Автор: Исакова Ольга Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 9 «Солнышко» комбинированного вида» (г. Прокопьевск, Кемеровская область).
Задачи:
1. Закреплять знания детей о морских обитателях, умение самостоятельно находить способы изображения предметов, порядковый счет в пределах 10.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, логическое мышление, связную речь.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, навыки культурного и организованного поведения, заботливое отношение к природе.
Оборудование: одежда для почтальона Печкина, конверт, фото Нептуна, диск, камень – указатель со стрелками, 4 емкости с разным запахом воды и соответствующие запаху картинки, 4 емкости с песком и цветным дном, цветные камни, подводный музей, деревянный игрушечный столик, секундомер, ткань для моря, стол с 10-12 морскими обитателями, шкатулка и ракушками, тарелочки с раковинами морских гребешков, фломастеры, листы с нарисованными морскими гребешками, ватман с рамкой из ракушек, губки с гуашевыми красками (красной, желтой, зеленой), влажные салфетки, простые салфетки, емкость под использованные салфетки, печать для рисования, самоклеющаяся бумага, клей, манная крупа, бархатная бумага, ножницы, наждачная бумага, мука.
Ход:
Дети вместе с воспитателем входят в группу и встают в круг.
Приветствие.
О.Ю.: Ребята, у нас сегодня в группе присутствуют гости давайте их, поприветствуем (добрый день). А теперь поприветствуем, друг друга (дети работают в паре).
У тебя носик, у меня носик
У тебя ротик, у меня ротик
У тебя губки алые, у меня губки алые
У тебя щечки, у меня щечки
У тебя бровки, у меня бровки
У тебя глазки, у меня глазки
Мы с тобой два друга
Любим мы друг друга
Мотивация.
Раздается стук в дверь, входит почтальон Печкин.
Печкин: Здравствуйте, извините, пожалуйста. Это группа «Яблочко»? Вам говорящее письмо, возьмите, пожалуйста (отдает письмо). До свидания (уходит).
О.Ю.: Нам говорящее письмо, интересно от кого оно. Будем открывать?
Дети открывают письмо. Достаем оттуда фото Нептуна, вставляем диск в ноутбук (видео подводного мира и голос Нептуна). «Здравствуйте, любители моря. Я морской царь Нептун. Хочу показать вам фрагменты моего царства. Если это вас заинтересовало, то жду вас у себя на морском дне, но для начала вам нужно отыскать камень-указатель».
О.Ю.: Ребята, видели какая там красота, хотите туда отправиться? Тогда давайте искать камень-указатель (читают надпись на камне). На право пойдешь – погибель найдешь, прямо пойдешь – морское царство найдешь, налево пойдешь – стену подопрешь. Ну что, в какую сторону пойдем?
3. Ощущение моря.
— Дети, мы с вами отправляемся на морское дно, а как вы думаете море оно какое? (ответы детей).
— Сейчас я предлагаю ощутить море. Мальчикам нужно будет на запах определить, чем пахнет вода и соотнести с соответствующей картинкой. А так как у нас мальчиков всего трое, может быть кто-то из девочек им захочет помочь. Остальным девочкам нужно будет положить камень в воду такого же цвета, который указан на дне стакана. (самостоятельная работа детей).
— Мальчики, скажите, как вы думаете, в каком стакане находится морская вода? (почему).
— Девочки, а у вас в каком стакане вода соответствующая температуре морской воде (почему).
— Молодцы, правильно определили морскую воду.
— Теперь предлагаю вам поиграть с маленькими рыбками.
4. Физминутка.
Пять маленьких рыбок ныряли в реке
(имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке
(развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко
(имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко
(грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать
(руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать
(потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил
(руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил
(убегают).
— Давайте и мы с вами нырнем в подводный мир, как эти рыбки (имитация ныряния, перешагивают через ткань, лежащую на полу как море).
5. Подводный музей.
— Ну вот мы с вами на морском дне, смотрите здесь есть подводный музей, давайте в него заглянем.
Дети рассматривают обитателей моря.
— Посмотрите, а все ли тут на месте, ничего не перепутано.
Дети ищут ошибку.
— Как вы думаете, а стул мог бы утонуть? (нет, потому что он деревянный, а дерево не тонет).
Дети достают стул и ставят его на поверхность.
— Молодцы.
— Мы с вами увидели много экспонатов.
— Давайте сейчас за 15 секунд вы мне расскажете про кальмара, каракатицу и морского ежа. Каждый из вас подумает 2 секунды и выберет того морского обитателя, про которого он будет рассказывать.
Дети выбирают, воспитатель засекает время и опрашивает 3 человек.
— Умницы.
— Двигаемся дальше. Предлагаю вам немного осмотреться. Осматриваете все внимательно, потому что к концу нашего путешествия вот на этом столе (воспитатель показывает) что-то может измениться.
Дети осматриваются.
— После пройденного пути предлагаю вам присесть.
Дети рассаживаются за столы.
— Садимся правильно, спинки прямые, ноги стоят на полу, руки на столе.
6. Морские гребешки.
На доску вывешивается картинка с морскими гребешками.
— Как вы думаете, кто это такие? (морские гребешки).
— Вы помните, когда мы их впервые увидели, то подумали, как же они передвигаются, ведь у них нет ни плавников, ни щупалец, но после того как мы с вами изучили энциклопедию подводного мира, то узнали как они передвигаются.
— Кто из вас может рассказать, как передвигаются морские гребешки? (ответы детей).
— Сейчас предлагаю подвинуть к себе тарелочки с раковинами морских гребешков и изучить их поближе и повнимательнее.
Дети изучают.
— Расскажите, имеет ли запах раковина? (какой).
— Какая она на ощупь?
— Цветом?
— Молодцы.
— Отодвиньте, пожалуйста, тарелочки с раковинами, и подвиньте к себе листы с нарисованными морскими гребешками и фломастер. Вам нужно будет каждому гребешку на раковине поставить свою цифру, но в таком порядке, в котором вы услышите из моего рассказа. Не забываем, что спину нужно держать прямо, локти лежат у вас на столе, правой рукой пишем, а левой придерживаем лист. Готово?
«Однажды гребешки решили поиграть в прыгалки и выявить чемпиона по прыжкам. Первым из них прыгнул гребешок под цифрой 3, затем 5, после 1, 4 и 6, а чемпионом стал гребешок под цифрой 2.
Дети работают самостоятельно, один ребенок на мольберте.
— Давайте проверять, поменяйтесь друг с другом листочками, у вас должно получиться так же, как на мольберте. Если все было выполнено правильно, без ошибок, нарисуйте внизу красный морской камень, если были исправления — синий. Уберите листы на край стола, давайте поиграем в подвижную игру «Море волнуется раз».
7. Перспектива на следующее занятие.
— Сегодня мы с вами вспомнили многих морских обитателей, но не говорили о морской черепахе и медузе. (вывешиваю картинки на доску).
— А с ними мы будем знакомиться на следующих занятиях.
8. Коллективная работа.
— Сейчас предлагаю вам доделать нашу работу, которую мы с вами начали.
— Лиза, тебе предлагаю сделать морской песок из манной крупы, потому что ты очень аккуратная девочка.
— Кристина, тебе доделать осьминога, ведь работу нужно довести до конца.
— Ване Стребкову и Ксюше Гусевой предлагаю вырезать и приклеить морские водоросли из бархатной бумаги, потому что они правильно и хорошо умеют работать с ножницами.
— Ване Большакову приклеить морские камни, потому что он любит работать с самоклеющейся бумагой.
— Никите, приклеить ракушкам на рамки бусинки, потому что он очень быстро выполняет работу.
— Ева и Ксюша Криволапова будут рисовать морских обитателей.
— Девочки, вам нужно будет выбрать, кто из вас будет рисовать ладонью, пальцами и кулаком, а кому придется делать отпечатки.
— Приступаем к работе.
После работы вывешиваются на доску.
— Ребята, что же у нас получилось?
— А как это получилось?
— Каждый из вас сделал свое маленькое дело, а получилась одна большая коллективная работа.
— Один бы человек смог бы это сделать?
— Давайте эту красоту оставим в подарок морским обитателям.
— Вы согласны?
9. Сюрпризный момент.
— Вы знаете, говорят, находясь на морском дне, нужно крепко закрыть глаза и произнести фразу «раз, два, три, морская волна принеси» и тогда обязательно должно случиться чудо.
— Попробуем? (пока дети произносят фразу, воспитатель на стол выставляет шкатулку).
— Посмотрите вокруг, случилось ли чудо?
— Давайте возьмем эту шкатулку с собой в группу и поставим ее на полочку красоты, где мы еще долго-долго будем любоваться.
— А сейчас нам пора возвращаться в группу (подходят к краю моря и имитация выныривания).
10. Оценка.
Включается запись на ноутбуке с голосом Нептуна, дети по одному подходят и берут ракушку.
11. Итог.
— Где мы с вами сегодня побывали?
— Что вам больше всего понравилось?
— Как вы считаете, что было самым трудным в нашем путешествии?
— Что было легко?
— Вы хотели бы еще отправиться в такое путешествие?
12. Прощание.
— Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
— До свидания.
Самоанализ комбинированного занятия в старшей группе «Путешествие в подводный мир»
Задачи:
1. Закреплять знания детей о морских обитателях, умение самостоятельно находить способы изображения предметов, порядковый счет в пределах 10.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, логическое мышление, связную речь.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, навыки культурного и организованного поведения, заботливое отношение к природе.
Данное занятие комбинированное. Я считаю, что в таком варианте проведения занятия материал усваивается детьми лучше. На занятии присутствовало 8 детей. Это 4 ребенка с высоким уровнем развития и 4 со средним уровнем развития. Структура занятия выстроена от простого к сложному. При разработке конспекта учитывались требования программы «Радуга». Занятие проходило в форме игры — путешествие. Мотивационный цикл имел ряд этапов: первый — встреча с почтальоном Печкиным (говорящее письмо), второй — встреча с морским царем Нептуном.
Уровень подготовки детей к усвоению поставленных задач был достаточный. Задачи соответствовали теме занятия, возрасту детей и их индивидуальным особенностям. Все, что было запланировано, удалось реализовать в полном объеме. Для этого была проведена предварительная работа с детьми в разных видах деятельности: на познавательных вечерах знакомились с морскими обитателями, на занятиях по изобразительной деятельности учились рисовать их нетрадиционными способами, на художественном труде учились вырезать различные фигуры из бархатной и наждачной бумаги, на занятиях математики изучали цифры в пределах 6 и учились их записывать, ездили в краеведческий музей и выставочный центр Вернисаж, где знакомились с понятием экспонат.
На занятии предоставляла детям право выбора (рассказ о морских обитателях, выбор способа рисования). Способы организации детей были разнообразны: в паре, в подгруппе, индивидуальная работа детей, в последствии, которая привела к коллективному результату.
Речевую активность детей развивала при помощи следующих приемов: беседы, рассказы, диалог, подвижная игра с речевым сопровождением, логоритмическая физминутка. Оказывала своевременную помощь в затруднительных моментах для детей. Такие приемы как: приветствие, эффект неожиданности, способствовали снятию эмоционального напряжения.
Санитарно-гигиенические условия соответствовали требованиям: помещение было заранее проветрено, освещение достаточное, использовалось практически все пространство группы, травмоопасные материалы детьми не использовались.