Автор: Запруднова Л.Ф., воспитатель МБДОУ № 48 (г.Ковров, Владимирская область).
Цель: развивать у детей интегративные качества — любознательный, активный, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в коллективе.
Обучающие и развивающие:
Область «Познание»:
— уточнять и обобщать знания детей о подводном мире, о морских обитателях.
— развивать интерес и активность детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
— закрепить знания детей о составе числа 6,
— уточнить представления о понятиях «вправо» — «влево»,
— сравнивать количество предметов (больше – меньше).
Область «Коммуникация»:
— расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Подводный мир»,
— закреплять в речи название морских обитателей,
— развивать речевое дыхание,
— совершенствовать навыки словообразования,
— развивать умение находить слова с определённым звуком,
— в пальчиковых играх согласовывать речь с движениями.
Область «Физическая культура»:
— использовать релаксационные упражнения, игротерапию для создания эмоционального комфорта,
— упражнять детей в выполнении движений, имитирующих рыб.
Область «Безопасность»:
— развивать навыки безопасного поведения в различных ситуациях.
Область «Музыка»:
— двигаться в соответствии с музыкой.
Материал и оборудование: изображение морских обитателей и природы подводного мира (медуза, морской конёк, акула, скат, морская звезда, краб, дельфин, кит, осьминог, вода, водоросли, рыбы-попугай, рыбы-бабочки, рыбы-пила, рыба–клоун, рыба–ангел, рыба–собака, рыба–лягушка и т.д.), загадки про медузу, морского конька, осьминога, цифры от 1 до 5 (по 1 на каждого ребёнка), массажный мячик, стакан с водой и трубочкой для коктейля на каждого ребёнка, буквы «а», «и», «у», «о»), запись шума моря №1, музыки для релаксации №2, произведения Сен – Санса «Аквариум», стульчик для каждого ребёнка.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю.
Ход НОД:
— Ребята, давайте поздороваемся друг с другом.
Коммуникативная игра «Здравствуйте» (дети берутся за руки и проговаривают слово «Здравствуй»: первый слог дети произносят высоко, одновременно поднимая руки вверх, второй – низко, опуская руки вниз).
— Я хочу пригласить вас сегодня в путешествие, а куда, я думаю, вы догадаетесь (включить запись шума моря №1).
— Как вы думаете, что это? (море)
— А что такое море? (большой водоём)
— Какие ещё водоёмы вы знаете? (река, пруд, озеро и т.д.)
— Кто из вас видел море?
— На чём можно путешествовать по морю?
— Вы хотите увидеть, кто живёт в море?
— Но сначала я хочу посмотреть, умеете ли вы плавать.
Ритмическое упражнение «Поплаваем» (дети показывают разные стили плавания).
— Я вижу, что вы все умеете плавать, значит нам можно отправляться в путешествие. Давайте сейчас закроем глаза, когда откроем, то окажемся на берегу моря.
— Вот мы и у моря. Какой здесь чистый, свежий, морской воздух. Давайте вдохнём его поглубже.
Дыхательное упражнение «Морской воздух» (вдох – плечи поднять, руки в стороны, выдох – опустить).
— Ребята, а на чём мы сможем опуститься на морское дно?
— Я предлагаю сделать это на батискафе. Вот он ждёт нас на морских волнах. Проходите, занимайте места (дети садятся на стульчики, стоящие по кругу).
— На счёт «три» мы начнём погружение, а чтобы услышать, как мы погружаемся, я предлагаю вам провести опыт.
Опыт «Подуем в стакан с водой через трубочку».
— Вот такой звук издаёт батискаф, спускаясь под воду.
— Ну, вот мы и на морском дне в подводном царстве. Посмотрите, как здесь красиво. Давайте познакомимся с морскими обитателями. Но мы не можем выйти из батискафа. Как вы думаете, почему? (не сможем дышать).
— Что же нам делать? Как же мы сможем путешествовать? (надеть водолазные костюмы, акваланги).
— Итак, одеваем костюмы, акваланги (имитация одевания). Выходим из батискафа. Но что-то никого не видно. Видимо, морские жители нас испугались и спрятались. Давайте их поищем и познакомимся.
— Кто же нам встретился первым?
Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает
(медуза)
— Медуза приготовила вам задание «Назови морских обитателей» (выкладывание изображения рыб после называния детьми).
— Вот сколько морских жителей вы знаете. Посмотрите, а здесь спрятался следующий морской житель.
Обхватив хвостом травинку
Не за край, за серединку
На коралловый пенёк
Хочет сесть морской…
(конёк)
— Задание морского конька «Найди слово с заданным звуком» (со звуками «а», «и», «у», «о»).
— Чьё же задание будет следующим
Ты со мною не знаком,
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я…
(осьминог)
— Задание от осьминога «Составьте число 6» (Детям раздаются карточки с цифрами. По сигналу дети должны встать парами так, чтобы в сумме получилось число 6).
— Вокруг осьминога всегда плавает много рыбок. А вы хотите быть похожими на них? Поможет нам в этом музыка (Сен – Санс «Аквариум»)
Рыбки весело резвятся
В чистой, тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
— Осьминог очень любит играть, особенно со своим другом — морским ежом. А вы хотите поиграть с ежом?
Игра «Назови ласково» (например: звезда – звёздочка, акула — акулочка и т.д.)
— А ещё у морских ежей есть друг – кальмар. И однажды кальмар позвал их к себе на день рождения. Пойдёмте с ними в гости?
Пальчиковая игра «Юбилей у кальмара»
Всю семью морских ежей
(ладошки сложены вместе)
Кальмар позвал на юбилей
(ладошки упираются безымянными пальцами)
Он за стол их посадил,
(одна рука в сжата в кулак, другая прямая лежит на ней)
Чаю в чашки им налил
(одна рука прямая, другая — сжата в кулак на ней)
Подал в вазочке варенье
(кисти рук прижаты друг к другу, пальцы расставлены)
И на блюдечке печенье.
(ладошки сложены «лодочкой)
Акула мимо проплывала
(ладошки сложены вместе, «рыбка плывёт)
И застолье увидала.
(глядим в «бинокль»)
Кальмар акулу в дом позвал,
(зовём двумя руками)
Акулу чаем угощал.
(одна рука прямая, другая — сжата в кулак на ней)
Акула чай не захотела:
(грозим пальцем)
«Морских ежей бы я поела».
(руки соединены кистями, пальцы изображают зубы)
Им пришлось уплыть скорей,
(ладошки сложены вместе, «рыбка плывёт)
Вот так славный юбилей!
(руки в стороны, наклониться вниз)
— Давайте посмотрим ещё раз вокруг.
Как хочется заглянуть в морскую глубину,
Там увидишь друзей ты тьму:
Маленьких, больших и разных,
Но очень своеобразных.
— Обратите внимание, какие красивые рыбки. И названия у них очень интересные. Как бы вы назвали эту рыбку? На кого она похожа? (дети делают предположения, воспитатель рассказывает неизвестные факты про каждую рыбку: пила, морские перья, лягушка, попугай, зебра, бабочка, хирург, удильщик, собака, клоун)
— Сколько из них плывёт вправо? Влево? Куда больше? На сколько? Есть ли одинаковые рыбки?
— Ребята, скажите, без чего не бывает рыб? (без головы, без жабр, без плавников, без чешуи и т.д.)
— Ну а теперь нам пора возвращаться. Пойдёмте к батискафу, занимайте свои места. Мы всплываем.
— Вам понравилось путешествие?
— Что вы узнали нового?
— Мы приближаемся к берегу.
— Вот мы и на берегу. Посмотрите, весь берег засыпан тёплым жёлтым песком. Здесь нам будет приятно полежать. Отдохнуть.
Релаксация под запись шума моря №2.
Под слова: Всем нам снится один сон. Вы видите море с прозрачной водой и подводное царство, в котором живут необыкновенной красоты водоросли, диковинные рыбы и разные животные. А теперь будем глазки открывать, просыпаться и вставать.