Поиск по сайту

Купить рекламу на сайте

Тексты конспектов занятий

Автор: Баталова Евгения Владимировна.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.

2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

3. Воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях, бережное отношение к воздуху.

Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы, мыльные пузыри, ткань для парашюта, шапочки ученых по количеству детей, указка, туалетная вода с цветочным ароматом, картина о загрязнении воздуха.

Форма проведения: подгрупповая.

Ход:

1. Орг. игра с воздухом «Парашют»

Воспитатель: Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

 НОД Воздух-невидимка

 НОД Воздух-невидимка

Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)

- Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.

- Ребята, давайте превратимся в настоящих ученых, будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны? (дети одевают шапки)

- А как вы думаете, где ещё находится воздух?

Дети: Он повсюду (он везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас).

Воспитатель: Вы когда-нибудь видели воздух? (нет). Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Воспитатель: Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)

Воспитатель: А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).

- Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)

- Что в них находится? (воздух)

- Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка.)

- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха.

- Вот мы и открыли первый секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).

 НОД Воздух-невидимка

 НОД Воздух-невидимка

- Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.

- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («зачеркнутое цветное пятно»)

(на доску выставляется карточка - символ)

- А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории.

Опыт «Что в стакане?»

- Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан)

- Есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой)

- Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду. (нужно держать ровно).

- Попадает ли вода в стакан? (нет)

- Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (дети трогают стакан)

Дети: Сухой!

- Почему стакан остался сухим? (в стакане был воздух, и он не пустил воду).

- А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит? (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).

- Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место. Молодцы, открыли и второй секрет воздуха (внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух).

 НОД Воздух-невидимка

- Запишем наши наблюдения с помощью вот такой карточки. («пустой стакан»)

- Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)

Опыт «Воздух в человеке»

(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)

- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)

- Почему появились пузырьки? (выходит воздух)

- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха.

 НОД Воздух-невидимка

- Запишем результаты опыта с помощью карточки. («изображение человека»)

- А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

(взмахи руками)

Закачалось деревцо

(качаемся)

Ветерок все тише, тише,

(приседаем)

Деревцо все выше, выше

(поднимаемся на носочки).

Д/и «Имеет ли воздух запах?»

- Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей)

- Как мы это можем проверить? (понюхать воздух)

- Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? Четвертый секрет: Воздух – не имеет запаха. («нос»)

Предложить встать в круг и отвернуться, распылить.

- Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду)

- Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха? (запах дошел до нас) Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носов. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие-нибудь запахи? (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком из прачечной, и т.д).

- А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов)

- Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть движение воздуха (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, штора на ветру). Мы узнали пятый секрет (воздух может двигаться).

- Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)

 НОД Воздух-невидимка

- Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.

- Сможет ли человек жить без воздуха?

Опыт «Не дышу»

- Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами. (пауза)

- Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)

- Чего вам не хватало? (воздуха)

- Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)

Д/и «Кому нужен воздух»

Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?

(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).

- Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). Шестой секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому».

- В нашей лаборатории, ребята, я нашла картину.

- Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).

- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).

- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:

- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.

Итог НОД:

- Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.

- Что это? (надувает пузырь)

- Что внутри них? (воздух)

- Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок,

не замерзнуть ли пузырьки на улице.

- Сейчас можно и поиграть с пузырьками:

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что их не поймать.

 НОД Воздух-невидимка

Автор: Смольникова Елена Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №272» (г.Пермь).

Цель: активизация и обогащение опыта решения детьми познавательно-игровых задач на образование множеств предметов (геометрических объемных фигур) по разным основаниям.

Дидактические задачи: актуализация представлений детей о сущностных и дополнительных признаках объемных геометрических форм и их эталонах; игротворческие умения детей (модификация структурных элементов (правил), обогащать опыт игрового взаимодействия, развивать осознанное отношение к игровым правилам и рефлексивные умения.

Игровая задача: победить в соревновании со сверстниками (быстро и правильно осуществив все игровые действия и правила).

Дидактический правила: правильно подобрать основу для призмы, соотнести форму и размер геометрического тела и плоскостной геометрической фигуры (основы призмы). Правильно подобрать основу для призмы, соотнести форму и размер, украсить елку игрушкой похожей по форме.

Игровые правила: начинать выполнять задание можно только после команды ведущего, задание нужно выполнить, соблюдая правила, помогать другому можно тогда, когда сам выполнил свое задание, выигрывает та команда, которая быстрее и правильно украсит елку.

Организационно-регулятивные правила: нести игрушку - фигуру на ладошке, чтобы не перевернулась; не мешать и не толкаться; если игрушка готова встать и показать ее на ладошкe; украшать елку, прикрепляя игрушки поочередно.

Игровые действия: изготовление игрушки из выбранной формы, украшение елки в команде.

Содержание игры:

Вариант 1.

В игре участвует 10 игроков и 1 ведущий. Игроки делятся на 2 команды. По сигналу ведущего игроки выбирают соответствующую их команде фигуру, наполняют ее красочным содержимым. Кто быстрее - получает один жетон. Когда все члены команды наполнили (разукрасили) каждый свою (фигуру) по сигналу ведущего игроки по очереди подбегают и прикрепляют игрушку к елке. Выигрывает та команда, которая быстрее украсила елку. Третий жетон получает та команда, которая правильно подобрала игрушки на елку.

Вариант 2.

Изменение правил игры. За быстрое и правильное выполнение задания, каждый игрок получает фишку. По итогам игры каждый член команды сдает фишки, они суммируются, и большинство фишек у команды приводит их к выигрышу.

Методические рекомендации:

Оборудование: Набор полых гeометрических фигур, 2 елки разной формы (конус пирамида), емкости с цветными наполнителями (цветной дождик, мишура, нитки, конфетти), мольберт, 4 стола, 4 подноса, фигура Деда Мороза, Снегурочки, приз (дидактическая игра).

Ход игры:

Вариант 1.

Дети и воспитатель сидят на ковре, на котором приклеены треугольники и квадраты.

Воспитатель: Какой праздник мы с вами ждем с нетерпением? У вас так красиво в саду, вы ждете Деда Мороза. Придет Дед Мороз, и как ласково он будет вас называть? Вот меня он назовет Елена Михайловна. А тебя, как ласково назовет Дед Мороз? А тебя? Воспитатель знакомиться с детьми.

- Кто главный гость на Новом году? Я загадаю загадку, а вы мне скажите.

Загадка про елку.

Воспитатель: Новый год еще не пришел, и наш музыкальный зал еще не украшен. Нет елки. Но мы с вами можем поторопить праздник. Смотрите, что я вам принесла. (Выносит). Это елки, да не простые. Они из страны геометрии. Как вы узнали, что это елки? Ни иголок, ни веток.

Дети: Похожи на елки цветом, формой.

Воспитатель: А есть между ними что-то разное? Не похожее? Чем они отличаются друг от друга?

Дети: Разной формы.

Воспитатель: Правильно, одна елка похожа на конус, можно сказать, у нее грани гладкие, без уголочков. А эта? На какую фигуру похожа? Такую фигуру называют пирамида. У нее есть грани и углы. Эти елки можно назвать новогодними?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему? (Не украшены). Что надо сделать, чтобы они радовали нас?

Дети: Украсить.

Воспитатель: У вас в группе много разных игр, с некоторыми вы играете: магазин, путешествие, а с некоторыми вы играете на cтолах - это игры с правилами. Но вот, наверное, новогодней игры с правилами у вас в группе нет. Можно ее, конечно, в магазине купить, только может там ее и не продают. А можно придумать самим, попробуем? Наша игра, как вы уже догадались, будет про новогодние елочки, которые надо сначала украcить.

- А чем украшают елки?

Дети: Игрушками.

Воспитатель: Я приглашаю вас в новогоднюю мастерскую. Игрушек готовых нет, но у меня вот что есть, только я не знаю, можно ли этим украсить елку. Хочу с вами посоветоваться. (Достает поднос с геометрическими формами). Что это? Фигyры, что это за фигyра? (Объемный круг. Шар). (Рассматpиваeт, дает детям обследовать). Назовите все имеющиеся фигуры. Как узнать, какая это пирамидка?

Дети: Посчитать углы у основания призмы.

Воспитатель: Основание - это то, на чем стоит призма. Эти фигуры можно превратить в красочные разноцветные игрушки для новогодней елки? (Да). Как? Что мы сможем сделать?

Дети: Разукрасить.

Воспитатель: У меня есть материал, который поможет сделать из этих прозрачных форм веселые раскрашенные новогодние игрушки для елки. Его можно положить в формы и закрыть крышкой. Скажите, а любая крышка подойдет? У меня есть много крышек разной формы, давайте проверим, надо ли внимательно выбирать крышку для призмы, или можно брать любую? (Проверяем 2-3).

- Мы с сами будем мастерами, будем елочные игрушки изготавливать, но ведь мы решили игру придумать. Какую можно игру придумать про то, как игрушки изготавливают? Чтобы игра получилась, надо правило придумать. Если у нас будет две мастерских, то как же узнать, кто и мастеров самый умелый, самый быстрый можно разделиться на команды. А как разделиться? По тем фигурам, из которых будем делать игрушки. Там, где вы сидите, лежат геометрические фигуры. Кто сидит с кругами - подойдите. Елку, какой формы вы будете наряжать? А те, у кого квадраты? Те дети, у кого круги попадают в команду «Деда Мороза», а те, у кого квадраты в команду «Снегурочки».

(Подходит к команде «Дед Мороза)

Воспитатель: Какие фигуры вы будете выбирать?

Дети: Без углов.

Воспитатель: На какую елку вы будете прикреплять?

Дети: На конус.

Тоже с командой «Снегурочки».

Воспитатель: Столы у нас есть, елочки есть, нaполнитель для форм есть, (достает, кладет фигуры на столы), фигуры есть. А как будем фигуры делить? По каким признакам будем выбирать фигуры? С углами, без углов. Для вашей елки, фигуры какой формы вы будете выбирать? Как будете выбирать без углов крышечку для фигуры? Основание призмы?

- Какие же правила надо выполнять, что выиграть и получить приз. Я для вас приготовила карточки, которые будут обозначать правила, которые мы с вами сейчас обсудим, у меня есть одно правило, как вы думаете, что оно обозначает. Выбирать игрушки только по одной. Зачем нужно это правило? (Иначе не успеем). Какие еще правила необходимо соблюдать в этой игре? (Дети предлагают правила).

- А вы, какие предлагаете еще правила, что бы выиграть? Например, какое правило надо соблюдать, чтобы игрушка не развалилась и не перевернулась ее крышка? (Дети предлагают правила, воспитатель помогает их оформить в речи и вывешивает знак на фланелеграф).

- Когда наполните игрушку и закроете ее крышкой, надо встать, положить игрушку на ладошку, чтобы мне как ведущему было понятно - вы сделали, и лишь потом нести игрушку к елке. Когда понесете игрушку к елочке, нести надо на ладошке, чтобы не высыпать содержимое на пол. Хорошее правило получилось. A какое правило поможет нам не толкаться около елочек? (Не мешать друг другу). И еще одно правило важное: мы будем работать в команде вместе. Какое правило поможет нам не мешать друг другу? (Работать дружно и по порядку).

- Напоминаю, вам необходимо выбрать свою фигуру, наполнить ее украшением, подобрать крышечку. Какая команда сделает быстрее, получает один балл.

- Подойдите к своим столам. Все готовы? По моей команде начинаем украшать. Раз, два, три.

(Дети выполняют задание, наполняют полые геометрические формы мишурой, подбирают крышечки. Воспитатель наблюдает, по необходимости включается в деятельность).

Воспитатель: Победила команда… Получает 1 балл. Теперь необходимо украсить елку. Постройтесь в колонну. По одному необходимо добежать до елочки, приклеить к ориентиру – липучке, и вернуться своей команде.

Воспитатель: Команды готовы? Раз, два, три, беги. Дети пo очереди подбегают к елке, приклеивают фигуры-игрушки.

Воспитатель: Какая команда закончила быстрее? Получает 1 балл. Быстро нарядила эта команда. Кто же победил? Помните, мы договорились - нарядить елку не только быстро, но и правильно. А правильно? Давайте проверять. Команды проверяют результаты друг друга. За правильность каждая команда получает 1 балл.

Подводят итог.

Воспитатель: Вам понравилось? Что в игре больше всего понравилось: придумывать игру или играть в нее? Получилось ли игра так, как мы ее задумали? Почему? Почему фигурки не сломались, не рассыпались украшения? Почему все успели свою игрушку на елку поместить? (Правила выполнялись, все очень старались, дружно все делали, друг за друга болели, вместе придумывали правила в игре, такие интересные идеи предлагали друг другу). Итак, кто за то, что игра у нас получилась очень хорошо, без одной ошибочки? Кто считает, что игра совсем не получилась? Кто думает, что мы хорошо поиграли в игру, но не всему пока научились, надо поиграть еще несколько раз. А можно в эту игру по-другому поиграть? Мы с вами сегодня играли в игру, которую придумали сами. Молодцы! Посмотрим, что же Дед Мороз принес. (В мешке новая дидактическая игра)

Автор: Баталова Евгения Владимировна.

Задачи:

1. Уточнить и расширить знания детей о жизни лесных зверей зимой, познакомить с тем, как звери подготовились к зиме, что едят в зимний период.

2. Упражнять в ходьбе друг за другом в колонне, в ходьбе с высоким подниманием коленей, в выполнении имитационных движений.

3. Воспитывать добрые чувства по отношению к животным, к друг другу.

Оборудование: игрушки - животные (заяц, белка, лиса, медведь), белая ткань, ведерко, орехи, конфеты (угощение), разноцветные льдинки, лопатки, морковка свежая.

Ход:

- Ребята, хотите отправиться в сказочный зимний лес и узнать, как живут звери в лесу зимой?

- Чтобы быстрее добраться до леса мы поедем на поезде. Я буду паровозиком, а вы вагончиками.

П/и «Поезд».

Воспитатель предлагает взяться за веревочку и подает гудок: Ду-ду-ду! Поезд начинает двигаться сначала медленно, затем «едет» быстро.

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чух-чух-чух!

Бежит паровоз далеко, далеко

Ребят он везет далеко, далеко

Чух-чух-чух!

 Прогулка Путешествие в зимний лес

- Вот мы и приехали в зимний лес. Давайте отдохнем, присядем на пеньки. (дети садятся на корточки, воспитатель собирает веревку).

Пойдемте по дорожке друг за другом.

Зашагали наши ножки топ, топ, топ.

Прямо по дорожке, топ, топ, топ.

Ну-ка веселее, вот как мы умеем.

- Молодцы, ребята! Посмотрите, кто это сидит на веточке? Правильно, это белка.

- Что любит есть белочка? (шишки, орехи). Поэтому осенью она запасла много орехов и насушила грибов. Давайте угостим белочку орешками, скажем «до свидания», и пойдем дальше.

 Прогулка Путешествие в зимний лес

- Ребята, смотрите, кто сидит под кустом? Какие у зайчика ушки? (длинные). А шубка, какого цвета? (белая). Поэтому его не заметишь на снегу.

- Что любит кушать зайчик? (морковку). Кушает заяц веточки и кору деревьев зимой. А мы с вами угостим его морковкой.

- Зайчик хочет с нами поиграть!

П/и «Зайка беленький сидит».

- Кого же зайка испугался? (лису). Лисичка рыжая. А хвост, какой у лисички? (длинный, пушистый). Лиса в лесу охоться на мышек и заек. Давайте угостим ее печеньем, она станет добрей, и не будет зайку пугать. Скажем «до свидания» лисичке, и пойдем к елке.

 Прогулка Путешествие в зимний лес

Физминутка

Как на горке снег-снег

И под горкой снег-снег

И на елке снег-снег

А под снегом спит медведь

Тише, тише не шуметь.

- Посмотрите, какой сугроб под елкой. (приподнять ткань). Да это же мишка спит! Что делает мишка зимой в лесу? (спит, лапу сосет). Мишка спит всю зиму, отдыхает, сил набирается. Чтобы мишке сладко спалось, угостим его конфетой. Не будем его будить, пойдемте по тропинке.

 Прогулка Путешествие в зимний лес

Сюрпризный момент – дети находят разноцветные льдинки в сугробе. Воспитатель предлагает собрать их в ведро, чтобы украсить свой участок.

Прогулка Путешествие в зимний лес 

 Прогулка Путешествие в зимний лес

- А сейчас, нам пора возвращаться в детский сад. Держитесь за веревочку. Перед нами высокие сугробы, чтобы пройти нужно высоко поднимать ноги. Вот так (показ).

Зашагали наши ножки топ, топ, топ.

Прямо по дорожке, топ, топ, топ.

Ну-ка веселее, вот как мы умеем.

 Прогулка Путешествие в зимний лес

На участке: Дети вместе с воспитателем делают клумбы из снега, украшают льдинками, выкладывают «змейку» на снежном валу.

Автор: Давидовская Н.А., воспитатель МБДОУ «Цент развития ребенка – детский сад №9 «Солнечный город» (г. Братск).

Цель: Систематизировать представления детей старшего дошкольного возраста о малой родине, родном городе, его достопримечательностях.

Задачи:

1.Образовательные:

- Продолжать формировать познавательный интерес к изучению истории и культуры города Братска через знакомство с ближайшим окружением;

- Способствовать обогащению впечатлений о родном городе, его достопримечательностях: архитектурных памятниках и интересных объектах (Братская ГЭС, Мемориал Славы, Памятник Наймушину И.И., «Ангарская деревня» и другие.)

2. Развивающие:

- Развивать умение свободно общаться со сверстниками и взрослым, проявлять инициативу, отвечать на вопросы;

- Обогащать словарный запас названиями памятников и достопримечательностей города;

- Развивать память, внимание, диалогическую речь.

3. Воспитывающие:

- Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свой город;

- Воспитывать уважительное отношение к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, государственной символике

- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в группе сверстников, со взрослым.

Предварительная работа:

Рассматривание фотографий старого и нового Братска.

Экскурсии по городу, в музей города.

Дидактическая игра «Путешествие по городу».

Рассматривание плана – схемы города.

Ход мероприятия:

Дети стоят около своих стульев, звучит гимн России.

- Какую музыку вы сейчас слушали?

- Правильно, это гимн России. Гимн – это торжественная песня, в которой народ славит свою страну.

- А что для нас значит Родина, Россия? (ответы детей)

- Правильно, ребята, молодцы!

Слайд 1.

- Ответов на этот вопрос может быть много:

- Родина – это страна, в которой мы родились и живем;

- Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки;

- Это земля, на которой жили, трудились наши предки;

- Земля, которую наши предки защищали от врагов;

- Родина – это наш край, город, поселок;

- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка;

- Это место, где стоит наш детский сад.

- Самое прекрасное слово на свете – Родина, Родина-мать. У каждого человека есть Родина и все любят её. Любят место, где он родился и живет.

Слайд 2.

- Как называется наша Родина (страна)?

- Правильно, Россия.

- Да, Родина у нас всех одна – это Россия.

Слайд 3.

- Назовите столицу России.

- Правильно, Москва.

- Москва – всем городам мать.

Слайд 4.

- Мы живём с вами в Иркутской области. Это ещё одна наша родина – малая родина. Это то место, где мы родились, выросли, ходим в детский сад.

Слайд 5.

- Какая достопримечательность есть в Иркутской области?

- Правильно. Достопримечательность нашей области – озеро Байкал.

Слайд 6.

- Из озера Байкал вытекает река Ангара. На реке Ангаре стоит наш город.

Слайд 7.

- Назовите город, в котором мы живём.

- Да, Братск.

- Наша с вами малая Родина – это город Братск Иркутской области.

- Послушайте стихотворения о Братске.

(Читают дети)

Раскрывая вновь карту России,

Нахожу там я город, милый душе,

Замечательный город в Сибири,

Что находится на Ангаре.

Городом Братском его мы зовём,

Родиной малой, всегда молодой,

О городе этом мы песни поём,

И город мы славим краем-мечтой.

Мой город Братск, в развитии неутомимый,

Ты стал моей надеждой и судьбой.

Люблю тебя, родной мой город милый,

Ты – родина, и я горжусь тобой!!!

Здесь люди, добрые душой,

Снега, пьянящие собой,

И много сердцу мест родимых,

Разлукою непобедимых.

- У нас в городе есть свои достопримечательности. Какие?

Слайд 8.

- Братская ГЭС.

Слайд 9.

- Памятник Ивану Ивановичу Наимушину. Наймушин Иван Иванович - начальник строительства Братской ГЭС. Почетный гражданин города Братска. Он возглавил коллектив строителей Братской ГЭС. Под его руководством в суровых климатических условиях в необжитых районах Восточной Сибири была построена Братская ГЭС. За выдающиеся успехи в строительстве Братской ГЭС в 1966 году И. И. Наймушину было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. В 1973 году И. И. Наймушин трагически погиб в авиационной катастрофе. 1 сентября 1981 года у плотины Братской ГЭС ему установлен диабазовый бюст. Бывшая улица Сибирская пос. Энергетик переименована в улицу Наймушина.

Слайд 10.

- Памятник Степану Борисовичу Погодаеву, Герою Советского Союза находится в поселке Энергетик, на улице его имени около кинотеатра «Голливуд». Открыт памятник 12 ноября 1977. Изготовлен однополчанином С. Б. Погодаева, севастопольским скульптором Ф. И. Матвеевым. Во время ВОВ 9 мая 1944 г. он закрыл своей грудью амбразуру вражеского дота. Его именем названы улицы города Братска (в п. Энергетик) и города Севастополя.

Слайд 11.

- Мемориал Славы является украшением города и памятным местом для всех горожан. О том, как создавался мемориал Славы, и кто нашел погибших на фронте братчан, чьи фамилии выгравированы на стеле возле памятника. Он был возведен к тридцатилетию Великой Победы.

Слайд 12.

- Памятник Воинам-Интернационалистам находится на 7-м микрорайоне в пос. Энергетик.

Слайд 13.

- Ангарская деревня. Расположена в 12 км от центрального Братска, на берегу Братского водохранилища. Ангарская деревня - архитектурно-этнографический музей, который был создан в 1979 году и входит в число музеев Российской Федерации, расположенных под открытым небом. Музей «Ангарская деревня» состоит из двух секторов: эвенкийского и русского. В русском секторе представлены отреставрированные памятники, перевезённые из деревень Приангарья. В музее 32 подлинных памятника деревянного зодчества. Ангарская деревня уникальна лесным ландшафтом, практически не изменённым вмешательством человека. Памятники деревянного зодчества, дополненные движимыми памятниками традиционной материальной культуры ангарских крестьян, воссоздают среду обитания человека в Приангарье XIX - середины XX веков: усадьбы и исторический деревенский ландшафт, и, самое главное - сохраняют подлинные элементы народной культуры. Эвенкийский сектор располагается в заповедной густой тайге с многовековыми соснами. Эвенки - это один из коренных сибирских народов, когда-то кочевавших на оленях на огромном пространстве Северной Азии. Множество воссозданных на секторе предметов отражают почти все стороны жизни эвенков. Эвенкийский сектор представляет собой группу из нескольких жилищных и шаманских комплексов, отдаленных друг от друга на небольшое расстояние. Между комплексами в музее расположены охотничьи ловушки, система эвенкийских знаков и шаманская личина, вырезанная на дереве. Здесь можно увидеть несколько воссозданных типов эвенкийских захоронений. В Ангарской деревне популярными стали ежегодные общегородские праздники («Троица», «Последний звонок», фестиваль «Дорогами народных ремёсел» в рамках праздника «Бабье лето»), праздники народного и православного календаря («Масленица раздольная», «Святая Пасха», «В гостях у матушки Зимы», «Осенины»), образовательно-игровые программы («Русской печки нет добрее», «Кто в глуши твоей таится», «Святыни русского дома»). Сюда обязательно приезжают молодожены, которых традиционно встречает колокольный звон, братчане привозят своих гостей, здесь с удовольствием отдыхают дети и взрослые.

Слайд 14.

- Братский острог. Башня Братского острога уникальна. XVII века (1654 г.) Это бревенчатое укрепление, основанное казачьим пятидесятником Максимом Перфильевым на Ангаре напротив Падунского порога. С утратой военного значения в XIX веке острог превратился в село Братско-Острожное, позже Братск. В связи с сооружением Братского водохранилища село было перенесено на новое место. Одна из башен острога была разобрана и перевезена в Москву, находится в музее деревянного зодчества в Коломенском.

Слайд 15.

- У нашего города есть свой герб и гимн.

(прослушивание гимна города Братска)

Слайд 16-19.

Мультимедийная игра-тренажёр «Найди достопримечательности Братска».

- Молодцы! Эти памятники и достопримечательности вы, конечно же, знаете!

- А вы знаете, что у нас в городе появились новые памятники, такие как:

Слайд 20.

- Памятник Ивану Ивановичу Наймушину (почётному гражданину Братска) и первостроителям нашего города установлен в сентябре 2014 года, в год 60-ти летия БратскГЭСстроя, организации руководителем котором был Иван Иванович Наймушин. Памятник находится в сквере первостроителей Братска. Сквер первостроителей расположен в 1 микрорайоне посёлка Энергетик.

Слайд 21.

- «Замок» находится в сквере замков, расположенном в 1 микрорайоне посёлка Энергетик.

По всему миру появилась традиция вешать замки во время свадеб, это красивая традиция. Для того, чтобы окультурить это явление, создать хранилище замков, своеобразную летопись города, где братчане могут найти свой замок через много лет, и была установлена эта скульптура - архитектурное сооружение. Представьте как здорово, смотреть на красивый сквер и знать, что здесь есть замок твоих дедушки с бабушкой, есть замок родителей, твой и следующий будет повешен на свадьбе твоих детей, внуков.

Слайд 22.

- Скульптура «Шапка-ушанка» появилась в феврале 2011-го года в Центральном Братске на ул. Ленина. Эта скульптура удобна для сидения, как кресло. Шапка-ушанка ассоциируется с сибирскими морозами, любимый головной убор всех сибиряков.

Слайд 23.

- Необычная скульптура - робот ремонтник находится на территории Братской ГЭС. Однако постамент установлен так близко к воротам, что хорошо виден прохожим и автомобилистам. В высоту робот около двух метров. Он собран из автомобильных запчастей. Робот-ремонтник, так похожий на трансформера, призван увековечить юбилейную дату. Он стал символом того, что на этом предприятии, работают, как сами себя называют, железные парни. Веселый трехметровый пожарный занял свой пост в промзоне Падунского округа. Эта скульптура создана в честь представителя опасной профессии.

Слайд 24.

- Скульптура «Башмак» находится на улице Солнечной (около дома №3) в жилом районе Энергетик рядом с цветочным магазином «Цветы на Солнечной». Памятник Чарли Чаплину, гениальному актеру. Скульптура установлена напротив кинотеатра «Чарли». Фигура знаменитого комика отлита из металла в натуральный рост.

Слайд 25.

- В 45 квартале Правобережного округа на Бульваре Орлова рядом с домом №11 по улице Сосновой открыли стелу «Я люблю Братск».

- Все эти памятники и достопримечательности делают наш город красивым и интересным для жителей и гостей нашего города. Я предлагаю вам посетить их вместе с родителями.

- Наш город молодой, развивается, появляются новые достопримечательности. Вместе с нами и родителями вы еще многое увидите и узнаете.

- А сейчас я предлагаю вам вспомнить и назвать свой домашний адрес.

Слайд 26.

Итог:

- Вот и подошло к концу наше занятие, и я хочу сказать вам, ребята: «Давайте никогда не будем забывать о том, что мы, братчане, ответственны за то, что дорого сердцу и душе, и всегда беречь наш город, нашу реку, наши леса и поля».

Тебя, мой Братск, я понимаю!

Таким, как есть, воспринимаю!

Живи, любимый городок,

Мой милый сердцу уголок!

- Наше занятие окончено, спасибо.

Приложение. Презентация к занятию.

Скачать презентацию (формат ppt)

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

 

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Моя малая родина Братск

Автор: Абдулвагабова Наида Магомедовна, воспитатель МБДОУ "ДС "Елочка" (г. Тарко-Сале).

Скачать презентацию (формат ppt)

Интегрированное занятие Родной город

Интегрированное занятие Родной город

Интегрированное занятие Родной город

Интегрированное занятие Родной город

Интегрированное занятие Родной город

Интегрированное занятие Родной город

Интегрированное занятие Родной город

Интегрированное занятие Родной город

Интегрированное занятие Родной город

Интегрированное занятие Родной город

Интегрированное занятие Родной город

Интегрированное занятие Родной город

Интегрированное занятие Родной город

 

Автор: Данилова Елена Павловна, воспитатель первой квалификационной категории д/с «Колокольчик» (п. Бисерть, Свердловская область).

Цель: Приобщить детей к культуре и традициям народов России.

Задачи: Дать представление о празднике «День народного единства». Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям. Воспитывать уважение к культуре других народов.

Ход:

Зал празднично украшен, на центральной стене изображение «Памятник Минину и Пожарскому».

Звучит песня «Шире круг». Выходят дети старшей с флажками и подготовительной групп с полотнищем флага.

Старшие обходят зал, перестраиваются с 3 колонны, флажки перед грудью, подготовительные встают полукругом за ними.

Ведущий: (слайд №1) Ребята, 4 ноября вся наша страна будет отмечать День народного единства. Во все времена русские люди любили свою родину, слагали о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной стороны совершали подвиги. (слайд №2)

- Этот памятник стоит в Москве на Красной площади (показать на фотографию памятника Минину и Пожарскому).

- На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Кузьме Минину и воеводе князю Дмитрию Пожарскому - благодарная Россия». Эти люди спасли свою страну от врагов, которые захватили ее. Они объединили весь народ в большую единую армию, и освободили Москву, а потом и другие города. Они показали стойкость, мужество, беззаветную преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

(слайд №3)

- И мы так же горячо любим свою Родину, учимся дружить, работать, вместе играть, прощать друг другу шалости, забывать обиды.

Воспитатель: Ребята, покажите свои ладошки, потрите их друг об друга.

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, свет!

Здравствуй, добрый мой сосед!

С праздником вас поздравляем!

Праздник наш самый главный, государственный и славный.

Нынче каждый из ребят с праздником поздравить рад.

Дети старшей группы:

1. Мы День Единства отмечаем,

России праздник молодой,

И всем и каждому желаем

Стране быть верным всей душой!

2. Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем, горящим в груди!

Нам равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из детского сада гони!

3. Деревни, села, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!

(слайд №4)

Ведущий:

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Упражнения с флажками (дети старшей группы).

Дети садятся.

Дети подготовительной группы образуют круг с платочками триколора, под песню «Моя Россия» выполняют движения и выстраивают триколор.

Стихи подготовительной группы.

Максим:

Вьется флаг над Россией прекрасной,

Бело – синий он и ярко – красный,

Символ равенства, братства народа,

Независимости и свободы.

Даша Л:

Нет земли дороже, чем Россия,

Родились мы здесь и здесь живем,

Это наша гордость, наша сила,

Ведь Россию Родиной зовем!

Настя:

В 21 веке мы живем, то есть Я,

Пусть по всей России дружит детвора,

Пусть солнце улыбается, в волнах отражается,

И сияет над землей людям всем и нам с тобой.

Исполняется песня «Дети солнца» (слайд №5).

- Ребята, вы хотите увидеть нашу малую Родину? Будьте внимательны!

Презентация «Бисерть» (слайд №6,7,8,9..26)


Ветер светлую воду

У плотины колышет,

Отражаются звезды

Ночью в тихом пруду.

Если спросят меня

«Где живешь ты, дружище?»

На Урале отвечу,

я в Бисерти живу!

Здесь простор необъятен,

здесь – то, чего нет и в столице,

И такой красоты я пожалуй

Уже не найду.

Посмотрите вокруг у людей

Здесь приветливы лица

Я горжусь друзья тем,

что в Бисерти живу.

Есть другие места

Где не хуже жилища,

Воздух свежий, но жить

Я туда не пойду.

Если спросят меня:

«Где живешь ты, дружище?»

На Урале отвечу,

я в Бисерти живу!

Ведущий: У каждого человека есть Родина. Ребята, что означает слово Родина? (место, где он родился и живёт, где живет мама, папа, мой дом, поселок, улица, д\сад).

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это - Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобой

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

***

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы.

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»

1.

Главное богатство в России живет.

Великий, могучий российский…(народ).

2.

Нет богатства драгоценнее на свете.

Это большие и малые…(дети).

Ведущий: Конечно же вы, дети. И я приглашаю детей старшей группы. на игру.

Муз. игра «Ворон», подготовительную. группу на «Плетень».

Музыка. Вход Карлсона.

Карлсон: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Как вас много! А что вы здесь делаете? А варенье будет? А конфеты? Я так запыхалса, когда летел к вам!

Ведущий: Здравствуй, здравствуй, дорогой Карлсон! Видно летел ты издалека. Ты, наверное, очень устал?

Карлсон: Конечно, ещё спрашиваете! Я живу очень далеко, в другой стране, в очень большом городе, на самой высокой крыше!

Ведущий: Уважаемый Карлсон, а как же называется страна, в которой ты живешь? Какой главный город твоей страны?

Карлсон: А я не знаю, как называется страна и город! Зачем мне знать? Я живу на крыше, оттуда все и всех видно. Я летаю везде, где захочу. А разве вы знаете, как называется ваша страна?!

Ведущий: Конечно, Карлсон, наши ребята знают и как называется наша страна, и как называется главный город страны! Правда, ребята?

Карлсон: (спрашивает у детей) Что-то мне не очень верится! Ну-ка ответьте мне в какой стране вы живете?! (ответы детей)

Ведущий: Вот видишь, (слайд №27)я же говорила, что наши ребята все знают! Россия – самая большая страна в мире! Она занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. В нашей стране живет очень много народов, и у каждого народа есть свои песни, музыка, культура, обычаи и обряды. И все мы дружно играем, учимся и работаем. Мы, например, живем в Уральском краю. И зовут нас? (Уральцы)

Старшая группа: Песня «Здравствуй, родина моя».

Карлсон : А что еще интересного есть в вашей России?

Ведущий: А ты послушай, и смотри (слайд № 28)

Здесь твое сердце, русская земля

У древних стен великого кремля

Всем городам российским ты глава

Столица наша, славная - (Москва.)

(слайд№29) У нас есть президент, как его зовут? Он управляет государством. На всех государственных праздниках у нас звучит песня, которая прославляет Россию, её народ, её историю. Давайте послушаем.

Карлсон: Какая важная песня! У неё есть название?

Ведущий: Сердцем Москвы является Кремль (слайд №30), который стоит на Красной площади (слайд №10), здесь проходят народные гулянья, митинги, демонстрации, парады. Все кто приезжает в Москву обязательно приходят на Красную площадь, полюбоваться её красотой (слайд №31,32,33).

Арсений:

В Москве на Красной площади

Крепость возвышается.

С башнями красивыми –

Кремль называется. (слайд №35)

А на башне со звездой

Каждый час мы слышим бой.

Часы огромные время отбивают:

Их Курантами люди называют. (Звучит бой курантов.)

Конкурс – Собери куранты.

Юля:

А еще над Кремлем

Гордо развивается

Символ России –

Как он называется? (Флаг).

(слайд №36)

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Ведущий: (слайд №37)

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Воспитатель: Двуглавый орёл на гербе России – это символ смелости, мужества и силы. У птицы две головы для того, чтобы видеть всё происходящее вокруг.

Ведущий: Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее. Много сложил о ней пословиц и поговорок. Послушай, Карлсон, какие пословицы и поговорки о Родине знают ребята!

Родина любимая – что мать родимая.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить – Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина мать, умей за нее постоять.

Человек без Родины – что соловей без песни.

На чужой сторона и весна не красна.

- Нет в мире краше (Родины нашей)

- Где лодырь ходит (Там земля не родит)

- Хлеб соль да вода (То российская еда)

Воспитатель: Есть у России и другие символы, характерные только для нашей страны. (слайд №38)

Русская березка.

Хоровод «Земелюшка – чернозем».

- Это русская народная игрушка - матрешка (слайд №39).

Подвижная игра «Собери матрешку» (3 косынки), 3 команды.

Ведущий: (слайд №40) Народ российский испокон веков славился силою, удалью, ловкостью молодецкой. И были всегда на Руси богатыри – эдакие силачи с добром сердцем и чистою душою.

- Ребята, а давайте и мы покажем Карлсону, какие крепкие, сильные, ловкие и удалые дети живут в России, на Урале!

Карлсон: И я хочу посоревноваться. Я ведь мужчина в самом расцвете сил, я все могу, я сильнее всех, быстрее всех, ловчее всех.

Ведущий: Подожди, подожди, Карлсон, не хвались заранее.

1. Перетягивание каната.

2. Бой подушками.

Ведущий: Карлсон, не расстраивайся ты так сильно! Ты просто почаще к нам прилетай в гости в Россию. У нас в каждом детском саду, в каждой школе дети занимаются физкультурой и поэтому они такие сильные и здоровые! Ты прилетай к нам на занятия, позанимайся с ребятами, тогда и ты станешь сильным, ловким, быстрым!

Карлсон: Да! Это какие же должны быть сильными и быстрыми ваши папы и мамы, если маленькие дошколята так хорошо справляются с самыми трудными заданиями! Наверное, в России народ самый спортивный, самый сильный! Правда, ребята?

Ведущий: (слайд №41) Но все же нам хотелось узнать, в какой стране ты живешь. Ведь мы тебе сегодня рассказали про свою страну – Россию, и мы просим тебя узнать о своей стране все самое интересное и следующий раз рассказать нам о своей родине.

Карлсон: Я хочу вам преподнести подарок. Сначала думал подарить вам банку малинового варенья, но увидел, какие здоровые и закаленные и решил подарить вам сок, ведь он прибавляет всем детям и взрослым только здоровье! (раздает сок детям).

Ведущий: Спасибо, Карлсон!

Карлсон: А теперь мне пора домой. Я обещаю узнать все о своей стране и рассказать вам о своей Родине в следующий раз. Договорились? До свидания, ребята. (улетает)

Ведущий:

Что остается нам в наследство

От наших дедов и отцов?

Конечно, любящее сердце

К земле родной -

Основе всех основ.

Лиза:

Какая Родина красивая

Остановись и посмотри

Моя земля, моя Россия

Мы все наследники твои.

Катя:

Берегите Россию,

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть.

Сева:

Пели сегодня и танцевали

Россию нашу здесь прославляли

Любите её, берегите её,

Дороже России нет ничего!

(слайд №42)

Ведущий: Вы – маленькие россияне. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, и дружно скажем (торжественно): «Если дружба велика – будет Родина крепка!»

Ведущий приглашает всех гостей на общий хоровод «Мы на свет родились».

Приложение. Презентация к занятию

Скачать презентацию

День народного единства

Автор: Ахметшина Рушания Галимзяновна, воспитатель по обучению татарскому и русскому языкам первой квалификационной категории МБДОУ №74 (Республика Татарстан, г. Нижнекамск).

Цель: с помощью различных приемов помочь детям вспомнить название и содержание сказок и стихов Габдуллы Тукая, вызвать радость от встречи с этими художественными произведениями. Добиваться того, чтобы дети запомнили название сказок и имя автора. Воспитывать любовь и интерес к сказкам и стихам татарского поэта Г.Тукая.

Ход занятия.

Показываю детям портрет писателя. Предлагаю вспомнить и назвать книги, которые написал Г.Тукай. Демонстрирую книги, которые дети назвали: «Кончил дело – гуляй смело», «Шурале», «Водяная».

- А сейчас угадайте, из каких стихов и сказок я прочту отрывки:

Уж начали птицы от нас улететь,

Чтоб в дальних и теплых краях зимовать.

(Стих «Осень»)

Игрушек накупив,

Наш белый-белый дед.

«Спасибо, милый дед!»-

Ему кричали в ответ.

(«Белый дед»)

Не страшны одной лишь ели,

Ни морозы, ни метели.

(«Ель»)

- Из какого стихотворения данные отрывки?

Жили дружно мы с Зайчихою вдвоем,

И зайчата резво прыгали кругом.

Составляли мы единую семью,

Тихо радовались мирному житью.

Волк зубастый наших детушек поел,

Хоть бы вовсе он, разбойник, околел!

(«Бедняга заяц»)

Ну, давай, Акбай, учиться! Сядь, дружок, на хвостик свой!

Смело стой на задних лапках! Чур, не падать, прямо стой!

- Ах, зачем меня ты мучишь? Я совсем еще щенок,

Мне всего недель двенадцать…Не хочу учить урок.

(«Забавный ученик»)

Есть аул вблизи Казани,

По названию Кырлай.

Даже куры в том Кырлае

Петь умеют, Дивный край!

- В какой сказке Г.Тукай описывает этот дивный край? (В сказке «Шурале»).

Рядом киска – озорница

Притаилась не дыша,

Смотрит киска на катушку

Вот игрушка хороша!

(«Киска – озорница»)

Подполья жительница – мышь,

В чулане шастая тайком,

Не знаю, как и почему,

Попала в чашку с молоком.

(«Мышь, попавшая в молоко»)

Джин, разбойник или призрак – этот скрюченный урод?

До чего он безобразен, поневоле страх берет.

Нос изогнут наподобье рыболовного крючка,

Руки, ноги – точно сучья, устрашат и смельчака.

Злобно вспыхивают очи, в черных впадинах горят.

Даже днем, не то, что ночью, испугает этот взгляд.

Он похож на человека, очень тонкий и нагой,

Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.

- Кто это? (Шурале).

- Кто такой Шурале? (Ответы детей)

- Какой Шурале по характеру? (Ответы детей)

Золотым блестящим гребнем над зеркальною водой

Космы ведьма продирает, прядью тешится седой.

Причесалось чудо-юдо и мгновение одно

В озеро – бултых! – нырнуло и ушло к себе на дно.

- Кто это? (Водяная).

- Как называется эта сказка? (Эта сказка называется «Водяная»).

- Кто украл золотой гребень у Водяной? (Золотой гребень украл мальчик).

- Как вы думаете, правильно поступил мальчик?

- За что ругала мама мальчика?

- А сейчас послушайте отрывок из следующей сказки Г.Тукая:

Пошли. Идут, идут дорогой полевой

Навстречу - ни души, ни мертвой, ни живой.

Идут, не ведая, далеко ли идти.

Вдруг волчью голову находят на пути.

Но боязно Козе поднять ужасный груз.

Робеет и Баран: ведь он известный трус!

Стоят они, дрожат, раскрыта их сума.

Коза твердит: - Возьми! - Баран: - Возьми сама!

Коза: - Ты, дядюшка, поднимешь без труда!

Баран: - А ты смелей гораздо, борода!

Застряли на пути, ни взад и ни вперед.

Находку в руки взять - обоих страх берет.

- Как называется эта сказка? («Коза и Баран»)

- Кто главные герои этой сказки? (Коза и баран).

- Что случилось дальше с козой и бараном?

- Кто из героев сказки вам понравился больше всего, и почему?

- А сейчас предлагаю поиграть в любимую игру Г.Тукая «Замок».

Игра «Замок»

«Спеши к Тукаю, молодое поколенье,

Укрась цветами стройный пьедестал!

«Родной язык», его стихотворенье,

Его завет – народным гимном стал!» - написал С.Хаким.

Г.Тукай написал около 150 стихотворений и поэм для детей. Эти произведения дети будут читать во все времена с большой охотой и любовью.