Конспект комбинированного занятия в старшей группе «Путешествие в подводный мир» (с самоанализом)

Автор: Исакова Ольга Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 9 «Солнышко» комбинированного вида» (г. Прокопьевск, Кемеровская область).

Задачи:

1. Закреплять знания детей о морских обитателях, умение самостоятельно находить способы изображения предметов, порядковый счет в пределах 10.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, логическое мышление, связную речь.

3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, навыки культурного и организованного поведения, заботливое отношение к природе.

Оборудование: одежда для почтальона Печкина, конверт, фото Нептуна, диск, камень – указатель со стрелками, 4 емкости с разным запахом воды и соответствующие запаху картинки, 4 емкости с песком и цветным дном, цветные камни, подводный музей, деревянный игрушечный столик, секундомер, ткань для моря, стол с 10-12 морскими обитателями, шкатулка и ракушками, тарелочки с раковинами морских гребешков, фломастеры, листы с нарисованными морскими гребешками, ватман с рамкой из ракушек, губки с гуашевыми красками (красной, желтой, зеленой), влажные салфетки, простые салфетки, емкость под использованные салфетки, печать для рисования, самоклеющаяся бумага, клей, манная крупа, бархатная бумага, ножницы, наждачная бумага, мука.

Ход:

Дети вместе с воспитателем входят в группу и встают в круг.

Приветствие.

О.Ю.: Ребята, у нас сегодня в группе присутствуют гости давайте их, поприветствуем (добрый день). А теперь поприветствуем, друг друга (дети работают в паре).

У тебя носик, у меня носик

У тебя ротик, у меня ротик

У тебя губки алые, у меня губки алые

У тебя щечки, у меня щечки

У тебя бровки, у меня бровки

У тебя глазки, у меня глазки

Мы с тобой два друга

Любим мы друг друга

Мотивация.

Раздается стук в дверь, входит почтальон Печкин.

Печкин: Здравствуйте, извините, пожалуйста. Это группа «Яблочко»? Вам говорящее письмо, возьмите, пожалуйста (отдает письмо). До свидания (уходит).

О.Ю.: Нам говорящее письмо, интересно от кого оно. Будем открывать?

Дети открывают письмо. Достаем оттуда фото Нептуна, вставляем диск в ноутбук (видео подводного мира и голос Нептуна). «Здравствуйте, любители моря. Я морской царь Нептун. Хочу показать вам фрагменты моего царства. Если это вас заинтересовало, то жду вас у себя на морском дне, но для начала вам нужно отыскать камень-указатель».

О.Ю.: Ребята, видели какая там красота, хотите туда отправиться? Тогда давайте искать камень-указатель (читают надпись на камне). На право пойдешь – погибель найдешь, прямо пойдешь – морское царство найдешь, налево пойдешь – стену подопрешь. Ну что, в какую сторону пойдем?

3. Ощущение моря.

— Дети, мы с вами отправляемся на морское дно, а как вы думаете море оно какое? (ответы детей).

— Сейчас я предлагаю ощутить море. Мальчикам нужно будет на запах определить, чем пахнет вода и соотнести с соответствующей картинкой. А так как у нас мальчиков всего трое, может быть кто-то из девочек им захочет помочь. Остальным девочкам нужно будет положить камень в воду такого же цвета, который указан на дне стакана. (самостоятельная работа детей).

— Мальчики, скажите, как вы думаете, в каком стакане находится морская вода? (почему).

— Девочки, а у вас в каком стакане вода соответствующая температуре морской воде (почему).

— Молодцы, правильно определили морскую воду.

— Теперь предлагаю вам поиграть с маленькими рыбками.

4. Физминутка.

Пять маленьких рыбок ныряли в реке

(имитация рыб).

Лежало большое бревно на песке

(развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

(имитация ныряния).

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

(грозят указательным пальцем).

Третья сказала:- мне хочется спать

(руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать

(потереть кистями плечи).

Пятая крикнула:- здесь крокодил

(руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил

(убегают).

— Давайте и мы с вами нырнем в подводный мир, как эти рыбки (имитация ныряния, перешагивают через ткань, лежащую на полу как море).

5. Подводный музей.

— Ну вот мы с вами на морском дне, смотрите здесь есть подводный музей, давайте в него заглянем.

Дети рассматривают обитателей моря.

— Посмотрите, а все ли тут на месте, ничего не перепутано.

Дети ищут ошибку.

— Как вы думаете, а стул мог бы утонуть? (нет, потому что он деревянный, а дерево не тонет).

Дети достают стул и ставят его на поверхность.

— Молодцы.

— Мы с вами увидели много экспонатов.

— Давайте сейчас за 15 секунд вы мне расскажете про кальмара, каракатицу и морского ежа. Каждый из вас подумает 2 секунды и выберет того морского обитателя, про которого он будет рассказывать.

Дети выбирают, воспитатель засекает время и опрашивает 3 человек.

— Умницы.

— Двигаемся дальше. Предлагаю вам немного осмотреться. Осматриваете все внимательно, потому что к концу нашего путешествия вот на этом столе (воспитатель показывает) что-то может измениться.

Дети осматриваются.

— После пройденного пути предлагаю вам присесть.

Дети рассаживаются за столы.

— Садимся правильно, спинки прямые, ноги стоят на полу, руки на столе.

6. Морские гребешки.

На доску вывешивается картинка с морскими гребешками.

— Как вы думаете, кто это такие? (морские гребешки).

— Вы помните, когда мы их впервые увидели, то подумали, как же они передвигаются, ведь у них нет ни плавников, ни щупалец, но после того как мы с вами изучили энциклопедию подводного мира, то узнали как они передвигаются.

— Кто из вас может рассказать, как передвигаются морские гребешки? (ответы детей).

— Сейчас предлагаю подвинуть к себе тарелочки с раковинами морских гребешков и изучить их поближе и повнимательнее.

Дети изучают.

— Расскажите, имеет ли запах раковина? (какой).

— Какая она на ощупь?

— Цветом?

— Молодцы.

— Отодвиньте, пожалуйста, тарелочки с раковинами, и подвиньте к себе листы с нарисованными морскими гребешками и фломастер. Вам нужно будет каждому гребешку на раковине поставить свою цифру, но в таком порядке, в котором вы услышите из моего рассказа. Не забываем, что спину нужно держать прямо, локти лежат у вас на столе, правой рукой пишем, а левой придерживаем лист. Готово?

«Однажды гребешки решили поиграть в прыгалки и выявить чемпиона по прыжкам. Первым из них прыгнул гребешок под цифрой 3, затем 5, после 1, 4 и 6, а чемпионом стал гребешок под цифрой 2.

Дети работают самостоятельно, один ребенок на мольберте.

— Давайте проверять, поменяйтесь друг с другом листочками, у вас должно получиться так же, как на мольберте. Если все было выполнено правильно, без ошибок, нарисуйте внизу красный морской камень, если были исправления — синий. Уберите листы на край стола, давайте поиграем в подвижную игру «Море волнуется раз».

7. Перспектива на следующее занятие.

— Сегодня мы с вами вспомнили многих морских обитателей, но не говорили о морской черепахе и медузе. (вывешиваю картинки на доску).

— А с ними мы будем знакомиться на следующих занятиях.

8. Коллективная работа.

— Сейчас предлагаю вам доделать нашу работу, которую мы с вами начали.

— Лиза, тебе предлагаю сделать морской песок из манной крупы, потому что ты очень аккуратная девочка.

— Кристина, тебе доделать осьминога, ведь работу нужно довести до конца.

— Ване Стребкову и Ксюше Гусевой предлагаю вырезать и приклеить морские водоросли из бархатной бумаги, потому что они правильно и хорошо умеют работать с ножницами.

— Ване Большакову приклеить морские камни, потому что он любит работать с самоклеющейся бумагой.

— Никите, приклеить ракушкам на рамки бусинки, потому что он очень быстро выполняет работу.

— Ева и Ксюша Криволапова будут рисовать морских обитателей.

— Девочки, вам нужно будет выбрать, кто из вас будет рисовать ладонью, пальцами и кулаком, а кому придется делать отпечатки.

— Приступаем к работе.

После работы вывешиваются на доску.

— Ребята, что же у нас получилось?

— А как это получилось?

— Каждый из вас сделал свое маленькое дело, а получилась одна большая коллективная работа.

— Один бы человек смог бы это сделать?

— Давайте эту красоту оставим в подарок морским обитателям.

— Вы согласны?

9. Сюрпризный момент.

— Вы знаете, говорят, находясь на морском дне, нужно крепко закрыть глаза и произнести фразу «раз, два, три, морская волна принеси» и тогда обязательно должно случиться чудо.

— Попробуем? (пока дети произносят фразу, воспитатель на стол выставляет шкатулку).

— Посмотрите вокруг, случилось ли чудо?

— Давайте возьмем эту шкатулку с собой в группу и поставим ее на полочку красоты, где мы еще долго-долго будем любоваться.

— А сейчас нам пора возвращаться в группу (подходят к краю моря и имитация выныривания).

10. Оценка.

Включается запись на ноутбуке с голосом Нептуна, дети по одному подходят и берут ракушку.

11. Итог.

— Где мы с вами сегодня побывали?

— Что вам больше всего понравилось?

— Как вы считаете, что было самым трудным в нашем путешествии?

— Что было легко?

— Вы хотели бы еще отправиться в такое путешествие?

12. Прощание.

— Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

— До свидания.

Самоанализ комбинированного занятия в старшей группе «Путешествие в подводный мир»

Задачи:

1. Закреплять знания детей о морских обитателях, умение самостоятельно находить способы изображения предметов, порядковый счет в пределах 10.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, логическое мышление, связную речь.

3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, навыки культурного и организованного поведения, заботливое отношение к природе.

Данное занятие комбинированное. Я считаю, что в таком варианте проведения занятия материал усваивается детьми лучше. На занятии присутствовало 8 детей. Это 4 ребенка с высоким уровнем развития и 4 со средним уровнем развития. Структура занятия выстроена от простого к сложному. При разработке конспекта учитывались требования программы «Радуга». Занятие проходило в форме игры — путешествие. Мотивационный цикл имел ряд этапов: первый — встреча с почтальоном Печкиным (говорящее письмо), второй — встреча с морским царем Нептуном.

Уровень подготовки детей к усвоению поставленных задач был достаточный. Задачи соответствовали теме занятия, возрасту детей и их индивидуальным особенностям. Все, что было запланировано, удалось реализовать в полном объеме. Для этого была проведена предварительная работа с детьми в разных видах деятельности: на познавательных вечерах знакомились с морскими обитателями, на занятиях по изобразительной деятельности учились рисовать их нетрадиционными способами, на художественном труде учились вырезать различные фигуры из бархатной и наждачной бумаги, на занятиях математики изучали цифры в пределах 6 и учились их записывать, ездили в краеведческий музей и выставочный центр Вернисаж, где знакомились с понятием экспонат.

На занятии предоставляла детям право выбора (рассказ о морских обитателях, выбор способа рисования). Способы организации детей были разнообразны: в паре, в подгруппе, индивидуальная работа детей, в последствии, которая привела к коллективному результату.

Речевую активность детей развивала при помощи следующих приемов: беседы, рассказы, диалог, подвижная игра с речевым сопровождением, логоритмическая физминутка. Оказывала своевременную помощь в затруднительных моментах для детей. Такие приемы как: приветствие, эффект неожиданности, способствовали снятию эмоционального напряжения.

Санитарно-гигиенические условия соответствовали требованиям: помещение было заранее проветрено, освещение достаточное, использовалось практически все пространство группы, травмоопасные материалы детьми не использовались.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *