Автор: Обухова Юлия Олеговна, воспитатель МБДОУ № 55 «Золотая рыбка» (г. Междуреченск, Кемеровская область).
Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды; уточнить значение её для всего живого; развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, прозрачная, окрашенная; воспитывать бережное отношение к воде.
Материал и оборудование: стаканы с водой (по количеству детей), гуашь, соль, сахар, ложечки, глобус.
Методы и приёмы: игровой (приход игрового персонажа — Тучка), наглядный (панно «Кому нужна вода», схемы, символы), практический (опыты), словесный.
Ход занятия:
1 часть.
— Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение. Чтобы много узнать на нашем занятии, нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга.
Играет музыка.
— Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку:
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Тучка)
— Правильно, ребята. К нам в гости пришла Тучка.
2 часть.
— Давайте сядем удобно на коврик.
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это?
(Вода)
— У меня в руках глобус. Это наша планета. Четвертая ее часть (зеленая) — суша, а вот эта большая часть (голубым цветом) — вода. Ребята, скажите, так много или мало воды на планете? (Много)
— А кому же нужна вода? Сейчас мы поиграем в игру «Кому нужна вода?» Подойдите к столу и посмотрите на рисунок.
— Как вы думаете, что это? (Это озеро)
— А это что у озера? (Это маленькие ручейки)
— Давайте подберем игрушки «Кому нужна вода?» и почему вы так думаете?
Дети по очереди выбирают игрушки, ставят к ручейкам и объясняют. Игрушки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек и т.д.
— Да, без воды все живое на земле погибнет.
3 часть.
Физкультминутка под музыку — журчание воды.
Дождик капнул на ладошку
(правой рукой касаемся левой)
На цветы –
(круговое движение правой рукой)
И на дорожку –
(обе руки перед собой)
Льется, льется — ой, ой-ой!
(покачивание головы)
Побежали мы домой
(бег на месте).
— Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.
— Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят два блюдца. Что это? (Соль и сахар).
— Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмем две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? (Сахар растворился в воде).
— А вода окрасилась? (Нет)
— Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?
— Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему? (Соль растворилась в воде).
— А вода окрасилась? (Нет) Ребята, а почему соль и сахар боятся воды? (Потому что они в ней исчезают).
— Молодцы, ребята. А теперь пройдите за свои столы. Возьмите пальчиком гуашь и опустите в емкость с водой. Что происходит с водой? (Она окрасилась).
— У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Ребята, вода — одно из самых удивительных веществ на планете. О чем вы узнали на сегодняшнем занятии?
— Вода добрый друг и помощник человека. Ребята, а вы знаете, что наша, тучка тоже состоит из паров воды, и тоже играет важную роль в жизни растений и животных. Я знаю, что наша тучка знает стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода». Давайте его послушаем.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
— Ребята, давайте, что бы не было Тучки одной скучно нарисуем своим пальчиком маленькую тучку с дождиком и подарим.