Буква «В» - весна;
Солнце – согревает, припекает, искрится, отражается в лужах;
Небо – ясное, лазурное, белые облака, перистые облака;
Осадки – дождь, проливной, моросящий, теплый;
Земля – первые весенние цветы, подснежник, нарцисс, примула, мать-и-мачеха;
Деревья – распускаются листья, набухают почки;
Одежда – люди одеваются легко;
Животные – просыпаются от зимней спячки, меняют шерсть, линька;
Птицы – возвращаются перелетные птицы.
3. Звуковой анализ слова «Весна»
В – согласная твердая
Е – гласная
С – согласная твердая
Н – согласная твердая
А – гласная ударная
Вторая часть. Стук в дверь, входит Буратино.
4. Физкультминутка «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо (поворот головы вправо-влево).
А потом вперед,
Тут немножко отдохнет (расслабленный наклон головы вперед).
Шея не напряжена,
А расслаблена голову (голову держать прямо).
А Варвара смотрит вверх,
Выше всех и дальше всех (наклон головы назад).
Возвращается обратно,
Расслабление приятно (расслабленный наклон головы вперед).
Шея не напряжена,
А расслаблена (голову держать прямо).
5. - Буратино решил собрать букет из цветов, но не может их сосчитать. Давайте поможем ему!
Составление задачи: На верхнюю полоску кладем пять цветочков, а на нижнюю еще два. Сколько цветов на полосках?
Дети составляют задачу. Один записывает на доске.
Дети составляют свои задачи, рассказывают их.
6. Буратино благодарит детей и уходит.
Итог занятия: чем мы сегодня занимались? о чем узнали? что понравилось?
Автор: воспитатель II квалификационной категории Пантелеева И.Ю. (МДОУ №45 г. Пудож)
Программное содержание:
Ход занятия:
1. Предлагаю детям отправиться в магазин игрушек. Дети рассматривают игрушки – это животные домашние и дикие. Продавец может продать игрушку тому, кто правильно ее опишет, но не назовет ее.
Предлагаю образец рассказа: «Подайте мне, пожалуйста, игрушку. Он серенький, длинноухий, четыре лапы и маленький пушистый хвостик. На голове у него черные блестящие глазки-пуговки и длинные усы. Любит кушать морковку, капусту. Играть я с ним буду аккуратно, не буду бросать на пол. А в гости к моей игрушке будут приходить те, с кем он живет – лисенок, мишутка. А еще я для него сошью одежду, чтобы он был нарядным». Продавец догадывается, о какой игрушке идет речь.
Слушаем рассказы 5-6 человек.
2. Физкультминутка «Часы»:
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так,
И мы тоже можем так!
Смотри скорей, который час,
Тик-так, тик-так,
Налево раз, направо раз,
Тик-так, тик-так.
3. Деление слова на слоги (части)
Лиса – ли-са: - постучать по столу
Петушок – пе-ту-шок: - топнуть ногой
Зайчонок – зай-чо-нок: - хлопки в ладоши
Медвежонок – мед-ве-жо-нок: - хлопки в ладоши
Собака – со-ба-ка: - топнуть ногой
Кошка – кош-ка: - постучать по столу
4. Найди звуки в словах. Игра «Назови словечко»
Зайка – зима, забор, змея, зонт, зебра, занятия, Зина.
Лиса – лес, луг, лето, лопата, Лиза.
Петушок – пух, пузырь, первый, паровоз, помидор.
Медвежонок – мак, мир, Маша, Марина, магазин, масло, молоко, милиция, мороз.
Собака – сова, сундук, свекла, сковорода, Света, Саша, сено, стул.
Кошка – комод, квартира, ключ, кресло, кровать, ковер, Коля.
5. Итог: Сегодня мы с вами на занятии составили рассказ про игрушки. Учились делить слова на части, искали звуки в словах и называли слова на звуки.
Автор: воспитатель II квалификационной категории Пантелеева И.Ю. (МДОУ №45 г. Пудож)
Программное содержание:
Ход занятия:
1. - Ой, ребята, кто это там рычит за дверью? (ответы детей).
- Правильно, Мишка. Он, наверное, пришел к нам в гости. Пойду посмотрю. (Воспитатель вносит медведя).
- Здравствуй, Мишка, проходи! Ребята, пригласите Мишку. (Дети здороваются с медведем и приглашают его пройти). Ребята, потрогайте Мишку и скажите, какой он? Обследовательские действия детей: Мишка большой, мягкий, пушистый.
2. - Ребята, пока Мишка к нам шел, устал, ему стало жарко. Давайте на него подуем! (речевое дыхание: «ду-у-у-у-у»).
3. - Ребята, посмотрите еще, какой Мишка? Показывается модель грустного настроения.
– Какой Мишка? (грустный). Почему он грустный? (вопросы детей).
А грустный Мишка потому, что у него дома остался маленький друг – Медвежонок. Он тоже хотел прийти к нам в гости, но не смог перейти через речку и остался дома.
- Ребята, давайте сами сходим за медвежонком! Ты, Мишка, посиди у нас в садике, а мы тебе твоего друга принесем.
4. Отправляемся в лес. В лесу темно, давайте зажжем фонарики. Пальчиковая гимнастика (поочередное сгибание и разгибание пальцев рук):
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем,
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
5. По дороге встретили геометрические фигуры «круг» и «квадрат». Обследовательские действия детей. Дать задание: разобрать «круг» в один домик, а «квадрат» в другой.
6. - А вот и домик, а рядом речка, давайте для медвежонка построим мостик через речку. Возьмите бревнышки (цветные карандаши), раскатаем их (между ладонями) и кладем друг за другом. Вот и получился мостик!
Медвежонок проходит через мостик и отправляется с ребятами в детский сад.
7. По пути играем в игру «Медведь и дети» (физминутка):
Мишка по лесу гулял,
И детишек он искал.
Долго-долго он искал,
Сел на травку, задремал.
Стали деточки плясать,
Стали ножками стучать:
-Миша, Мишенька, вставай,
И ребяток догоняй!
(Дети убегают от медведя, он их догоняет)
8. Пришли в детский сад. Медвежонок видит разноцветные кубики.
- Что это? Что из них можно построить? Дети отвечают медведю и строят башни разного цвета.
9. Медведи радуются. Показывается модель радостного настроения.
- Ребята, какое настроение у медведей? Почему? А когда Мишка к нам пришел, какое у него было настроение? А сейчас какое у него настроение? Покажите! Почему у них такое настроение? (ответы детей).
10. Предлагаем медведям остаться у нас в гостях и поиграть с ребятами.
Автор: воспитатель I квалификационной категории Дорофеева С.В. (МДОУ №45 г. Пудож)
Программное содержание:
Ход занятия:
1. Воспитатель везет кошку и собаку на машине и говорит: «Едут киска и собачка и ребяткам машут лапкой. Кто к нам приехал? На чем приехали? Поздоровайтесь с гостями».
2. В это время выставляет на дороге зайца и спрашивает: «Кто это, ребятки? Ах, зайчик, ах, проказник, выскочил на дорогу? Что может произойти? Скажите зайчику: «Беги, беги, лапки береги!» (Дети повторяют). Ну-ка, киска, дай сигнал (би-би-би), и наш зайчик убежал! (Дети повторяют, как сигналит киска).
3. Вдруг зайчик плачет. Воспитатель побуждает детей спросить, почему он плачет? Отвечает: «Он тоже хочет покататься на машине. Давайте его покатаем».
Предлагает детям посадить зайца в машину к кошке и собаке: «Садись зайчик в машину».
Спрашивает: «Куда сел зайчик? (в машину), На чем звери катаются? (на машине)».
4. Воспитатель продолжает: «Ехали, ехали и на мусор наехали (в это время раскидать по полу разноцветные пробки). Дальше не проехать! Что же делать?»
Предлагает собрать мусор. Достает коробочки красного, желтого, синего цвета и предлагает собрать пробки в свою коробочку. Дети выполняют задание.
5. Когда задание выполнено, воспитатель продолжает: «Ну вот, можно дальше ехать. Ехали, ехали и в садик приехали. Спросите, понравилось ли им кататься на машине?
6. Ребята, давайте поиграем с ними!» (игра по выбору).
7. Звери долго катались и очень проголодались. Давайте их накормим.
Дидактическая игра «Кто что любит? На подносе морковка, молоко, косточка. Дети кормят зверей приговаривая: «На, собачка, грызи косточку», «На, киска, лакай молоко»…
8. Звери благодарят детей и уезжают домой.
Автор: воспитатель I квалификационной категории Дорофеева С.В. (МДОУ №45 г. Пудож)
Задачи:
Ход занятия:
1. Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка»
Проснулся язычок, в вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».
2. Гулял язычок в лесу, заблудился и заплакал. Как? (Уа) вспомнил как нужно звать на помощь и закричал. Как? (Ау). Вдруг слышит язычок, что кто-то поет в лесу песенку, и стал слушать: Ц-ц-ц-ц-ц. Кто же это поет? – думает язычок. И вдруг увидел белочку. Белочка сидит на ветке и цокает: ц-ц-ц. Какую песенку поет белочка? Дети повторяют по очереди.
Идет язычок по лесу и поет песенку белочки, встретил петушка (пальчиковая гимнастика). Петушок спрашивает: «Вы не видели курочку и цыплят?» (ответы детей). Ребята, как можно позвать цыплят? (цып-цып-цып). Дети зовут цыплят и сыплют зернышки (пальчиковая гимнастика).
Прибежали цыплята, клюют зернышки. Тут цыплят заметила кошка Царапка. Как зовут кошку? И говорит: «Сейчас я цыплят цап-царап». Что сказала кошка? (ответы детей). Скажите ей: «Ц-ц-ц-Царапка, не пугай цыплят!» (дети повторяют). Царапка испугалась и убежала.
3. Тут пришла курица и снесла яйцо. Выставляются картинки.
Проговаривание чистоговорок: «Цо-цо-цо – снесла курица яйцо» или «Цо-цо-цо-у курицы яйцо».
Далее рассматриваем картинки, слова на которых начинаются на звук «ц» (цветок, цыпленок, цирк, цапля).
4. Итог занятия, поощрение детей (картинка-раскраска: курица с яйцом).
Автор: воспитатель I квалификационной категории Дорофеева С.В. (МДОУ №45 г. Пудож)
Программные задачи:
Материал: Рассказ «Как Миша варежку потерял» (см.: Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., 1981), две игрушки – медвежата Шустрик и Мямлик, картинки с предметами, в названии которых есть звуки «с», «ш» на каждого ребенка, фишки для поощрения правильных ответов детей.
Ход занятия:
1. Вопросы к детям: Какое сейчас время года? Как догадались?
Почему зиму называют веселой? Почему зиму называют злой?
2. Чтение рассказа. Вопросы по содержанию:
О ком говорится в рассказе?
Что связала бабушка Мише?
Куда побежал Миша?
Кто еще был около горы?
Что сделал Миша?
Кому и что крикнул Миша?
Что мелькнуло в воздухе?
Куда умчали санки Мишу?
Помог ли кто-нибудь найти варежку? Или Миша сам ее нашел?
(Ответы детей).
3. Повторное чтение. Пересказ рассказа с продолжением, придуманном детьми (3 рассказа). Оценка рассказов детьми.
4. Физкультминутка «По дубочку постучишь».
5. Назовите, какие гласные звуки мы знаем? Как вы догадались, что они гласные? А звук «с» какой? Почему?
6. Рассказ: «Жили-были два брата-медведя Шустрик и Мямлик. Шустрик – веселый, всегда все успевал. Мямлик – очень медлительный, у него не хватало времени даже на любимые игры, поэтому он всегда грустил. Шустрик проснулся рано и уже встал с постели, а Мямлик еще только встает.
Шустрик уже одет, а Мямлик только (одевается).
Шустрик заправил кровать, а Мямлик только (заправляет).
Умылся - умывается.
Почистил зубы – чистит.
Позавтракал – завтракает.
Пришел в детский сад – еще идет.
Позавтракал – завтракает.
Нарисовал – рисует.
Оделся – одевается.
Подскажите, как сделать так, чтобы Мямлик тоже стал веселым?»
7. Мямлик загадывает загадку:
«Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки,
Дайте снег, готовы… (санки)».
Маленькие санки, а большие… (сани).
Сколько слогов в слове сани? А сколько гласных звуков в слове сани? Вывод: сколько гласных, столько и слогов. Назовите первый слог, назовите второй слог.
8. Составление предложения со словом сани. Первое слово, второе слово. Дети-слова выходят к доске. Что получится, если поменять местами? Давайте расширим предложение? Выделение первого, второго, третьего слова.
9. Физкультминутка:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
10. Игра «Угадай звук». Звук «с» - поднимают руки вверх, звук «ш» - прячут за спину.
11. Игра «Разложи по местам». Выделить в слове «машина», «автобус» звук «с» или «ш». Задание: взять свою картинку и положить рядом с автобусом картинки с предметами, в названии которых есть звук «с», а с машиной – в названии которых есть звук «ш».
12. Игра «Мамина сумка»: Мама купила в магазине товары, которые начинаются на звук «м».
13. Итог занятия, подсчет фишек, заработанных детьми.
Автор: воспитатель I квалификационной категории Пономарева Т.Г. (МДОУ №45 г. Пудож)
Программное содержание:
Материал: Картинки-предметы со звуками «р», «л» в названиях, игрушка собака, зеркала, бельевые прищепки.
Ход занятия:
1. Артикуляционная гимнастика:
- Вкусное варенье
- Гармошка
- Часики
- Накажем язычок
- Поучим носик и ротик дышать
2. Стихи-добавлялки:
Дедушку зовут Лука, у него болит…(рука)
На столе с картошкой плошка, за столом голодный… (Прошка)
Рисовал художник ламу и картину вставил в…(раму)
Вкусный и душистый плов приготовил повар…(Пров)
Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я…(пил)
В блеске солнечных лучей по земле бежит…(ручей)
Воспитатель: «Я еще раз перечислю некоторые слова из стихотворения: ЛЛЛука, РРРука. Даша, какой звук ты услышала? Какой первый звук в слове Лука? Какой первый звук в лове рука?»
Послушайте: ррр-летит самолет близко (приложите руки к груди и произнесите «ррр»). «Ллл» - улетел самолет далеко (отодвигаются руки в стороны).
3. Игра «Покажи, где летит?» ррр, ллл, ллл, ррр
Дети, постарайтесь услышать в словах, которые я назову, звук «Р». Если услышите, прижмите руки к груди. Слушайте: хобот, робот, танец, ранец, игла, пары, полы, ложки, рожки. Молодцы!
4. Игра «Соблюдай порядок»
У меня на столе разложены карточки. Рассмотрите их, запомните, в каком порядке они лежат. Запомнили. Вызвать ребенка, предложить ему отвернуться и назвать их по порядку. Затем вызвать двух человек, назвать первый звук в слове лук, ручка.
5. Пальчиковая гимнастика
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги пальцев от указательного пальца к мизинцу и обратно на каждый ударный слог.
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
Но я же играю, с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
6. Воспитатель: «Рррр» Кто так рычит? Кто так ворчит? Дети отвечают. Воспитатель показывает собачку: «Это собачка Рекс. Рекс умеет считать. Спросите, сколько у него глаз? Ушей? Хвостов? Лап? Если дети отвечают правильно, Рекс тоже отвечает на вопрос.
7. Работа со скороговоркой
«Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов». Дети произносят в разном темпе, с разной силой голоса.
8. Придумай слово со звуками «р» и «л». За каждый ответ выдаются фишки.
9. Итоги занятия.
Автор: воспитатель II квалификационной категории Нефедова Л.В. (МДОУ №45 г. Пудож)
Страница 53 из 54