Поиск по сайту

Купить рекламу на сайте

Error in function loadImage: The image could not be loaded.

Error in function redimToSize: The original image has not been loaded.

Error in function saveImage: There is no processed image to save.

Error in function loadImage: The image could not be loaded.

Error in function redimToSize: The original image has not been loaded.

Error in function saveImage: There is no processed image to save.

Error in function loadImage: The image could not be loaded.

Error in function redimToSize: The original image has not been loaded.

Error in function saveImage: There is no processed image to save.

Error in function loadImage: The image could not be loaded.

Error in function redimToSize: The original image has not been loaded.

Error in function saveImage: There is no processed image to save.

Error in function loadImage: The image could not be loaded.

Error in function redimToSize: The original image has not been loaded.

Error in function saveImage: There is no processed image to save.

Error in function loadImage: The image could not be loaded.

Error in function redimToSize: The original image has not been loaded.

Error in function saveImage: There is no processed image to save.

Error in function loadImage: The image could not be loaded.

Error in function redimToSize: The original image has not been loaded.

Error in function saveImage: There is no processed image to save.

Error in function loadImage: The image could not be loaded.

Error in function redimToSize: The original image has not been loaded.

Error in function saveImage: There is no processed image to save.

Error in function loadImage: The image could not be loaded.

Error in function redimToSize: The original image has not been loaded.

Error in function saveImage: There is no processed image to save.

Error in function loadImage: The image could not be loaded.

Error in function redimToSize: The original image has not been loaded.

Error in function saveImage: There is no processed image to save.

Error in function loadImage: The image could not be loaded.

Error in function redimToSize: The original image has not been loaded.

Error in function saveImage: There is no processed image to save.

Error in function loadImage: The image could not be loaded.

Error in function redimToSize: The original image has not been loaded.

Error in function saveImage: There is no processed image to save.

Error in function loadImage: The image could not be loaded.

Error in function redimToSize: The original image has not been loaded.

Error in function saveImage: There is no processed image to save.

Error in function loadImage: The image could not be loaded.

Error in function redimToSize: The original image has not been loaded.

Error in function saveImage: There is no processed image to save.

Error in function loadImage: The image could not be loaded.

Error in function redimToSize: The original image has not been loaded.

Error in function saveImage: There is no processed image to save.

Тексты конспектов занятий

Автор: Ладани Виктория Ярославна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №189» г.о. Самара.

Возрастная категория: 4-5 лет.

Цель: познакомить детей со свойствами воды (теплая, холодная, прозрачная, чистая, грязная).

Задачи:

Обучающие:

Формировать у детей элементарные знания о свойствах воды: теплая, холодная, прозрачная, чистая, грязная. На опытах доказать свойства воды. (ОО «Познание)

Активизировать и обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества воды. (ОО «Коммуникация»)

Развивающие:

Развивать умения устанавливать связи и взаимоотношения между объектами и явлениями окружающего мира. (ОО «Познание»)

Воспитательные:

Воспитывать дружеские отношения между детьми. (ОО «Социализация»)

Предварительная работа: Наблюдение за комнатными растениями; купание куклы, стирка белья; игры с игрушками в воде.

Словарная работа: активизировать словарный запас путем повтора слов – потешек.

Материал: «Капитошка» - капелька (игрушка); два тазика с водой; лейка с водой, комнатные растения; бокал с водой; губки; Солнышко, черная краска, кисточка.

Проведение НОД:

(Дети играют, в группу заходят гости).

1. Мотивация.

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

- Ребятки, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

(Дети здороваются с гостями)

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребятки, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в котором узнаем, для чего нам нужна вода. Я вам хочу рассказать сказку про одну маленькую капельку:

Жила – была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с ней купаться и пить воду. А вот однажды случилась с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку.

- Давайте, ребятки позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельку.

Дети (зовут Солнышко- русская народная потешка):

Солнышко, отзовись!

Красное, появись!

(Появляется Солнышко)

Солнышко: Здравствуйте, детки. Зачем меня звали, маленькие друзья? Или какая случилась беда?

Воспитатель: Солнышко! Мороз капельку заморозил. Помоги нам вернуть ее, пожалуйста. Птицы, звери, растения, люди не могут без воды.

Солнышко: Я вам помогу. Ветер разгоню и вашу капельку верну.

(Солнышко танцует, скрывается, и появляется Капелька)

Капелька: Здравствуйте, ребята!

Я - водяная капелька,

Я очень вам нужна,

Покапаю, покапаю –

Получится вода.

- А вы знаете, как я капаю?

Дети: Кап, кап.

Воспитатель: Капелька, поехали с нами на помощь растениям и цветам.

Физминутка (О. Емельянова)

Паровоз, паровоз, новенький, блестящий!

Он вагончики повез, прям как настоящий!

(дети встают друг за другом за воспитателем паровозиком).

Набирает поезд ход,

Машинист глядит вперед.

Держимся мы друг за друга,

И никто не отстает.

(дети идут друг за другом, обхватив друг друга руками, как вагончики поезда)

Загудел паровоз

И вагончики повез

Чох – чох, чу – чу!

Я далеко укачу!

Воспитатель: Вот мы и приехали к цветам. Садитесь, пожалуйста, на стульчики, отдохните: поставьте ноги под стул, руки на колени, спинка прямая.

(Воспитатель подходит с лейкой к растениям)

Воспитатель: Как здесь растения поживают?

Капелька: Пить хотят.

Воспитатель: Что же нам нужно сделать, ребята?

Дети: Полить их.

Воспитатель: А где та водичка?

Дети: В лейке.

Воспитатель (поливает растения): А что растения делают с водичкой?

Дети: Они ее пьют.

Воспитатель: Видишь, Капелька, без тебя погибли бы все растения.

(Воспитатель обращает внимание на стол, где стоит бокал с водой)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня бокал с водой. Скажите, пожалуйста, какая вода?

Дети: Прозрачная, чистая.

Воспитатель: А кто пьет чистую водичку?

Дети: Люди, птицы, звери.

Воспитатель: Посмотрите, что я сейчас сделаю с водой. (добавить черную краску).

Воспитатель: Какая стала вода?

Дети: Грязная.

Воспитатель: А можно ли пить грязную воду?

Дети: Нет.

(Воспитатель обращает внимание на тазики с водой. Предлагает 2-3 детям потрогать воду в одном тазике, потом в другом тазике)

Воспитатель: Какая водичка?

Дети: Теплая.

Воспитатель: А в этом тазике?

Дети: Холодная.

(Воспитатель раздает 4 детям разноцветные губки. Они обмакивают губки в воду, потом отжимают)

Воспитатель: Что это капает с губки?

Дети: Водичка.

Воспитатель: А как она капает?

Дети: Кап, кап.

Воспитатель: Вода еще нужна и для того, чтобы мы с вами были чистыми. Ребята, давайте поиграем с водой. Встаньте около стульчиков.

Игра «Умываемся» (потешка про умывание)

Кран откройся! Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза.

Мойтесь, уши! Мойся, шейка!

Шейка! Мойся хорошенько!

Мойся, мойся, умывайся!

Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

Воспитатель: Посмотрите, какие мы стали чистыми. Садитесь на стульчики.

Капелька: Молодцы, дети. За то, что вы все знаете про меня, я дарю вам вот эту водичку.

Воспитатель: Ребятки, Капельке пора прощаться с нами. Давайте мы ей скажем «спасибо» за подарок и «до свидания».

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста:

- Кто к нам сегодня приходили в гости? (Солнышко, Капелька)

- Что мы с вами узнали о воде? (Без воды не могут жить растения, птицы, звери и человек. Вода дает жизнь).

Да здравствует мыло душистое,

Купаться, нырять, кувыркаться

И полотенце пушистое,

В ушате, в корыте, в лохани,

И зубной порошок, и густой гребешок!

В реке, в ручейке, в океане

Давайте же мыться, плескаться,

И в ванне, и в бане

Всегда и везде – вечная слава воде!

(К.И.Чуковский)

Автор: Залешина Галина Петровна, воспитатель второй младшей группы МАДОУ центр развития ребенка детский сад № 83 г. Томска.

Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с разными состояниями воды.

Задачи:

Образовательные: формировать умения и навыки выявлять состояние воды «3 состояния воды: твердое, жидкое, газообразное», исследование, экспериментирование.

Воспитательные: умение наблюдать и делать выводы. Воспитывать усидчивость. Умение работать в коллективе.

Приоритетная образовательная область: познание.

В интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предпосылки УУД: умение слушать и слышать друг друга и воспитателя, умение взаимодействовать в сотрудничестве с другими детьми и с воспитателем.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Формы работы:

Беседа о воде и ее роли в жизни человека.

Рассматривание иллюстраций на тему: «Вода».

Игра с водой «Тонет - не тонет».

Чтение художественной литературы.

Наблюдение за водой, снегом на прогулках.

Исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз.

Словарная работа: твердое, жидкое, газообразное, круговорот воды в природе, спиртовка, испарилась, рыхлый, пушистый, холодный пар.

Оборудование для воспитателя: рисунки-схемы, при рассказе сказки использует рисунки, обручи, в баночке лед (спиртовка) или электрический чайник, стеклянные колбы, ведерко со снегом.

Инвентарь для детей: бумажные салфетки, растительное масло, ложечки, сосуды разных размеров, емкости для опыта.

Ход занятия:

Звучит аудиозапись журчания ручейка, стук в дверь (в руке воспитателя игрушка Капелька).

Воспитатель: Здравствуй! А ты кто? Ребята, а вы знаете, кто к нам пришел в гости? (Ответы детей).

Капелька: Я девочка - Капелька. Я расскажу вам сказку. Мой дом - лесной ручеек. Там я жила со своими друзьями и подружками. Нам очень нравилось плавать, играть в чистом ручейке. Солнышко светило ярко и было тепло. Некоторые капельки были озорники и шалуны. Они отрывались от ручейка и улетали высоко в небо, и там парили, превратившись в маленькие облачка. Но когда их было много, они падали на землю в виде дождя. Лето подошло к концу. Появились первые желтые и красные листочки. Подул холодный ветер. А солнышко стало не такое теплое и ласковое.

Воспитатель: Про какое время года идет речь? (Ответы детей).

Капелька продолжает свою сказку: Да, наступила осень. Вода тоже стала холодной, и нам уже не хотелось быстро плавать и играть. Мы старались поближе прижаться друг к другу. И вот, однажды, когда деревья были совсем без листвы, стало так холодно, что мы тесно прижались друг к другу, да так и заснули. Ручей покрылся льдом. А те наши подружки озорники и шалунишки улетели на небо и там тоже замерзли и превратились в красивые пушистые снежинки.

Воспитатель: Про какое время года рассказала Капелька? (Ответы детей).

Капелька продолжает свой рассказ: Сейчас мы спим, видим сны, и ждем, когда снова пригреет солнышко и наступит весна.

Воспитатель: Понравилась вам сказка? (Ответ детей). Ну, делу - время, потехе - час.

Капелька: А мне очень скучно, поиграйте со мной! (рассказывает ход игры)

Подвижная игра «Капелька и туча»: на полу лежат обручи, на один обруч меньше, чем детей - это тучи, а все дети - капельки, гуляют под музыку по всей группе. Как только музыка остановилась, каждая капелька должна занять любую тучу. «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась (играем 2-3 раза).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете такое выражение «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?

Воспитатель: То, что рассказала Капелька, происходит в природе на самом деле. И мы сейчас это проверим. Хотите? (Ответ детей). Сейчас мы превратимся в исследователей (надеваем форму).

Воспитатель: Вы знаете, исследователи очень серьезные люди, но тоже любят отгадывать загадки. (Капелька загадывает загадки)

Капелька:

1. Скатерть белая, весь мир одела? (Снег)

2. Когда у нас бывает снег? (Зимой)

- Давайте возьмем снег и рассмотрим его.

1. Какого цвета снег? (белый)

2. Как вы думаете, из чего состоит снег? (снежинок)

3. А ещё, какой снег? (рыхлый, пушистый)

4. А как вы думаете, на ощупь, какой снег? (холодный)

Воспитатель: Давайте проверим? Возьмите снег в руку, какие ощущения вы почувствовали? (Вода)

Воспитатель: А что происходит со снегом? (тает) А почему он тает? (рука теплая)

Воспитатель: Промокните руку о салфетку.

Капелька задает загадку: Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно? (лед)

- Давайте рассмотрим лед.

1. Какой лед? (прозрачный)

2. Твердый или мягкий? (твердый)

- А как узнать что лед твердый? (Ответы детей) Да, нужно по льду постучать.

3. А какой лед на ощупь? (холодный)

4. Что произойдет, если лёд положить на руку? (лёд тает, получается вода)

Воспитатель: Как настоящие исследователи, запишем наши с вами результаты опытов рисунками-схемами.

Воспитатель: А теперь давайте сделаем вывод! Что случилось с твердым льдом и пушистым, рыхлым снегом? (растаял, превратился в воду)

Подвижная игра «Капелька и тучка».

Воспитатель: Давайте вспомним свойства воды.

Ответы детей: вода прозрачная, без вкуса, запаха, растворяет, не растворяет.

Воспитатель: А что произойдет, если мы дальше будем нагревать воду? Посмотрим?

Возьмем спиртовку зажжем её, и посмотрим, что произойдет. Прежде чем зажечь спиртовку, вспомним, что огонь может быть:злым (если с ним баловаться), добрым (если соблюдать правила).

Зажгли. Наблюдаем, что идет пар.

Воспитатель: Что такое пар? (Это тоже вода) Можно ее собрать?

Рассказ воспитателя: Возьмем холодное стекло, и поместим над паром, что происходит?

- Пар превращается в капельки воды.

- Сольем воду в емкость и поставим на холод. Немного подождем. А сами посмотрим на рисунок-схему.

- Достаем емкость из-за окна. Посмотрите, что произошло с водой? (Она превратилась в лед)

- Вода стала твердой.

Воспитатель: Отметим, увиденное на схеме-рисунке. Теперь по схеме закрепим (круговорот воды в природе).

Круговорот воды

Итог: Все то, что нам рассказала Капелька, оказалось не просто сказкой. И мы в этом сами убедились.

Капелька: До свидания, ребятки, я полетела к своим подружкам. А вам на память обо мне оставлю волшебный мешочек.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же нам оставила Капелька? (леденцы)

- Что вам сегодня запомнилось и понравилось? (ответы детей)

Автор: Башкирцева М.Е., воспитатель высшей категории речевой группы «Дюймовочка» МАДОУ №11 «Сказка» (Башкортостан, г. Кумертау).

Цель: пополнить и закрепить представления детей о жизни диких и домашних пчел, познакомить детей с башкирской народной сказкой «медведь и пчелы», вызвать у детей желание гордиться природными богатствами нашей республики.

Словарь: бортник, бортничество, улей, рой, соты, вощина и образование прилагательных (липа - липовый, цветы - цветочный и т. д.).

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением природы Башкортостана, разучивание стихов, пословиц о меде, пчелах, беседы на данную тему.

Материал к занятию: фотоэтюд «Бортники», картинки с изображением пчеловодов на пасеке, пейзажи Башкортостана, соты, мед, чай с лекарственными травами.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, как называется наша Республика? (Башкортостан). Чем богата наша Республика? (здесь много полезных ископаемых, природа Башкирии очень красива и богата).

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку и тогда, я думаю, вы сразу догадаетесь, с чем пойдет речь на нашем занятии:

Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит - будет плохо.

Над цветами летает,

Медок собирает

(Пчела)

Воспитатель: Где пчела, там и мед, а Башкирский мед славится не только на всю страну, но и за ее пределами. Ребята, мы с вами уже знаем, что пчелы, как и животные, бывают дикими и домашними. Это единственные насекомые, которые живут рядом с человеком, и он о них заботится. Давайте представим, что вы - пчелы, и прочтем по ролям стихотворение «Пчелка»

- Где была ты?

- Тут и там.

- Где летала?

- По цветам.

- Что домой ты принесла?

- Мед, - ответила пчела

Далее воспитатель делит детей на две подгруппы, одна - дикие пчелы, другая - домашние. Домашние пчелы расскажут, как им живется рядом с человеком, а дикие расскажут домашним, как живут они.

Ребенок:

К цветку, прокладывая путь, жужжу я так натужно,

А ты стремишься увильнуть, руками машешь дружно.

Но мне и дела нет до вас - пришел моей работы час!

Я не страшнее волка старательная пчелка.

Воспитатель: Пчелки (обращается к домашним пчелам), где вы живете?

Ребенок: Мы живем в домике, который называется улей. Его нам сделал человек. В одном улье живет одна пчелиная семья. Летом мы живем на пасеке, где много липы, цветов, подсолнухов - растений медоносов. На зиму нас переносят в теплый подвал, ухаживают за нами пчеловоды.

Воспитатель: А как живется диким пчелам?

Ребенок: Мы живем в дупле. Рой всегда живет в одном месте, зимуем мы в этом же дупле.

Воспитатель: Каковы еще ваши отличия?

Ребенок: Мы, домашние пчелы, крупнее диких, и меда носим больше, но болеем чаще. Ребенок: А мы дикие выносливее, мед носим даже в плохую погоду. Летом, когда мы размножаемся (роимся) отделяется новый рой - он находит для себя свободное дупло, иногда нам в этом помогает человек. Он выдалбливает в дереве дупло, и сажает туда новый рой. Такой человек называется - бортник, сбор дикого меда - бортничество.

Ребенок: А нам пчеловод в это время готовит новый улей. И новый рой живет там. Воспитатель: Пчелки труженицы, куда же вы носите свой мед?

Ребенок: Нам, домашним пчелам, человек вставляет в улей рамки с сотами (ребенок показывает их), мы их растягиваем и носим туда мед.

Ребенок: А мы сами делаем соты.

Воспитатель: Кто главный в пчелиной семье? (Пчела - матка, она хозяйка улья). Воспитатель: Для чего нужен мед?

Ребенок: Для нас, пчел, это пища, а для человека - мед это ценный продукт питания, а также лечебное средство от многих болезней.

Воспитатель: Пчелки (обращается к диким), у вас есть враги?

Ребенок: У нас их много - медведь, лесные пожары, а бывает и плохие люди.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Сбор меда».

Ведущий:

Пчелы в ульях сидят

И в окошко глядят.

Порезвиться захотели,

Друг за другом полетели.

Дети бегут друг за другом в одном направлении. При словах ведущего: «Пчела села на цветок, Пьет она душистый сок» дети садятся, берут с пола карточки с изображением растений медоносов и говорят, какой мед они собрали (с липы - липовый, с цветов - цветочный и т. п.)

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки о меде и пчелах:

1. Мед собирается по каплям;

2. Пчела приносит и радость и сладость;

3. Любишь мед, люби и хлопоты;

4. Мед исцеляет от многих болезней.

Воспитатель: А теперь, милые пчелки, хотите узнать, почему некоторые из вас стали домашними? А выясним мы это из башкирской народной сказки «Медведь и пчелы».

Воспитатель читает сказку.

После прочтения приглашает детей за столы, на чаепитие с медом. Ребенок читает стихотворение.

Труженица пчелка

Вьется над цветком

Нектар в нем собирает

Тонким хоботком.

Свою добычу в улей

Работница - пчела,

Пока не село солнце,

Скорее понесла.

Полосочки на тельце,

Прозрачных два крыла

Попьем мы чаю с медом,

Раз трудится пчела.

Воспитатель раздает детям травяной чай с медом. Дети пьют чай и наслаждаются его ароматом.

Автор: Залешина Галина Петровна, воспитатель второй младшей группы МАДОУ детский сад № 83 г.Томска.

Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со стеклом.

Задачи:

Образовательные:

формировать умения и навыки выявлять свойства стекла (прочность, прозрачность, цвет, гладкость, шероховатость, бесцветность)

знакомить с миром стеклянных предметов.

Развивающие: развивать любознательность, внимательность, логическое мышление, умение выражать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к бьющимся предметам (стеклянным).

Приоритетная образовательная область: Познание.

В интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предпосылки УУД: умение слушать и слышать друг друга и воспитателя, умение взаимодействовать в сотрудничестве с другими детьми и с воспитателем.

Виды деятельности: Игровая,коммуникативная,познавательно-исследовательская.

Словарная работа: бесцветное, прозрачное, звонкое, цветное, стеклянное, хрустальное.

Формы работы: дидактическая игра, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками: беседы, ситуативный разговор, составление и отгадывание загадок, игры; исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Эксперимент со стеклом на выявление свойств и качеств; здоровьесберегающие технологии.

Оборудование для воспитателя: небольшие стеклянные предметы (шарики разного цвета и формы, бутылочки, баночки, фужеры, стаканы, рюмочки, палочки для проверки звонкости стекла, разделочные доски, разрезные картинки, ширма с картинками лаборатории).

Оборудование для детей: палочки для проверки звонкости стекла, рюмочки, шарики цветные.

Ход занятия:

Дети становятся в круг, вместе с воспитателем проговаривают:

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Раздается стук. Незнайка вносит коробку.

Незнайка: Здравствуйте, ребята, я опять к вам в гости пришел, да не с пустыми руками.

Воспитатель: А что это ты нам принес?

Незнайка: А вы угадайте загадку? (загадывает)

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное,

Не бежит не льется,

А ударишь - разобьется. (стекло)

Ответы детей.

- Правильно! (открывает коробку, в ней стакан и рюмочка)

- А что это за предметы?

Ответы детей.

- Из чего сделаны эти предметы? (из стекла)

- Как можно сказать они какие? (стеклянные)

Мир стекла

Воспитатель: Ребята, так вот мы сегодня и будем исследовать стекло. Итак, давайте войдем в нашу лабораторию, и начнем исследование (отодвигается ширма, на столе подносы для каждого ребенка, на них рюмочки разного цвета и формы, шарики, палочка).

1 Опыт: гладкость, ребристость, шероховатость.

Воспитатель: Ребята, возьмите в руку рюмочку, какая она на ощупь?

Ответы детей (гладкая, ребристая, шероховатая)

- Молодцы!

2 Опыт: тепло, холод.

Воспитатель: А еще, какая рюмка, теплая или холодная?

Ответы детей.

Воспитатель: Так вот, если в рюмочку налить теплую воду она будет теплой, а если налить холодной, то будет холодной. (Наливает воду в стакан)

Воспитатель: А еще что можно сказать, про стекло, оно какое? (прочное, не проливает воду)

Воспитатель: Итак, делаем вывод.

Воспитатель: Какую воду нальешь, такая рюмочка и будет.

Мир стекла

3 Опыт: цвет.

Воспитатель: Ребята, опустите один шарик в рюмку, что вы можете сказать, глядя на шарик внутри рюмки? (прозрачная, бесцветная рюмка, поэтому шарик виден).

Ответы детей.

4 Опыт: звук, хрупкость.

Воспитатель: А теперь возьмите палочку и постучите по рюмочке, что вы слышите? (звон)

Игровой момент.

На дуге привязаны бутылочки с налитой водой, поиграем, послушаем, какая получается музыка.

Звучит аудио запись разбитого стекла (за ширмой Незнайка расстроенный, разбил стекло).

Воспитатель: Незнайка, что случилось?

Незнайка: Я нечаянно уронил рюмочку.

Воспитатель: И что случилось?

Незнайка показывает на тряпочке разбитое стекло.

Воспитатель: Так вот, что за звон мы сейчас слышали, ребята? Значит, стекло еще и какое? (хрупкое и может разбиться). Значит, над быть очень аккуратным со стеклом. А почему? Как вы думаете?

Ответы детей: Можно поранится.

5 Опыт.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на горлышко банки и рюмки. Какое стекло: тонкое или толстое? Как вы думаете?

Ответы детей.

Вывод: Стекло - бесцветное, прозрачное, хрупкое, звонкое, тонкое либо толстое.

- А сейчас мы пойдем с вами в мини-музей.

Мир стекла

Выставка предметов из стекла «Какое разное стекло!»

Воспитатель: Ребята, какие предметы из стекла окружают нас?

Незнайка: Ребята, какие вы молодцы! Как много интересного я узнал! Спасибо вам! Вот вам волшебный мешочек, я хочу вас угостить за хорошую работу.

Автор: Агафонова Ирина Леонидовна, воспитатель первой квалификационной категории группы № 7 Казенное учреждение ХМАО-Югры Урайский специализированный Дом ребенка (г. Урай).

Лексическая тема: Дикие животные «На лесной тропинке».

Познавательная область: Коммуникация.

Виды детской деятельности: Предметная деятельность; экспериментирование с материалами и веществами; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; восприятие смысла музыки, сказок, стихов; рассматривание картинок; двигательная деятельность.

Цель: закрепить знания о диких животных, создавать радостное настроение, вызывать у детей положительные эмоции.

Развивающие задачи:

- Обогащать воображения и мышление у детей.

- Продолжать развивать речь (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

- Продолжать развивать целенаправленное внимание и зрительную память.

- Закреплять навыки мелкой моторики.

Воспитательные задачи:

- продолжать воспитывать доброжелательное отношение к животным;

- закреплять умения коллективно играть.

Образовательные задачи:

- закреплять умения активировать словарь детей по теме «дикие животные»;

- закрепить с детьми употребление предлогов «под», «над», «на», «за»,

- показать умение использовать в речи прилагательные.

- закрепить с детьми умение сравнивать два предмета, выделять параметры ширины (шире - уже) и находить сходства и различия.

- продолжать формировать пространственно-образное мышление; закрепить цвет.

Предварительная работа: Чтение потешек и стихов А. Барто «Игрушки», рассматривание иллюстраций к ним, беседа по содержанию.

Планируемые результаты:

Дети проявляют желание играть в подвижную игру;

Принимают участие в рассматривании игрушек.

Сравнивают их.

Принимают участие в играх.

Методы и приемы:

Информативный – рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, показ воспитателя);

Словесный метод (словесный, художественное слово, использование образцов педагога);

Репродуктивный метод (прием повтора).

Эвристический метод (проявление самостоятельности).

Словарная работа: широкая, узкая, длинный, короткий, пушистый, мягкая, теплая, под, на, за.

Оборудование: макеты растений (куст, дерево, елка). Игрушки (заяц, белка, медведь). Корзинка с грибами, шишками, баночка с медом. Белые дорожки из ткани разной величины.

Содержание организационной деятельности детей.

Организационный момент: Дети заходят в группу и садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребятки, скажите, пожалуйста, какое на улице сейчас время года?

Дети: Зима!

Воспитатель: Правильно, ребятки. На улице стало холодно, солнышко не греет. На дорожках и крышах лежит снег, дует холодный ветер, солнышко замерзло, спряталось за тучку, идет белый, пушистый снег! Снег падает на землю со снежного облака, а на земле от этого появляются пушистые сугробы. (работа с картинками)

- Мы все с вами надели теплые валенки, шапки, шубы, варежки.

- Ребята, когда мы идем на прогулку, что мы с вами одеваем?

- Саша, на ножки, что ты обуешь? (Валенки).

- Покажи, где валенки? (Показ ребенка)

- Макар, на голову ты, что оденешь? (Шапку).

- Покажи, где шапка? (Показ ребенка)

- Лида, а еще что надо одеть? (Шубу).

- Покажи, где шуба? (Показ ребенка)

- Мы еще завязываем шарфик.

- Вера, на ручки что надо одеть? (Варежки).

- Покажи, где шарфик и варежки? (Показ ребенка)

- Посмотрите, что у меня лежит в тазике? Снег. Потрогайте его. Снег, какой? Холодный. Снег, какого цвета? Белый. Он растаял, и ручки у нас стали, какие? Мокрые. Ручки у нас замерзли? Да. Их нужно согреть, подуем на них.

(Дети дуют на руки, дыхательная гимнастика).

Основная часть:

Воспитатель: Тук-тук! Кто-то к нам в гости пришел. Давайте посмотрим, кто это?

Рано-рано поутру,

Когда все крепко спали

Прямо под моим окном

Две синички щебетали

И они нам рассказали,

Чтобы все ребята знали,

Что сегодня в гости к нам,

Спешит сама Бабушка,

Бабушка - Забавушка.

Воспитатель надевает на голову косынку.

Бабушка - Забавушка:

Слышу, слышу про меня

Разговор ведете!

Здравствуйте, детишки!

Здравствуйте, гости дорогие!

Как давно мы не видались

Осень кончилась, зима

И теперь я собралась

В гости к вам пришла сама.

Бабушка - Забавушка: Запомните, меня зовут Бабушка - Забавушка и я очень хочу, с вами погулять по лесу. В лесу много снега, но там есть тропинки. Пойдемте, погуляем по ним.

Бабушка - Забавушка: Дети, посмотрите, какая у нас тропинка? Она у нас широкая. Саша, какая тропинка? (Широкая). Дети, посмотрите, что это лежит на тропинке? (На тропинке лежит опрокинутая корзинка с предметами).

- Ребята, посмотрите, кто-то тоже шел по этой тропинке и потерял корзину. Сейчас мы посмотрим, что в ней лежит.

(Воспитатель демонстрирует предметы, дети называют: морковь, шишки, грибы, мед).

- Ребятки, а как вы думаете, для кого же это все приготовили? Для наших лесных зверей, конечно.

- Давайте мы с вами пойдем к ним в гости, и отнесем им угощение.

(Дети доходят до куста, под ним сидит заяц).

- Кто же спрятался под кустом, хотите отгадать?

- Длинные уши. Короткий хвост. Кто это? (Заяц).

(Рассматривание зайца)

- Какого цвета зайка? (Беленький).

- Какие у зайца уши? (Длинные уши)

- Какой хвост? (Короткий хвост)

- А шкурка у зайца теплая, мягкая, пушистая.

- Где сидел заяц? (Под кустом)

- Что зайчик любит кушать? (Морковку)

- Чем из корзинки угостим зайчика? (Морковкой).

- Ребята, давайте поиграем с зайчиком.

Подвижная игра:

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

(Дети присаживаются на корточки в свободном построении и шевелят/руками, изображая ими уши зайца.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

(На слова «Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп» дети хлопают в ладоши.)

Зайке холодно стоять.

Надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

(На слова «Скок, скок, скок, скок» дети прыгают на месте.)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг... и ускакал.

- Ребята, пойдемте дальше. Сейчас мы с вами пойдем по узкой тропинке, и посмотрим, куда она нас приведет.

(Доходят до дерева, на нем сидит белка).

- Кто же живет на дереве, отгадайте: Короткие уши, пушистый хвост. Кто это, ребятки? (Белка)

(Рассматривание белки)

- Какие у белки уши? (Короткие уши)

- Какой хвост? (Пушистый хвост)

- Какая шкурка у белки? (Мягкая, теплая)

- Где сидит белка? (На дереве)

- Чем угостим белку из корзиночки? (Шишками и грибами)

- Грибочки, какого цвета? (Воспитатель уточняет у детей цвет и размер грибов)

(Дети угощают белку шишками, грибами и сажают ее на дерево)

Пальчиковая игра:

Сидит белка на тележке.

Продает она, орешки.

(загибаем пальчики)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

- Дети, кто-то спрятался от нас за елкой? (Медведь)

- Где спрятался медведь? (За елкой)

- Мишка, какой? (Большой)

- Чем угостим медведя? (Медом)

- Хочет мишка с нами поиграть. Давайте поводим с ним хоровод.

Хороводная игра «Мишутка»

Выходи-ка, Мишенька, попляши, попляши,

Лапкой, лапкой, Мишенька, помаши, помаши.

А мы вокруг Мишеньки все кружком пойдем,

Песенку веселую запоем, запоем.

Будем мы в ладоши ударять, ударять,

Будем, будем Мишеньку поздравлять, поздравлять.

Бабушка - Забавушка: Молодцы, ребятки, хорошо умеете водить хороводы. Ну, а теперь пора возвращаться обратно в группу. Дети, давайте возьмем свою корзинку и пойдём по нашим тропинкам обратно в группу. Вот мы и пришли. Понравилось вам гулять по лесу? (Да).

Использование ИКТ:

- Дети мы, где сегодня гуляли? (В лесу (слайд).

- Где живут заяц, белка и медведь? (В лесу)

- Зайчик, где сидит? (Под кустом).

- Где сидит белка? (На дереве).

- А мишка где сидел? (За елкой).

- Мишка, какой? (Большой).

- Зайчик и белочка, какие? (Маленькие).

- Вот какие хорошие лесные звери встретились нам на лесных тропинках.

- Детки, а к нам в гости пришли шарики-смешарики. Они не знали, что на улице зима и не оделись тепло. Им надо помочь одеться.

Проводится дидактическая игра «Подбери по цвету».

Воспитатель раскладывает перед детьми вязаные изделия (шапки и варежки), дети выбирают из них то, что подходит по цвету для его шарика.

- Я вам раздам шарики, а вы найдете им по цвету одежду. Саше дам красный шарик. Красному шарику мы подарим варежки, какого цвета? (Красные). Макару дам желтый шарик. Желтому шарику мы подарим носочки, какого цвета? (Желтые). Лиде дам синий шарик. Синему шарику мы подарим шарфик, какого цвета? (Синий). Вере дам зеленый шарик. Зеленому шарику мы подарим шапочку, какого цвета? (Зеленую). Молодцы, ребята, все шарики одели. Теперь они не замерзнут.

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, вам понравилось выполнять задания? Да. Вы так хорошо сегодня работали. Молодцы!

- Ребята, а теперь попрощаемся с гостями, скажем им до свидания, и пойдем в группу. 

Автор: Слепокурова Е.В., воспитатель первой квалификационной категории МБОУ «Начальная школа – детский сад» (Иркутская область, г. Усть-Илимск)

Программное содержание:

- Формирование представлений детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитников земли;

- Оживить представление дошкольников о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче;

- Активизировать словарный запас существительными, определениями;

- Формировать образную речь, умение подбирать образную речь, умение подбирать образные выражения;

- Тренировать глазомер, ориентировку в пространстве;

- Развивать патриотические чувства, уважение к защитникам русской земли, чувство благодарности за их подвиги, подрожать им в смелости, храбрости, ловкости, гордость за Родину.

Предварительная работа:

1. Рассматриваемые картины В. М. Васнецова «Богатыри»

2. Рассматривание серии картин «Русские богатыри»

3. Чтение отрывков о былинных богатырях

4. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей разбойник»

5. Просмотр видеофильма «Три богатыря»

Активизация словаря: Богатырь, былина, сказатель, кольчуга, щит, меч, копьё, шлем, доспехи.

Материал: аудиозапись «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой, картина В.Васнецова «Три богатыря», костюмы богатырей, оружие, современная одежда: шляпы, шапки, пистолет, шорты.

Ход:

I часть. Звучит запись песни «Россия».

Воспитатель: Русь, Родина, Россия. Какие красивые, широкие и загадочные слова. Русь! Короткое слово. Оно пришло к нам из древности и навеки осталось с нами. Как вы думаете, что означает это слово? (это поля, леса, дома, народ, кони, песни, танцы … Родина) Много есть пословиц и поговорок о Родине. Я предлагаю вам словесную игру «Доскажи словечко» по русским народным пословицам:

- Кто за Родину горой тот поистине… (герой)

- Кто Родине изменяет, того народ... (презирает)

- Жить … (Родине служить)

- Для Родины своей не сил ни жизни … (не жалей)

- А как вы понимаете пословицу «Родина мать, умей за неё постоять»?

II часть.

Воспитатель: Как вы считаете, кто защищает Родину? (армия, флот, пограничные войска). Не так давно мы отмечали праздник «День защитника Отечества», а сегодня мы с вами поговорим о героях-богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и своего отечества из глубокой старины дошли до наших дней

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли

- Ребята, а кто такой богатырь? (сильный человек, защитник, спаситель)

Рома: Я хочу прочитать стихотворение, которое написал Никита Морозов.

Силён как вольный ветер,

Могуч, как ураган

Он защищает стольный град

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

Воспитатель:

1. Как мы с вами узнали о русских богатырях? (из былин, сказаний, из песен, книг, кино, мультфильмов, стихотворений)

2. Что такое былина? (былина произошла и слова быль, было)

3. Кто слагал былины о богатырях? (сказатель, гусляр)

4. Как сказатель, гусляр рассказывали былины (ходили из селения в селения и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, и об их подвигах). Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

Тифлопедагог: Подойдите ко мне, встаньте в круг. Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной земли. Этот обычай - брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков. Мы сейчас с вами сделаем хороводный обряд - поклонение дубу.

У нас рос дубок-

(сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх)

Вот таков!

Корень да его-

Вот так глубок!

(наклоны вниз, показывая корень)

Листья да его-

Вот так широки,

(развести руки в стороны)

Ветки да его-

Вот так высоки

(руки вверх)

Ах ты, дуб-дубок, ты могуч

(медленно поднимают сцепленные руки вверх)

На ветру ты, дубок скрипуч

(покачивание руками)

Дай мне силы, отваги, добра,

(правая рука на сердце)

Чтобы землю родную

Защитить от врага!

III часть.

Воспитатель: Ребята, подвиги русских героев-богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Три богатыря», давайте её рассмотрим.

1. Кто изображён на картине художника Васнецова? (три богатыря)

2. Кто находится в центре? (Илья Муромец)

3. Как вы догадались, что это Илья Муромец? (он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь...)

4. Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)

5. Расскажите о нём? (он чуть младше Ильи Муромца, тоже сильный, могучий)

6. Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович)

7. Какой он? (он самый молодой из богатырей, хитрый, ловкий, смекалистый)

8. Куда смотрит каждый из богатырей? (они смотрят вдаль, не видать ли врагов)

9. Что охраняют богатыри? (землю русскую, границы)

10. Главным другом богатырей был кто? (конь)

11. Кто из богатырей вам больше всего понравился?

12. Кого в наше время можно назвать богатырями? (пожарники, лётчики, моряки, десантники, пограничники)

Тифлопедагог:

Коррекционная гимнастика

Дружно встанем - раз, два, три-

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек

И направо, и ещё через левое плечо

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

IV часть

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте соберём богатыря в дорогу, на подвиг героический.

Дидактическая игра «Собери богатыря»: одежда, доспехи на столах, звучит музыка «Богатырская наша сила».

- Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо. На Руси не только любили работать и защищать Родину, но и отдыхать и веселиться.

У кого душа не узкая,

Все кто любит пляску русскую,

Выходи - не ленись!

- Ребята, русский народ всегда славился гостеприимство. Это традиция продолжается и в наше время. А сейчас для всех угощение, угощение необычное. Ведь наши бабушки и мамы напекли нам блинов и пирогов.

Автор: Неустроева Юлия Владимировна, воспитатель старшей группы МДОУ «Детский сад № 6» (г. Лысьва, Пермский край).

Задачи:

дидактические: формировать навыки решения примеров, сравнения чисел; закрепить знание геометрических фигур; учить определять первый звук в слове, соотносить его с буквой;

развивающие: упражнять в умении выразительно передавать речь героя знакомой сказки; упражнять в умении запоминать расположение фигур;

воспитательные: учить детей совместному выполнению задания, умения договариваться в паре.

Демонстрационный материал: 4 конверта разной формы и цвета, схема для определения нужного конверта, письмо; паровоз, цифры от 1 до 6; 5 основных фигур; иллюстрации к сказкам; эмблемы станций «Читайка», «Считайка», «Оживляйка»; игра «Волшебные льдинки»; куклы (лиса, заяц, петух); буквы и картинки с изображением зайца, лисы, медведя, собаки и петушка.

Раздаточный материал: вагончики с примерами, прямоугольники разных цветов (по 2), «Танграмм», карточки с цифрами и знаки.

Содержание занятия.

- Дети, сегодня, когда я пришла в детский сад около двери нашла вот эти письма. Все конверты разной формы. Какие? Конверты: красный прямоугольный, синий треугольный, зеленый квадратный, желтый овальный.

- Но какое же письмо адресовано нам? Посмотрите, а здесь какая-то схема. Какой конверт для нас?

Дети рассматривают схему со шрифтом: конверт не квадратный, не треугольный, не желтый.

Ответ: Наш конверт красного цвета, прямоугольной формы.

Читаем письмо: «Помогите мне, ребята, один добрый герой сказки хотел мне помочь, другой старался мне помочь, но не смог. Кто же мне поможет?»

- Подписи нет, обратного адреса нет, от кого же это письмо? Кому нужна наша помощь? Вы готовы отправиться на помощь в сказочную страну? А на чем мы можем отправиться путешествовать? (транспорт)

Дети: На самолете, теплоходе, поезде, машине, автобусе и т.д.

- Давайте поедем на поезде. У нас есть сказочный паровозик (на доске). Из каких он фигур? Что прицепляют к паровозу, чтобы получился поезд?

- Чтобы определить место каждого вагончика, надо решить пример, который написан на вагоне.

Работа в паре: решить пример, найти ответ, определить место вагона: вагон 2-1= (1), вагон 1+1= (2), вагон 2+1= (3), вагон 5-1= (4), вагон 4+1= (5), вагон 5+1= (6).

- На котором месте будет ваш вагон?

- Вот наш поезд готов! Берите билеты, садитесь в вагоны.

Дети берут прямоугольники разных цветов (2 зелёных, 2 красных и т.п.), встают друг за другом.

Загудел паровоз

И вагончики повёз:

Чох, чох, чу, чу!

Далеко я укачу!

- Приехали на станцию «Считайка». Какие жители здесь живут? (цифры и фигуры) Может здесь находится сказочный герой, который может помочь тому, от кого мы получили письмо? Чтобы узнать, надо выполнить задания. Справимся? Садитесь за столы согласно билетам.

Дети садятся за столы в соответствии с цветом билета: двое за стол с красным флажком, двое – с синим флажком и т.д.

1. Посмотрите на карточку. Надо сравнить две цифры и поставить между ними знаки «<» и «>». Показ и объяснение первого задания на доске: 5>4.

Индивидуальная самостоятельная работа детей: 5>4, 1<2, 3>2, 4>3.

Проверка с наглядностью на доске, проговаривание «пять больше четырёх на 1».

- Проверили, у всех правильно? Мы хорошо справились с заданием и фигуры предложили нам поиграть с ними.

2. Игра «Прятки». Цель: развитие внимания, зрительной памяти, закрепление геометрических фигур.

Дети встают в круг. В руках у каждого геометрическая фигура. Дети рассматривают все фигуры, стараются их запомнить. По сигналу «Ночь!» они закрывают глаза. Один ребёнок по просьбе воспитателя отворачивается. По сигналу «День!» все открывают глаза и называют «спрятавшуюся» фигуру, её форму, цвет, размер. Игра проводится 3-4 раза.

- Фигуры дают нам подсказку (на обратной стороне фигур картинки с сюжетами из сказок: «Кот, петух и лиса», «Айболит», «Муха-цокотуха», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди»). Отважный герой находится в этих сказках. Вы узнали эти сказки? Кто кого спасал, выручал в этой сказке?

- Спасибо за подсказку. А мы поедем на другую станцию.

Станция «Читайка».

- Кто жители этой станции? (Буквы) Какие буквы вы узнали? На доске картинки и буквы: З - заяц, Л - лиса, М - медведь, С - собака, П - петух.

- Название какого животного начинается со звука «З»? (соединяем линией) и т.д.

- Дети, а из какой сказки все эти герои? Правильно, «Заюшкина избушка».

- Вот, оказывается, в какой сказке надо помочь сказочному герою. Какому? Кто же помог зайчику справиться с лисой? Правильно, петух. Показывает картинку. Оживить петушка мы сможем на станции «Оживляйка». Поехали!

Станция «Оживляйка».

- Нам надо собрать петушка из фигур по образцу. Помогайте друг другу. Выкладывание в паре из фигур петуха («Танграмм»).

Петушок – театральный персонаж: «Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, ребята! Спасибо, что вы меня оживили. Это я – спаситель! Спасибо вам, что помогли вернуться в сказку. А кто хочет помочь рассказать, как всё было в русской народной сказке?».

Кукольный театр. Показ отрывка из сказки, где петушок прогоняет лису, с помощью кукольного театра. Рассказчик – воспитатель.

- Наше путешествие закончилось. От кого мы получили письмо, кому мы помогли? Значит мы какие? (Добрые, смелые…). Я считаю, вы ещё и умные. Почему я вас умными назвала? Потому что вы справились со всеми заданиями: решили примеры, правильно расставили знаки, сложили из фигур петушка.

- Петушок оставил вам на память игру «Волшебные льдинки», чтобы мы научились складывать из фигур разные картинки.